г. Томск |
|
18 сентября 2015 г. |
Дело N А03-1254/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.09.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.09.2015.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе: председательствующего И.И. Терехиной,
судей Е.И. Захарчука, О.Б. Нагишевой,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.В. Бабенковой,
при участии представителей сторон:
от истца: М.Ю. Тыликовой по дов. N 536/14/22 от 09.12.2014,
от ответчиков: Д.А. Полевской по дов. N ОГ-249 от 21.04.2015 (от ТУ ФАУГИ)
от иных лиц: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Новосибирской области (N 07АП-7812/15) на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 09.06.2015 по делу N А45-6824/2015 (судья Е.Ю. Рябцева) по иску ОА "Транснефть - Западная сибирь" к ООО "Газпром межрегионгаз Новосибирск", к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Новосибирской области, при участии третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области, о признании права собственности,
УСТАНОВИЛ:
АО "Транснефть-Западная Сибирь" обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области (далее - ТУ ФАУГИ), о признании права собственности в порядке приобретательной давности на:
- резервуар стальной N 1, 1961 года постройки, площадью 415,3 кв.м., высотой 12,0 м., объем 5000 куб.м., расположенный по адресу: Россия, Новосибирская область, Барабинский район, г. Барабинск, пер. Гутова, 22, литера I, на территории структурного подразделения Барабинская ЛПДС филиала "Омское районное нефтепроводное управление" акционерного общества "Транснефть - Западная Сибирь"; инвентарный номер: объекта основных средств 0204222473; тех. паспорта 50:405:002:000000010;
- резервуар стальной N 2, 1961 года постройки, площадью 415,3 кв.м., высотой 12,0 м., объем 5000 куб.м., расположенный по адресу: Россия, Новосибирская область, Барабинский район, г. Барабинск, пер. Гутова, 22, литера II, на территории структурного подразделения Барабинская ЛПДС филиала "Омское районное нефтепроводное управление" акционерного общества "Транснефть - Западная Сибирь"; инвентарный номер: объекта основных средств 0204222474; тех. паспорта 50:405:002:000000020.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 09.06.2015 (резолютивная часть объявлена 02.06.2015) исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, ТУ ФАУГИ в апелляционной жалобе просит его отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на то, что: не имеется четкой определенности и ясности в отношении добросовестности владения и наличия совокупности обстоятельств, отвечающих признакам приобретательной давности; истцом не доказан факт владения спорными объектами с 1994 г.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы и настаивал на ее удовлетворении.
АО "Транснефть-Западная Сибирь" в отзыве на апелляционную жалобу, его представитель в судебном заседании считают решение законным и обоснованным, указывая, в том числе на то, что при установленных обстоятельствах полагать, что прежний собственник неизвестен - безосновательно, поскольку при приватизации предприятия Обществу в собственность передавался единый производственно-технологический комплекс обеспечивающий процесс перекачки нефти по магистральным трубопроводам Западной Сибири.
На основании ч.3 ст.156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена судом в отсутствие представителей ООО "Газпром межрегионгаз Новосибирск", третьего лица, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
Заслушав представителей истца и ТУ ФАУГИ, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со ст.268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции от 09.06.2015, апелляционный суд считает, что оно не подлежит отмене или изменению.
Материалами дела установлено, что 11.10.1947 под строительство Барабинской станции решением Исполнительного комитета Барабинского районного Совета депутатов трудящихся N 324, отведен участок земель, что также подтверждается письмом от 02.01.1953 N 54.
Согласно приказу от 07.01.1961 N 8 Главнефтеснаба РСФСР в г. Омске создано Западно-Сибирское нефтепроводное управление (ЗСНПУ) Главнефтеснаба РСФСР.
В 1961 году РВС N 1 и N 2 БЛПДС были введены в эксплуатацию и вошли в состав Западно-Сибирского нефтепроводного управления (ЗСНПУ).
25.12.1962 был подписан акт приема-передачи о включении резервуаров РВС N 1 и N 2 в комплекс объектов Барабинской нефтеперекачечной станции (строительство которой осуществлялось в период 1959-1962 г.г.), входившей в состав Западно-Сибирского нефтепроводного управления (ЗСНПУ).
17.01.1967 приказом N 12 Главнефтеснаба РСФСР принято решение об образовании в составе ЗСНПУ Омского районного нефтепроводного управления (ОРНУ) с подчинением ему участка трубопровода Омск-Чулым, Татарской наливной станции (ТНС), Барабинской перекачечной станции и Чулымской перекачечной станции.
05.02.1970 Постановлением Совета Министров СССР руководство нефтепроводным транспортом возложено на Министерство нефтедобывающей промышленности СССР, в составе министерства создано Главное управление по транспортированию и поставкам нефти (Главтранснефть) (в связи с этим решением ЗСНПУ передано в ведение Миннефтепрома СССР с непосредственным подчинением Главтранснефти, что привело к функциональным изменениям в работе ЗСНПУ и повлекло за собой и перемену названия).
17.03.1970 Приказом N 123 Министерства нефтедобывающей промышленности организовано Омское районное нефтепроводное управление, в состав которого на основании данного Приказу по Западно-Сибирскому нефтепроводному управлению от 24.03.1970 N 66-к вошла Барабинская станция.
01.04.1970 Приказом N 20 по Западно-сибирскому нефтепроводному управлению Главтранснефти Миннефтепрома СССР было произведено закрепление трассы МН за управлениями предприятия (по Б НПС. п.2. пп.б).
Данные обстоятельства также подтверждаются временным Уставом (п.3) Западно-Сибирского нефтепроводного управления Главтранснефти Министерства нефтедобывающей промышленности СССР от 08.04.1970; временным положением (п.3) об ОРНУ УТМН Главтранснефти Министерства нефтяной промышленности от 27.10.1970; Положением о Барабинской нефтеперекачивающей станции от 25.11.1970 (п.1 раздела 1 и 6 раздела 3).
05.08.1970 Западно-Сибирское нефтепроводное управление переименовано в Управление транссибирскими магистральными нефтепроводами (УТМН) согласно приказу N 409 Министерства нефтяной промышленности.
29.01.1976 на основании приказа Управления транссибирскими магистральными нефтепроводами N 25 Барабинская нефтеперекачивающая станция была преобразована в Барабинскую линейно-производственно-диспетчерскую станцию (Барабинскую ЛПДС или БЛПДС).
13.03.1991 УТМН переименовано в Производственное объединение транссибирских магистральных нефтепроводов (ПО ТСМНП) согласно приказу Министерства нефтяной и газовой промышленности СССР N 95.
Государственное предприятие - производственное объединение "Транссибирские магистральные нефтепроводы" (ПО ТМН) было преобразовано в акционерное общество открытого типа "Транссибирские магистральные нефтепроводы" (АООТ "Транссибнефть") в соответствии с Указом Президента РФ N 1403 от 17.11.1992 "Об особенностях приватизации и преобразования в акционерные общества государственных предприятий, производственных и научно-производственных объединений нефтяной, нефтеперерабатывающей промышленности и нефтепродуктообеспечения" и распоряжением Госкомимущества от 02.06.1994 N 1313-р.
В плане приватизации Государственного предприятия - ПО транссибирских магистральных нефтепроводов (п.9), в числе иных, указано подразделение Общества - ОРНУ, в разделе 2 п.1 указано полное и сокращенное наименование образованного Общества - АООТ "Транссибирские магистральные нефтепроводы (АО ТСМН).
Барабинская ЛПДС являлась структурным подразделением ОРНУ АООТ "Транссибнефть" согласно Положению об Омском районном нефтепроводном управлении АООТ "Транссибнефть" от 01.12.1994 (Приложение к положению), справке начальника ОРНУ N 07/133 от 24.05.1995.
25.01.1996 структурное подразделение Омское РНУ преобразовано в филиал (Положение о филиале ОРНУ АО Транссибнефть").
Согласно новой редакции Устава (преамбула), зарегистрированной Постановлением городской регистрационной палаты администрации г. Омска от 01.07.1997 N 1873 (п. 3.1.) общество создано путем преобразования ГП "ТМН" в акционерное общество открытого типа; в состав Общества входит, в том числе и ОРНУ (п.5.6).
Станция является структурным подразделением ОРНУ согласно Положению о Барабинской ЛПДС от 23.07.1997.
27.07.1997 Постановлением территориальной администрации г. Барабинска Новосибирской области N 247 произведена государственная регистрация места нахождения БЛПДС у филиала ОРНУ.
28.10.1999 Распоряжением Мингосимущества России N 1479-р были согласованны дополнения к акту оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992 (неотъемлемая часть Плана приватизации АООТ "Транссибнефть").
При формировании списка объектов, находящихся на балансе предприятия по состоянию на 01.07.1992, РВС 1 и РВС 2 БЛПДС не вошли в дополнения к Плану приватизации, в результате право собственности на них не оформлялось.
27.12.1999 в Положении об ОРНУ согласованы дополнения к акту оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992 (п.6); БЛПДС указана в качестве структурной единицы ОРНУ.
30.03.2001 согласно Распоряжению Главы Администрации Барабинского района N 141 земельный участок был передан обществу в постоянное бессрочное пользование.
02.07.2001 в Положении о Барабинской ЛПДС отражено, что станция является структурным подразделением ОРНУ.
14.06.2002 зарегистрирована новая редакция Устава ОАО "Транссибнефть" (регистрационный N 37801024/1196), согласно п.5.5 которой в состав Общества входит Омское РНУ.
Структура подчиненности осталась неизменной согласно: Положениям об "Омском РНУ" от 01.02.2002, от 04.01.2003, от 30.04.2004, от 12.05.2006, от 19.12.2008, от 11.02.2010, от 10.12.2014; Положениям о БЛПДС от 22.04.2004, от 08.11.2006, от 08.01.2009, от 31.05.2012, от 13.12.2014.
Распоряжением Главы Администрации Барабинского района N 922 от 18.12.2007 земельный участок был передан АО "Транссибнефть" в бессрочное пользование.
30.09.2009 между Администрацией Барабинского района Новосибирской области и АО "Транссибнефть" был заключен договор купли-продажи земельного участка находящегося в государственной собственности (Свидетельство о государственной регистрации права от 25.02.2010, регистрационная запись 54-54-15/039/2009-117).
05.12.2014 согласно государственной регистрации изменений в Уставе Общества, ОАО "Транссибнефть" переименовано в АО "Транснефть - Западная Сибирь" на основании Решения единственного акционера ОАО "Транссибнефть" - ОАО "Акционерная компания по транспорту нефти "Транснефть" от 28.11.2014 N 3.
Учитывая перечисленные выше обстоятельства, а также предоставленные в их подтверждение документы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу непрерывного нахождения в составе АО "Транснефть - Западная Сибирь" Барабинской ЛПДС, с находящимися на ее территории объектами недвижимости и сооружениями, непрерывного владения недвижимым имуществом - РВС N 1 и N 2, которые были введены в эксплуатацию в 1961 г. на территории Барабинской НПС, в 1976 г. преобразованной в Барабинскую линейно-производственно-диспетчерскую станцию (Барабинскую ЛПДС или БЛПДС).
Основным видом деятельности АО "Транснефть-Западная Сибирь", которая включена в систему магистрального трубопроводного транспорта России и может осуществляться только при наличии единого производственно-технологического комплекса обеспечивающего процесс перекачки нефти является транспортировка нефти (следуя Уставу).
РВС N 1 и N 2 стоят на бухгалтерском учете по ОКОФ: 12 4526521 (код общероссийского классификатора основных фондов - Парк из металлических вертикальных цилиндрических резервуаров), указанная классификация утверждена Постановлением Правительства РФ N 1 от 01.01.2002 (ред. от 10.12.2010) "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы".
В обоснование заявленных требований истцом в материалы дела представлены документы, свидетельствующие об оплате налога на имущество РВС N 1 и РВС N 2 согласно п. 1 Постановления от 30.09.2004 N 504 (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 N 292).
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из отсутствия правопритязания третьих лиц на спорные объекты, постоянного использования объектов исключительно истцом начиная с 1994 г., их содержания, ремонта и последующей оплатой налога на имущество, наличия оснований для признания права собственности в силу приобретательной давности.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам права.
В силу п. 1 ст. 234 ГК РФ лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является (п.3 ст. 234 ГК РФ).
В п.п. 15, 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22) разъяснено, что при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее: давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества; давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности. Не наступает перерыв давностного владения также в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца (пункт 3 статьи 234 ГК РФ); владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 ГК РФ не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
Пунктом 4 ст. 234 ГК РФ предусмотрено, что течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со статьями 301 и 305 ГК РФ, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям. В этой связи течение срока приобретательной давности в отношении государственного имущества может начаться не ранее 01.07.1990. При разрешении споров в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следует учитывать, что они приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством.
В соответствии с п. 4 Постановления Верховного Совета РФ от 03.03.1993 N 4604-1 "О некоторых вопросах применения законодательства Союза ССР на территории Российской Федерации" установленный ст. 42 Основ гражданского законодательства единый для всех граждан и юридических лиц срок исковой давности в три года подлежит применению к искам юридических лиц, если предусмотренный ст. 78 Гражданского кодекса РСФСР годичный срок исковой давности не истек на 03.08.1992.
Таким образом, в предмет доказывания по требованию о признании права собственности на объект недвижимости в силу приобретательной давности входит установление фактов добросовестного, открытого и непрерывного владения истцом спорным имуществом как своим собственным в течение восемнадцати лет (с учетом возможности истребования предыдущим собственником имущества из чужого незаконного владения в течение общего срока исковой давности).
Исследовав и оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные истцом доказательства в подтверждение давностного владения, в том числе, документы о переименовании и правопреемстве, структурной организации истца, план приватизации, инвентарные карточки учета основных средств, кадастровый план, паспорта, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о непрерывном владении истцом объектами недвижимости на протяжении срока приобретательной давности и правомерно признал за истцом право собственности на спорное имущество.
Как разъяснено в п.19 Постановления N 10/22, возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 ГК РФ, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности. Ответчиком по иску о признании права собственности в силу приобретательной давности является прежний собственник имущества.
Тот факт, что ответчик, в отсутствие доказательств, оспаривает право собственности истца на спорное имущество, полагая, что истец не доказал факт владения с 1994 г., не является достаточным основанием для отказа в иске, поскольку особенностью данного производного основания возникновения права собственности является возможная утрата предыдущим собственником действительной заинтересованности в имуществе, о чем свидетельствует не востребование им имущества на протяжении срока приобретательной давности.
Статьей 93 Гражданского кодекса РСФСР 1964 года были предусмотрены следующие формы собственности: государственная (общенародная) собственность; колхозно-кооперативная собственность; собственность профсоюзных и иных общественных организаций.
На основании п. 10 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа с момента регистрации акционерного общества активы и пассивы предприятия принимаются акционерным обществом. Акционерное общество становится правопреемником прав и обязанностей преобразованного предприятия. Пределы правопреемства акционерных обществ, созданных в порядке коммерциализации подразделений, устанавливаются решением соответствующего комитета.
Таким образом, до приватизации Государственного предприятия - производственного объединения "Транссибирские магистральные нефтепроводы" (ПО ТМН) путем преобразования его в акционерное общество (АООТ "Транссибирские магистральные нефтепроводы") имущество предприятия являлось государственной собственностью, владение данным имуществом осуществлялось предприятием на законных основаниях как закрепленным за ним в силу прямого указания закона - статей 23, 24 ГК РСФСР 1964, в том числе на праве хозяйственного ведения в соответствии со статьями 11, 22 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31.05.1991.
Учитывая изложенное, предыдущим собственником, к которому должен быть предъявлен иск о признании права собственности в силу приобретательной давности, является соответствующий представитель Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 432 от 05.06.2008, агентство осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности, и в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
В этой связи истец правомерно предъявил исковые требования к ТУ ФАУГИ.
Кроме того, из материалов дела видно, что истец и его правопредшественники использовали спорные объекты так, как если бы они были переданы им в результате приватизации для продолжения осуществления хозяйственной деятельности.
Ответчик не представил доказательства того, что после приватизации Российская Федерация рассчитывала использовать имущество в иных целях, отличных уставной деятельности истца, сообщала истцу о незаконности его владения, о необходимости освобождения спорных объектов, а также того, что после 1994 г. спорные объекты недвижимости были закреплены Российской Федерацией на каком-либо праве за другим лицом. Российская Федерация в лице органов государственной власти на протяжении долгого времени (более 20 лет) не проявляла себя в качестве собственника спорных объектов, бремени и обязанностей собственника не несла, контроль в отношении объектов недвижимости не осуществляла.
Возражая относительно признания права собственности истца на спорные объекты, ТУ ФАУГИ в апелляционной жалобе не указало, какой публичный интерес может быть защищен или восстановлен в случае сохранения неопределенности по вопросу о правах на имущество, учитывая, что истец, фактически владеющий имуществом как своим собственным, лишен возможности осуществить государственную регистрацию объектов, а в реестрах федеральной и муниципальной собственности эти объекты также не учтены.
Вместе с тем, отказ в иске по изложенным ответчиком причинам, привел бы к фактической невозможности судебной защиты прав давностного добросовестного владельца, т.к. он был бы лишен возможности добиваться признания за ним права собственности только вследствие отсутствия спорного имущества в плане приватизации.
Принимая во внимание указанное выше, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.110, п.1 ст.269, ст.271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 09.06.2015 по делу N А45-6824/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
И.И. Терехина |
Судьи |
Е.И. Захарчук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-6824/2015
Истец: АО "Транснефть-Западная Сибирь"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области