г. Вологда |
|
22 сентября 2015 г. |
Дело N А13-17593/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2015 года.
В полном объёме постановление изготовлено 22 сентября 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Осокиной Н.Н. и Пестеревой О.Ю.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коноваловой Н.А.,
при участии от ответчика Рожковой Н.М. по доверенности от 10.09.2015 N 336,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Вологодской области от 29 июня 2015 года по делу N А13-17593/2014 (судья Парфенюк А.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Консалтинговая фирма "Веда - СВК" (ОГРН 1063525115686, ИНН 3525173785; место нахождения: 160000, город Вологда, улица Зосимовская, дом 2; далее - ООО "КФ "Веда-СВК", общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к государственному учреждению - Вологодскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1023500884087, ИНН 3525039187; место нахождения: 160001, город Вологда, проспект Победы, дом 33; далее - фонд, учреждение, ФСС) о признании незаконным и отмене решения от 16.09.2014 N 4762 в части отказа в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения в сумме 3008 руб. 60 коп.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 29 июня 2015 года по делу N А13-17593/2014 заявленные требования удовлетворены. На учреждение возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
ФСС с судебным актом не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение норм права, а именно положений части 1.1 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) и пункта 11.1 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременностям и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375 (далее - Положение N 375).
ООО "КФ "Веда-СВК" отзыв на жалобу не представило.
Общество надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя фонда, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной 15.08.2014 на основании заявления страхователя от 08.08.2014 (вх. N 40469) камеральной проверки правильности расходов ООО "КФ "Веда-СВК" на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.06.2014 по 31.07.2014 учреждением оформлен акт камеральной проверки от 15.08.2014 N 25312/3 (листы дела 20-22), а также с учетом возражений общества от 15.08.2014 N 25312/3 принято решение от 16.09.2014 N 4762 (листы дела 23-24).
Указанным решением средства на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения, выделены частично, а именно в сумме 25 566 руб. 97 коп. (пункт 1); в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения, в сумме 3008 руб. 60 коп. отказано (пункт 2).
Отказ в выделении 3008 руб. 60 коп. мотивирован нарушением обществом части 1.1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ и пункта 11.1 Положения N 375.
В ходе проверки учреждение установило, что обществом пособие по беременности и родам по листку нетрудоспособности N 145795519265, выданному Рябовой Т.И. на период с 10.07.2014 по 26.11.2014, исчислено из минимального размера оплаты труда (6387 руб. 10 коп.) в расчете за полный календарный месяц с учетом районного коэффициента.
Управление отметило, что пособие обществу следовало рассчитать из среднего заработка (5655 руб.), так как он выше минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ), установленного на день наступления страхового случая (5554 руб.), переплата пособия в результате указанного нарушения составила 3008 руб. 60 коп. Управление полагает, что при исчислении пособия районный коэффициент подлежит применению не к МРОТ, а уже к исчисленному пособию.
Не согласившись с решением фонда от 16.09.2014 N 4762 в части отказа в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения в сумме 3008 руб. 60 коп., общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо, которые приняли такие акты и решения.
Обеспечение пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, осуществляется в соответствии с Законом N 255-ФЗ.
Порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком установлен непосредственно в статье 14 Закона N 255-ФЗ, а также в Положении N 375.
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).
В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона N 255-ФЗ в средний заработок, исходя из которого исчисляется пособие по беременности и родам, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статья 315 Трудового кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.1992 N 494 с 01.07.1992 введен районный коэффициент в размере 1,15 к заработной плате рабочих и служащих, пособиям, стипендиям в Бабаевском, Вологодском, Грязовецком, Кадуйском, Междуреченском, Сокольском, Устюженском, Чагодощенском, Череповецком, Шекснинском районах и г. Вологде.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются, в частности, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам (часть 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ).
Перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, приведен в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
С учетом того, что указанный перечень является исчерпывающим, а также того, что доплаты в виде районных коэффициентов, являющиеся составной частью заработной платы, в нем не поименованы, такие выплаты признаются объектом обложения страховыми взносами.
Частью 1.1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ установлено, что если застрахованное лицо в периоды, указанные в части 1 этой статьи, не имело заработка, то средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным МРОТ, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая. Такой же порядок применяется в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц окажется ниже МРОТ.
В соответствии с частью 4 этой же статьи размер дневного пособия по беременности и родам исчисляется путем умножения среднего дневного заработка застрахованного лица на размер пособия, установленного в процентном выражении к среднему заработку в соответствии со статьей 7 Закона N 255-ФЗ.
Размер пособия по временной нетрудоспособности определяется путем умножения размера дневного пособия на число календарных дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности (часть 5 статьи 14 Закона N 255-ФЗ).
Пунктом 11.1 Положения N 375 определено, что в случае, если застрахованное лицо в периоды, указанные в пунктах 6 и 11 настоящего Положения, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.
Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица. При этом во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, исчисленные застрахованному лицу исходя из минимального размера оплаты труда, размеры пособий определяются с учетом этих коэффициентов.
Статьей 133 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТрК РФ) предусмотрено установление МРОТ.
В силу статьи 315 названного Кодекса оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Согласно статье 316 ТрК РФ размер районного коэффициента к заработной плате и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В спорный период (июль 2014 года) МРОТ установлен в сумме 5554 руб. в месяц (Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда").
В данном случае заявитель на основании данных о заработной плате сотрудника за 2012 и 2013 годы (листы дела 60-62) рассчитал, что сумма среднего дневного заработка за полный календарный месяц составит 188 руб. 76 коп. ((56 142 руб. 46 коп. + 81 649 руб. 25 коп.)/730 дн.) (лист дела 53).
С учетом изложенного фонд установил, что средний заработок сотрудника составляет 5655 руб., что больше установленного МРОТ (5554 руб.).
Однако общество правомерно исходило из того, что поскольку оплата труда работника производится с учетом районного коэффициента, то для сравнения установленный на день наступления страхового случая МРОТ должен быть скорректирован на районный коэффициент, а следовательно, составит 6387 руб. 10 коп. (5554 руб. х 1,15). Поэтому в данном случае средний заработок сотрудника меньше установленного МРОТ.
Доводы фонда, изложенные в том числе и в его апелляционной жалобе, фактически сводятся к тому, что согласно пункту 11.1 Положения N 375 районный коэффициент при исчислении пособий из среднего заработка, приравненного к МРОТ, применяется к исчисленной сумме пособия, а не к МРОТ.
Апелляционная инстанция не может согласиться с данным выводом в связи с тем, что, как правильно отметил суд первой инстанции, районный коэффициент является выплатой компенсационного характера за работу в особых климатических условиях, следовательно районный коэффициент подлежит применению на первом этапе исчисления пособия - при исчислении среднего дневного заработка, в связи с этим при определении размера пособия работнику исчисление среднего заработка должно производиться из минимального размера оплаты труда с учетом районного коэффициента.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14.03.2014 по делу N А27-8955/2013, определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.05.2014 N ВАС-5881/14, судебных актах по делу N А50-22896/2014).
Таким образом, суд первой инстанции правильно указал на то, что применение обществом районного коэффициента 1,15 при определении размера пособия работнику является правомерным. Данный вывод соответствует системному толкованию положений статьи 14 Закона N 255-ФЗ, пунктов 2, 11.1 Положения N 375, статей 133, 315, 316 Трудового кодекса Российской Федерации. При таких обстоятельствах решение суда законно и обоснованно, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 29 июня 2015 года по делу N А13-17593/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Н.Н. Осокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-17593/2014
Истец: ООО "Консалтинговая фирма "Веда-СВК"
Ответчик: Вологодское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации