г. Пермь |
|
24 сентября 2015 г. |
Дело N А60-8300/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.09.2015.
Постановление в полном объеме изготовлено 24.09.2015.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семенова В.В.,
судей Голубцовой Ю.А., Дюкина В.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ходыревой Н.В.,
при участии
от истца: Галущак С.В., представитель по доверенности, паспорт,
от ответчика: не явились,
от третьего лица: не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, открытого акционерного общества "Сбербанк России",
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 05 июня 2015 года, принятое судьей Смагиным К.Н.,
по делу N А60-8300/2015
по иску муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "КЕДР" (ИНН 6607010561, ОГРН 1026600786651)
к открытому акционерному обществу "Сбербанк России" (ИНН 7707083893, ОГРН 1027700132195)
о взыскании денежных средств,
третье лицо: закрытое акционерное общество "Уралсевергаз - независимая газовая компания" (ИНН 6604008860, ОГРН 1026600666432),
установил:
муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства "КЕДР" (далее - МУП ЖКХ "КЕДР", истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к открытому акционерному обществу "Сбербанк России" (далее - ОАО "Сбербанк России", ответчик) о признании неправомерными действий (бездействий) по наложению ареста на специальный банковский счет, о возврате денежных средств в сумме 382 613 руб. 03 коп., перечисленных в адрес ЗАО "Уралсевергаз" за период с 26.01.2015 по 10.02.2015 со специального счета.
В ходе рассмотрения дела МУП ЖКХ "КЕДР" в порядке статьи 49 АПК РФ уточняло сумму исковых требований, с учетом последних уточнений, принятых судом первой инстанции, просило взыскать с ответчика денежные средства в сумме 1 883 716 руб. 77 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено закрытое акционерное общество "Уралсевергаз - независимая газовая компания" (далее - ЗАО "Уралсевергаз").
Решением суда первой инстанции от 05.06.2015 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права, просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении требований МУП ЖКХ "КЕДР" отказать в полном объеме. По мнению ОАО "Сбербанк России", судом не принято во внимание, что ни юридически, ни фактически принадлежность данных денежных средств гражданам либо поставщикам не закреплена. Указанные лица не имеют прав владения, пользования, распоряжения данными денежными средствами, контроля за их движением, то есть полностью отсутствуют какие-либо признаки права собственности на данные денежные средства либо их принадлежности не владельцам счета. Полагает, что судом не учтены и не применены положения пункта 4 части 2 статьи 1 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Федеральный закон от 03.06.2009 N 103-ФЗ), положения которого распространяются на денежные средства, принятые платежным агентом в наличной форме от физических лиц. Вывод суда первой инстанции о том, что взыскание денежных средств, находящихся на специальном счете должника, в интересах одной ресурсоснабжающей организации затрагивает интересы населения как потребителя и иных ресурсоснабжающих организаций, и может иметь социально значимые негативные последствия, такие как неперечисление собранных от населения денежных средств другим ресурсоснабжающим организациям, отсутствие денежных средств, необходимых для ликвидации аварий, проведения капитального ремонта и т.п., заявитель жалобы считает основанным на предположении. Ответчик отмечает, что несмотря на то, что банком на основании исполнительного листа были списаны денежные средства со специального счета, заявитель не доказал нарушение интересов населения. Какие-либо социально значимые негативные последствия также не наступили. Действия (бездействия) банка не могут быть признаны неправомерными, так как требования правовых актов не нарушены. Ответчик считает, что выводы суда о нарушении интересов плательщиков и поставщиков противоречат нормам статей 3, 4 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ, положениями которых данные интересы гарантированы на случай неисполнения обязательств платежного агента перед поставщиком вне зависимости от их причины. По мнению ответчика, удовлетворение исковых требований истца влечет за собой неосновательное обогащение на стороне МУП ЖКХ "КЕДР", нарушение баланса интересов в сфере экономических правоотношений.
МУП ЖКХ "КЕДР" представлены возражения на апелляционную жалобу, в которых просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Представитель истца в судебном заседании суда апелляционной инстанции против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, между истцом (клиент) и ответчиком (банк) заключен договор специального банковского счета платежного агента от 08.10.2012 N 000001, предметом которого (пункт 1.1 договора) является открытие банком клиенту специального банковского счета платежного агента в валюте Российской Федерации N 40821810316150000001 для осуществления расчетов по приему платежей физических лиц в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, перечнем тарифов и услуг, оказываемых клиентам ОАО "Сбербанк России" и его филиалами, а также другими условиями договора.
Согласно пункту 1.2 договора счет носит целевой характер и предназначен исключительно для проведения операций, указанных в пункте 2.2 договора.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Свердловской области от 08.09.2014 года по делу N А60-15166/2014 с МУП ЖКХ "КЕДР" в пользу ЗАО "Уралсевергаз" взыскано 16 747 341 руб. 81 коп., в том числе долг 16 633 285 руб. 22 коп., проценты 114 056 руб. 59 коп. с начислением процентов по ставке 8,25% на сумму долга с 10.04.2014 по день фактической оплаты долга, а также расходы по оплате государственной пошлины 106 736 руб. 71 коп. и проценты за пользование чужими денежными средствами на взысканную сумму, включая судебные расходы, по учетной ставке Центрального Банка Российской Федерации в размере 8,25% с момента вступления в силу настоящего решения до момента оплаты взысканной суммы.
20.10.2014 третьему лицу выдан исполнительный лист.
30.12.2014 ЗАО "Уралсевергаз" на основании статьи 8 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительный лист от 20.10.2014, выданный по делу N А60-15166/2014 был предъявлен в ОАО "Сбербанк России".
На основании вышеназванного исполнительного листа банком за период с 26.01.2015 по 20.05.2015 были списаны денежные средства в сумме 1 883 716 руб. 77 коп. со специального счета истца N 40821810316150000001, что подтверждается представленной в материалы дела выпиской по операциям на счете и ответчиком не оспаривается.
Полагая, что денежные средства в указанной сумме списаны банком незаконно, поскольку имеют целевое назначение и являются платежами физических лиц, истец обратился в суд с настоящими требованиями.
Суд удовлетворил заявленные требования, исходя из того, что денежные средства, поступающие на специальный банковский счет, не могут быть признаны денежными средствами должника, так как включают в себя платежи граждан за коммунальные услуги, оказанные ресурсоснабжающими организациями, имеют специальное назначение; доказательств, подтверждающих нахождение на указанном счете принадлежащих истцу (должнику) денежных средств в определенном размере или возможность его определения, ответчиком не представлено.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным и не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Федеральный закон от 03.06.2009 N 103-ФЗ регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 1 данного Федерального закона).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ поставщиком является юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации; плательщиком является физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком; платежным агентом является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц, а оператором по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ предусмотрено, что под деятельностью по приему платежей физических лиц в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ оператор по приему платежей для их приема должен заключить с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого оператор вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком в установленном договором порядке и в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя.
В силу пункта 11 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ платежный агент при приеме платежей обязан иметь соответствующий договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, предусмотренный настоящей статьей. Деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по приему от физического лица денежных средств без заключения указанного договора, соответствующего требованиям настоящего Федерального закона, либо договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, предусмотренного Федеральным законом "О банках и банковской деятельности", запрещена.
Анализ положений Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что основанием деятельности по приему платежей от физических лиц - плательщиков выступает договор, заключенный между оператором по приему платежей (платежным агентом) и юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем), осуществляющим функции поставщика товаров (коммунальных услуг), который по своей правовой природе является агентским договором и регулируется нормами главы 52 Гражданского кодекса Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 03.06.2009 N 103-ФЗ.
МУП ЖКХ "КЕДР" является управляющей компанией, в обязанности которой входит, в том числе управление многоквартирными домами.
Истец осуществляет прием платежей от физических лиц, используя при этом специальный банковский счет.
Пунктом 1 статьи 845 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что банковский счет - это счет, открываемый банком своим клиентам для участия последних в безналичном денежном обороте и аккумулировании на счете денежных средств для целевого использования. По договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.
В соответствии со статьей 854 Гражданского кодекса Российской Федерации по решению суда и в случаях, установленных законом, допускается списание денежных средств, находящихся на счете, без распоряжения клиента.
Согласно материалам дела, во исполнение решения Арбитражного суда Свердловской области от 08.09.2014 года по делу N А60-15166/2014 по исполнительному документу (исполнительный лист серии АС N 006961797) ответчиком в период с 26.01.2015 по 20.05.2015 были списаны денежные средства в сумме 1 883 716 руб. 77 коп. со счета N 40821810316150000001, открытого на основании договора специального банковского счета платежного агента от 08.10.2012 N 000001 (в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 N 103-ФЗ).
Обращение взыскания на денежные средства регулируется Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон "Об исполнительном производстве"), из части 2 статьи 70 которого следует, что перечисление денежных средств со счетов должника производится на основании исполнительного документа или постановления судебного пристава-исполнителя без представления в банк или иную кредитную организацию взыскателем или судебным приставом-исполнителем расчетных документов.
Не исполнить исполнительный документ или постановление судебного пристава-исполнителя полностью банк или иная кредитная организация может в случае отсутствия на счетах должника денежных средств либо в случае, когда на денежные средства, находящиеся на указанных счетах, наложен арест или когда в порядке, установленном законом, приостановлены операции с денежными средствами, либо в иных случаях, предусмотренных Федеральным законом (часть 8 статья 70 Закона "Об исполнительном производстве").
Системный анализ главы 8 Закона "Об исполнительном производстве", в которой также содержится норма части 5 статьи 70, предписывающая кредитным организациям списывать денежные средства со счетов должника, которая именуется "Обращение взыскания на имущество должника", позволяет сделать вывод о том, что Закон предписывает кредитным организациям списывать денежные средства принадлежащие должнику.
Пунктом 18 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ предусмотрено, что поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет.
В силу положений пунктов 16-17, 19-20 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ по специальному банковскому счету платежного агента могут осуществляться следующие операции: зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств; зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета платежного агента; списание денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика; списание денежных средств на банковские счета. Осуществление других операций по специальному банковскому счету платежного агента не допускается. По специальному банковскому счету поставщика могут осуществляться операции: зачисление денежных средств, списанных со специального банковского счета платежного агента; списание денежных средств на банковские счета. Осуществление других операций по специальному банковскому счету поставщика не допускается.
В соответствии с условиями договора специального банковского счета платежного агента от 08.10.2012 N 000001 счет N 40821810316150000001 носит целевой характер и предназначен для осуществления клиентом - платежным агентом деятельности по приему платежей физических лиц.
Учитывая изложенное, денежные средства, поступающие на специальный счет платежного агента, которым и является МУП ЖКХ "КЕДР", до их распределения по расчетным счетам МУП ЖКХ "КЕДР" и поставщиков коммунальных услуг не могут быть признаны денежными средствами должника, так как включают в себя платежи граждан за коммунальные услуги, оказанные ресурсоснабжающими организациями, поставщиками коммунальных услуг, и имеют специальное назначение. При этом в материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих нахождение на указанном счете принадлежащих именно должнику денежных средств в определенном размере, или возможность его определения.
Суд первой инстанции правильно указал, что обращение взыскания на денежные средства, находящиеся на специальном счете должника, в интересах одной ресурсоснабжающей организации затрагивает интересы населения как потребителя и иных ресурсоснабжающих организаций, и может иметь социально значимые негативные последствия (такие как неперечисление собранных от населения денежных средств ресурсоснабжающим организациям, отсутствие денежных средств, необходимых для ликвидации аварий, проведения капитального ремонта и т.д.).
Защита интересов одной стороны не может осуществляться за счет необоснованного ущемления прав и законных интересов третьих лиц, добросовестно исполняющих принятые на себя обязательства, и является недопустимым в силу статьи 2 АПК РФ.
Таким образом, ответчик неправомерно списал денежные средства в размере 1 883 716 руб. 77 коп. со специального счета должника, имеющего целевое назначение, и являющиеся платежами физических лиц за оказанные ресурсоснабжающими организациями коммунальные услуги.
При изложенных обстоятельствах судом первой инстанции правомерно удовлетворены требования истца о взыскании денежных средств.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются ввиду их несостоятельности и неверного толкования обстоятельств и норм права.
Обстоятельства дела установлены судом первой инстанции верно и в полном объеме. Выводы суда сделаны на основе верной оценки имеющихся в материалах дела доказательств, оснований для иной оценки апелляционным судом в зависимости от доводов апелляционной жалобы не имеется. Нарушений норм материального права при принятии обжалуемого решения арбитражным судом первой инстанции допущено не было.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, решение Арбитражного суда Свердловской области от 05.06.2015 является законным и обоснованным.
В силу статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 05 июня 2015 года по делу N А60-8300/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
В.В. Семенов |
Судьи |
Ю.А. Голубцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-8300/2015
Истец: МУП ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА "КЕДР"
Ответчик: ОАО "Сбербанк России"
Третье лицо: ЗАО "УРАЛСЕВЕРГАЗ - НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗОВАЯ КОМПАНИЯ"