г. Вологда |
|
28 сентября 2015 г. |
Дело N А05-2033/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 28 сентября 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Докшиной А.Ю. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Куликовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Водоканал" муниципального образования "Город Архангельск" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 03 июня 2015 года по делу N А05-2033/2015 (судья Быстров И.В.),
установил:
муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" муниципального образования "Город Архангельск" (место нахождения: 163002, город Архангельск, улица Касаткиной, дом 9; ОГРН 1022900510709, ИНН 2901012238; далее - Предприятие, МУП "Водоканал") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления государственной жилищной инспекции Архангельской области (место нахождения: 163072, город Архангельск, улица Комсомольская, дом 38, корпус 1; ОГРН 1022900533050, ИНН 2926000555; далее - Инспекция) по делу об административном правонарушении от 17.12.2014 N 01-10/731, которым Предприятие признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда в удовлетворении требований отказано.
Предприятие в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на то, что единая система водоснабжения, исходя из производственных мощностей, выдает постоянное давление, что является достаточным для доставки ресурса потребителям до границ эксплуатационной ответственности, а для регулирования давления на внутренних системах водоснабжения здания законодательством установлена необходимость повысительных насосных установок. Указывает, что Инспекцией не учтено состояние внутридомовых сетей водоснабжения жилого жома; после устройства внутридомовой насосной установки в указанном жилом доме по результатам обследования давления холодной воды, проведенного Предприятием совместно с жильцами, установлено, что давление холодной воды соответствует нормативам.
Инспекция в отзыве отклонила доводы жалобы, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 226, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения исполняющего обязанности руководителя Инспекции Лемешевой Т.Т. от 21.11.2014 N А-03/01-15/3352 01.12.2014 должностным лицом Инспекции проведена внеплановая выездная проверка соблюдения Предприятием обязательных требований и установленных нормативов при обеспечении коммунальной услугой по холодному водоснабжению жильцов многоквартирного жилого дома N 60, корпус 1 по улице Партизанская в городе Архангельске.
Поводом для проведения проверки послужили направленные прокуратурой города Архангельска обращения гражданина Павлова С.Н. с жалобами на ненадлежащее качество предоставляемой Предприятием коммунальной услуги по водоснабжению названного жилого дома (листы дела 20 - 24).
По итогам проверки составлен акт от 01.12.2014 N А-03/02-06/1908 (листы дела 29 - 31), согласно которому 01.12.2014 в 20 час 00 мин установлено нарушение предусмотренных пунктом 3 приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, и Сводом правил "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84* СП 31.13330.2012", утвержденным приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 N 635/14 (далее - Свод правил СП 31.13330.2012), нормативов предоставления коммунальной услуги по холодному водоснабжению жильцам дома N 60, корпус 1 по улице Партизанская в городе Архангельске, а именно: давление холодной воды в точках водоразбора в квартирах N 57, 58, 66, расположенных на пятом этаже указанного жилого дома, составило 0,1 кгс/см2 при нормативе от 0,3 кгс/см2 до 6,0 кгс/см2, а давление холодной воды на вводе в дом составило 1,7 кгс/см2 при нормативе 2,6 кгс/см2.
В отношении Предприятия государственным жилищным инспектором 03.12.2014 составлен протокол N А-03/02-08/776 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ.
Кроме того, Предприятию выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 03.12.2014 N А-03/02-12/1908 (листы дела 53 - 54).
Заместитель руководителя Инспекции Лемешева Т.Т. 17.12.2014 в присутствии представителя Предприятия Анисимовой Е.М. вынесла постановление по делу об административном правонарушении N 01-10/731, которым Предприятие признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Предприятие обратилось в арбитражный суд.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно статье 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в противоправных действиях (бездействии), вызвавших нарушение установленных нормативов или режимов обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектами правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, признаются должностные и юридические лица, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Как следует из устава заявителя, Предприятие создано в соответствии с решением исполкома Архангельского городского Совета народных депутатов от 23.09.1991.
Пунктом 2.2 устава Предприятия установлено, что предметом его деятельности является производство работ и оказание услуг в соответствии с муниципальным договором-заказом, направленное на удовлетворение запросов и потребностей жителей города в области водоснабжения и водоотведения и получения прибыли. Для достижения этих целей Предприятие осуществляет разные виды деятельности, в том числе подготовку и транспортировку питьевой воды, следовательно, является ресурсоснабжающей организацией и субъектом правонарушения по статье 7.23 КоАП РФ.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) Правительством Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
Подпунктом "в" пункта 3 Правил N 354 установлено, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении 1.
Согласно подпункту "а" пункта 31 названных Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В приложении 1 к этим же Правилам предусмотрено, что давление в системе холодного водоснабжения в точке водоразбора в многоквартирных домах и жилых домах должно составлять от 0,03 кгс/см2 до 6 кгс/см2, у водозаборных колонок - не менее 1 кгс/см2; отклонение давления в системе холодного и горячего водоснабжения не допускается. Допустимая продолжительность перерыва подачи воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца; 4 часа единовременно (в том числе при аварии).
Пунктом 5.11 Свода правил "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84* СП 31.13330.2012" (далее - СП 31.13330.2012), утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 N 635/14, предусмотрено, что минимальный свободный напор в сети водопровода населенного пункта при максимальном хозяйственно-питьевом водопотреблении на вводе в здание над поверхностью земли должен приниматься при одноэтажной застройке не менее 10 м, при большей этажности на каждый этаж следует добавлять 4 м.
Предприятие, будучи в силу пункта 2 Правил N 354 ресурсоснабжающей организацией для жильцов указанного дома, является ответственным за обеспечение коммунальной услуги по холодному водоснабжению надлежащего качества до границы инженерных сетей, входящих в состав общего имущества собственников дома.
Исходя из положений пункта 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, внешней границей сетей водоснабжения и водоотведения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Следовательно, Предприятие является лицом, ответственным за бесперебойное круглосуточное водоснабжение жителей дома N 60, корпус 1 по улице Партизанская города Архангельска до наружной проекции стены здания, то есть до ввода в дом.
Довод МУП "Водоканал" о том, что нормы СНиП 2.04.02-84 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения" не могут быть применены к деятельности Предприятия, поскольку в соответствии с разделом 1 "Область применения" указанный свод правил устанавливает обязательные требования, которые должны соблюдаться при проектировании вновь строящихся и реконструируемых систем наружного водоснабжения населенных пунктов и объектов народного хозяйства, правомерно отклонен судом первой инстанции в связи со следующим.
Приказом Госстроя России от 30.12.1999 N 168 утверждены Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации (далее - Правила N 168), которые регламентируют технические требования по эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства и обязательны для предприятий водоснабжения и канализации, обслуживающих население, независимо от их ведомственной принадлежности.
Согласно пункту 2.10.1. Правил N 168 водоводы и водопроводная сеть должны обеспечить бесперебойное и надежное снабжение потребителей водой, которая по своему качеству должна соответствовать требованиям стандарта.
Таким образом, в обязанности Предприятия входит не только поставка воды, отвечающей установленным санитарно-эпидемиологическим требованиям, но и обеспечение бесперебойного и надлежащего снабжения ею потребителей.
Приложение 1 к данным Правилам устанавливает перечень нормативно-технической документации, требованиям которой должна соответствовать деятельность предприятий водопроводно-канализационного хозяйства по эксплуатации действующих объектов водопроводно-канализационного хозяйства.
В числе нормативно-технической документации указаны СНиП 2.04.02-84 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения" (пункт 27 приложения 1).
Кроме того, согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Национальные стандарты и своды правил, включенные в указанный в части 1 настоящей статьи перечень, являются обязательными для применения, за исключением случаев осуществления проектирования и строительства в соответствии со специальными техническими условиями (часть 4 статьи 6 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 1047-р утвержден Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Пунктом 24 указанного Перечня установлена обязательность применения в том числе раздела 2 (пункты 2.1. - 2.10., 2.26. - 2.28.) СНиП 2.04.02-84 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения". Кроме того, в соответствии с пунктом 2.10.13 Правил N 168 в качестве критерия бесперебойности подачи воды устанавливается выполнение требований, то есть СНиП 2.04.02-84 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения".
С 01.01.2013 введен в действие Свод правил СП 31.13330.2012 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84*".
Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84 (пункт 5.11) содержит аналогичные установленным СНиП 2.04.02-84 до 01.01.2013 (пункт 2.26) требования к минимальному свободному напору в сети водопровода населенного пункта при максимальном хозяйственно-питьевом водопотреблении на вводе в здание над поверхностью земли.
Следовательно, положения СП 31.13330.2012 являются обязательными для МУП "Водоконал" и должны соблюдаться в процессе эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения.
Материалами дела, в том числе актом проверки от 01.12.2014 N А-03/02-06/1908, протоколом об административном правонарушении от 03.12.2014 N А-03/02-08/776, подтверждается нарушение предусмотренных пунктом 3 приложения N 1 к Правилам N 354 и Сводом правил СП 31.13330.2012 нормативов предоставления коммунальной услуги по холодному водоснабжению жильцам дома N 60, корпус 1 по улице Партизанская в городе Архангельск.
Доводы подателя жалобы о том, что единая система водоснабжения исходя из производственных мощностей выдает постоянное давление, что является достаточным для доставки ресурса потребителям до границ эксплуатационной ответственности, а для регулирования давления на внутренних системах водоснабжения здания законодательством установлена необходимость повысительных насосных установок, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку заявителем не представлено доказательств того, что уровень давления холодной воды на вводе в многоквартирный дом был достаточен для того, чтобы у управляющей компании имелась техническая возможность обеспечить бесперебойную подачу холодной воды жителям указанного дома в 20 час 00 мин 01.12.2014, в том числе с применением насосных установок.
Ссылка Предприятия на то, что после устройства внутридомовой насосной установки в указанном жилом доме по результатам обследования давления холодной воды, проведенного Предприятием совместно с жильцами, установлено, что давление холодной воды соответствует нормативам (акт от 16.12.2014), отклоняется судом апелляционной инстанции как предположительная.
В акте от 16.12.2014 не зафиксировано, какая величина давления холодной воды была на вводе в дом. Какими-либо доказательствами утверждение Предприятия о том, что организация, обслуживающая жилой дом, установила дополнительное насосное оборудование, и следствием этого является соблюдение установленного норматива давления холодной воды, не подтверждено.
Кроме того, как правомерно отметил суд первой инстанции, в рассматриваемом случае имеет место спор не о технических требованиях к коммунальной услуге, а о нарушении нормативного уровня предоставления коммунальной услуги по холодному водоснабжению многоквартирного дома. Организация по обслуживанию жилищного фонда не могла регулировать (повышать или понижать) давление в водопроводе, поскольку для подобного регулирования необходимо, чтобы давление холодного водоснабжения соответствовало нормативу на вводе в дом.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что в действиях Предприятия имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 названного Кодекса лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения нормативов давления холодного водоснабжения в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые Предприятие не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о виновности заявителя в совершении выявленного правонарушения.
Оснований для освобождения Предприятия от административной ответственности ввиду малозначительности совершенного правонарушения не имеется. В связи с неоднократным привлечением заявителя к административной ответственности Предприятию назначено наказание в максимальном размере санкции, предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений при проведении проверки и производстве по делу об административном правонарушении судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии оснований для признания незаконным оспариваемого постановления Инспекции.
Подателем жалобы не приведены доводы, опровергающие решение суда.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал предприятию в удовлетворении требований, оснований для отмены решения суда не имеется. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 03 июня 2015 года по делу N А05-2033/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Водоканал" муниципального образования "Город Архангельск" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Виноградова |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-2033/2015
Истец: МУП "ВОДОКАНАЛ" МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД АРХАНГЕЛЬСК"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ