город Ростов-на-Дону |
|
22 сентября 2015 г. |
дело N А32-17315/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 сентября 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Николаева Д.В.,
судей А.Н. Стрекачёва, Н.В. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания секретарем Костенко М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу-курорту Геленджик на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.07.2015 по делу N А32-17315/2015 по заявлению закрытого акционерного общества "Санаторий "Голубая волна"
ИНН 2304031727, ОГРН 1022300774946 к заинтересованному лицу - Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу-курорту Геленджик о признании незаконным и отмене решения, принятое в составе судьи Погорелова И.А.
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Санаторий "Голубая волна" (далее также - общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу-курорту Геленджик Краснодарского края (далее также - инспекция, налоговый орган) о признании незаконным и отмене решения от 15.12.2014 N 52 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 01.07.2015 признано незаконным и отменено полностью решение Инспекции Федеральной налоговой службы по городу-курорту Геленджик Краснодарского края, г. Геленджик от 15.12.2014 N 52 о привлечении ЗАО "Санаторий "Голубая волна", г. Геленджик (ИНН 2304031727, ОГРН 1022300774946) к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Суд взыскал с Инспекции Федеральной налоговой службы по городу-курорту Геленджик Краснодарского края, г. Геленджик в пользу ЗАО "Санаторий "Голубая волна", г. Геленджик (ИНН 2304031727, ОГРН 1022300774946) в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины сумму 3 000 рублей, уплаченной по платежным поручениям от 07.05.2015 N 901.
Инспекция обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила отменить судебный акт, принять новый.
В судебном заседании суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ч. 3 ст. 156 АПК РФ счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся представителей лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Суд огласил, что от налогового органа через канцелярию суда поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
Суд, совещаясь на месте, определил: ходатайство удовлетворить.
Суд огласил, что от ЗАО "Санаторий "Голубая волна" через канцелярию суда поступил отзыв на апелляционную жалобу для приобщения к материалам дела.
Суд, совещаясь на месте, определил: приобщить отзыв на апелляционную жалобу к материалам дела.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании решения от 08.07.2014 N 22, инспекция провела выездную налоговую проверку общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) всех налогов и сборов за период с 01.01.2012 по 31.12.2013.
По результатам проверки налоговым органом составлен акт от 30.10.2014 N 35 и вынесено решение от 15.12.2014 N 52, в соответствии с которым обществу начислен налог на прибыль организаций за 2012 - 2013 годы в сумме 408 594 рублей, а также пени за несвоевременную уплату указанного налога в размере 9891 рубля 90 копеек; налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неполную уплату налога на прибыль организаций в виде взыскания штрафных санкций в сумме 35 164 рублей 50 копеек.
Считая решение инспекции от 15.12.2014 N 52 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения незаконным, общество обратилось с жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю. Решением от 03.03.2015 N 21-12-136 жалоба общества на решение инспекции от 15.12.2014 N 52 оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением инспекции от 15.12.2014 N 52, общество обратилось в арбитражный суд.
По мнению налогового органа, в нарушение пункта 1 статьи 257 и статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик неправомерно отнес в состав расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль, затраты на оплату труда, включая отчисления в ПФР, страхование от несчастных случаев работников отдела капитального строительства.
Инспекция полагает, что затраты по оплате труда работников подразделения капитального строительства (далее также - ОКС) и начисленный на данные суммы заработной платы единый социальный налог формируют капитальные затраты по созданию амортизированного имущества - строящихся объектов основных средств.
Условием отнесения общехозяйственных расходов, в том числе затрат на заработную плату персонала, на увеличение стоимости основных средств, является их непосредственная связь с приобретением, сооружением или изготовлением основных средств. В противном случае такие расходы относятся на себестоимость как затраты, связанные с управлением производством.
Заработная плата с отчислениями во внебюджетные фонды, относящиеся к работникам подразделения капитального строительства, должностные обязанности и функции которых непосредственно связаны с осуществлением строительства объектов основных средств, осуществляемым подрядным способом, является расходом, непосредственно связанным со строительством отдельных объектов основных средств, который, в соответствии с пунктом 5 статьи 270 Налогового кодекса Российской Федерации, при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитывается.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что сотрудники подразделения капитального строительства выполняют не только функции обеспечения строительства объектов, но и капитальных и текущих ремонтов, логистики и снабжения для основного производства, ремонтно-эксплуатационных нужд и строительства, управленческие функции в части составления планов, проектов, мониторинга их выполнения, формирования отчетности, то есть не связанные со строительством, что подтверждается Положением об отделе строительства.
При этом наличие ремонтно-строительного участка в обществе не опровергает вывод об осуществлении подразделения капитального строительства организационного обеспечения ремонтов на предприятии.
Согласно пункту 5 статьи 270 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются затраты в виде расходов по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества, а также расходов, осуществленных в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов основных средств, за исключением расходов, указанных в пункте 9 статьи 258 Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 257 Налогового кодекса Российской Федерации первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования.
Законодательство о налогах и сборах не содержит определения понятия "расходы на приобретение, сооружение, изготовление основных средств", следовательно, в силу статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации, применению подлежат иные отрасли законодательства, в частности, законодательство о бухгалтерском учете.
В соответствии с пунктом 8 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 N 26н, фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются:
суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу), а также суммы, уплачиваемые за доставку объекта и приведение его в состояние, пригодное для использования;
суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;
суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;
таможенные пошлины и таможенные сборы;
невозмещаемые налоги, государственная пошлина, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств;
вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств;
иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств.
Таким образом, для того, чтобы какие-либо затраты могли быть признаны затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, необходима непосредственная связь данных затрат с конкретным объектом основных средств.
В пункте 8 ПБУ 6/01 также указано, что не включаются в фактические затраты на приобретение, сооружение или изготовление основных средств общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением, сооружением или изготовлением основных средств.
В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000 N 94н, счет 26 "Общехозяйственные расходы" предназначен для обобщения информации о расходах для нужд управления, не связанных непосредственно с производственным процессом. В частности, на этом счете могут быть отражены следующие расходы: административно-управленческие расходы; содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом; амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения; арендная плата за помещения общехозяйственного назначения; расходы по оплате информационных, аудиторских, консультационных и т.п. услуг; другие аналогичные по назначению управленческие расходы.
При этом на субсчете счета 08 "Строительство объектов основных средств" учитываются затраты по возведению зданий и сооружений, монтажу оборудования, стоимость переданного в монтаж оборудования и другие расходы, предусмотренные сметами, сметно-финансовыми расчетами и титульными списками на капитальное строительство.
Таким образом, в составе капитальных вложений, впоследствии формирующих стоимость объектов основных средств, отражаются затраты, имеющие непосредственную связь с возведением конкретного основного средства, которые могут быть до начала строительства определены, исчислены и учтены при составлении сметной документации.
Следовательно, условием отнесения общехозяйственных расходов, в том числе затрат на заработную плату персонала, на увеличение стоимости основных средств, является их взаимосвязь с приобретением, сооружением или изготовлением основных средств. В противном случае такие расходы относятся на себестоимость как затраты, связанные с управлением производства.
В соответствии с разделом 2 Положения о строительном отделе общества, утвержденным 09.01.2014, задачами указанного подразделения являются:
1. Организация строительства на объектах общества.
2. Технический надзор за проведением строительных работ.
3. Обеспечение своевременного ввода объектов в эксплуатацию.
4. Экономия средств санатория за счет эффективного использования капитальных вложений, сокращения объемов незавершенного строительства.
Функциями строительного отдела являются:
* разработка проектов долгосрочных, среднесрочных и текущих планов капитального строительства;
* составление внутрипостроечного титульного списка объектов капитального строительства;
- разработка планов ввода новых объектов;
- принятие участия в заключении договоров с проектными и строительными организациями на разработку ПСД и строительство объектов;
- согласование графиков проектных и строительных работ;
- согласование документации с органами, осуществляющими строительный контроль;
- выполнение планов капитального строительства;
* технический надзор за сроками и качеством выполнения работ, за их соответствием утвержденной ПСД, рабочим чертежам, строительным нормам, стандартам, нормам техники безопасности, производственной санитарии, требованиям рациональной организации труда;
* подготовка документации по завершенным объектам для приемочной комиссии;
* контроль за своевременным вводом объектов в эксплуатацию;
* учет незавершенного строительства;
* определение потребности в строительстве новых объектов;
- подготовка материалов, необходимых для экономического обоснования необходимости строительства новых объектов;
* организация консультаций по решению отдельных строительных вопросов;
* участие в общем планировании деятельности санатория;
* организация взаимодействия с научно-исследовательскими организациями;
* взаимодействие с другими подразделениями санатория в рамках своей компетенции;
* управление текущей эксплуатацией и материально-техническим снабжением.
Таким образом, работники подразделения капитального строительства выполняют функции связанные со строительством, текущей эксплуатацией и управлением.
Согласно пункту 2 статьи 253 Налогового кодекса Российской Федерации расходы, связанные с производством и (или) реализацией, подразделяются на:
1) материальные расходы;
2) расходы на оплату труда;
3) суммы начисленной амортизации;
4) прочие расходы.
В силу статьи 255 Налогового кодекса Российской Федерации в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
В соответствии с пунктом 4 статьи 272 Налогового кодекса Российской Федерации расходы на оплату труда признаются в качестве расхода ежемесячно, исходя из суммы начисленных в соответствии со статьей 255 настоящего Кодекса расходов на оплату труда.
Затраты на выплату заработной платы работникам отделов (служб) капитального строительства общества соответствуют всем установленным статьи 255 Налогового кодекса Российской Федерации критериям.
Таким образом, суд первой инстанции верно указал, что общество имело право учитывать данные расходы для целей налогообложения в составе расходов на оплату труда, признаваемых для целей налогообложения ежемесячно.
В соответствии с пунктом 4 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации, если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие затраты.
Суд первой инстанции, учитывая совокупность изложенных выше обстоятельств, пришел к обоснованному выводу о том, что в спорный период общество правомерно учло расходы на выплату заработной платы работникам отдела капитального строительства, непосредственно не связанные с созданием новых основных средств, в составе расходов на оплату труда, а расходы на уплату единого социального налога - в составе расходов на уплату налогов.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции правомерно признал недействительным оспариваемое решение инспекции, в связи с чем основания для удовлетворения апелляционной жалобы налогового органа у судебной коллегии отсутствуют.
На основании ст. 110 АПК РФ расходы по уплате госпошлины суд первой инстанции правильно возложил на инспекцию.
Доводы апелляционной жалобы по существу повторяют позицию инспекции, заявленную в суде первой инстанции, указанным доводам судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка.
Указанные доводы не принимаются апелляционной инстанцией, поскольку судебная коллегия не усматривает оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ.
Согласно ч. 1, 6 ст. 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело, вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 АПК РФ), судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.07.2015 по делу N А32-17315/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Д.В. Николаев |
Судьи |
Н.В. Сулименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-17315/2015
Истец: ЗАО "Санаторий "Голубая волна"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы России по городу-курорту Геленджик
Третье лицо: ИФНС