г.Владимир |
|
15 сентября 2015 г. |
Дело N А79-5558/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.09.2015.
В полном объеме постановление изготовлено 15.09.2015.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова Ю.В.,
судей Захаровой Т.А., Урлекова В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем заседания Николаевой В.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу конкурсного управляющего сельскохозяйственного производственного кооператива имени Калинина Григорьева Александра Васильевича
на определение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 17.07.2015
по делу N А79-5558/2014,
принятое судьей Сарри Д.В.,
по заявлению Межрайонной Инспекции Федеральной Налоговой службы России N 3 по Чувашской Республике
о включении в реестр требований кредиторов сельскохозяйственного производственного кооператива имени Калинина (ИНН 2105001943, ОГРН 1022102029300) в сумме 1 873 316 руб. 17 коп.,
при участии:
от Фонда социального страхования - Быковой С.Н. по доверенности от 12.01.2015 N 05-04/4-15 сроком действия до 31.12.2015.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Восток" и общество с ограниченной ответственностью "Агро-Стар" обратились в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) сельскохозяйственного производственного кооператива имени Калинина (далее - СХПК им. Калинина, должник).
Определением от 25.08.2014 суд произвел замену заявителя по делу N А79-5558/2014 общества с ограниченной ответственностью "Восток" на Петрова Евгения Борисовича.
Определением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 10.09.2014 в отношении СХПК им. Калинина введена процедура наблюдение, временным управляющим утвержден Григорьев Александр Васильевич.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от
10.02.2015 СХПК им. Калинина признан банкротом, открыта процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим утвержден Григорьев Александр Васильевич (далее - Григорьев А.В. конкурсный управляющий).
В рамках дела о несостоятельности (банкротстве) СХПК им. Калинина Федеральная налоговая служба в лице Межрайонной ИФНС России N 3 по Чувашской Республике (далее - уполномоченный орган, Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника капитализированных платежей в размере 1 873 316 руб. 17 коп.
Определением от 17.07.2015 Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии включил требования уполномоченного органа в реестр требований кредиторов СХПК им. Калинина с суммой в размере 1 873 316 руб. 17 коп., как требования кредиторов третьей очереди. При этом, конкурсному управляющему в удовлетворении ходатайств об отложении судебного разбирательства и об обязании Государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике -Чувашии (далее- Фонд) предоставления документов судом первой инстанции было отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, конкурсный управляющий СХПК им. Калинина Григорьев А.В. обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить определение суда первой инстанции по основаниям, изложенным в жалобе и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что обжалуемое определение суда первой инстанции было вынесено без учета всех обстоятельств дела и представленных доказательств. Считает, что суд первой инстанции должен был отложить дело, до рассмотрения заявления конкурсного управляющего Прокуратурой Чувашской Республики.
Фонд представив отзыв на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, указывая на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции определения.
Уполномоченный орган представив отзыв на апелляционную жалобу, просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, указывая на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции определения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие участвующих в деле лиц.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.1aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции с учетом положений части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность судебного акта, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии с положениями статей 257-262, 266, 270, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит правовых оснований для отмены определения арбитражного суда первой инстанции.
Согласно статье 32 Закона о банкротстве, части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Согласно пункту 1 статьи 100 Закона о банкротстве кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе внешнего управления. Указанные требования направляются в арбитражный суд и внешнему управляющему с приложением судебного акта или иных подтверждающих обоснованность указанных требований документов. Указанные требования включаются внешним управляющим или реестродержателем в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.
По правилам статьи 2 Закона о банкротстве кредиторами признаются лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 4 Закона о банкротстве состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом такого заявления, определяются на дату введения первой процедуры, применяемой в деле о банкротстве.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства" определено, что Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам (в том числе по выплате капитализированных платежей).
В случае неисполнения должником требований Российской Федерации по денежным обязательствам и обязательным платежам федеральные органы исполнительной власти и органы государственных внебюджетных фондов, а также их территориальные органы не ранее чем через 30 дней, но не позднее чем через 90 дней с даты направления (предъявления к исполнению) постановления о взыскании задолженности за счет имущества должника или соответствующего исполнительного листа о взыскании задолженности судебному приставу-исполнителю, направляют в адрес уполномоченного органа уведомление о наличии задолженности по денежным обязательствам и обязательным платежам согласно приложению N 1 к настоящему Постановлению, а также заверенные в установленном порядке копии документов, представляемые при подаче заявления о признании должника банкротом.
Пунктом 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.04.2010 N 136 "О некоторых вопросах, связанных с капитализацией платежей при банкротстве" разъяснено, что в связи с внесением Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2009 N 663 изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства", в силу которых Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, в числе прочих требований по выплате капитализированных платежей, арбитражным судам следует иметь в виду, что после вступления в силу этих изменений требование Фонда социального страхования Российской Федерации, предоставляющего обеспечение по обязательному социальному страхованию застрахованным и иным лицам, имеющим право на получение страховых выплат, к должнику-страхователю, признанному банкротом, о капитализации платежей указанным лицам и выплате фонду капитализированной суммы (пункт 2 статьи 23 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний") предъявляется и представляется в деле о банкротстве Федеральной налоговой службой, в то время как до вступления этих изменений в силу оно предъявлялось и представлялось в деле о банкротстве самим фондом. Такое требование является обязательным платежом и относится к третьей очереди; оно предоставляет право голоса на собрании кредиторов в соответствии с пунктом 3 статьи 12 Закона о банкротстве).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии направило в УФНС России по Чувашской Республике заявление от 17.03.2015 N 05-16/4/9843 о наличии у СХПК им. Калинина капитализируемых платежей размере 1 873 316,17 рублей.
Пунктом 4 статьи 100 Закона о банкротстве предусмотрено, что при наличии возражений относительно требований кредиторов арбитражный суд проверяет обоснованность соответствующих требований кредиторов и доказательства уведомления других кредиторов о предъявлении таких требований. По результатам рассмотрения выносится определение арбитражного суда о включении или об отказе во включении указанных требований в реестр требований кредиторов. В определении арбитражного суда о включении указываются размер и очередность удовлетворения таких требований.
Конкурсный управляющий возражает против удовлетворения требования в части включения в реестр указанных требований, связанных с повреждением здоровья пострадавших и на их медицинскую и социальную реабилитацию, которые составят дополнительные расходы по делу о банкротстве.
В силу части 1 статьи 64 и статей 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств, при оценке которых он руководствуется правилами статей 67 и 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об относимости и допустимости доказательств.
Согласно пункту 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (с последующими изменениями и дополнениями) возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных указанным Законом случаях, путем предоставления в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию, осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации в порядке, предусмотренном законом о социальном страховании.
Порядок внесения страховщику капитализированных платежей в соответствии с пунктом 2 статьи 23 Закона об обязательном страховании определен Правительством Российской Федерации в Постановлении от 17.11.2000 N 863 "Об утверждении Порядка внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц -страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Во исполнение пункта 2 названного Постановления Правительства Российской Федерации Фондом социального страхования Российской Федерации Постановлением от 30.07.2001 N 72 утверждена "Методика расчета размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц - страхователей", положения которой учитываются при определении размера капитализированных платежей, вносимых в Фонд социального страхования Российской Федерации".
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в подтверждение обоснованности предъявленного требования уполномоченный орган представил расчет от 12.03.2015, выполненный Государственным учреждением - Региональным отделением Фонда по Чувашской Республике с применением Методики, акт расследования профессионального заболевания, выписку из акта N 947 освидетельствования в федеральном государственном учреждении медико - социальной экспертизы о результатах степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах в отношении Андреевой Г.П., приказы об индексации ежемесячных страховых выплат, программы реабилитации пострадавшего.
Дополнительно Фондом социального страхования представлены суду акты расследования профзаболевания, выписки из трудовых книжек на застрахованных лиц, справки - расчеты суммы ежемесячных страховых выплат, санитарно -гигиенические характеристики условий труда работников, приказы об оплате дополнительных расходов в связи с профессиональным заболеванием.
Согласно данному расчету сумма 486 270,89 рублей капитализированных платежей предназначена для обеспечения после ликвидации должника страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний бывшим работникам СХПК им. Калинина Андреевой Г.П. (108856,10 рублей) и Васильевой Г.С. (377414,79 рублей), являющимся получателями страховых выплат (застрахованным лицом). Кроме этого, сумма 1387045,28 рублей предназначена для оплаты дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья пострадавших, на их медицинскую и социальную реабилитацию.
В апелляционной жалобе конкурсный управляющий ставит вопрос о правомерности Акта о случае профессионального заболевания от 01.04.2005 в отношении Васильевой Г.С, бывшего работника СХПК им. Калинина.
Васильева Галина Семеновна является получателем обеспечения по страхованию, предусмотренного Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний", в связи с повреждением здоровья вследствие профессионального заболевания, полученного в период ее работы в СХПК им. Калинина. Указанное обстоятельство подтверждается Актом о случае профессионального заболевания от 01.04.2005.
Акт о случае профессионального заболевания от 01.04.2005 составлен в соответствии с Положением о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 N 967. Полномочия Правительства Российской Федерации по установлению порядка расследования и учета профессиональных заболеваний определены Федеральным законом "Об обязательном
социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (статья 17).
В соответствии с пунктами 32, 33 вышеуказанного Положения Акт о случае профессионального заболевания от 01.04.2005 подписан членами комиссии, в числе которых председатель СХПК им. Калинина, специалист по охране труда СХПК им. Калинина. Данные лица выступали в качестве представителей работодателя, как того требует п. 19 Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний.
Акт утвержден центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора. В указанном Акте подробно изложены обстоятельства и причины профессионального заболевания, а также указаны лица, допустившие нарушения государственных санитарно-эпидемиологических правил иных нормативных актов: администрация предприятия и председатель СХПК им. Калинина.
Пункт 30 Положения определяет, что акт о случае профессионального заболевания является документом, устанавливающим профессиональный характер заболевания, возникшего у работника на данном производстве. Согласно Акту о случае профессионального заболевания от 01,04.2005 Васильева Г.С, работавшая дояркой в течение 31 года в СХПК им.Калинина Ибресинского района, получила профессиональное заболевание вегетосенсорную полиневропатию верхних конечностей и деформирующий артроз коленных суставов.
Акт о случае профессионального заболевания от 01.04.2005 в отношении Васильевой Галины Семеновны никем не обжалован и соответствует действующему законодательству.
Доказательства, подтверждающие неправомерность указанного Акта, конкурсным управляющим не представлены.
Кроме того, в апелляционной жалобе конкурсный управляющий выражает несогласие в части включения в реестр требований кредиторов капитализированных платежей на санаторно-курортное лечение Васильевой Г.С. в сумме 865 549,72 руб. и на обеспечение приспособлениями в сумме 204212,53 руб.
Согласно абзацам 4-6 статьи 3 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ Васильева Г.С, как лицо, получившее повреждение здоровья вследствие профессионального заболевания, подтвержденного в установленном порядке, и повлекшего утрату профессиональной трудоспособности, признается застрахованным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 от 24.07.1998 N 125-ФЗ право застрахованных на обеспечение по страхованию возникает со дня наступления страхового случая. В соответствии с абзацем 9 статьи 3 указанного закона под страховым случаем понимается подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, который влечет возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию. Виды обеспечения по страхованию установлены статьей 8 указанного закона.
Если по заключению учреждения медико - социальной экспертизы (далее -МСЭ) результатом наступления страхового случая стала утрата застрахованным профессиональной трудоспособности, у него возникает право на единовременную и ежемесячные страховые выплаты.
По последствиям профессионального заболевания учреждением МСЭ Васильевой Г.С. установлена утрата профессиональной трудоспособности с 07.04.2005 в размере 30 % (выписка из акта N 617 освидетельствования в бюро МСЭ к справке сер. МСЭ-2001 N 0148021). В связи с утратой профессиональной трудоспособности вследствие профессионального заболевания по заявлению Васильевой Г.С. региональным отделением Фонда в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 N125-ФЗ приказом от 14.06.2005 N 3703-В назначены и производятся
ежемесячные страховые выплаты. В последующем с 13.05.2013 степень утраты трудоспособности Васильевой Г.С. была установлена в размере 40 %. .
На момент открытия в СХПК им. Калинина конкурсного производства (10.02.2015) Васильева Г.С. имеет 40% утраты профессиональной трудоспособности (выписка из акта N 586п.1721/2014 освидетельствования в ФГУ МСЭ к справке Серия МСЭ-2006 N 0587193), в связи с чем региональным отделением Фонда ей производятся ежемесячные страховые выплаты в сумме 1333,64 рублей. В настоящее время степень утраты профессиональной трудоспособности Васильевой Г.С. составляет также 40% (выписка из акта N 491.17.21/2015 освидетельствования в ФГУ МСЭ к справке Серия МСЭ-2006 N 0587648).
Одним из видов страхового обеспечения, предусмотренного Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ, является оплата дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая. Перечень указанных расходов, подлежащих оплате за счет средств страхования, установлен статьей 8 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ и является исчерпывающим. В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ оплата указанных дополнительных расходов (в том числе на медицинскую реабилитацию в организациях, оказывающих санаторно - курортные услуги по путевке, включая оплату лечения, проживания и питания застрахованного; обеспечение техническими средствами реабилитации и их ремонт) производится страховщиком, если учреждением МСЭ установлено, что застрахованный нуждается в соответствии с программой, реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания в указанных видах помощи, обеспечения или ухода. Условия, размеры и порядок оплаты таких расходов определяются Правительством Российской Федерации (в настоящее время действует Положение об оплате дополнительных расходов, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2006 N 286).
В соответствии с программой реабилитации пострадавшего к акту освидетельствования N 586п.17.21/2014 от 21.04.2014. действующей на момент открытия конкурсного производства в СХПК им. Калинина, Васильевой Г.С. учреждением МСЭ по прямым последствиям профессионального заболевания установлена нуждаемость в лекарственных средствах; в обеспечении 1 раз в 2 года техническими средствами реабилитации-тростью опорной, регулируемой по высоте, с устройством противоскольжения; и санаторно-курортном лечении один раз в год с заболеваниями опорно - двигательного аппарата и нервной системы.
Порядок внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2000 N 863.
Таким образом, заявленные в апелляционной жалобе доводы о правомерности Акта о случае профессионального заболевания от 01.04.2005 в отношении Васильевой Г.С, и выводы суда относительно включения в реестр требований кредиторов капитализированных платежей на санаторно-курортное лечение Васильевой Г.С. в сумме 865 549,72 руб. и на обеспечение приспособлениями в сумме 204212,53 руб. судом апелляционной инстанции признаются несостоятельными, противоречащими материалам дела.
По настоящему делу уполномоченным органом фактически предъявлено требование Фонда на основании пункта 2 статьи 23 Закона о страховании. Это требование представляет собой капитализированную сумму выплат застрахованным лицам, не является требованием гражданина-кредитора первой очереди, перешедшим к Российской Федерации на основании пункта 3 статьи 135 Закона о банкротстве, а потому должно квалифицироваться как требование кредитора третьей очереди.
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона о страховании возмещение вреда, причиненного здоровью гражданина при исполнении им обязанностей по трудовому договору, осуществляется путем предоставления ему в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, установленных в пункте 1 статьи 8 названного Закона, а именно: ежемесячных страховых выплат, выплачиваемых работнику в течение всего периода стойкой утраты им профессиональной трудоспособности и зависящих от среднего месячного заработка и степени утраты трудоспособности (пункт 3 статьи 10, пункт 1 статьи 12 Закона о страховании), и оплаты дополнительных расходов, связанных с его медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией.
В случае ликвидации юридического лица, признанного в установленном порядке ответственным за вред, причиненный здоровью работника, оно обязано внести Фонду капитализированные платежи (пункт 2 статьи 23 Закона о страховании).
Капитализация платежей производится с целью резервирования средств на будущее и направлена на обеспечение прав и законных интересов граждан, перед которыми должник несет ответственность за возмещение вреда их здоровью в объеме, установленном Законом о страховании, путем ежемесячных страховых выплат и оплаты дополнительных расходов, связанных с их медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией.
Законом о страховании не предусмотрено уменьшение размера обязательств ликвидируемого через процедуру конкурсного производства должника, возникших вследствие причинения вреда здоровью его работников, по сравнению с объемом аналогичных обязательств организации, ликвидируемой согласно общим положениям статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Иное нарушало бы права Фонда как страховщика, поскольку объем его требований к ликвидируемой организации был бы различен в зависимости от оснований ликвидации причинителя вреда при неизменном объеме обязательств отделения Фонда перед работниками должника.
Размер капитализированных платежей, вносимых в Фонд, определяется Методикой, согласно разделу 2 которой капитализированные платежи включают в себя не только ежемесячные страховые выплаты, но и оплату дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья пострадавших, на их медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.
В пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.11.2006 N 57 "О некоторых вопросах установления в деле о банкротстве требований о выплате капитализированных платежей" и в абзаце втором пункта 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.04.2010 N 136 "О некоторых вопросах, связанных с капитализацией платежей при банкротстве" установлено, что требование по капитализации платежей, основанное на норме пункта 2 статьи 23 Закона о страховании, является обязательным платежом, предъявляется в деле о банкротстве уполномоченным органом и относится к третьей очереди удовлетворения.
Методика расчета размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц-страхователей утверждена постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 30.07.2001 N 72. Методика была согласована без замечаний с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству и направлена на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации. По заключению Минюста России от 20.08.2001 N 07/8410-ЮД Постановление Фонда социального страхования Российской Федерации от 30.07.2001 N 72 в государственной регистрации не нуждается.
Таким образом, Методика разработана на основании и в строгом соответствии с действующим законодательством о возмещении вреда и призвана своей целью защищать законные интересы пострадавших, получивших трудовое увечье при исполнении профессиональных обязанностей, что согласуется с требованиями пункта 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации.
Данная методика рассчитана на следующие виды обеспечения по страхованию: ежемесячные страховые выплаты пострадавшим; медицинская, социальная и профессиональная реабилитация пострадавших; ежемесячные страховые выплаты лицам, имеющим право на их получение в случае смерти пострадавших в результате наступления страховых случаев (пункт 1).
В соответствии с Методикой расчета капитализируемых платежей их размер определяется на день принятия арбитражным судом решения о признании страхователя банкротом и об открытии конкурсного производства, что соответствует смыслу пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве, пункта 2 статьи 23 Федерального Закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ. Сама Методика базируется на нормативном методе исчисления названных платежей и предусматривает использование коэффициентов капитализации, представляющих собой количественные оценки ожидаемых (наиболее вероятных) периодов капитализации, нормативов формирования средств на покрытие дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ страховщиком по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является Фонд социального страхования Российской Федерации.
В силу пунктов 22, 25 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, региональные и центральные отраслевые отделения Фонда и их филиалы устанавливают для страхователей в соответствии с инструкцией нормативы расходов, необходимые для обеспечения государственных гарантий по социальному страхованию работников. Положения, инструкции, разъяснения и другие документы Фонда, принятые в установленном порядке для обеспечения государственных гарантий по социальному страхованию, подлежат обязательному исполнению страхователями.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от N 863 "Об утверждении порядка внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от N 72 "Об утверждении методики расчета размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц - страхователей" органы Фонда социального страхования разрабатывают и утверждают нормативы формирования средств на покрытие дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию на одного пострадавшего при ликвидации (банкротстве) юридического лица-страхователя. Данные нормативы обязательны для юридических лиц - страхователей признанных несостоятельными (банкротами) и должны учитываться ими при расчете размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Региональным отделениям Фонда издан в установленном порядке приказ от 19.02.2015 N 735, которым установлены нормативы формирования средств на покрытие дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию на 2015.
Обоснованность включения в реестр требований кредиторов капитализируемых платежей на санаторно-курортное лечение Васильевой Г.С. в сумме 865 549,72 руб. подтверждается пунктом 2.2.9 Методики расчета капитализируемых платежей, согласно которому размер капитализируемых платежей на санаторно - курортное лечение пострадавшего (Скап(2-9)) рассчитывается по формуле:
Скап(2-9)1 = K9i х Nскл - на одного пострадавшего,
где: K9i - коэффициент капитализации из таблицы N 1.9 указанной Методики, где указаны коэффициенты капитализации для расчета размера капитализируемых платежей на санаторно-курортное лечение для i-того пострадавшего. Васильева Г.С. на момент открытия конкурсного производства достигла возраста 57 лет, следовательно, коэффициент, который необходимо применить, согласно вышеуказанной таблице N 1.9 - 23,579,
Nскл - норматив формирования средств на санаторно - курортное лечение, действующий в году проведения расчета в рублях на год на одного пострадавшего, утвержденный страховщиком.
Согласно вышеуказанному приказу регионального отделения Фонда от 19.02.2015 N 735 норматив формирования средств на санаторно-курортное лечение установлен в 2015 в сумме 36 708,50 руб.
Размер капитализируемых платежей на санаторно - курортное лечение Васильевой Г.С. будет составлять 865 549,72 руб. ( 23,579 X 36708,50).
Обоснованность включения в реестр требования кредиторов капитализируемых платежей на обеспечение приспособлениями в сумме 2 042 012,53 руб. подтверждается пунктом 2.2.8 Методики расчета капитализируемых платежей, согласно которому размер капитализируемых платежей на протезирование и обеспечение приспособлениями (кроме колясок всех моделей), необходимыми пострадавшему для трудовой деятельности и в быту (Скап2-8), рассчитывается по формуле:
Скап(2-8)1 = K8i х (Nпо + Nоб) - на одного пострадавшего.
где: K8i - коэффициент капитализации из таблицы N 1.8 указанной Методики, где указаны коэффициенты капитализации для расчета размера капитализируемых платежей на протезирование и обеспечение приспособлениями (кроме колясок всех моделей), необходимыми пострадавшему для трудовой деятельности и в быту для i-того пострадавшего. Как уже было сказано, Васильева Г.С. на момент открытия конкурсного производства достигла возраста 57 лет, следовательно, коэффициент, который необходимо применить, согласно вышеуказанной таблице N 1.8 - 23,579,
Nпо - норматив формирования средств на протезирование, действующий в году проведения расчета в рублях на год на одного пострадавшего, утвержденный страховщиком. Нуждаемость в протезировании Васильевой Г.С. не установлена.
Nоб - норматив формирования средств на обеспечение приспособлениями (кроме колясок всех моделей), необходимыми пострадавшему для трудовой деятельности и в быту, действующий в году проведения расчета в рублях на год на одного пострадавшего, утвержденный страховщиком;
Согласно вышеуказанному приказу регионального отделения Фонда от 19.02.2015 N 735 норматив на обеспечение приспособлениями (кроме колясок всех моделей), необходимыми пострадавшему для трудовой деятельности и в быту, установлен в 2015 году в сумме_8660,78 руб.
Размер капитализированных платежей на обеспечение Васильевой Г.С. приспособлениями будет составлять 204 212,53 руб. ( 23,579 X 8660,78 руб.).
Доказательств выплаты бывшим работникам СХПК имени Калинина всей заявленной уполномоченным органом суммы капитализированных платежей суду не представлены.
Расчет начисления капитализированных платежей проверен судом апелляционной инстанции и признан обоснованным, в связи с этим отсутствовала необходимость приостановления производства по делу до проверки начисления капитализируемых платежей бывшим работникам СХПК имени Калинина Прокуратурой Чувашской Республики.
Довод о необходимости отложения рассмотрения спора до результатов проведения прокуратурой Чувашской Республики проверки правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку вопрос правомерности действий органов исполнительной власти, не является предметом рассмотрения настоящего обособленного спора. Расчет начисления капитализированных платежей проверен судом и признается обоснованным.
Кроме того, суд первой инстанции правомерно отказал конкурсному управляющему в удовлетворении ходатайства об истребовании от Государственного учреждения -Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии дополнительных документов, поскольку суду не были представлены доказательства указанным органом отказа в предоставлении запрошенных конкурсным управляющим документов, что не соответствует требованиям части 4 статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (пункт 1 статьи 142 Закона о банкротстве).
Сообщение о признании должника банкротом опубликовано в официальном издании - газете "Коммерсантъ" от 21.02.2015 N 31.
Требование кредитора подано в арбитражный суд до закрытия реестра требований кредиторов должника.
В силу статьи 134 Закона о банкротстве, требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности: в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также компенсация морального вреда; во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности; в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами.
В соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Повторно исследовав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции пришел к аналогичным выводам, что требование кредитора подлежит включению в реестр требований кредиторов должника с удовлетворением в третью очередь, в соответствии с пунктом 4 статьи 134 Закона о банкротстве, в заявленном размере, как основанное на нормах права, подтвержденное материалами дела.
Доказательств обратного заявителем апелляционной жалобы не представлено.
Все иные доводы и аргументы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, они признаются несостоятельными, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта.
Оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, содержащиеся в них выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
В силу статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба на определение об установлении размера требования в деле о банкротстве не облагается государственной пошлиной.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 17.07.2015 по делу N А79-5558/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу конкурсного управляющего сельскохозяйственного производственного кооператива имени Калинина Григорьева Александра Васильевича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в месячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Ю.В. Протасов |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.