г. Санкт-Петербург |
|
23 сентября 2015 г. |
Дело N А56-2767/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 сентября 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жиляевой Е.В.
судей Баркановой Я.В., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Колокольцевой О.С.
при участии:
от заявителя: Явкин А.В., ген. директор, паспорт, протокол от 27.06.2014 N 2,
от заинтересованного лица: тоток В.А., доверенность от 29.12.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17711/2015) ООО "Госэнергосеть"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.06.2015 по делу N А56-2767/2015 (судья Орлова Е.А.), принятое
по заявлению ООО "Госэнергосеть"
заинтересованное лицо: Комитет по тарифам Санкт-Петербурга
о признании незаконным бездействия и обязании совершить действия,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Госэнергосеть" (место нахождения: 195265, Санкт-Петербург, Гражданский пр., д. 111; ОГРН 1137847245777; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Комитета по тарифам Санкт-Петербурга (место нахождения: 191023, Санкт-Петербург, ул. Садовая, д.14/52, лит А; ОГРН 1037851017973; далее - Комитет), выразившегося в неутверждении индивидуальных тарифов на передачу электрической энергии по электрическим сетям общества с ограниченной ответственностью "Госэнергосеть" на территории Санкт-Петербурга на 2015 год, в предусмотренные нормативными актами сроки, обязании Комитета по тарифам Санкт-Петербурга установить индивидуальные тарифы на передачу электрической энергии по электрическим сетям общества с ограниченной ответственностью "Госэнергосеть" на территории Санкт-Петербурга на 2015 год в течение 30 календарных дней с даты вступления решения арбитражного суда в законную силу.
Решением суда от 08.06.2015 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению подателя жалобы, Обществом были представлены в Комитет все необходимые документы для утверждения тарифов. При этом Комитет был вправе запросить дополнительные документы только в течение 14 дней с даты принятия документов, однако в установленный срок Комитетом документы запрошены не были. Податель жалобы полагает, что поскольку им ранее не осуществлялась регулируемая деятельность, то Правила утверждения инвестиционных программ к Обществу не применяются, а также у него отсутствует обязанность по представлению договоров на осуществление регулируемой деятельности. Кроме того, Общество считает незаконным прекращение Комитетом тарифного дела и ссылается на соответствие Общества критериям отнесения к сетевым организациям.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Комитета возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 17.12.2014 решением Правления Комитета, оформленным протоколом заседания Правления Комитета от 17.12.2014 N 1417 было открыто дело об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям ООО "Госэнергосеть" на территории Санкт-Петербурга на 2015 год методом экономически обоснованных расходов.
Пунктом 2 указанного Протокола заседания Правления Обществу предложено представить в Комитет сведения и документы, необходимые для установления тарифов.
Общество, ссылаясь на то обстоятельство, что 25.12.2014 представило в Комитет запрошенные сведения, однако Комитет до настоящего времени не утвердил тарифы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, правильно применив нормы материального и процессуального права, отказал в удовлетворении заявления.
Апелляционный суд, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В силу пункта 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса (далее - АПК РФ, Кодекс) и пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требовании о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решении и действии (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо установление их несоответствия закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Экономические, организационные и правовые основы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации определены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
Пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" установлено, что нормативные правовые акты в области государственного регулирования отношений в сфере электроэнергетики принимаются в соответствии с федеральными законами Правительством Российской Федерации и уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти.
Доводы апелляционной жалобы также были предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку ввиду следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" утверждены Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии Российской Федерации (далее - Основы ценообразования), а также Правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 109 (далее - Правила регулирования тарифов).
Согласно пункту 4 Правил регулирования тарифов органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов до начала очередного финансового года устанавливают на розничном рынке регулируемые тарифы (цены) на тепловую энергию (мощность) в рамках установленных Федеральной службой по тарифам предельных уровней тарифов.
Пунктом 7 Правил регулирования тарифов предусмотрено, что установление тарифов производится регулирующим органом путем рассмотрения дела об установлении тарифов.
В соответствии с пунктом 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, "сетевые организации" - организации, владеющие на праве собственности или ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 12 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Правила регулирования) установлено, что организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявление об установлении тарифов), подписанное руководителем или иным уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации лицом заявителя и заверенное печатью заявителя, с прилагаемыми обосновывающими материалами (подлинники или заверенные заявителем копии) об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям.
В соответствии с Пунктом 18 Правил регулирования для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, цены (тарифы) на очередной и (или) текущий периоды регулирования рассчитываются независимо от срока подачи материалов, предусмотренного пунктом 12 указанных Правил. Цены (тарифы) в отношении таких организаций устанавливаются в течение 30 дней с даты поступления обосновывающих материалов в регулирующий орган в полном объеме. По решению регулирующего органа данный срок может быть продлен не более чем на 30 дней.
Перечень обосновывающих материалов, прилагаемых к заявлению об установлении тарифов определен в пункте 17 Правил регулирования.
Как указывалось выше, пунктом 2 протокола заседания Правления Комитета от 17.12.2014 N 1417, с учетом требований п. 17,19 Правил регулирования, Обществу предлагалось представить в Комитет сведения и документы, необходимые для установления тарифов.
02.02.2015 года по результатам анализа документов, представленных Обществом 25.12.2015, заявителю было предложено представить скорректированные балансы электрической энергии и мощности на 2015 год в части контрагентов по поступлению электрической энергии и мощности в сеть, а также согласованный с ОАО "Петербургская сбытовая компания" окончательный перечень потребителей услуг ООО "Госэнергосеть".
По состоянию на 13.03.2015 год требования Комитета, обусловленные нормами действующего законодательства Заявителем в полном объеме не выполнены.
При этом, Комитетом на основании п. 17,19 Правил регулирования правомерно запрошены необходимы материалы ввиду следующего.
Согласно подпункту 3 пункта 3 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования) в систему регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) входят индивидуальная цена (тариф) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между 2 сетевыми организациями за оказываемые друг другу услуги по передаче (тариф взаиморасчетов между 2 сетевыми организациями).
В соответствии с пунктом 63 Основ ценообразования установление органами регулирования субъектов Российской Федерации указанных тарифов осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам (далее - ФСТ России).
Согласно пункту 52 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2 индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются одновременно в двух вариантах: двухставочный и одноставочный.
Расчет двухставочного индивидуального тарифа предусматривает определение двух ставок:
- ставки на содержание электрических сетей в расчете на МВА (МВт) суммарной присоединенной (заявленной) мощности без разбивки по напряжениям ТС;
- ставки на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии на ее передачу в расчете на МВт-ч без разбивки по напряжениям ТС.
Базой для расчета ставки индивидуальных тарифов на содержание электрических сетей является присоединенная (заявленная) мощность сетевой организации.
Базой для расчета ставки индивидуальных тарифов на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии является плановый сальдированный переток электроэнергии между сетевыми организациями. Оплата услуг осуществляется за фактический объем сальдированного перетока.
Подпунктом "г" пункта 41 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861) установлено, что при исполнении договора между смежными территориальными сетевыми организациями, обслуживающими потребителей, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, сторонами договора осуществляется взаимное предоставление услуг по передаче электрической энергии, при этом потребителями услуг являются обе стороны.
Согласно пункту 47 Правил N 861 заявленная мощность, используемая в целях установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии определяется сетевой организацией, в случае если в качестве потребителя услуг по передаче электрической энергии выступает сетевая организация, в соответствии с пунктом 38 указанных Правил. Указанным пунктом Правил N 861 определены существенные условия договора между смежными сетевыми организациями, в том числе, величина заявленной мощности, определяемая по соглашению сторон.
Подпунктом 13 пункта 17 Правил регулирования предусмотрено, что к заявлению на установление тарифов должны прилагаться документы, подтверждающие осуществление (фактическое или планируемое) регулируемой деятельности, - документы, подтверждающие право собственности или иные законные основания владения в отношении объектов, используемых для осуществления деятельности, и (или) договоры на осуществление регулируемой деятельности. Пунктом 2 приложения 12 к Регламенту рассмотрения дел индивидуальные тарифы устанавливаются по субъекту РФ согласно заключенным договорам. Договор (проект договора) на осуществление регулируемой деятельности, т.е. в данном случае, договор на оказание услуг по передаче электрической энергии смежной сетевой организации, Заявителем в Комитет не предоставлялся. Вместо указанного договора применительно к п.п. 13 п. 17 Правил регулирования Обществом к заявлению об установлении тарифов прилагались договоры аренды электросетевого оборудования, не отражавшие сведения, которыми орган регулирования субъекта РФ с учетом приведенных выше требований Методических указаний и раздела V Правил 861 должен располагать при утверждении индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, требование Комитета, содержащееся в протоколе рабочего совещания от 02.02.2015 N 6-ГС (прошедшего с участием представителя Заявителя) соответствует нормам действующего законодательства.
Вместе с тем, указанное требование Обществом не исполнено.
Кроме того, в связи с несоответствием представленной Обществом инвестиционной программы требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 977 "Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики" указанная программа была возвращена для устранения замечаний.
В связи с невыполнением Обществом требований пункта 17 Правил регулирования, у Комитета отсутствовали законные основания для утверждения индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии по сетям Заявителя.
Таким образом, обжалуемое Обществом неустановление Комитетом индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии является законным и обоснованным, так как обусловлено отсутствием предусмотренного пунктом 18 Правил регулирования обязательного условия - предоставления обосновывающих материалов в полном объеме.
Действия Комитета являлись предметом рассмотрения ФСТ России по обращению Общества. Каких-либо нарушений в действиях Комитета не выявлено.
Кроме того, 12.03.2015 вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184 "Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям". Пунктом 1 указанного постановления утверждены критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям. Пункт 24 Правил регулирования дополнен нормой, предусматривающей, что основанием для установления цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
С учетом несоответствия Заявителя утвержденным постановлением N 184 критериям, на основании п. 24 Правил решением Правления Комитета, оформленным протоколом заседания Правления N 33 от 13.03.2015 рассмотрение дела об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО "Госэнергосеть" прекращено. В адрес Общества направлено соответствующее извещение.
При изложенных обстоятельствах оспариваемое ООО "Госэнергосеть" бездействие Комитета, выразившееся в неутверждении индивидуальных тарифов на передачу электрической энергии по электрическим сетям общества с ограниченной ответственностью "Госэнергосеть" на территории Санкт-Петербурга на 2015 год, в предусмотренные нормативными актами сроки, и требование об обязании Комитета установить индивидуальные тарифы на передачу электрической энергии по электрическим сетям общества с ограниченной ответственностью "Госэнергосеть" на территории Санкт-Петербурга на 2015 год в течение 30 календарных дней с даты вступления решения арбитражного суда в законную силу, правомерно оставлены судом первой инстанции без удовлетворения.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены или изменения принятого решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.06.2015 по делу N А56-2767/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Жиляева |
Судьи |
Я.В. Барканова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-2767/2015
Истец: ООО "Госэнергосеть"
Ответчик: Комитет по тарифам Санкт-Петербурга