г. Воронеж |
|
21 сентября 2015 г. |
Дело N А64-2923/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 сентября 2015 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Скрынникова В.А,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,
при участии в судебном заседании:
от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области: представители не явились, извещено надлежащим образом,
от Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида N 67 "Улыбка": представители не явились, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 14.07.2015 по делу N А64-2923/2015 (судья Малина Е.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области (ОГРН 1126829004554, ИНН 6829083507) к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад комбинированного вида N67 "Улыбка" (ОГРН 1036888180900, ИНН6832010227) о взыскании 42057,83 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад комбинированного вида N 67 "Улыбка" (далее -детский сад N 67 "Улыбка", страхователь) о взыскании 42 057,83 руб. (с учетом уточнения заявленных требований).
Указанное дело рассматривалось Арбитражным судом Тамбовской области в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 14.07.2015 заявленные требования удовлетворены в части взыскания с МБДОУ детский сад N 67 "Улыбка" штрафа в сумме 600 рублей. В удовлетворении заявленных требований в остальной части отказано.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом в части отказа в удовлетворении заявленных требований, Управление Пенсионного фонда обратилось с настоящей апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в указанной части как принятое с нарушением норм материального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Управление Пенсионного фонда ссылается на неправомерное исключение страхователем из базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование суммы денежного поощрения лучшим воспитателям муниципальных образовательных учреждений - победителям конкурса "Лучший воспитатель Тамбовской области".
По мнению учреждения, поскольку спорные выплаты прямо не поименованы в ст. 9 Закона N 212-ФЗ, произведены в рамках трудовых отношений между работником и работодателем, то данные компенсационные выплаты, по своей сути, являются элементами оплаты труда и, следовательно, подлежат обложению страховыми взносами на обязательное социальное страхование в общеустановленном порядке. При этом способ формирования источника выплат, по мнению Учреждения, правового значения в данном случае не имеет.
В представленном отзыве детский сад N 67 "Улыбка" возражает против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Исходя из содержания апелляционной жалобы Управления Пенсионного фонда, суд апелляционной инстанции в соответствии с ч. 5 ст. 268 АПК РФ осуществляет проверку решения Арбитражного суда Тамбовской области от 14.07.2015 по настоящему делу только в обжалуемой налоговым органом части. При этом судом учтено, что каких-либо возражений в представленном ответчиком отзыве не содержится.
В судебное заседание не явились представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы. На основании ст. ст. 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось в отсутствие не явившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в отношении МБДОУ детский сад N 67 "Улыбка" была проведена выездная проверка по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2011 по 31.12.2013, результаты которой оформлены актом от 07.11.2014 N 079 025 14 АВ 0000730.
По результатам рассмотрения материалов проверки Управлением Пенсионного фонда принято решение от 04.12.2014 N 07902514РВ 0000444 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, в соответствии с которым учреждение привлечено к ответственности, предусмотренной п.1 ст. 47 Федерального закона N 212-ФЗ за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в виде штрафа в общей сумме 5722,40 руб., а также предусмотренной статьи 48 Федерального закона от 24.07.09 N212-ФЗ в виде штрафа в общем размере 600 руб.
Кроме того, данным решением страхователю начислены пени в сумме 4259,37 руб., а также предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть в размере 19780 руб., на накопительную часть в сумме 4140 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 2852 руб., в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 1840 руб.
На основании указанного решения в адрес страхователя выставлено требование N 07902540064097 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в добровольном порядке в срок до 27.01.2015.
Неисполнение страхователем требования в добровольном порядке в установленный срок в полном объеме послужило основанием для обращения Управления Пенсионного фонда в суд с настоящим заявлением.
Как установлено судом первой инстанции, взыскиваемая задолженность в общей сумме 41 457,83 руб. начислена по эпизоду доначисления страховых взносов исходя из вывода Управления Пенсионного фонда о необоснованном исключении страхователем из базы для начислении страховых взносов денежного поощрения лучшим воспитателям - победителям областного конкурса "Лучший воспитатель Тамбовской области" (Горбуновой Л.И. в размере 23 000 руб., Негуляевой Т.И. в размере 23 000 руб., Татарниковой О.А. в размере 23 000 руб., Михайловой Н.Н. в размере 23 000 руб.).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что единовременные поощрительные выплаты, произведенные победителям конкурса "Лучший воспитатель Тамбовской области", не являлись оплатой труда работников, в связи с чем, не подлежали включению в базу для исчисления страховых взносов.
При этом суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2011) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением денежных выплат, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона (пункт 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ), которая содержит перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами.
Статья 15 Трудового кодекса РФ определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с данным Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Под трудовым договором ст. 56 ТК РФ понимается соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
В соответствии со статьей 129 ТК РФ, оплата труда состоит из заработной платы, а также компенсационных выплат и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Взаимосвязанное толкование приведенных нормативных положений позволяет сделать вывод о том, что под выплатой или вознаграждением, произведенными в рамках трудовых отношений (включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера), следует понимать выплаты и вознаграждения, полученные работником от работодателя за выполнение трудовой функции, обусловленной трудовым соглашением, определяемые в соответствии с перечисленными в ст. 15 ТК РФ нормативными правовыми и локальными актами, регулирующими трудовые отношения.
Вместе с тем выплаты, производимые работодателем в пользу или в интересах работника не за результаты труда, а по иным основаниям, не могут быть отнесены к выплатам, подлежащим включению в базу для исчисления страховых взносов в порядке, установленном ст. 7 Федерального закона N 212-ФЗ, так как это противоречит правовой природе понятия оплата труда, сформулированному в Трудовом кодексе.
Как следует из материалов дела, в 2011 г. сотрудники МБДОУ детского сада комбинированного вида N 67 "Улыбка" приняли участие в областном конкурсе воспитателей Тамбовской области на звание лучшего воспитателя Тамбовской области. По результатам конкурса в число его победителей, получивших звание лучшего воспитателя Тамбовской области, вошли сотрудники детского сада Горбунова Л.И., Негуляева Т.И., Татарникова О.А., Михайлова Н.Н.
В связи с указанным обстоятельством перечисленным сотрудникам было выплачено денежное вознаграждение за победу в конкурсе в общей сумме 92 000 руб. - по 23 000 руб. каждому сотруднику.
Выплата вознаграждения предусматривалась постановлением администрации Тамбовской области от 13.08.2010 N 966 "Об утверждении порядка предоставления средств бюджетам муниципальных районов и городских округов области на обеспечение дополнительных мер стимулирования отдельных педагогических работников муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, на 2010" и аналогичными постановлениями 2011 - 2012 года, устанавливающими, что лучшим воспитателям по результатам конкурсного отбора выплачивается 400 денежных поощрений в размере 23 000 руб. не позднее 1 ноября текущего года при условии их победы в конкурсе (пункты 2,6,7).
Проведение конкурса "Лучший воспитатель Тамбовской области" осуществлялось на основании соответствующего приказа администрации Тамбовской области, ею же было утверждено примерное положение о проведении областного конкурса. Методическое сопровождение организации конкурсов осуществляет управление образования и науки области.
Целью конкурса заявлено привлечение внимания органов государственной власти и местного самоуправления, научной и педагогической общественности, средств массовой информации к проблемам развития дошкольного образования, формирование позитивного общественного мнения о профессии педагога.
Общий региональный список победителей конкурса утверждался соответствующим приказом управления образования и науки области; выписка из приказа доводилась до сведения глав (администраций) городов/районов области.
Приложениями к приказу Управления образования и науки Администрации Тамбовской области N 2346 от 21.09.2011 "Об итогах проведения областного конкурса "Лучший воспитатель Тамбовской области - 2011", N 2609 от 28.09.2012 "Об итогах проведения областного конкурса "Лучший воспитатель Тамбовской области - 2012" утверждены региональные списки победителей областного конкурса лучший воспитатель Тамбовской области за 2011, 2012 годы соответственно.
Пунктом 2 указанных приказов Управления образования и науки Администрации Тамбовской области предусмотрено направление средств в бюджеты муниципальных районов (городских округов) для осуществления дополнительных единовременных стимулирующих выплат победителям конкурса до 1 ноября соответствующего года, а также осуществление контроля за целевым использованием выделенных бюджетных средств.
Таким образом, выплата денежных средств в общей сумме 92000 руб. (23 000 каждому работнику) была осуществлена не в связи с исполнением работниками своей трудовой функции воспитателя в детском саду "Радуга", а в связи с их участием в конкурсе на звание лучшего воспитателя Тамбовской области и победой в этом конкурсе.
То обстоятельство, что победители конкурса состоят в трудовых отношениях с дошкольным учреждением, не свидетельствует о характере спорных выплат как произведенных в рамках трудовых отношений и подлежащих включению в облагаемую базу для исчисления страховых взносов.
Доказательств, подтверждающих выплату премий воспитателям за счет средств детского сада, выделенных на финансирование его деятельности как дошкольного образовательного учреждения, в материалах дела не имеется.
В указанной связи, учитывая, что в силу статьи 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции, действовавшей в 2011 году) органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право, и материалами дела доказан факт выплаты победителям конкурса на звание лучшего воспитателя Тамбовской области в 2011 -г. единовременных поощрительных выплат за счет целевых бюджетных средств Тамбовской области на основании соответствующих нормативных правовых актов Тамбовской области не в связи с осуществлением ими конкретной трудовой деятельности в дошкольном учреждении, а в связи с реализацией социально-педагогических программ субъекта Российской Федерации, финансируемых из его бюджета, апелляционная коллегия полагает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что спорные выплаты не подлежат включению в облагаемую базу для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Довод заявителя о том, что спорные выплаты прямо не отнесены к перечню выплат, предусмотренных статьей 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, не имеет правового значения, поскольку указанной нормой предусмотрено исключение из общего правила, позволяющее не учитывать при определении облагаемой базы приведенные выплаты, признающиеся объектом обложения страховыми взносами, тогда как в рассматриваемом случае спорные выплаты изначально не относятся к объекту обложения страховыми взносами в соответствии со статьей 7 Федерального Закона N 212-ФЗ.
Таким образом, поскольку единовременные премии победителям конкурса "Лучший воспитатель МБДОУ" выплачивались за счет целевых бюджетных средств областного бюджета Тамбовской области на основании нормативных актов Администрации Тамбовской области, осуществлялись не в рамках трудовых отношений, а в связи с реализацией социально-педагогических программ субъекта РФ, то указанные выплаты не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов для детского сада как плательщика страховых взносов.
Следовательно, у отделения Управления Пенсионного фонда не имелось оснований для доначисления страхователю взыскиваемых сумм пени и штрафа по данному эпизоду.
Таким образом, судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении заявленных Управлением Пенсионного фонда требований о взыскании с ответчика спорной суммы.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Тамбовской области от 14.07.2015 по делу N А64-2923/2015 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области без удовлетворения.
Учитывая, что в соответствии с пп.1 п. 1 ст.333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о распределении судебных расходов судом не разрешается.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 14.07.2015 по делу N А64-2923/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
В.А. Скрынников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-2923/2015
Истец: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области
Ответчик: МБДОУ Детский сад комбинированного вида N67 "Улыбка"