г. Томск |
|
22 сентября 2015 г. |
Дело N А27-8885/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.09.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 22.09.2015.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Павлюк Т. В.
судей: Скачковой О. А.
Ходыревой Л. Е.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горбачевой А.Г.
при участии:
от лиц участвующих в деле: без участия (извещены);
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Государственного учреждения - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал N 18)
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 10.07.2015
по делу N А27-8885/2015 (судья И.В. Конкина)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Кузбасская энергосетевая компания", г. Кемерово к Государственному учреждению - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал N 18), г. Кемерово о признании недействительным решения N 18000049осс от 28.04.2015,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Кузбасская энергосетевая компания", (далее - заявитель, Общество, страхователь, ООО "КЭнК") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 18) (далее - госорган, Фонд, Учреждение, ГУ-КРОФСС РФ) N 18000049осс от 28.04.2015 "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах".
Решением суда от 10.07.2015 (резолютивная часть объявлена 09.07.2015) заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Фонд обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе удовлетворении требований. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что в нарушение пункта 5 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) назначены и выплачены пособия по листкам нетрудоспособности, выданным с нарушениями Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.08.2007 N 514 и Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.06.2011 N 624н "Об утверждении порядка выдачи листков нетрудоспособности".
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Общество в отзыве, представленном в суд в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), доводы апелляционной жалобы отклонило, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Новосибирской области в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в период с 02.03.2015 по 06.03.2015 Филиалом N 18 ГУ-КРОФСС РФ была проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации плательщиком страховых взносов ООО "КЭнК", за период с 01.01.2012 по 31.12.2014. По результатам рассмотрения материалов выездной проверки Фондом было вынесено решение N 18000049осс от 28.04.2015 "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах". Данным решением ООО "КЭнК": привлечено к ответственности по части 1 статьи 47 Федерального закона N 212- ФЗ в виде штрафа в размере 107,56 руб. (пункт 1 решения), - начислены пени в размере 90,07 руб. (пункт 2 решения), доначислены страховые взносы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования в сумме 537,78 руб. (пункт 3.1 решения). Основанием для доначисления указанных сумм явился вывод проверяющих о занижении обществом базы для начисления страховых взносов на 18544,16 руб., из которой: 17947,40 руб. - сумма расходов, не принятая к зачету по акту от 30.03.2015 N 18000049, 596,76 руб. - за счет средств общества.
Не согласившись с принятым решением N 18000049осс от 28.04.2015 "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах" госоргана, заявитель обратился в суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, исходил из того, что сам по себе факт наличия ошибок в листках нетрудоспособности, допущенных медицинским учреждением, не является основанием для отказа в принятии к зачету произведенных страхователем расходов.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции.
В силу статьи 198 АПК РФ организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагает, что оспариваемые решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают ее права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на нее какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) организации любой организационно-правовой формы являются страхователями по обязательному социальному страхованию. Застрахованными лицами признаются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора. Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (статья 12 Закона N 165-ФЗ). Пунктом 6 статьи 12 Закона N 165-ФЗ установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 8 Закона N 165-ФЗ одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию является пособие по временной нетрудоспособности. В соответствии с пунктом 1 статьи 22 названного Закона основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая. По смыслу статьи 13 Закона N 255-ФЗ единственным основанием для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности является листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования.
Документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности (часть 5 статьи 13 Закона N 255-ФЗ и пункт 1 Порядка N 624н).
Статьей 183 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральным законом.
Статьей 11 Закона N 165-ФЗ предусмотрено право страховщика не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе суммы пособий по временной нетрудоспособности, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного Порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Частью 1 статьи 3 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что финансирование выплаты пособий по временной нетрудоспособности осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств работодателя в случаях, предусмотренных законом.
Согласно Методическим указаниям о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утвержденным Постановлением ФСС РФ от 07.04.2008 N 81, контроль за правильностью расходования страхователями средств на обязательное социальное страхование, начисления и уплаты страховых взносов в добровольном порядке на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности осуществляется отделением (филиалом отделения) Фонда посредством проведения документальных выездных проверок страхователей, истребования у страхователей документов, получения от них объяснений, проверки данных учета и отчетности. При наличии нарушений, указанных в пункте 60 Методических указаний, отделение (филиал отделения) Фонда в ходе проверки дает возможность исправить (устранить) нарушение либо принимает решение о непринятии к зачету расходов на основании акта проверки, либо принимает меры к ЛПУ, выдавшему листки нетрудоспособности с нарушением Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности. Таким образом, законодательством предусмотрено право страховщика не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации. Из анализа указанных норм следует, что отношения по зачету суммы, выплаченной в качестве пособия с нарушением установленных правил, возникают между страховщиком и страхователем, а не между страховщиком и лечебным учреждением, выдавшим листки нетрудоспособности. Пунктом 10 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, определено, что выплата пособий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера. Предъявленная к взысканию сумма - это уплаченное страхователем своим работникам и принятое к зачету страховое возмещение по временной нетрудоспособности.
Как следует из материалов дела, в нарушение пункта 1 статьи 6 Федерального закона N 255-ФЗ по листку нетрудоспособности 039977308601 за период нетрудоспособности с 13.03.2012 по 27.03.2012, выданному на имя Патрушева В.И., оплачено по 29.03.2012, в то время как Патрушева В.И. 29.03.2012 представил документы на регистрацию в учреждение медико-социальной экспертизы (МСЭ) и инвалидом не признан; в нарушение пункта 5 статьи 13 Федерального закона N 255-Фз назначено и выплачено пособие по временной нетрудоспособности по листку нетрудоспособности 043165237466 за период нетрудоспособности с 30.03.2012 по 04.04.2012 (который является продолжением листка нетрудоспособности 039977308601 за период нетрудоспособности с 13.03.2012 по 27.03.2012), оформленному в нарушение пункта 60 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.06.2011 N 624н, с указанием 30.03.2012 в качестве даты, с которой Патрушева В.И, освобождается от работы, в то время как продление листка нетрудоспособности 043165237466 (выданного за период с 13.03.2012 по 27.03.2012) должно было осуществляться с 28.03.2012.
Пунктом 5 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.06.2011 N 624н, предусмотрено, что выдача и продление листка нетрудоспособности осуществляется медицинским работником, Согласно пункту 61 Порядка дата восстановления трудоспособности указывается в строке "Приступить к работе"" в ячейках "с-" (следующим днем после осмотра и признания гражданина трудоспособным). При этом, в случае, если гражданин продолжает болеть и ему выдают новый листок нетрудоспособности, в строке "Иное:" указывается двухзначный код "31". При амбулаторном лечении продление листка нетрудоспособности осуществляется со дня, следующего за днем осмотра гражданина врачом (пункт 60 Порядка). Листок нетрудоспособности 039977308601 был выдан за период нетрудоспособности с 13.03.2012 по 27.03.2012, дата восстановления трудоспособности в нем не была указана, в строке "Иное" содержался двузначный код "31", указано, что выдан листок нетрудоспособности 043165237466 (продолжение). В листке нетрудоспособности 043165237466 указано, что данный листок является продолжением листка нетрудоспособности 039977308601, однако, в нарушение пункта 60 Порядка в графе "С какого числа" указана не дата, следующая за днем осмотра В.И. Патрушева врачом (28.03.2012) при заполнении предыдущего листка нетрудоспособности, с которой В.И. Патрушев должен был быть освобожден от работы, а 30.03.2012.
Таким образом, как обоснованно указал суд первой инстанции, допущенные медицинским работником ошибки при заполнении листка трудоспособности 039977308601 не являлись основанием для неверного расчета работодателем (ООО "КЭнК") пособия по временной нетрудоспособности В.И. Патрушеву. Страхователь в отличие от страховщика правом контроля правильности оформления и соблюдения порядка выдачи листков нетрудоспособности медицинскими организациями не наделен. Фондом в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не представлено в материалы дела доказательств того, что данные недостатки в оформлении больничных листков влияют на данные, имеющие существенное значение для принятия к зачету расходов по обязательному социальному страхованию. Следовательно, сам по себе факт выдачи медицинским учреждением спорных листков нетрудоспособности с нарушениями, при наличии иных условий для получения гражданином пособий по временной нетрудоспособности, не является основанием для отказа в принятии к зачету этих расходов.
По листками нетрудоспособности 153767327888, 153701536042, 153735930807, 140407632343 за период нетрудоспособности с 10.08.2014 по 24.10.2014, выданным на имя Панькова Р.В., произведена в нарушение подп. 3 пункта 1, подп.2 пункта 2 статьи 8 Федерального закона N 255-ФЗ, пунктом 21 (в), 22 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375, исходя из среднего дневного заработка, который больше минимального размера оплаты труда, поскольку информация, указанная в акте расследования, не подтверждена документами, подтверждающими произошедшее обстоятельство. Согласно пункту 3 части 1 статьи 8 Закона N 255-ФЗ основаниями для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности является заболевание или травма, наступившие вследствие алкогольного, наркотического, токсического опьянения или действий, связанных с таким опьянением. Таким образом, основанием для снижения пособия по временной нетрудоспособности является именно заболевание или травма, наступившие вследствие алкогольного опьянения, но не факт нахождения лица в алкогольном опьянении при получении травмы и поступлении в лечебное учреждение.
Как обоснованно отмечено судом первой инстанции, для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности необходимо установление прямой причинно-следственной связи между заболеванием или травмой, повлекшими временную нетрудоспособность, и опьянением. Как следует из объяснительной Р.В. Панькова от 22.08.2014 и Акта расследования от 22.08.2014 следует, что причиной полученной Р.В. Паньковым травмы являются неправомерные действия третьих лиц, а не алкогольное (наркотическое, токсическое) опьянение Р.В. Панькова или действия Р.В. Панькова, связанные с таким опьянением Р.В. Панькова. Данное обстоятельство подтверждается постановлением о прекращении уголовного дела в связи с примирением сторон, вынесенного мировым судьей судебного участка N 3 Кировского района г. Кемерово Жигалиным Г.А. 17.12.2014 по делу N1-75-2014/3. В соответствии с указанным выше постановлением Панькову Р.В. был причинен вред здоровью средней тяжести преступными действиями М.А. Шабанова, который 10.08.2014 около 05.00 часов учинил ссору с Паньковым Р.В. и, действуя умышленно, с целью причинения вреда здоровью средней тяжести нанес ему не менее пяти ударов кулаками по лицу, по голове. Кроме прочего, дополнительный код 021 указан только в листке нетрудоспособности 15376732788, выданном 20.082014, то есть до составления вышеуказанных документов (объяснительной, Акта расследования, постановления мирового судьи), которые опровергают указанную в данном листке нетрудоспособности причину нетрудоспособности. Таким образом, Фондом не представлено доказательств, безусловно свидетельствующих о наличии причинной связи между получением работником Общества травмы (заболевания) и состоянием опьянения, повлекшим получение травмы.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, пришел к правомерному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Доводу Фонда о том, что листки нетрудоспособности, составленные с нарушением требований законодательства, не могут являться основанием для осуществления их оплаты за счет средств Фонда социального страхования, дана надлежащая оценка. Отказ в принятии к зачету расходов по выплате страхового обеспечения не изменяет правовой природы пособий по обязательному социальному страхованию, так как выявленные страховщиком ошибки, нарушения не могут являться безусловной причиной признания наступившей нетрудоспособности не страховым случаем.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют позицию Фонда социального страхования по делу, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 10.07.2015 по делу N А27-8885/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Павлюк Т. В. |
Судьи |
Скачкова О. А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-8885/2015
Истец: ООО "Кузбасская энергосетевая компания"
Ответчик: Государственное учреждение-Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N18