г. Красноярск |
|
23 сентября 2015 г. |
Дело N А33-2575/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена "16" сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен "23" сентября 2015 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Борисова Г.Н.,
судей: Морозовой Н.А., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маланчик Д.Г.,
при участии:
от третьего лица (Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края): Карсунцевой Н.А., представителя по доверенности от 25.12.2014 N 117,
рассмотрев апелляционную жалобу Администрации города Красноярска
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 03 июля 2015 года по делу N А33-2575/2015, принятое судьей Болуж Е.В.,
установил:
товарищество собственников жилья "Академическое" (далее - заявитель, товарищество, ТСЖ "Академическое") (ИНН 2463078833, ОГРН 1062400022079) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Администрации города Красноярска (далее - ответчик, Администрация) (ИНН 2451000840, ОГРН 1022402655758) о признании недействительным постановления от 28.11.2014 N 812 в части включения в перечень (приложение к постановлению) дома по адресу: Красноярск, ул. Академгородок, дом 18 "д" (пункт 851 перечня).
Определением от 01.04.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (далее - Служба).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 03 июля 2015 года заявленное требование удовлетворено, постановление Администрации от 28.11.2014 N 812 "О внесении изменений в постановление администрации города от 21.08.2014 N 522" в части включения в перечень дома N 18д по ул. Академгородок в г. Красноярске (пункт 851 приложения) признано недействительным.
С Администрации в пользу ТСЖ "Академическое" взыскано 3000 рублей судебных расходов.
Не согласившись с указанным решением, ответчик обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования, ссылаясь на то, что представление заявителем документов в Службу после установленного частью 1 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации срока, не подтверждает реализацию собственниками многоквартирного дома решения об определении способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счете.
Служба представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором с апелляционной жалобой согласилась, в том числе сослалась на то, что Федеральным закон от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в часть 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации. Согласно внесенным изменениям законодатель однозначно определил порядок реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, включив в норму положение об обязательном представлении документов в орган государственного надзора в установленный срок. Представитель Службы в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Заявитель и ответчик, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения о принятии апелляционной жалобы, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих представителей не направили. Дело рассмотрено в отсутствие представителей указанных лиц в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Товарищество отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
ТСЖ "Академическое" осуществляет управление общим имуществом жилого дома N 18 "д", расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Академгородок.
Собственниками помещений в многоквартирном доме N 18 "д", расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Академгородок, 01.06.2014 проведено повторное заочное общее собрание собственников, в том числе, по вопросу выбора способа формирования фонда капитального ремонта многоквартирных домов.
Согласно решению общего собрания от 01.06.2014 собственники помещений определили способ формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома по ул. Академгородок, 18 "д" на специальном счете товарищества собственников жилья; владельцем специального счета является товарищество собственников жилья "Академическое"; выбран банк для открытия специального счета - ОАО "Банк ВТБ".
ТСЖ "Академическое" 10.06.2014 уведомило Администрацию о выбранном собственниками помещений способе формирования фонда капитального ремонта на специальном счете с приложением протокола общего собрания от 01.06.2014.
Между ТСЖ "Академическое" и ОАО "Банк ВТБ" 31.07.2014 заключен договор специального банковского счета для формирования и использования фонда капитального ремонта многоквартирного дома.
ТСЖ "Академическое" 31.10.2014 уведомило Службу о принятом решении о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, направило копию протокола общего собрания собственников помещений, копию справки об открытии специального счета.
ТСЖ "Академическое" 05.11.2014 уведомило Администрацию о принятом решении о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, направило копию протокола общего собрания собственников помещений, копию справки об открытии специального счета (исх. от 30.10.2014 N 46).
ТСЖ "Академическое" 02.11.2014 уведомило региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Красноярского края о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, направило копию протокола общего собрания собственников помещений, копию справки об открытии специального счета.
Служба 10.11.2014 отказала ТСЖ "Академическое" во включении в реестр уведомлений собственников многоквартирных домов о выборе способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счете.
Служба письмом от 29.10.2014 N 14-12648 "О специальных счетах" сообщила заместителю главы города Красноярска - руководителю департамента городского хозяйства администрации города Красноярска о завершении работы по формированию реестра уведомлений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта на специальных счетах, а также направила актуализированный реестр многоквартирных домов, собственники которых приняли и реализовали решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете.
Постановлением Администрации от 28.11.2014 N 812, опубликованным в газете "Городские новости" от 10.12.2014 N190, в постановление от 21.08.2014 N 522 "О формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован" внесены изменения, согласно которым в реестр регионального фонда капитального ремонта внесен многоквартирный дом N18 "д", по адресу г. Красноярск, Академгородок.
Полагая, что действия Администрации города Красноярска по включению многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Академгородок, д.18 "д", в перечень многоквартирных домов, собственники помещений которых по состоянию на 11.08.2014 не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован, противоречат требованиям нормативных актов и нарушает его права, товарищество обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с вышеуказанным требованием.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Из положений статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого действий (бездействия) незаконными суд должен установить совокупность следующих условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- наличие полномочий на его принятие у государственного органа;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом (часть 3).
Согласно положениям статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора) (часть 3). Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение (часть 5). В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 5 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора (часть 7).
Владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета обязан представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 170 настоящего Кодекса, справки банка об открытии специального счета, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации. Орган государственного жилищного надзора ведет реестр уведомлений, указанных в части 1 настоящей статьи, реестр специальных счетов, информирует орган местного самоуправления и регионального оператора о многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фондов капитального ремонта и (или) не реализовали его (части 1, 4 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Правовые и организационные основы своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, порядок накопления, учета и целевого использования денежных средств, предназначенных для проведения капитального ремонта, а также порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональная программа капитального ремонта) и требования к этим программам, цели, функции и порядок деятельности регионального оператора установлены Законом Красноярского края от 27.06.2013 N 4-1451 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края" (далее - Закон от 27.06.2013 N 4-1451).
Статьей 4 Закона Красноярского края от 27.06.2013 N 4-1451 определен следующий порядок реализации принятого собственниками решения о формировании фонда капитального ремонта:
- решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, владельцем которого будет являться региональный оператор, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение;
- о принятом решении об определении способа формирования фонда капитального ремонта, а также о направлении в адрес регионального оператора копии протокола общего собрания собственников, указанного в абзаце втором пункта 1 настоящей статьи, собственники помещений уведомляют органы местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых находится соответствующий многоквартирный дом. Не позднее чем за один месяц до окончания срока, установленного пунктом 1 настоящей статьи, орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, если такое решение не было принято ранее;
- в случае если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный пунктом 1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный пунктом 1 настоящей статьи срок, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого многоквартирного дома на счете регионального оператора;
- указанное решение принимается органом местного самоуправления в течение десяти дней с даты истечения срока, установленного пунктом 1 настоящей статьи, и в течение пяти дней с даты принятия решения направляется органом местного самоуправления региональному оператору и собственникам помещений в многоквартирном доме, в отношении которого принято решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
Из материалов дела следует, что Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края утверждена постановлением Правительства Красноярского края от 27.12.2013 N 709-п, опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края (www.zakon.krskstate.ru) 10.02.2014, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в срок до 10.08.2014.
Следовательно, решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно было быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в срок до 10.08.2014, что включает в себя принятие решения об избрании способа формирования фонда капитального ремонта, определение владельца специального счета, заключение договора с банком на открытие специальных счетов.
Суд апелляционной инстанции установил и сторонами не оспаривается, что 01.06.2014 проведено общее собрание дома по ул. Академгородок, д. 18 "д", о выборе способа формирования фонда капитального ремонта проведено (протокол от 01.06.2014 N 2); по результатам собрания принято решение о формировании фонда капитального ремонта многоквартирного на специальном счете товарищества собственников жилья; в качестве кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет определено ОАО "Банк ВТБ". Счет для формирования фонда капитального ремонта открыт ОАО "Банк ВТБ" 31.07.2014.
Следовательно, собственники указанного многоквартирного дома в соответствии с установленным порядком в предусмотренный действующим законодательством шестимесячный срок (до 10.08.2014) совершили все необходимые действия, а именно: приняли решение, которым избрали способ формирования фонда капитального ремонта, определили владельца специального счета, заключили договоры с банком на открытие специальных счетов.
На основании изложенного, апелляционный суд пришел к выводу о том, что собственники помещений в спорном доме реализовали свое право на выбор способа формирования фонда капитального ремонта
Материалами дела подтверждается, что ТСЖ "Академическое" 10.06.2014 уведомило Администрацию о выбранном собственниками помещений способе формирования фонда капитального ремонта на специальном счете посредством направления письма (исх. от 10.06.2014 N 10) с приложением протокола общего собрания от 01.06.2014, а затем, 31.10.2014 и 05.11.2014 уведомило Службу и Администрацию соответственно о принятом решении о выборе способа формирования фонда капитального ремонта с направлением копии протокола и справки об открытии специального счета.
Доводы ответчика и третьего лица о том, что представление товариществом документов в Службу после установленного частью 1 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации пятидневного срока (31.10.2014) не подтверждает реализацию собственниками домов решения об определении способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, отклоняются судом апелляционной инстанции.
В соответствии с вышеприведенными нормами соблюдение срока предоставления уведомления об открытии специального счета не является условием для реализации права на выбор одного из существующих способов формирования фонда капитального ремонта, соответственно, нарушение данного срока не может служить основанием для отказа во включении в реестр уведомлений о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете.
Закон Красноярского края от 27.06.2013 N 4-1451, устанавливающий правовые и организационные основы своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, требует совершить предусмотренные положениями Жилищного кодекса Российской Федерации мероприятия по реализации предоставленного собственникам помещений домов права в установленный срок, однако указанный нормативный правовой акт не содержит норм, требующих вручения Службе соответствующих уведомлений в этот же срок, а также не устанавливает, что фактическое уведомление Службы позже, установленного Жилищного кодекса Российской Федерации пятидневного срока является основанием для вывода о том, что собственники не реализовали способ формирования фондов капитального ремонта, при наличии у государственной жилищной инспекции письменного уведомления об обратном. Закон Красноярского края от 27.06.2013 N 4-1451 также не предусматривает в качестве оснований отказа во включении уведомления в реестр уведомлений о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете несвоевременное направление уведомления о способе формирования фондов капитального ремонта соответствующего органа.
Аргументы апелляционной жалобы не опровергают данные выводы, в связи с чем подлежат отклонению как безосновательные.
Суд апелляционной инстанции не принимает во внимание возражения ответчика и третьего лица о том, что в соответствии с изменениями, внесенными в часть 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, порядок реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете включает в себя обязательное уведомление органа государственного надзора в установленный срок.
Указанные изменения внесены Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", который вступил в законную силу 30.06.2015, то есть после принятия собственниками многоквартирного дома решения 1.06.2014, и совершения товариществом иных действий по определению способа формирования фонда капитального ремонта.
Следовательно, положения названного Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ, который не содержит норм об обратной силе, не подлежат применению к спорным правоотношениям и не влияют на реализацию собственниками указанного многоквартирного дома права на выбор способа формирования фонда капитального ремонта.
При изложенных обстоятельствах, учитывая, что Администрация при принятии оспариваемого ненормативного акта была осведомлена о выбранном способе формирования фонда капитального ремонта дома по адресу: г. Красноярск, ул. Академгородок, 18 "д", суд апелляционной инстанции полагает, что постановление Администрации от 28.11.2014 N 812 подлежит признанию недействительным в оспоренной товариществом части в соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Следовательно, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 03 июля 2015 года по делу N А33-2575/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Г.Н. Борисов |
Судьи |
Н.А. Морозова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-2575/2015
Истец: ТСЖ "Академическое"
Ответчик: Администрация города Красноярска
Третье лицо: Служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края