г. Москва |
|
18 сентября 2015 г. |
Дело N А41-36868/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 сентября 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания Леоновой И.В.,
при участии в заседании:
от заявителя Акционерного общества "Щелково Агрохим" - Третьяков И.Н. представитель по доверенности от 26 августа 2015 года N 260, Богданов А.В. представитель по доверенности от 09 февраля 2015 года N 88,
от заинтересованного лица Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Московской области - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Акционерного общества "Щелково Агрохим" на решение Арбитражного суда Московской области от 20 июля 2015 года по делу N А41-36868/15, принятое судьей Обарчуком А.А. в порядке упрощенного производства, по заявлению Акционерного общества "Щелково Агрохим" к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Московской области об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Щелково Агрохим" (далее - АО "Щелково Агрохим", общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Московской области (далее - административный орган, управление) о признании незаконным и отмене постановления от 29 апреля 2015 года N 09.1/93-с, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 10.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа 30 000 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 20 июля 2015 года в удовлетворении заявления АО "Щелково Агрохим" отказано (л.д. 161 т. 1).
Не согласившись с данным судебным актом, АО "Щелково Агрохим" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на нарушение норм материального права.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке упрощенного производства с применением норм статей, содержащихся в главе 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Согласно статье 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам.
С учетом изложенного судебное разбирательство проведено судьей апелляционного суда единолично.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя управления, извещенного надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) и на сайте (www.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ, вступившего в силу 01 ноября 2010 года).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представители общества поддержали доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просили решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Выслушав представителей общества, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, 15 апреля 2015 года управлением установлен факт ввоза обществом на территорию Российской Федерации партии семян сахарной свеклы, без документов подтверждающих их посевные качества:
- РМС 121 ДС N 179609 от 23 января 2015 года партия N 3-14 урожая 2014 года в ко. 0,075т.; РМС 120 ДС N 179605 от 23 января 2015 года партия N 1-14 урожая 2014 года в количестве 0,075т., поставщик Germanis Seed Technology Lithuania, Vilnius, "UAB Auto Praba" из Литвы происхождение России, Италия (Договор на поставку образцов от 20 января 2015 года). Груз сопровождался сертификатами соответствия ДС N 179609 от 23 января 2015 года срок действия которого по 02 марта 2015 года гибрид - РМС 121 и сертификатами соответствия ДС N 179605 от 23 января 2015 года срок действия которого по 06 марта 2015 года гибрид - РМС 120;
- Хамбер партия 0101/962 ДС N 154065 от 07 мая 2015 года в количестве 0,05 тн, Портланд партия 0101/968 ДС N 154155 от 21 мая 2014 года в количестве 0,065 тн, для гибридов Портланд срок действия сертификата по 15 мая 2015 года и Хамбер срок действия сертификата по 15 мая 2015 года.
По факту выявленного нарушения, управлением в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 15 апреля 2015 года N 09.1/ВН-36, ответственность за которое предусмотрено статьей 10.14 КоАП РФ (л.д. 65).
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении административным органом вынесено постановление от 29 апреля 2015 года N 09.1/93-с, в соответствии с которым АО "Щелково Агрохим" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренном статьей 10.14 КоАП РФ, и ему назначено наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей (л.д. 40).
Не согласившись с постановлением административного органа о привлечении к административной ответственности, общество обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением об оспаривании вышеуказанного постановления.
Отказывая в удовлетворении заявления общества, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях общества состава вмененного административного правонарушения, соблюдения административным органом порядка и сроков привлечения к административной ответственности.
Данный вывод суда первой инстанции является ошибочным по следующим основаниям.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, в судебном заседании, проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также, иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 17 декабря 1997 года N 149-ФЗ "О семеноводстве" (далее - Федеральный закон N 149-ФЗ) сортовые качества семян - совокупность признаков, характеризующих принадлежность семян к определенному сорту сельскохозяйственных растений.
Посевные качества семян - совокупность признаков, характеризующих пригодность семян для посева (посадки).
Статьей 28 Федерального закона N 149-ФЗ предусмотрено, что партии семян, предназначенных для реализации, должны иметь сертификаты, удостоверяющие сортовые и посевные качества семян.
По заявкам производителей семян данные сертификаты выдаются и на партии семян, предназначенных для собственных нужд их производителей.
Партии семян, предназначенных для вывоза из Российской Федерации, должны иметь сертификаты в соответствии с нормами международного права.
Выдача сертификатов, удостоверяющих сортовые и посевные качества семян, осуществляется семенными инспекциями и лесосеменными станциями.
Порядок проведения сертификации семян определяется специально уполномоченным федеральным органом управления сельским хозяйством.
Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 08 декабря 1999 года N 859 утверждено Положение о порядке проведения сертификации семян сельскохозяйственных и лесных растений (далее - Положение N 859).
Статьей 33 Федерального закона N 149-ФЗ предусмотрено, что ввоз в Российскую Федерацию партий семян допускается в случае, если на партии семян оформлены документы, удостоверяющие их сортовые и посевные качества, и если указанные партии семян соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
Ввезенные в Российскую Федерацию партии семян подлежат семенному контролю и фитосанитарному контролю.
Контроль за ввозом в Российскую Федерацию и вывозом из Российской Федерации партий семян осуществляют специально уполномоченный федеральный орган управления сельским хозяйством и другие федеральные органы исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок ввоза в Российскую Федерацию и порядок вывоза из Российской Федерации партий семян устанавливаются законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 Положения N 859 предусмотрено, что сертификат - документ, выданный по правилам Системы сертификации семян, удостоверяющий посевные качества семян и подтверждающий их соответствие требованиям государственных и отраслевых стандартов, другой нормативной документации.
Согласно статье 10.14 КоАП РФ ввоз на территорию Российской Федерации не соответствующих требованиям государственных стандартов партий семян без документов, удостоверяющих их сортовые и посевные качества, партий семян в незатаренном состоянии (насыпью), обработанных химическими и биологическими препаратами, либо допущенных к использованию партий семян, сорта которых не включены в Государственный реестр селекционных достижений, за исключением партий семян, предназначенных для научных исследований, государственных испытаний, производства семян для вывоза из Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Оспариваемым постановлением общество привлечено к административной ответственности по статье 10.14 КоАП РФ за нарушение порядка ввоза на территорию Российской Федерации семян сельскохозяйственных растений, выразившееся в вывозе в Англию семена, относящиеся к категории заготовляемых, а были в дальнейшем получены семена сахарной свеклы готовые к посеву, в связи с чем, были изменены показатели посевных качеств, указанные в сопровождающих товар сертификатах соответствия.
Между тем статьей 10.14 КоАП РФ не предусмотрено административной ответственности за ввоз на территорию Российской Федерации семян без документов, удостоверяющих их сортовые и посадочные качества.
Статьей 10.14 КоАП РФ установлена административная ответственность за: "ввоз на территорию Российской Федерации не соответствующих требованиям государственных стандартов партий семян без документов, удостоверяющих их сортовые и посевные качества".
Таким образом, исходя из буквального толкования диспозиции статьи 10.14 КоАП РФ, ввоз на территорию Российской Федерации семян без документов, удостоверяющих их сортовые и посадочные качества, образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 10.14 КоАП РФ, только в том случае, если семена, ввозимые на территорию Российской Федерации семян без документов, удостоверяющих их сортовые и посадочные качества, так же не соответствуют требованиям государственных стандартов.
Соответственно, для привлечения к административной ответственности по статье 10.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный орган обязан установить и доказать наличие в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, двух обязательных элементов объективной стороны состава правонарушения:
1. несоответствие ввозимой на территорию Российской Федерации партии семян требованиям государственных стандартов;
2. ввоз партии семян на территорию Российской Федерации без документов, удостоверяющих их сортовые и посадочные качества (одновременно с необходимость наличия этих документов).
Ввоз партии семян на территорию Российской Федерации без документов, удостоверяющих их сортовые и посадочные качества в случае, если эти семена соответствуют требованиям государственных стандартов, не образует объективной стороны административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена статьей 10.14 КоАП РФ.
При привлечении к административной ответственности административный орган обязан располагать надлежащими доказательствами несоответствия ввозимой территорию Российской Федерации партии семян, удостоверяющих их сортовые и посадочные качества, требованиям государственных стандартов.
Как установлено судом первой инстанции, административным органом доказано наличие одного из двух указанных вышеуказанных обязательных признаков объективной стороны состава правонарушения - ввоз обществом на территорию Российской Федерации партии семен сахарной свеклы готовых к посеву без документов, удостоверяющих их сортовые и посадочные качества.
Однако доказательства наличия в действиях общества второго из двух вышеуказанных обязательных признаков объективной стороны состава правонарушения - несоответствие ввозимой на территорию Российской Федерации партии семен требованиям государственных стандартов, административным органом в материалы дела не представлены. Вопрос о соответствии или несоответствии ввезенных саженцев винограда государственным стандартам административным органом не исследовался.
Из этого следует, что на момент принятия постановления о привлечении общества к административной ответственности по статье 10.14 КоАП РФ за ввоз на территорию России партии семян сахарной свеклы без документов, удостоверяющих их сортовые и посадочные качества, административный орган не располагал доказательствами наличия второго обязательного признака объективной стороны состава правонарушения для привлечения к административной ответственности, предусмотренной статьей 10.14 КоАП РФ - доказательствами несоответствия ввезенных семен требованиям государственных стандартов.
Как следует из материалов дела, 20 января 2015 года между АО "Щелково Агрохим" и английской компанией Germains Seed Technology были заключены два договора на поставку образцов семян сахарной свеклы.
В соответствии с условиями первого договора поставки АО "Щелково Агрохим" поставило Germains Seed Technology бесплатные образцы семян для разработки технологии активации и дражирования семян сахарной свеклы. При этом со стороны АО "Щелково Агрохим" вместе с образцами семян были представлены сертификаты соответствия на товар N РСЦ 036 119 Е1 2878-14 от 07 мая 2014 года (бланк ДС N 154065), N РСЦ 036 119 Е1 2968-14 от 21 мая 2014 года (бланк ДС N 154155), N РСЦ 036 119 Е1 0247-15 от 23 января 2015 года (бланк ДС N 179605), N РСЦ 036 119 Е1 0251-15 от 23 января 2015 года (бланк ДС N 179609).
В соответствии с условиями второго договора поставки Germains Seed Technology бесплатно поставило АО "Щелково Агрохим" образцы активированных и дражированных семян сахарной свеклы (то есть осуществило возврат поставленных семян сахарной свеклы после применения к ним технологии активации и дражирования). При этом все сопроводительные транспортные документы оформлялись компанией Germains Seed Technology.
Данные обстоятельства свидетельствует о том, что семена предназначены для научных исследований и действия общества не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 10.14 КоАП РФ.
Кроме того, норма статьи 33 Федерального закона N 149-ФЗ, являясь бланкетной, не содержит никаких требований к документам, удостоверяющим сортовые и посевные качества семян, и порядку их оформления.
В силу положений статьи 65, части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются вышеуказанные обстоятельства.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ предусмотрено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1).
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции и об удовлетворении заявленных требований АО "Щелково Агрохим" о признании незаконным и отмене постановления от 29 апреля 2015 года N 09.1/93-с, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 10.14 КоАП РФ.
В силу статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации госпошлина в размере 3 000 рублей, уплаченная платежным поручением N 7843 от 31 июля 2015 года, подлежит возврату АО "Щелково Агрохим" из Федерального бюджета, поскольку оплата госпошлины за подачу апелляционной жалобы по делам об административных правонарушениях не предусмотрена АПК РФ.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271, статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 20 июля 2015 года по делу N А41-36868/15 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Россельхознадзора по Воронежской области N 09.1/93-с от 29 апреля 2015 года о привлечении АО "Щелково Агрохим" к административной ответственности, предусмотренной статьей 10.14 КоАП РФ.
Возвратить АО "Щелково Агрохим" из Федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 000 рублей, перечисленную платежным поручением N 7843 от 31 июля 2015 года за подачу апелляционной жалобы.
Судья |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-36868/2015
Истец: АО "Щелково Агрохим"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ВЕТЕРИНАРНОМУ И ФИТОСАНИТАРНОМУ НАДЗОРУ ПО ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ВЕТЕРИНАРНОМУ И ФИТОСАНИТАРНОМУ НАДЗОРУ ПО ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ