г. Воронеж |
|
17 сентября 2015 г. |
Дело N А64-3109/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 сентября 2015 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Ольшанской Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бауман Л.В.,
в отсутствие надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания: Государственного учреждения - Тамбовского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 18 "Ручеёк": представители не явились, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Тамбовское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 16.07.2015 по делу N А64-3109/2015 (судья Парфенова Л.И.), принятое по делу по заявлению Государственного учреждения - Тамбовское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад N 18 "Ручеёк" (ОГРН 1026801162123, ИНН 6831013916) о взыскании 4 511,34 руб., рассмотренному в порядке упрощенного производства,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Тамбовское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Учреждение, отделение Фонда социального страхования) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей N 18 "Ручеёк" (далее - Детский сад N 18 "Ручеёк", страхователь) о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование, пени и штрафных санкций в общей сумме 4511,34 руб.
Указанное дело рассматривалось Арбитражным судом Тамбовской области в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 16.07.2015 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида N 18 "Ручеёк", ОГРН 1026801162123, ИНН 6831013916, зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц. 22.04.2015 изменено наименование МДОУ детский сад комбинированного вида N 18 "Ручеёк" на Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N18 "Ручеёк"
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, отделение Фонда социального страхования обратилось с настоящей апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции как принятое с нарушением норм материального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Учреждение ссылается на неправомерное исключение страхователем из базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование суммы денежного поощрения лучшим воспитателям муниципальных образовательных учреждений - победителям конкурса "Лучший воспитатель Тамбовской области".
По мнению Учреждения, поскольку спорные выплаты прямо не поименованы в ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) и ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ), произведены в рамках трудовых отношений между работником и работодателем, то данные компенсационные выплаты, по своей сути, являются элементами оплаты труда и, следовательно, подлежат обложению страховыми взносами на обязательное социальное страхование в общеустановленном порядке. При этом способ формирования источника выплат, по мнению Учреждения, правового значения в данном случае не имеет.
В представленном отзыве Детский сад N 18 "Ручеёк" возражает против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В судебное заседание не явились представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы и заявивших ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие. В силу ч. 2 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело было рассмотрено в отсутствие представителей сторон.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ГУ - Тамбовское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в отношении Детского сада N 18 "Ручеёк" проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также по вопросам начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходовании этих средств за период с 01.01.2011 по 31.12.2013.
Итоги проведенной выездной проверки отражены в актах проверки от 10.11.2014 N 530, N 530 н/с.
По результатам рассмотрения материалов проверки отделением Фонда социального страхования вынесены решения от 05.12.2014
N 530 "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах", которым Учреждение привлечено к ответственности, предусмотренной пункта 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов в виде штрафа в размере 667 руб., Учреждению предложено уплатить недоимку по страховым взносам в Фонд социального страхования Российской Федерации в сумме 3335 руб. и начислены пени в размере 279,34 руб.;
N 530 "Об отказе в привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", согласно которому Учреждению предложено перечислить выявленную недоимку в сумме 230 руб.
На уплату данных сумм Детскому саду N 18 "Ручеёк" были направлены требования N 530 от 04.01.2015 (л. 26) и N 530 от 14.01.2015 (л. 41).
Неисполнение Учреждением требований в добровольном порядке в установленный срок послужило основанием для обращения Фонда в суд с соответствующим заявлением.
Как усматривается из материалов дела, основанием для доначисления взыскиваемой задолженности послужил вывод отделения Фонда социального страхования о необоснованном исключении страхователем из базы для начислении страховых взносов суммы в размере 115 000 руб., выплаченной в качестве денежного поощрения лучшим воспитателям - победителям областного конкурса "Лучший воспитатель Тамбовской области".
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что единовременные поощрительные выплаты, произведенные победителям конкурса "Лучший воспитатель Тамбовской области", не являлись оплатой труда работников, в связи с чем, не подлежали включению в базу для исчисления страховых взносов.
При этом суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона N 212-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2011) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением денежных выплат, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона (пункт 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ), которая содержит перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами.
В силу положений статей 3, 17 Федерального закона N 125-ФЗ Учреждение также является страхователем по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в обязанности которому вменено в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы.
Пунктом 1 ст. 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
Согласно пункту 2 ст. 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 настоящего Федерального закона.
Таким образом, основанием возникновения у страхователя обязанности по начислению страховых взносов на обязательное социальное страхование является осуществление страхователем выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованных в рамках существующих между ними трудовых отношений.
Статья 15 Трудового кодекса РФ определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с данным Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Под трудовым договором ст. 56 ТК РФ понимается соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
В соответствии со статьей 129 ТК РФ, оплата труда состоит из заработной платы, а также компенсационных выплат и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Взаимосвязанное толкование приведенных нормативных положений позволяет сделать вывод о том, что под выплатой или вознаграждением, произведенными в рамках трудовых отношений (включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера), следует понимать выплаты и вознаграждения, полученные работником от работодателя за выполнение трудовой функции, обусловленной трудовым соглашением, определяемые в соответствии с перечисленными в ст. 15 ТК РФ нормативными правовыми и локальными актами, регулирующими трудовые отношения.
Вместе с тем выплаты, производимые работодателем в пользу или в интересах работника не за результаты труда, а по иным основаниям, не могут быть отнесены к выплатам, подлежащим включению в базу для исчисления страховых взносов в порядке, установленном ст. 7 Федерального закона N 212-ФЗ и ст. 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ, так как это противоречит правовой природе понятия оплата труда, сформулированному в Трудовом кодексе.
Как следует из материалов дела, в 2011-2012 годах сотрудники Детского сада N 18 "Ручеёк" приняли участие в областном конкурсе воспитателей Тамбовской области на звание лучшего воспитателя Тамбовской области. По результатам конкурса в число его победителей, получивших звание лучшего воспитателя Тамбовской области, вошли сотрудники детского сада Касатонова Т.В., Пинчук Л.В., Пронина О.И., Санталовой Е.А. (2011 год), Иванова Е.В. (2012 год).
В связи с указанным обстоятельством перечисленным сотрудникам было выплачено денежное вознаграждение за победу в конкурсе в общей сумме 115 000 руб. - по 23 000 руб. каждому сотруднику.
Выплата вознаграждения предусматривалась постановлением администрации Тамбовской области от 13.08.2010 N 966 "Об утверждении порядка предоставления средств бюджетам муниципальных районов и городских округов области на обеспечение дополнительных мер стимулирования отдельных педагогических работников муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, на 2010" и аналогичными постановлениями 2011 - 2012 года, устанавливающими, что лучшим воспитателям по результатам конкурсного отбора выплачивается 400 денежных поощрений в размере 23 000 руб. не позднее 1 ноября текущего года при условии их победы в конкурсе (пункты 2,6,7).
Проведение конкурса "Лучший воспитатель Тамбовской области" осуществлялось на основании соответствующего приказа администрации Тамбовской области, ею же было утверждено примерное положение о проведении областного конкурса. Методическое сопровождение организации конкурсов осуществляет управление образования и науки области.
Целью конкурса заявлено привлечение внимания органов государственной власти и местного самоуправления, научной и педагогической общественности, средств массовой информации к проблемам развития дошкольного образования, формирование позитивного общественного мнения о профессии педагога.
Общий региональный список победителей конкурса утверждался соответствующим приказом управления образования и науки области; выписка из приказа доводилась до сведения глав (администраций) городов/районов области.
Приложениями к приказу Управления образования и науки Администрации Тамбовской области N 2346 от 21.09.2011 "Об итогах проведения областного конкурса "Лучший воспитатель Тамбовской области - 2011", N 2609 от 28.09.2012 "Об итогах проведения областного конкурса "Лучший воспитатель Тамбовской области - 2012" утверждены региональные списки победителей областного конкурса лучший воспитатель Тамбовской области за 2011, 2012 годы соответственно.
Пунктом 2 указанных приказов Управления образования и науки Администрации Тамбовской области предусмотрено направление средств в бюджеты муниципальных районов (городских округов) для осуществления дополнительных единовременных стимулирующих выплат победителям конкурса до 1 ноября соответствующего года, а также осуществление контроля за целевым использованием выделенных бюджетных средств.
Таким образом, выплата денежных средств в общей сумме 115 000 руб. (23 000 каждому работнику) была осуществлена не в связи с исполнением работниками своей трудовой функции воспитателя в Детском саду N 18 "Ручеёк", а в связи с их участием в конкурсе на звание лучшего воспитателя Тамбовской области и победой в этом конкурсе.
То обстоятельство, что победители конкурса состоят в трудовых отношениях с дошкольным учреждением, не свидетельствует о характере спорных выплат как произведенных в рамках трудовых отношений и подлежащих включению в облагаемую базу для исчисления страховых взносов.
Доказательств, подтверждающих выплату премий воспитателям за счет средств детского сада, выделенных на финансирование его деятельности как дошкольного образовательного учреждения, в материалах дела не имеется.
В указанной связи, учитывая, что в силу статьи 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции, действовавшей в 2011 году) органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право, и материалами дела доказан факт выплаты победителям конкурса на звание лучшего воспитателя Тамбовской области в 2011 - 2012 гг. единовременных поощрительных выплат за счет целевых бюджетных средств Тамбовской области на основании соответствующих нормативных правовых актов Тамбовской области не в связи с осуществлением ими конкретной трудовой деятельности в дошкольном учреждении, а в связи с реализацией социально-педагогических программ субъекта Российской Федерации, финансируемых из его бюджета, апелляционная коллегия полагает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что спорные выплаты не подлежат включению в облагаемую базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование.
Следовательно, у отделения Фонда социального страхования не имелось оснований для доначисления страхователю взыскиваемых страховых взносов на обязательное социальное страхование с единовременных выплат воспитателям - победителям конкурса на звание лучшего воспитателя Тамбовской области и, соответственно, начисление пени и привлечение к ответственности за неуплату указанных сумм также является неправомерным.
Довод Учреждения, что спорные выплаты прямо не отнесены к перечню выплат, предусмотренных статьей 9 Федерального закона N 212-ФЗ и ст. Федерального закона N 125-ФЗ, не имеет правового значения, поскольку указанными (аналогичными по своему содержанию) нормами предусмотрено исключение из общего правила, позволяющее не учитывать при определении облагаемой базы приведенные выплаты, признающиеся объектом обложения страховыми взносами, тогда как в рассматриваемом случае спорные выплаты изначально не относятся к объекту обложения страховыми взносами в соответствии со статьей 7 Федерального Закона N 212-ФЗ и ст. 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ.
Таким образом, поскольку единовременные премии победителям конкурса "Лучший воспитатель МБДОУ" выплачивались за счет целевых бюджетных средств областного бюджета Тамбовской области на основании нормативных актов Администрации Тамбовской области, осуществлялись не в рамках трудовых отношений, а в связи с реализацией социально-педагогических программ субъекта РФ, то указанные выплаты не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов для Детского сада N 18 "Ручеёк" как плательщика страховых взносов.
С учетом изложенного, вывод Учреждения о том, что страхователь был обязан осуществлять учет сумм выплат областных премий и относящихся к ним сумм страховых взносов в отношении физических лиц, в пользу которых
осуществлялись соответствующие выплаты, обоснованно признан судом первой инстанции несостоятельным.
На основании изложенного, у отделения Фонда отсутствовали основания для начисления страховых взносов, пени и штрафов в общей сумме 4511,34 руб. с единовременных стимулирующих выплат воспитателям, как победителям конкурса "Лучший воспитатель Тамбовской области".
Таким образом, судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении заявленных отделением Фонда социального страхования требований о взыскании с Детского сада N 18 "Ручеёк" спорной суммы.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Тамбовской области от 16.07.2015 по делу N А64-3109/2015 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Тамбовское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации без удовлетворения.
Учитывая, что в соответствии с пп.1 п. 1 ст.333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о распределении судебных расходов судом не разрешается.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 16.07.2015 по делу N А64-3109/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в месячный срок через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Н.А. Ольшанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-3109/2015
Истец: ГУ - Тамбовское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
Ответчик: МДОУ детский сад комбинированного вида N18 "Ручеёк"