Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 17 декабря 2015 г. N Ф05-17747/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании незаконным акта органа власти, о признании незаконными действий
Вывод суда: решение суда первой инстанции отменено
24 сентября 2015 г. |
Дело N А40-56217/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 24 сентября 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей:
Поташовой Ж.В., Лепихина Д.Е.,
при ведении протокола
секретарем судебного заседания Анафиевой Д.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ОАО "НК "Роснефть"; ОАО "РН ХОЛДИНГ" и ПАО "Верхнечонскнефтегаз"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.07.2015 по делу N А40-56217/15, принятое судьей Кузнецовой С.А. (шифр судьи 106-407)
по заявлению ОАО "РН ХОЛДИНГ"; ОАО "НК "Роснефть"
к Министерству энергетики РФ
третье лицо: ПАО "Верхнечонскнефтегаз"
о признании незаконными действий Министерства энергетики РФ и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов
при участии:
от заявителей:
ОАО "НК "Роснефть" - Суругин Д..Н. по доверенности от 25.05.2015 N 77 АБ 5399864;
ОАО "РН ХОЛДИНГ" - Гричанин К.В. по доверенности от 25.05.2015;
от ответчика:
Лавриненко Д.Ю. по доверенности от 09.09.2014 N АН-9922/03;
Семейкин А.Ю. по доверенности от 27.04.2015 N АН-4584/03;
от третьего лица:
Гричанин К.В. по доверенности от 12.05.2015 N 177;
УСТАНОВИЛ:
ОАО "РН ХОЛДИНГ", ОАО "НК "Роснефть" (далее - заявители) обратились в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Министерству энергетики Российской Федерации (далее - ответчик) о признании незаконными выраженных в письме Министерства энергетики Российской Федерации от 10.03.2015 N КМ-2319/06 в ответ на обращения ОАО "НК Роснефть" письмом от 27.01.2015 N 73-4266 и ОАО "РН Холдинг" письмом от 27.01.2015 N 0031-ДК действий по отказу в подтверждении соответствия сведений, содержащихся в справках о соответствии сведений об экспорте нефти сырой, классифицируемой по коду 2709 00 900 3 ТН ВЭД ТС, графику транспортировки нефти за пределы таможенной территории Таможенного союза за период с первого квартала 2012 года по второй квартал 2013 года и обязании Министерство энергетики Российской Федерации подтвердить в течение пяти рабочих дней со дня вступления решения Арбитражного суда г. Москвы по настоящему делу в законную силу соответствие сведений, содержащихся в справках о соответствии сведений об экспорте нефти сырой, классифицируемой по коду 2709 00 900 3 ТН ВЭД ТС, графику транспортировки нефти за пределы таможенной территории Таможенного союза за период с первого квартала 2012 года по второй квартал 2013 года включительно согласно обращениям ОАО "НК "Роснефть" (письмо от 27.01.2015 N 73-4266), ОАО "РН Холдинг" (письмом от 27.01.2015 N 0031-ДК).
Решением суда от 03.07.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, заявители и третье лицо обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда отменить, удовлетворить заявленные требования в полном объеме, указывая на то, что судом неправильно применены нормы материального права, не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции заявители и третье лицо поддержали доводы апелляционных жалоб, просили отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт, об удовлетворении заявленных требований.
Ответчик возражал против изложенных в жалобах доводов, представил отзыв на апелляционные жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, считая его законным и обоснованным.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в деле доказательства, заслушав представителей заявителей, ответчика и третьего лица, рассмотрев доводы апелляционных жалоб и отзыва на них, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене, а апелляционные жалобы - удовлетворению, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, в период с 2011 по 2013 г.г. включительно ПАО "Верхнечонскнефтегаз" (далее - ВЧНГ, Общество) являлось пользователем недр Верхнечонского нефтегазоконденсатного месторождения (далее - ВЧНГМ) в соответствии с лицензией серии ИРК N 11287 НЭ на добычу углеводородного сырья и геологическое изучение недр Верхнечонского нефтегазоконденсатного месторождения и осуществляло добычу нефти сырой, с особыми физико-химическими характеристиками (плотностью при 20°С не менее 694,7 кг/мЗ, но не более 887,6 кг/мЗ и с содержанием серы не менее 0,04 мас.%, но не более 1,5 мас.% (далее - нефть ВЧНГМ).
Экспорт указанной нефти за пределы таможенной территории Таможенного союза осуществлялся заявителями в подсубпозиции ТН ВЭД ТС 2709 00 9 006 либо 2709 00 9 009 с уплатой таможенных пошлин по общим ставкам, предусмотренным соответствующими ежемесячными постановлениями Правительства РФ об установлении ставок вывозных таможенных пошлин, а также информацией Минэкономразвития России от 15.04.2013 года.
Вместе с тем, в соответствии с примечанием N 8 к Единому таможенному тарифу Таможенного союза, в редакции решения Комиссии Таможенного Союза (далее - КТС) от 18.11.2011 N 850, решения Совета Евразийской Экономической Комиссии (далее - ЕЭК) от 16.07.2012 N 54, решения Коллегии ЕЭК от 24.04.2013 N 93, ежемесячными Постановлениями Правительства РФ, а также информацией Минэкономразвития России, в период с 01.01.2012 по 26.05.2013 имелись правовые основания для классификации, вывозимой ОАО "НК "Роснефть" и ОАО "РН Холдинг" нефти в подсубпозиции ТН ВЭД ТС 2709 00 900 3, предусматривающему применение пониженных ставок вывозных таможенных пошлин, поскольку а) нефть ВЧНГМ была включена в перечень месторождений Примечания 8 к ТН ВЭД ТС, б) ВЧНГМ не было исключено из этого кода ежемесячными постановлениями Правительства РФ, информацией Минэкономразвития России от 15.04.2013 года.
В соответствии с действующим в рассматриваемый период законодательством, реализация права на применение пониженных ставок вывозных таможенных пошлин была возможна, в том числе, при подтверждении Минэнерго сведений, содержащихся в справках о соответствии сведений об экспорте нефти сырой, классифицируемой в подсубпозиции 2709 00 900 3 ТН ВЭД ТС, графику транспортировки нефти за пределы таможенной территории Таможенного союза (далее Справки).
Порядок подтверждения указанных Справок в рассматриваемый период был регламентирован Приказом ФТС России, Минэнерго России, Минтранса России и Роснедр от 03.11.2009 N 1998/471/1088/196 "Об особенностях таможенного оформления и таможенного контроля при вывозе с таможенной территории Российской Федерации нефти сырой, классифицируемой в подсубпозиции 2709 00 900 3 ТН ВЭД ТС" (далее -Приказ N 471).
При этом, учитывая, что действующим таможенным законодательством право на возврат излишне уплаченных таможенных пошлин ограничено тремя годами с даты их излишней уплаты, а документами, подтверждающими право на классификацию нефти ВЧНГМ в подсубпозиции 2709 00 900 3, в том числе, являлись подтвержденные Минэнерго Справки, ОАО "РН Холдинг" и ОАО "НК "Роснефть", как экспортеры нефти ВЧНГМ, обратились в Минэнерго письмами от 27.01.20154 N 73-4266 и от 27.01.2015 N 0031-ДК соответственно.
Со ссылкой на применимый к рассматриваемому периоду Приказ N 471, а также впоследствии действующие (с 01.04.2013) Правила контроля количества нефти сырой, в отношении которой могут применяться особые формулы расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2013 N 277 (далее - Правила N 277), Письмом от 10.03.2015 N КМ-2319/06 (вх. от 10.03.2015 N 2-20496) Минэнерго отказано Обществам ( ОАО "НК Роснефть" и ОАО "РН Холдинг") в подтверждении Справок в связи с невозможностью подтверждения достоверности содержащихся в них сведений, вызванной нарушением установленных сроков обращения более чем на два года.
Далее, в целях реализации своего права на возврат излишне уплаченных таможенных пошлин за период 2012 - 26.05. 2013, возникших в связи с применением ненадлежащих ставок вывозной таможенной пошлины по причине указания ненадлежащего кода ТН ВЭД ТС к вывезенной за пределы таможенной территории Таможенного союза нефти (указание ненадлежащего кода ТН ВЭД ТС 2709 00 9 006 либо 2709 00 9 009 вместо надлежащего кода ТН ВЭД ТС 2709 00 900 3, заявители обратились (ОАО "РН Холдинг" письмом от 25.02.2015 N 0034-ДК1 "О направлении корректировок к ПВД" (вх. ЦЭТ от 10.03.2015 N 1663) и ОАО "НК "Роснефть" письмом от 25.02.2015 N 73-11562 "О направлении корректировок к ПВД" (вх. ЦЭТ от 10.03.2015 N 1664)) в Центральную энергетическую таможню (далее -ЦЭТ) о корректировке полных грузовых таможенных деклараций.
К обращению заявители приложили полный пакет документов.
Рассмотрев обращения заявителей, письмами от 10.04.2015 N 01-17/2988 и N 01-17/2993 Центральная энергетическая таможня указала на отсутствие оснований для внесения изменений в декларации, поскольку в представленном комплекте документов отсутствуют экспортные Справки, подтвержденные Минэнерго, в порядке предусмотренном приказом ФТС России N1998, Минэнерго России N471, Минтранса России N1088, Роснедра N196 от 03.11.2009, а также подтверждение Минэнерго и Роснедра факта добычи на ВЧНГ нефти сырой, обладающей особыми физико-химическими характеристиками.
ОАО "РН Холдинг" письмом от 25.02.2015 N 0035-ДК, ОАО "НК "Роснефть" обратились в ФТС России с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин.
Письмами ФТС России от 11.03.2015 N 05-74/10913 и N 05-74/10825 со ссылками на положения ст.147 Закона N311-ФЗ, п.1 ст.176, п.2 ст. 181, п.7 ст.190 ТК ТС, заявления обществ о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин оставлены без рассмотрения. Решение мотивировано тем, что сведения, содержащиеся в представленных ОАО "РН Холдинг", ОАО "НК "Роснефть" документах (формы корректировок деклараций на товары) не подтверждены в порядке, установленном примечанием 8 к ТН ВЭД ТС и совместным приказом ФТС России, Минэнерго России, Минтранса России и Роснедр от 03.11.2009 N 1998/471/1088/196. в связи с чем, у ОАО "РН Холдинг", ОАО "НК "Роснефть" отсутствуют обстоятельства, влекущие за собой внесение изменений в сведения, указанные в декларациях на товары, поименованных в обращении, и, как следствие, факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов.
Полагая, что отказ Минэнерго противоречит требованиям Приказа N 471 и Правил N 277 и нарушает законные права и обязанности заявителей, общества обжаловали его в Арбитражный суд города Москвы.
Отказывая в удовлетворении заявленных обществами требований, суд первой инстанции неправомерно исходил из их законности и обоснованности.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительными действий органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных действий закону и наличие нарушения ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
При рассмотрении настоящего дела совокупность указанных обстоятельств судом апелляционной инстанции установлена.
Законность действий государственных органов подлежит оценке судом на момент их совершения. Бремя доказывания законности совершенных действий возлагается на орган, который совершил такие действия (ч.5 ст.200 АПК РФ).
Порядок установления и применения ставок вывозных таможенных пошлин и перечня товаров, в отношении которых они применяются, случаи освобождения от уплаты вывозной таможенной пошлины, особенности применения ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров и условий их ввоза, а также особенности предоставления тарифных преференций и тарифных квот установлен Законом Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее Закон).
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона (в редакции Федерального закона от 06.12.2011 N 409-ФЗ) ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, устанавливаются Правительством Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей. В отношении товаров, указанных в пункте 4 настоящей статьи, ставки вывозных таможенных пошлин устанавливаются Правительством Российской Федерации в порядке, установленном в этом пункте.
В свою очередь, пункт 4 статьи 3 Закона определял порядок установления ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую (код единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС) 2709 00) и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно установленным в Законе правилам, ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом средней цены на нефть сырую марки "Юралс" на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) за последний период мониторинга и вводятся в действие с 1-го числа календарного месяца, следующего за окончанием периода мониторинга.
Ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, устанавливаются на срок один календарный месяц.
Решения Правительства Российской Федерации об изменении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, должны быть опубликованы в одном из официальных изданий Российской Федерации не позднее чем за один день до дня вступления в силу указанных решений.
С учетом положений пункта 4 статьи 3 Закона ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую устанавливались постановлением Правительства РФ от 16.11.2006 года N 695 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств-участников Соглашений о таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" с учетом изменений, вносимых в него ежемесячными постановлениями Правительства РФ.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.11.2006 N 695, а также вносящими в него изменения ежемесячными постановлениями Правительства РФ, для целей применения ставок вывозных таможенных пошлин товары определялись исключительно кодами ТН ВЭД ТС.
В свою очередь, коды ТН ВЭД ТС были установлены Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного Союза (далее - ТН ВЭД ТС), утвержденной решением Комиссии Таможенного Союза от 18.11.2011 года N 850, а затем в новой редакции решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54.
В соответствии с положениями ТН ВЭД ТС нефть сырая имеет код 2709, а нефть сырая с особыми физико-химическими характеристиками (особые параметры плотности и количество серы), добытая на месторождениях, перечень которых содержится в Примечании 8 к ТН ВЭД ТС (далее - Примечание 8) имела код 2709 00 900 3.
Так, к коду ТН ВЭД ТС 2709 00 900 3 относилась добытая на месторождениях Примечания 8 нефть сырая плотностью при 20°С не менее 694,7 кг/мЗ, но не более 887,6 кг/мЗ и с содержанием серы не менее 0,04 мас.%, но не более 1,5 мас.%.
В ежемесячных постановлениях Правительства РФ ставки вывозных таможенных пошлин устанавливались применительно к кодам ТН ВЭД ТС. При этом нефть, соответствующая вышеуказанным характеристикам и имеющая код ТН ВЭД ТС 2709 00 900 3, относилась Правительством РФ к товарам, облагаемым вывозными таможенными пошлинами в пониженном размере.
При этом при разработке текстов постановлений Правительства РФ использовалась следующая техника:
- в случае если льгота предоставлялась в,отношении нефти, добытой на всех без исключения месторождениях, перечисленных в Примечании 8, размер пониженной ставки таможенной пошлины указывался напротив кода 2709 00 900 3 без каких-либо дополнительных пояснений, сносок и пр.;
- в случае принятия Правительством РФ решения о прекращении предоставления таможенной льготы в отношении нефти, добытой на каком-либо месторождении, включенном в перечень, предусмотренный Примечанием 8, напротив кода 2709 00 900 3 в текст постановления включалось примечание, исключающее возможность применения пониженной ставки пошлины к нефти конкретного месторождения.
Начиная с 01.04.2013 года в связи с внесением Федеральным законом от 03.12.2012 N 239-ФЗ в Закон РФ от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" статьи 3.1. изменился порядок установления ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую.
С учетом требований пункта 3.1. Закона о таможенном тарифе, начиная с 01.04.2013 года до настоящего времени ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую рассчитываются Минэкономразвития России по формулам, утвержденным Правительством РФ.
Согласно официально опубликованной информации Минэкономразвития России от 15.04.2013 "О вывозных таможенных пошлинах на нефть и отдельные категории товаров, выработанных из нефти на период с 1 по 31.05.2013" в отношении нефти, относимой к подсубпозиции 2709 00 900 3 ТН ВЭД ТС, применялась пониженная ставка вывозной таможенной пошлины. Применительно к нефти ВЧНГМ:
- ВЧНГМ включено в Примечание N 8 ТН ВЭД ТС с 01.01.2012 решением Комиссии Таможенного союза от 18.11.2011 N 850 (вступило в силу с 01.01.2012, действовало до 22.08.2012), решением ЕЭК от 16.07.2012 N 54 (вступило в силу с 23.08.2012) и исключено из него с 26.05.2013 решением ЕЭК от 24.04.2013 N 93 (вступило в силу 26.05.2013),
- ежемесячными постановлениями Правительства РФ с 01.01.2012 по 01.04.2013 (постановления Правительства РФ от 25.01.2012 N 3, от 24.02.2012 N 163, от 21.03.2012 N 205, от 23.05.2012 N 352, от 23.05.2012 N 503, от 25.06.2012 N 618, от 23.07.2012 N 758, от 25.08.2012 N 850, от 22.09.2012 N 954, от 24.10.2012 N 1090, от 22.11.2012 N 1201, от 21.12.2012 N 1368, от 23.01.2013 N 27, от 25.25.02.2013 N 150, от 27.03.2013 N 261) ВЧНГМ не исключалось из перечня льготируемых месторождений,
- информация Минэкономразвития России от 15.04.2013 не содержит каких-либо исключений в отношении ВЧНГМ, нефть которых может быть отнесена к коду 2709 00 900 3 ТН ВЭД ТС.
При этом в соответствии с п. 3 Приказа N 471 необходимыми условием реализации права на применение пониженной ставки вывозной таможенной пошлины являлось представление экспортером (в настоящем деле - ОАО "РН Холдинг" и ОАО "НК "Роснефть") в таможенные органы РФ, в том числе, подтвержденной Минэнерго России Справки о соответствии сведений об экспорте нефти сырой, классифицируемой в подсубпозиции 2709 00 900 3 ТН ВЭД ТС, графику транспортировки нефти за пределы таможенной территории Таможенного союза.
В период с 03.11.2009 по 01.04.2013 подтверждение Справок, осуществлялось Минэнерго России в соответствии с Приказом N 471.
В соответствии с п. 1 Приказа N 471 экспортеры нефти сырой, классифицируемой в подсубпозиции 2709 00 900 3 ТН ВЭД ТС, ежеквартально, не позднее 15 дней до начала соответствующего квартала вывоза добытой нефти с таможенной территории Российской Федерации, представляют в Министерство энергетики Российской Федерации справку о подтверждении соответствия сведений об экспорте нефти сырой, классифицируемой в подсубпозиции 2709 00 900 3 ТН ВЭД ТС, графику транспортировки нефти за пределы таможенной территории Российской Федерации, утвержденному Министерством энергетики Российской Федерации, согласно приложению.
В свою очередь, Министерство энергетики Российской Федерации в 5-дневный срок проводит проверку сведений, содержащихся в справке, с целью их подтверждения (неподтверждения) (п. 2 Приказа N 471).
Таможенное оформление такой нефти производится таможенными органами при представлении декларантом (таможенным брокером (представителем)) Справки, подтвержденной Министерством энергетики Российской Федерации (п. 3 Приказа N 471).
С учетом вышеизложенного, руководствуясь положениями примечания N 8 к Единому таможенному тарифу Таможенного союза, в редакции решения КТС от 18.11.2011 N 850, решения ЕЭК от 16.07.2012 N 54, решения Коллегии ЕЭК от 24.04.2013 N 93, соответствующими ежемесячными постановлениями Правительства РФ, информацией Минэкономразвития России от 15.04.2013, положениями Приказа N 471, ОАО "НК "Роснефть" и ОАО "РН Холдинг", как экспортеры вывезенной в период с 01.01.2012 по 26.05.2013 нефти ВЧНГМ, правомерно обратились в Минэнерго за подтверждением соответствующих Справок. Приложенные к обращениям Обществ ежеквартальные (за каждый квартал с 01.01.2012 по 31.05.2013) Справки составлены в надлежащей форме, предусмотренной приложением к Приказу N471, содержат необходимые для проверки сведения об экспортере нефти (ОАО "НК "Роснефть" или ОАО "РН Холдинг"), добывающей организации (ОАО "ВЧНГ"), месторождении добычи нефти (Верхнечонское нефтегазоконденсатное месторождение), экспортных объемах нефти и периоду поставки нефти с разбивкой по месяцам внутри каждого квартала. У Минэнерго отсутствуют претензии к полноте и достоверности направленных Обществом документов, в том числе Справок. Письмо Минэнерго от 10.03.2015 N КМ-2319/06. иных оснований, кроме пропуска Обществами срока обращения за подтверждением соответствующих Справок, для отказа в их подтверждении, не содержит. Ссылки Минэнерго на вступившие в силу с 01.04.2013 Правила контроля количества нефти сырой, в отношении которой могут применяться особые формулы расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2013 N 277 (далее - Правила N277) не обоснованы по следующим основаниям.
В соответствии с п. 3 Правил N 277, участник внешнеэкономической деятельности, осуществляющий вывоз нефти сырой из Российской Федерации за пределы таможенной территории Таможенного союза трубопроводным транспортом (далее -заявитель), ежеквартально, не позднее чем за 15 календарных дней до начала квартала, в котором осуществляется вывоз добытой нефти из Российской Федерации, представляет в Министерство энергетики Российской Федерации справку о подтверждении соответствия сведений об экспорте нефти сырой графику транспортировки нефти из Российской Федерации, утвержденному Министерством, по форме, утвержденной Министерством (далее - справка). Пунктом 4 Правил N 277 установлено, что Минэнерого в течение 3 рабочих дней со дня поступления справки проводит проверку сведений, содержащихся в справке, и при достоверности указанных сведений подтверждает ее и направляет заявителю. В случае выявления в ходе проверки недостоверных сведений, содержащихся в справке Министерство в течение 5 рабочих дней со дня поступления справки направляет заявителю мотивированный отказ в подтверждении справки. Справка (копия справки), подтвержденная Министерством энергетики Российской Федерации, представляется декларантом (таможенным представителем) в таможенный орган, в котором осуществляется таможенное декларирование товаров, для подтверждения заявляемого во временной таможенной декларации количества нефти сырой, планируемого к вывозу трубопроводным транспортом (п. 5 Правил N 277).
В свою очередь, согласно п. 6 Правил N 277 при вывозе нефти сырой из Российской Федерации за пределы таможенной территории Таможенного союза иными видами транспорта, помимо трубопроводного транспорта, количество нефти сырой заявляется во временной декларации на товары исходя из планового объема вывоза.
Таким образом, порядок подтверждения количества экспортированной нефти, установленный указанными Правилами, в части, касающейся надлежащего заявителя и сроков подачи обращения, соответствует порядку, предусмотренному Приказом N 471.
При этом в отличие от порядка, установленного Приказом N 471, п. 6 Правил N 277 освобождает экспортера, осуществляющего вывоз нефти за пределы таможенной территории РФ иными видами транспорта помимо трубопроводного, от обязанности представления для целей оформления временных таможенных деклараций справки, подтвержденной Минэнерго, заменяя информацией о плановых объемах экспорта с приложением подтверждающих документов. Кроме того, Правила контроля количества нефти применяются исключительно в отношении нефти, в отношении которой могут применяться формулы расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую в соответствии с пунктом 5 статьи 3.1. Закона РФ "О таможенном тарифе", при том, что п. 5 ст. 3.1 введен Федеральным Законом от 23.07.2013 N 213-ФЗ "О внесении изменений в главы 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и ст. 3.1 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе", вступил в силу с 01.04.2013 года и распространяется на ситуации установления особых формул расчета ставок вывозных пошлин в отношении сырой нефти с особыми физико-химическими свойствами, добытой на территории, в том числе Иркутской области, что не позволяет применить их для целей подтверждения нефти, в отношении которой таможенные льготы установлены в соответствии с нормами законодательства, действовавшими до введения ст. 3.1 в Закон РФ "О таможенном тарифе", то есть в отношении нефти, вывезенной с 01.01.2012 по 26.05.2013, ставки вывозных таможенных пошлин по которой устанавливались без механизма "особых формул расчета".
В связи с вышеизложенным, заявителями обосновано его право на подтверждение Минэнерго Справок о соответствии сведений об экспорте нефти сырой, классифицируемой в подсубпозиции 2709 00 900 3 ТН ВЭД ТС, графику транспортировки нефти за пределы Таможенной территории Российской Федерации за первый квартал 2012 и второй квартал 2013.
В нарушение п. 2 Приказа N 471, п. 4 Правил N 277 Минэнерго не подтвердили Справки о соответствии сведений об экспорте нефти сырой, классифицируемой в подсубпозиции 2709 00 900 3 ТН ВЭД ТС, графику транспортировки нефти за пределы Таможенной территории Таможенного союза за первый квартал 2012 и второй квартал 2013.
Как следует из письма Минэнерго N КМ-2319/06 от 10.03.2015, основанием для отказа в подтверждении Справок послужило нарушение срока обращения.
Вместе с тем, Минэнерго не принято во внимание следующее.
Пунктом 2 Приказа N 471, равно как и п. 4 Правил N 277 установлен срок для предоставления экспортером нефти в целях подтверждения Минэнерго Справок: не позднее чем за 15 календарных дней до начала квартала, в котором осуществляется вывоз добытой нефти за пределы Российской Федерации.
В свою очередь, Минэнерго в 5-дневный срок (п. 2 Приказа N 471) или 3-дневный срок (п. 4 Правил N 277) проводит проверку сведений, содержащихся в справке, с целью их подтверждения (не подтверждения).
В связи с этим, достаточность и достоверность сведений, содержащихся в Справках, а также надлежащий заявитель - экспортер нефти, являются единственными критериями, подлежащими проверке Минэнерго при подтверждении рассматриваемых Справок.
Заявителями не оспаривается тот факт, что документы по добычи нефти за период 2012 - 2-й квартал 2013 были представлены в Минэнерго 30.01.2015.
Вместе с тем, установленный Приказом N 471, Правилами N 277 срок не является пресекательным, так как последствия его нарушения со стороны Заявителей (например, признание такого обращения не поданным, возврат обращения, вынесение решения об оставлении обращения без рассмотрения, вынесение решения об отказе в подтверждении Справок) ни Приказом N 471, ни Правилами N 277, не установлены.
Указанный срок является дисциплинирующим, организационным, не влекущем правовых последствий в виде возврата документов, отказа в удовлетворении обращения.
В свою очередь, по смыслу положений Приказа N 471 и содержания п. 4 Правил N 277, основанием для отказа в подтверждении Справок является представление экспортером нефти недостоверных сведений, содержащихся в представленных Справках.
При этом, такого рода основание для отказа в подтверждении Справок, как нарушение сроков обращения за подтверждением Справок ни Приказом N 471 ни Правилами N 277 - не установлены.
В относимых к спорному периоду иных нормативно-правовых актах также не содержится полномочий Минэнерго по отказу в подтверждении Справок в связи с нарушением сроков обращения.
Приказ N 471, Правила N 277 не содержат положений о том, что подтверждение Справок не может быть произведено по прошествии установленных сроков обращения экспортеров нефти.
Исходя из изложенного, сам по себе факт пропуска сроков не позволяет Минэнерго отказать в подтверждении документов.
Обратного Минэнерго нормативно не доказано, в нарушение п. 3 ч. 4 ст. 170 АПК РФ, решение суда первой инстанции также не содержит нормативного опровержения доводов Заявителей.
С учетом вышеизложенного, само по себе нарушение срока обращения в Минэнерго, не может являться основанием для отказа в подтверждении Справок.
Отсутствие полномочий Минэнерго по оставлению обращения без рассмотрения, а также наличие у него двух альтернативных полномочий по результатам рассмотрения обращения - отказ либо подтверждение Справок, предполагает рассмотрение обращения экспортера нефти по существу безотносительно нарушения им сроков.
При оценке пресекательности срока судом апелляционной инстанции учитывается практика высших судебных инстанций (в частности, п.5 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 08.11.2013 г. N 79 "О некоторых вопросах применения таможенного законодательства", определения от 21.06.2011 N ВАС-7260/11, от 26.11.2009 N ВАС-15580/09, от 02.08.2011 г. N КАС11-412, п.9 Информационного письма Высшего Арбитражного суда РФ от 17.03.2003 N71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового Кодекса Российской Федерации") и конкретные нормы законодательства (ч.1, 12 ст.147 Федерального закона от 27.11.2010 N311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", пункт 18 Порядка внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утв. Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N289, ст.ст. 96, 99 Таможенного кодекса Таможенного союза, ст.4.5, пп.6 п.1 ст.24.5 Кодекса об административных правонарушениях, ст.196, п.2 ст.199 Гражданского кодекса РФ, пп.4 п.1 ст.129 АПК РФ), в соответствии с которыми квалификация срока как пресекательного постановлена в зависимость от прямо предусмотренных в законодательстве негативных для лица последствий, в том числе, в виде утраты возможности осуществить принадлежащее ему право, исполнить возложенную на него обязанность, отказа в совершении юридически значимых действий, установления и (или) подтверждения фактов, невозможности защиты своего права, совершения процессуальных действий и т.д.
Суд апелляционной инстанции считает необоснованными доводы Минэнерго, изложенные в отзыве на апелляционные жалобы, о том, что в связи с истечением срока подачи документов для подтверждения факта добычи нефти изменились условия, соблюдение которых обязательно для реализации права.
Основанием для отказа в подтверждении факта добычи нефти является непредставление организацией-заявителем документов, указанных в пункте 2 настоящего Приказа (Правил), или представление сведений, содержащих недостоверную информацию (п.5 Приказа N 401, п.9 Правил N 277).
Перечень оснований для отказа является исключительным (закрытым) и не подлежит расширительному толкованию.
Нарушение сроков обращения за подтверждением факта добычи нефти и ее физико-химических характеристик Приказом N 401, Правилами N 277, равно как и иными нормативно-правовыми актами, в качестве основания для отказа не установлены.
В относимых к спорному периоду иных нормативно-правовых актах также не содержится полномочий Минэнерго России и Роснедра по отказу в подтверждении факта добычи нефти в связи с нарушением сроков обращения.
Приказ N 401, Правила N 277 не содержит положений о том, что подтверждение факта добычи нефти не может быть произведено по прошествии установленных сроков обращения недропользователя.
Факт пропуска сроков не позволяет Минэнерго, Роснедра отказать в подтверждении документов.
Судом первой инстанции при выводе о пресекательности срока не приведено мотивов, на основании которых им был сделан такой вывод.
С учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что само по себе нарушение срока обращения в Минэнерго России и Роснедра, при отсутствии оснований, предусмотренных п. 5 Приказа N 401, п.9 Правил N 277, не может являться основанием для отказа в подтверждении факта добычи нефти сырой.
В части необходимости утверждения графиков транспортировки необходимо указать следующее.
Согласно п. 26 Правил, график транспортировки формируется Министерством энергетики Российской Федерации на основании заявок потребителей на включение в график с учетом пропускной способности магистральных трубопроводов, схемы нормальных (технологических) грузопотоков нефти, требований законодательства Российской Федерации в области естественных монополий, а также с учетом очередности, установленной п. 18 настоящих Правил.
В соответствии с п. 2.1. Методики, Минэнерго обобщает информационные справки о существующих пропускных возможностях экспортных направлений с учетом подводящих нефтепроводов в системе магистральных нефтепроводов ОАО "АК "Транснефть" на территории Российской Федерации, которые представляет ОАО"Акционерная компания "Транснефть" (далее - ОАО "АК "Транснефть") не позднее чем за 30 дней до начала следующего квартала по форме согласно приложению N 1 к настоящей Методике.
Согласно п. 2.2. Методики, Минэнерго не позднее чем за 30 дней до начала следующего квартала года и за 12 дней до начала планируемого месяца готовит информационные справки об объемах приема и размещения нефти в направлениях экспорта по нефтепроводам, морским терминалам с учетом возможностей магистральных трубопроводов за пределами территории Российской Федерации по формам согласно приложениям N 2 и N 3 к настоящей Методике. Указанные сведения подготавливаются в виде справок для расчета графиков транспортировки нефти за пределы таможенной территории Российской Федерации по направлениям отгрузки.
В силу п. 3.1. Методики, Минэнерго обобщает заявки на включение в расчет поставок по квартальному балансу нефтяного сырья, которые представляют нефтяные компании и другие производители нефти за 45 дней до начала квартала по форме согласно приложению N 4 к настоящей Методике.
В соответствии с п. 3.3. Методики, Минэнерго обобщает сведения о планируемых объемах приема нефти от производителей нефти в систему магистральных нефтепроводов, которые представляет ОАО "АК "Транснефть" за 25 дней до начала квартала, составленные по форме согласно приложению N 6 к настоящей Методике.
Как следует из п. 3.4. Методики, Минэнерго в соответствии с расчетами поставок по квартальному балансу нефтяного сырья подготавливает предложения по формированию графиков транспортировки нефти за пределы таможенной территории Российской Федерации по формам согласно приложениям N 7, N 8, N 9 и N 10 к настоящей Методике, с учетом пропускной способности транспортной системы, соблюдения принципа равного доступа к транспортной системе, заявок производителей нефти.
В соответствии с п. 3.1. Рекомендаций N 79 Департамент нефтегазового комплекса Минэнерго, осуществляет, обобщение информационных справок о существующих пропускных возможностях экспортных направлений с учетом подводящих нефтепроводов в системе магистральных нефтепроводов ОАО "АК "Транснефть" на территории Российской Федерации на планируемый год (далее - пропускные возможности ОАО "АК "Транснефть"), а также сведения о планируемых количествах приема нефти от нефтегазодобывающих организаций в систему магистральных нефтепроводов на планируемый год, которые представляет ОАО "АК "Транснефть".
Таким образом, исходя из вышеуказанных положений Методики, Рекомендаций N 79, Правил, график транспортировки подготавливается до фактического вывоза нефти за пределы Таможенной территории Российской Федерации.
Соответственно указанные последовательность действий и своевременность предоставления документов, имеет определяющее значение и, безусловно, высокую степень важности лишь в том случае, если нефть еще не экспортирована, что не соответствует рассматриваемой ситуации, так как нефть ВЧНГМ уже экспортирована Заявителями.
При этом ОАО "РН-Холдинг" (до переименования ОАО "ТНК-ВР Холдинг"), ОАО "НК "Роснефть" предоставляли всю вышеуказанную информацию (сведения об объемах, плановых периодах экспорта нефти) в виде графиков транспортировки нефти по магистральным трубопроводам за пределы территории Российской Федерации, которые были утверждены Минэнерго и исполнены Заявителями.
Документального опровержения отсутствия у Заявителей графиков транспортировки и их не исполнения Минэнерго не представлено.
При этом, согласно п. 6.1. Методики, Минэнерго обобщает сведения о фактической сдаче нефтяного сырья по производителям в систему магистральных нефтепроводов за отчетный квартал, которые представляет ОАО "АК "Транснефть" не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, по форме согласно приложению N 15 к настоящей Методике.
Таким образом, Минэнерго при поступлении обращения от Заявителей с просьбой о подтверждении справок графикам транспортировки располагало, равно, как и располагает в настоящее время достаточной информацией для их подтверждения, так как графики (о соответствии сведений которым просят подтвердить Заявители), ранее были утверждены Минэнерго и исполнены Заявителями (нефть экспортирована) о чем у Минэнерго имеется информация, в том числе полученная от ОАО "АК "Транснефть" в порядке п. 6.1. Методики.
Данные обстоятельства, применительно к рассматриваемой ситуации, делают не состоятельным следующий вывод Минэнерго, указанный в письме (от 10.03.2015 N КМ-2319/06), согласно которому, "в связи с невозможностью подтверждения достоверности сведений, вызванной нарушением установленных сроков более чем на два года, для подтверждения соответствия сведений об экспорте нефти сырой графику транспортировки нефти за пределы таможенной территории... основания отсутствуют".
В настоящее время, заявители просят подтвердить информацию, указанную в Справках о подтверждении соответствия сведений об экспорте нефти сырой, классифицируемой по субпозиции 2709 00 900 3 ТН ВЭД ТС, графику транспортировки нефти за пределы таможенной территории Таможенного союза, информации содержащейся в ранее утвержденных Минэнерго графиках транспортировки нефти. По мнению суда апелляционной инстанции, Минэнерго обладало достаточной информацией, необходимой для подтверждения справки о соответствии сведений об экспорте нефти сырой, классифицируемой в подсубпозиции 2709 00 900 03 графику транспортировки нефти за пределы таможенной территории Таможенного союза и, соответственно, проверка этих сведений не представляется затруднительной или не возможной.
Минэнерго не представило доказательств превышения объемов фактически экспортированной нефти над объемами нефти, заявленными к экспорту в соответствии с графиками транспортировки, в связи с чем, Справки являются проверяемыми, достоверными и достаточными с точки зрения содержащейся в них информации.
Отказ Минэнерго в подтверждении Справок о подтверждении соответствия сведений об экспорте нефти сырой, классифицируемой по субпозиции 2709 00 900 3 ТН ВЭД ТС, графику транспортировки нефти за пределы таможенной территории Таможенного союза является незаконным.
При этом при рассмотрении дела суд первой инстанции обязан был рассмотреть правомерность отказа Минэнерго в подтверждении Справок именно по основаниям, указанным в письме Минэнерго N КМ-2319/06 от 10.03.2015.
Однако судом первой инстанции в нарушение части 3 статьи 189, статьи 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, указанные основания не были исследованы и соответственно не получили правовой оценки.
Принимая во внимание вышеизложенное, у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении требований Заявителей, в связи с чем, оспариваемое Решение суда подлежит отмене.
Арбитражный суд города Москвы в оспариваемом Решении сделал вывод об отсутствии в настоящее время нарушений прав и законных интересов Заявителей, поскольку в соответствии со статьей 147 Федерального закона от 27.11.2010 Ш311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" Справка не входит в перечень документов, подлежащих представлению для возврата излишне уплаченных таможенных платежей, у декларанта отсутствует обязанность по представлению Справок (абз.1 стр.6 решения суда, последний абз. стр. 7, абз. 1 и 8 стр. 9 решения суда).
Суд первой инстанции указал на ошибочность мнений Заявителей полагающих возможным применение к спорным правоотношениям (подтверждение сведений содержащихся в Справках о соответствии сведений графику транспортировки), установленного таможенным законодательством трехлетнего срока на возврат излишне уплаченных таможенных платежей.
Суд апелляционной инстанции считает, указанные выводы суда первой инстанции не соответствуют таможенному законодательству, противоречат фактическим обстоятельствам дела по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Согласно части 4 статьи 147 Закона N 311-ФЗ, при отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган.
Частью 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ установлен перечень документов, подлежащих представлению заявителем в таможенные органы вместе с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин, в том числе документ, подтверждающий излишнюю уплату таможенных пошлин (пп.З ч.2 ст.147 Закона N 311-ФЗ), под которыми таможенные органы, в том числе на основании письма ФТС России от 29.04.2011 г. N 01-11/19942, с учетом положений п.2 ст.181, п.7 ст.190 ТК ТС, понимают корректировки таможенных деклараций.
Согласно положениям п.1, 3 ст.1 179, пп.1 п.1 ст.180. ТК ТС при помещении под таможенную процедуру товары подлежат таможенному декларированию в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации, в том числе, в виде декларации на товары.
Согласно пункту 2 статьи 181 ТК ТС сведения об исчислении таможенных платежей, равно как и сведения, необходимые для исчисления таможенных платежей, указываются в декларации на товары.
Перечень основных сведений декларации на товары, в том числе в кодированном виде, установлен п.2 ст.181 ТК ТС. К таковым, в том числе, отнесен классификационный код товаров по ТН ВЭД (пп.5 п.2 ст.181 ТК ТС).
В соответствии со ст.180 ТК ТС, пп.ЗЗ п.15 раздела II, п.16, 17 раздела III Инструкции по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций, утвержденных решением Комиссией Таможенного Союза от 20.05.2010 N 257 (далее - Инструкция N257), классификационный код товара в соответствии с ТН ВЭД ГС указывается в графе 33 "Код товара" декларации на товары.
В графе 31 "Грузовые места и описание товаров" декларации на товары указываются сведения о декларируемом товаре, необходимые для исчисления и взимания таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, обеспечения соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному десятизначному классификационному коду по ТН ВЭД ТС, а также о грузовых местах. При декларировании нефти, нефтепродуктов, газа дополнительно указываются сведения о месторождении, на котором они были добыты, если такие сведения влияют на определение классификационного кода по ТН ВЭД ТС (пп.29 п.15 раздела II, пп.14 п.18 раздела III Инструкции N 257).
В графе 44 "Дополнительная информация/Предоставленные документы" декларации на товары указываются сведения о документах, на основании которых заполнена ДТ, подтверждающих заявленные сведения о каждом товаре, указанном в графе 31 ДТ (пп.42 п.15 раздела II, п.17 раздела III Инструкции N 257).
В графе 47 "Исчисление платежей" декларации на товары указываются сведения об исчислении таможенных платежей, иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, а также особенностях уплаты в соответствии с классификатором особенностей уплаты таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы. В колонке "Ставка" указывается установленный размер ставки таможенного платежа, иного платежа, взимание которого возложено на таможенные органы (пп.4 п.15 раздела II, пп.17 п.18 раздела III Инструкции N 257).
С момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение (п.7 ст.190 ТК ТС).
При этом право декларанта на корректировку (внесение изменений) таможенных деклараций после выпуска товаров предусмотрено статьей 191 ТК ТС.
Порядок рассмотрения корректировок и принятия решения по ним установлен Порядком внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утв. Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 (далее - Порядок N 289).
Согласно п.12-14 Порядка N 289, внесение изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, после выпуска товаров по инициативе декларанта осуществляется на основании обращения или документов, указанных в абзаце третьем настоящего пункта, в случаях, когда обращение декларанта не представляется.
Обращение подается в таможенный орган, в котором зарегистрирована ДТ. Обращение составляется в произвольной письменной форме, если иное не установлено настоящим Порядком. В обращении указываются регистрационный номер ДТ, перечень вносимых в нее изменений и (или) дополнений и обоснование необходимости внесения таких изменений и (или) дополнений. К обращению прилагаются надлежащим образом заполненная КДТ, ее электронная копия, документы, подтверждающие изменения и (или) дополнения, вносимые в сведения, указанные в ДТ. в том числе документы и (или) сведения, подтверждающие уплату таможенных, иных платежей, а при корректировке таможенной стоимости товаров - также ДТС и ее электронная копия.
Исходя из положений п.13 и 14, пп. "б" п.18 Порядка, таможенный орган отказывает во внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, в случае непредставления декларантом вместе с обращением документов, подтверждающих
изменения и (или) дополнения, вносимые в сведения, указанные в ДТ.
При этом, корректировка декларации производится при представлении заявления и соответствующих документов в пределах сроков таможенного контроля, то есть трех лет с даты пересечения границы ТС (п.4 ст.96, ст.99 ТК ТС, п.18 Порядка N 289).
С учетом этого, корректировка декларации на товары после его выпуска по причине изменения кода ТН ВЭД, в том числе, влияющего на исчисление таможенных пошлин, ограничена тремя годами с даты пересечения границы ТС.
В свою очередь, в соответствии с пунктом 3 Приказа N 471, таможенным органам поручено производить таможенное оформление нефти при предоставлении в таможенные органы декларантом (таможенным брокером (представителем)) справки, подтвержденной Министерством энергетики Российской Федерации. Номер справки заносится в графу 44 декларации на товар (п.4 Приказа N471).
Таким образом, принимая во внимание указанные нормы, в случае корректировки таможенной декларации, декларант должен внести в декларацию на товары (графа 33) соответствующие изменения (корректировки) и предоставить документ-обоснование внесенных изменений (корректировок), каковым в рассматриваемом случае, для изменения кода ТН ВЭД ТС является спорная Справка.
В этом смысле, судом дана неверная, прямо противоречащая материалам дела оценка полученных в ответ на обращения Заявителей писем ЦЭТ от 10.04.2015 N 01-17/2988, от 10.04.2015 N 01-17/2993 об отказе Заявителям в корректировке таможенных деклараций, писем ФТС России от 11.03.2015 N 05-74/10913, от 11.03.2015 N 05-74/10825 об отказе Заявителям в возврате излишне уплаченных таможенных пошлин именно по причине не предоставления документов, подтверждающих обоснованность корректировок и соответственно права на возврат излишне уплаченных таможенных платежей, а именно испрашиваемых Справок.
Письма ЦЭТ и ФТС мотивированы тем, что сведения, содержащиеся в представленных ОАО "РН Холдинг", ОАО "НК "Роснефть" документах (формы корректировок деклараций на товары) не подтверждены в порядке, установленном примечанием 8 к ТН ВЭД ТС и совместным приказом ФТС России, Минэнерго России, Минтранса России и Роснедр от 03.11.2009 N 1998/471/1088/196. Таким образом, у ОАО "РН Холдинг", ОАО "НК "Роснефть" отсутствуют обстоятельства, влекущие за собой внесение изменений в сведения, указанные в декларациях на товары, поименованных в обращении, и, как следствие, факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов также отсутствует.
Таким образом, нарушение прав Заявителей по настоящему делу состоит в необоснованном не подтверждении Минэнерго Справок, необходимых Заявителям для инициирования процедуры корректировки деклараций, и, в конечном счете, при наличии правовых оснований и соблюдении соответствующих процедур (корректировки и возврата) для возврата излишне уплаченных таможенных пошлин.
При этом, поскольку ст. 179, 180 ТК ТС, Инструкции N 257, Порядка N 289, не ограничивают декларанта в праве на корректировку декларации на товары в зависимости от ее вида и сроков подачи (первоначальная или последующая, временная или полная), вывод суда первой инстанции о невозможности корректировок первоначальных деклараций по причине обязанности представления Справок при "первоначальном декларировании" не обоснован.
В условиях отсутствия пресекательности срока обращения за подтверждением Справок, такой подход соответствует действующему таможенному законодательству и не ограничивает лицо в применение пониженных, надлежащих ставок вывозных таможенных пошлин.
Следовательно, вывод суда первой инстанции об отсутствии нарушений прав Заявителей и отсутствии необходимости для корректировки таможенной декларации предоставления спорной Справки, противоречит требованиям законодательства Таможенного союза.
Соответственно, суд первой инстанции дал неверную правовую оценку доводу Заявителей о возможности применения для целей подтверждения Справок со стороны Минэнерго (ввиду отсутствия присекательности срока в Приказе N 471, Правилах N 277) трехлетнего срока на возврат излишне уплаченных таможенных пошлин, установленного статьей 147 Закона N311-ФЗ.
В этом же смысле необоснованны выводы суда о том, что установление впоследствии декларантом оснований для обращения в ФТС России с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей со ссылкой на неверную классификацию нефти по иному ТН ВЭД ТС, само по себе не может являться основанием для обязания Минэнерго по подтверждению Справок (абз.7 стр.6 решения суда).
В соответствии с п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" в случае возникновения спора о том, имел ли место отказ налогоплательщика от использования льготы, следует исходить из того, что факт неучета налогоплательщиком налоговой льготы при составлении декларации за конкретный налоговый период сам по себе не означает его отказ от использования соответствующей налоговой льготы в этом периоде. Поэтому право на налоговую льготу, не использованную в предыдущих налоговых периодах, налогоплательщик может реализовать путем подачи уточненной налоговой декларации, заявления в рамках проведения выездной налоговой проверки (в части льгот, имеющих отношение к предмету проводимой проверки и проверяемому налоговому периоду) либо заявления в налоговый орган при уплате налога на основании налогового уведомления".
Суд первой инстанции не исследовал все доводы Заявителей и третьего лица.
В нарушение пунктов 2, 3 части 3 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не указаны, доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения, мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле, мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле.
Таким образом, совокупность вышеизложенных норм и обстоятельств свидетельствует о существенном нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права и, как следствие этого, необходимости отмены оспариваемого решения.
Таким образом, при вынесении решения судом первой инстанции было допущено неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также нарушение или неправильное применение норм материального права, выразившееся в неприменении закона, подлежащего применению, применению закона, не подлежащего применению и неправильном истолковании закона.
Учитывая изложенное, Девятый арбитражный апелляционный суд считает, что при принятии обжалуемого решения неправильно применены нормы процессуального и материального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем апелляционные жалобы являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 110, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 03.07.2015 по делу N А40-56217/15 отменить.
Признать незаконными выраженных в письме Министерства энергетики Российской Федерации от 10.03.2015 N КМ-2319/06 в ответ на обращения ОАО "НК Роснефть" письмом от 27.01.2015 N 73-4266 и ОАО "РН Холдинг" письмом от 27.01.2015 N 0031-ДК действий по отказу в подтверждении соответствия сведений, содержащихся в справках о соответствии сведений об экспорте нефти сырой, классифицируемой по коду 2709 00 900 3 ТН ВЭД ТС, графику транспортировки нефти за пределы таможенной территории Таможенного союза за период с первого квартала 2012 года по второй квартал 2013 года.
Обязать Министерство энергетики Российской Федерации подтвердить в течение пяти рабочих дней со дня вступления решения Арбитражного суда г. Москвы по настоящему делу в законную силу соответствие сведений, содержащихся в справках о соответствии сведений об экспорте нефти сырой, классифицируемой по коду 2709 00 900 3 ТН ВЭД ТС, графику транспортировки нефти за пределы таможенной территории Таможенного союза за период с первого квартала 2012 года по второй квартал 2013 года включительно согласно обращениям ОАО "НК "Роснефть" (письмо от 27.01.2015 N 73-4266), ОАО "РН Холдинг" (письмом от 27.01.2015 N 0031-ДК).
Взыскать с Министерства энергетики РФ в пользу ОАО "НК "Роснефть"; ОАО "РН ХОЛДИНГ" расходы по уплате государственной пошлины в рамере 6 000 (шесть тысяч) рублей (по 3000 (три тысячи) рублей каждому) по заявлению и 3000 (три тысячи) рублей (по 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей каждому) за рассмотрение апелляционной жалобы.
Взыскать с Министерства энергетики РФ в пользу ПАО "Верхнечонскнефтегаз" расходы по уплате государственной пошлины в рамере 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
Ж.В. Поташова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-56217/2015
Истец: ОАО "НК "Роснефть", ОАО "РН ХОЛДИНГ", ОАО НК Роснефть, ОАО РН ХОЛДИНГ
Ответчик: Министерство энергетики РФ
Третье лицо: ПАО "ВЕРХНЕЧОНСКНЕФТЕГАЗ", ПАО "Верхнечорскнефтегаз"
Хронология рассмотрения дела:
08.02.2017 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-56217/15
14.11.2016 Определение Заместителя Председателя Верховного Суда России N 305-КГ16-2120
17.12.2015 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-17747/15
24.09.2015 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-37999/15
03.07.2015 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-56217/15