г. Саратов |
|
23 сентября 2015 г. |
Дело N А12-12992/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 сентября 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи А.Ю. Никитина,
судей Т.В. Волковой, О.И. Антоновой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Д.В. Самойловой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета здравоохранения Волгоградской области на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14 июля 2015 года по делу N А12-12992/2015 (судья Лаврик Н.В.),
по исковому заявлению закрытого акционерного общества "Фармацевт" (344065, Ростов-на-Дону, пер. Беломорский, д. 94; ИНН 6165016437, ОГРН 1026103713360)
к государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Волгоградская областная клиническая инфекционная больница N 1" (400023, Волгоград, пер. Кленовый, 1; ИНН 3447009922, ОГРН 1023404289633),
к Волгоградской области в лице Комитета здравоохранения Волгоградской области (400001, Волгоград, ул. Рабоче-Крестьянская, 16; ИНН 3444050369, ОГРН 1023403443744),
к Волгоградской области в лице Комитета финансов Волгоградской области (400131, Волгоград, ул. Порт-Саида, 7; ИНН 3444130624, ОГРН 1063444006922),
с участием в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - общества с ограниченной ответственностью "Формед-Волга" (400042, Волгоград, ш.Авиаторов, 1; ИНН 3443074769, ОГРН 1073443000311)
о взыскании 28.222 448 руб. 51 коп.,
при участии в заседании:
лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в порядке части 1 статьи 122, части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
В арбитражный суд Волгоградской области обратилось Закрытое акционерное общество "Фармацевт" (далее - ЗАО "Фармацевт", истец) с исковым заявлением к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Волгоградская областная клиническая инфекционная больница N 1" (далее - ГБУЗ "ВОКИБ N 1", ответчик) о взыскании 28.222.448 руб. 51 коп. основного долга по государственному контракту на поставку аллергенов бактерий N 8 от 23.06.2014 г.
Определением от 26.06.2015 изменено процессуальное положение по делу Комитета здравоохранения Волгоградской области.
В качестве процессуального соответчика по делу по ходатайству истца (заявленному в судебном заседании 26.06.2016, что отражено в протоколе), привлечена Волгоградская область в лице Комитета здравоохранения Волгоградской области.
Определением от 03.07.2015 изменено процессуальное положение Комитета финансов Волгоградской области.
Данный Комитет по ходатайству истца (от 30.06.2015) привлечен к участию в деле в качестве соответчика.
Решением от 14 июля 2015 года Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-12992/2015 с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Волгоградская областная клиническая инфекционная больница N1" и с Волгоградской области в лице Комитета здравоохранения Волгоградской области в пользу Закрытого акционерного общества "Фармацевт" в солидарном порядке взыскан основной долг по контракту на поставку аллергенов бактерий N8 от 23.06.2014 г. в сумме 28.222.448 руб. 51 коп. а также расходы по уплате государственной пошлине 161.112 руб.
В иске к Комитету финансов Волгоградской области отказать.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Комитет здравоохранения Волгоградской области обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что задолженность должна быть взыскана с Комитета по финансам Волгоградской области.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Постановлением Правительства Волгоградской области от 25.11.2013 N 666-п утверждена Государственная программа Волгоградской области "Развитие здравоохранения Волгоградской области на 2014 - 2016 годы и на период до 2020 года". Подпрограммой названной Государственной программы является "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Формирование эффективной системы организации медицинской помощи".
Ответственным исполнителем Государственной программы "Развитие здравоохранения Волгоградской области на 2014 - 2016 годы и на период до 2020 года" является Комитет здравоохранения Волгоградской области (ранее -Министерство здравоохранения Волгоградской области).
Приказом от 27.08.2013 N 2255 Министерство здравоохранения Волгоградской области определило ГБУЗ "ВОКИБ N 1" в качестве уполномоченного на приобретение, приём иммунобиологических препаратов и передачу их другим медицинским организациям, осуществляющим иммунизацию населения Волгоградской области в целях реализации ведомственной целевой программы "Сохранение и укрепление здоровья населения Волгоградской области на 2013-1015 годы", а также вышеуказанной Государственной программы.
По результатам проведенного аукциона в электронной форме между ЗАО "Фармацевт" (именуемым "Поставщик") и ГБУЗ "ВОКИБ N 1" и (именуемым "Заказчик") заключен контракт N 8 на поставку аллергенов бактерий от 234.06.2014. (далее по тексту - контракт)
Согласно предмету контракта поставщик обязуется в обусловленный срок поставить товар, указанный в спецификации (аллергены бактерий), а заказчик обязуется принять и оплатить товар на условиях контракта.
Фиксированная цена контракта - 28.222.448 руб. 51 коп.
В соответствии с пунктом 6.1 контракта оплата товара производится за счёт средств областного бюджета в рамках государственной программы Волгоградской области "Развитие здравоохранения Волгоградской области на 2014 - 2016 годы и на период до 2020 года" после поставки товара путем перечисления денежных средств на расчётный счёт поставщика.
Согласно пункту 9.1 контракт вступает в силу с момента заключения и действует по 31.12.2014, а в части расчётов - до полного исполнения сторонами своих обязательств.
Факт исполнения истцом взятых на себя обязательств подтверждается товарной накладной N 21983 от 02.07.2014 и актом приёма-передачи.
Поскольку поставленный в рамках контракта товар не оплачен, истец обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, правомерно исходил из следующего.
Спорный контракт заключен после вступления в действие Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". (далее -Закон о контрактной системе N44-ФЗ).
В части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе N 44-ФЗ предусмотрено, что законодательство Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 525 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд. (пункт 2 статьи 530).
К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522), если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 525 ГК РФ).
Кроме того, к поставке товаров для государственных или муниципальных нужд как к отдельному виду договора купли-продажи субсидиарно применяются общие положения о купле-продаже (пункт 5 статьи 454 ГК РФ, разъяснения в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 25.02.2014 N 165 "Обзор судебной практики по спорам, связанным с признанием договоров незаключенными").
На основании статей 454, 486 ГК РФ покупатель обязан уплатить продавцу определенную сторонами по договору купли-продажи денежную сумму (цену) за товар, переданный продавцом.
В обоснование своей позиции ГБУЗ "ВОКИБ N 1" и Комитет здравоохранения Волгоградской области ссылаются на постановление Пленума ВАС РФ (сейчас Верховного Суда Российской Федерации) от 22.06.2006 N 24 "О применении к государственным (муниципальным) учреждениям пункта 2 статьи 1 Федерального Закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", а также на правоприменительную практику.
По их мнению, при заключении спорного "государственного" контракта заказчик - ГБУЗ "ВОКИБ N 1" действовал от имени и в интересах Волгоградской области, поэтому надлежащим ответчиком является Волгоградская область в лице Комитета финансов Волгоградской области, который в соответствии с Положением о нём осуществляет исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства областного бюджета.
Однако после принятия постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 24 произошли существенные изменения в законодательстве.
В соответствии с определениями в статье 3 Закона о контрактной системе N 44-ФЗ государственный контракт - это договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации государственным заказчиком для обеспечения государственных нужд. Государственный заказчик - это государственный орган (в том числе орган государственной власти) либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупок.
ГБУЗ "ВОКИБ N 1" является бюджетным, а не казенным учреждением.
Комитет здравоохранения Волгоградской области не вправе вопреки нормам Федерального закона наделять бюджетное учреждение статусом государственного заказчика.
Закупку аллергенов бактерий для нужд Волгоградской области в рамках государственного контракта должен был произвести Комитет здравоохранения (как орган власти Волгоградской области и ответственный исполнитель Государственной программы "Развитие здравоохранения Волгоградской области на 2014 - 2016 годы и на период до 2020 года").
Хотя закупка аллергенов бактерий по спорному контракту осуществлена не для собственных нужд ГБУЗ "ВОКИБ N 1", в силу прямого указания закона (статьи 526, абзаца 1 статьи 532, статей 454, 486 ГК РФ) и по условиям самого контракта N 8 (пункт 2.1) ГБУЗ "ВОКИБ N 1" является лицом, обязанным оплатить поставленный истцом товар.
При этом отсутствие достаточного финансирования не освобождает покупателя от исполнения взятых на себя обязательств.
В соответствии с абзацем 2 статьи 532 ГК РФ при оплате покупателем по договору поставки товаров для государственных нужд государственный заказчик признается поручителем по этому обязательству покупателя (статьи 361 - 367 Кодекса).
Таким образом, в силу специфики сложившихся между сторонами правоотношений ГБУЗ "ВОКИБ N 1" является основным должником перед поставщиком товара, а Комитет здравоохранения (будучи фактически государственным заказчиком) в силу закона (абзаца 2 статьи 532 ГК РФ) является поручителем ГБУЗ "ВОКИБ N 1" по обязательству оплатить товар, поставленный по спорному контракту N 8.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 363 ГК РФ при неисполнении или ненадлежащем исполнении должником обеспеченного поручительством обязательства поручитель и должник отвечают перед кредитором солидарно, если законом или договором поручительства не предусмотрена субсидиарная ответственность поручителя.
Поручитель отвечает перед кредитором в том же объеме, как и должник, включая уплату процентов, возмещение судебных издержек по взысканию долга и других убытков кредитора, вызванных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником, если иное не предусмотрено договором поручительства.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно взыскал с ГБУЗ "ВОКИБ N 1" и с Комитета здравоохранения Волгоградской области в пользу ЗАО "Фармацевт" солидарно основной долг по контракту N 8 на поставку аллергенов бактерий от 23.06.2014.
Отказывая в удовлетворении иска к Комитету финансов Волгоградской области, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Так, согласно подпункту 12.1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ) главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Комитет финансов Волгоградской области организует исполнение областного бюджета, устанавливает порядок составления и ведения кассового плана исполнения областного бюджета.
По состоянию на 01.01.2015 Комитетом финансов до ГБУЗ "ВОКИБ N 1" доведена субсидия на финансирование государственного задания в сумме 6 939,2 тыс.руб., субсидия профинансирована на сумму 6 652,2 тыс.руб. Кроме того, доведена субсидия на иные цели в сумме 80 076,2 тыс.руб. и по состоянию профинансирована на счёт средств областного бюджета в сумме 37 076,2 тыс.руб.
Комитету здравоохранения Волгоградской области в 2015 году предусмотрены бюджетные ассигнования без учета федеральных средств в сумме 15 148 752,3 тыс.руб., кассовый план доведен в сумме 11 069 651, 1 тыс.руб.
В соответствии с бюджетными полномочиями главного распорядителя средств областного бюджета, установленными в статье 158 БК РФ, Комитет здравоохранения осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета; вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета, а также вправе определять приоритеты направления предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены решения по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14 июля 2015 года по делу N А12-12992/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через Арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Ю. Никитин |
Судьи |
О.И. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-12992/2015
Истец: ЗАО "Фармацевт"
Ответчик: ГБУЗ "ВОКИБ N1", ГБУЗ "Волгоградская областная клиническая инфекционная больница N1", Комитет здравоохранения Волгоградской области, Комитет финансов Волгоградской области
Третье лицо: ООО "Формед-Волга"