г. Самара |
|
28 сентября 2015 г. |
Дело N А65-3047/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2015 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 сентября 2015 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Кузнецова С.А., Туркина К.К.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Обуховой А.С.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Менделеевсказот" - Христофоров Д.И. доверенность от 22.07.2015 г.,
от Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Менделеевском районе Республики Татарстан - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании 21 сентября 2015 года, в помещении суда, апелляционную жалобу
Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Менделеевском районе Республики Татарстан,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.06.2015 года по делу N А65-3047/2015 (судья Воробьев Р.М.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Менделеевсказот", г. Менделеевск (ОГРН 1041603000999, ИНН 1627005000),
к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Менделеевском районе Республики Татарстан, г. Менделеевск (ОГРН 1021601116173, ИНН 1627003482),
о признании незаконным решения N 01327015РВ0000015 от 20.01.2015 г. о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации в части и решения N 1 от 10.02.2015 г.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Менделеевсказот", г. Менделеевск, (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Менделеевском районе Республики Татарстан, г. Менделеевск, (далее - ответчик,Управление) о признании незаконным решения N 01327015РВ0000015 от 20.01.2015 г. о привлечении заявителя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части начисления и предложения уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный Фонд Российской Федерации и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации в сумме 12 729 руб. 64 коп., а также в части привлечения общества с ограниченной ответственностью "Менделеевсказот" к ответственности, предусмотренной Федеральным законом N 212-ФЗ от 24.07.2009 г. "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", в виде штрафа в сумме 2 545 руб. 93 коп.
В суде первой инстанции заявитель уточнил требования, согласно которым просил признать недействительным и решение Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Менделеевском районе Республики Татарстан N 1 от 10.02.2015 г. о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании (об индивидуальном (персонифицированном) учете) в виде штрафа в сумме 8 253 руб. 04 коп.
Решением суда первой инстанции от 04.06.2015 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме (том 2 л.д. 60-64).
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить; в удовлетворении заявленных требований истцу отказать; признать правомерным решение ГУ-УПФР в Менделеевском районе РТ N 01327015РФ0000015 от 20.01.2015 года о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах в части начисления и предложения уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в пенсионный фонд РФ и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Фонд социального страхования РФ в сумме 12 729 руб. 64 коп.; признать правомерным решение N 1 от 10.02.2015 года о привлечении лица к ответственности в виде штрафа в сумме 2 545,93 руб.
Подробно доводы ответчика изложены в апелляционной жалобе.
Представитель заявителя считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве от 14.08.2015 г. N 4597.
Заявитель считает, что оплата дополнительных выходных дней работникам по уходу за ребенком-инвалидом носит характер государственной поддержки, поскольку такие выплаты направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
Поскольку оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами не является вознаграждением за труд, а является по существу гарантированной государством компенсацией лицам, исполняющим семейные обязанности, эти выплаты на основании подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ не подлежит обложению страховыми взносами, что исключает начисление недоимки по страховым взносам и штрафа.
Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Ответчик в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проводится в отсутствие его представителей.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и имеющиеся в деле доказательства, отзыв на жалобу, заслушав объяснения участника процесса, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлены следующие фактические обстоятельства по данному делу.
Управлением в период с 07.10.2014 г. по 28.11.2014 г. была проведена выездная проверка заявителя по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в ПФР, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в ФФОМС и ТФОМС за период с 01.01.2011 г. по 31.12.2013 г., по результатам которой составлен акт выездной проверки N 01327014АВ0002394 от 05.12.2014 года и акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 1 от 12.01.2015 года.
Заявитель решением N 01327015РВ0000015 от 20.01.2015 г. Управления был привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в виде штрафа в размере 3 543 руб. 46 коп., с предложением уплатить недоимку по страховым взносам в общей сумме 17 717 руб. 15 коп.
Решением N 1 от 10.02.2015 г. заявитель был привлечен к ответственности по пункту 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в виде штрафа в размере 8 253 руб. 04 коп.
Управлением установлено, что Общество в нарушение статей 8, 9 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) в период с 2011 г. - по 2013 г. не начислило страховые взносы на оплату дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами работнику Манкеевой Ольге Николаевне в общей сумме 46 826 руб. 54 коп.
В соответствии с решением N 01327015РВ0000015 от 20.01.2015 г. в отношении страховых взносов на оплату дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами выявлена недоимка в сумме 12 729 руб. 64 коп., в том числе:
- по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Пенсионный фонд РФ в сумме 10 341 руб. 50 коп.;
- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Федеральный фонд РФ в сумме 2 368 руб. 31 коп.;
- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Территориальный фонд РФ в сумме 19 руб. 83 коп.;
- обществу предложено уплатить штраф за нарушение порядка уплаты страховых взносов в сумме 2 545 руб. 93 коп.
Заявитель, не согласившись с указанными решениями, посчитав их незаконными и нарушающими его права и интересы, обратился с соответствующими требованиями в арбитражный суд.
04.06.2015 года Арбитражный суд Республики Татарстан принял обжалуемое решение (том 2 л.д. 60-64).
Суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
В силу положений статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации, оплата труда состоит из заработной платы, а также компенсационных выплат и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статей 262 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
Оспариваемыми решениями Управления установлено, что Обществом не были начислены страховые взносы с сумм оплаты за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам для ухода за детьми-инвалидами, в период с 2011 г. по 2013 г.
Исходя из постановления N 1798/10 от 08.06.2010 г. Президиума ВАС РФ спорные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
С позиции изложенного следует, что данные выплаты не являются вознаграждением в рамках трудового договора (трудовых отношений), поскольку в силу их характера не являются оплатой труда (вознаграждением за труд) работников, как она определена статьей 129 ТК РФ, а производятся в виде сохранения заработка в пользу только той категории работников, которая в силу своих семейных обязанностей осуществляет уход за ребенком - инвалидом, то есть имеют компенсационный характер.
Подпунктом "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ установлено, что не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 этого же Закона все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, за исключением:
- выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов;
- выплат в иностранной валюте взамен суточных, производимых в соответствии с законодательством Российской Федерации российскими судоходными компаниями членам экипажей судов заграничного плавания, а также выплат в иностранной валюте личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы;
- компенсационных выплат за неиспользованный отпуск, не связанных с увольнением работников.
Как следует из положений указанного Закона N 212-ФЗ от обложения страховыми взносами освобождаются все виды компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, в том числе и Трудовым кодексом Российской Федерации.
Перечень обусловленных законодательством исключений из этого правила носит исчерпывающий характер и расширительному толкованию не подлежит.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов.
В соответствии с пунктом 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 г. N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" оплата дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
На основании пункта 17 статьи 37 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 г. N 213-ФЗ) с 01.01.2010 г. финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации.
Межбюджетный трансферт из федерального бюджета является источником доходов Фонда социального страхования Российской Федерации (подп. 1 п. 2 ст. 1, п. 1 ст.2 Федерального закона от 08.12.2010 г. N 334-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 и на плановый период 2012 и 2013 годов").
Фонд социального страхования Российской Федерации является главным администратором данного вида дохода бюджета Фонда.
Подпунктом 8 пункта 1 статьи 7 данного Федерального закона установлено, что Фонд социального страхования Российской Федерации вправе осуществлять обеспечение расходов, финансируемых за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 г. N 213-ФЗ на выплаты пособий на оплату четырех дополнительных выходных дней работающим родителям для ухода за детьми-инвалидами, производимые непосредственно страхователями, путем взаимного расчета со страхователями по средствам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Таким образом, выплаты за дополнительные выходные дни, предоставленные для ухода за детьми-инвалидами, носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, при этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
Поскольку оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами не является вознаграждением за труд, а является по существу гарантированной государством компенсацией лицам, исполняющим семейные обязанности, эти выплаты на основании подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ не подлежит обложению страховыми взносами.
Сделанные судом первой инстанции выводы исключают начисление Управлением заявителю недоимки по страховым взносам и штрафа.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции сделал правильный и обоснованный вывод относительно наличия оснований для удовлетворения требований заявителя.
С учетом изложенного доводы, приведенные в апелляционной жалобе ответчика, являются ошибочными и во внимание судом апелляционной инстанции не принимаются.
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, являющихся в силу статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Менделеевском районе Республики Татарстан удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.06.2015 года по делу N А65-3047/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Т. Холодная |
Судьи |
С.А. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-3047/2015
Истец: Обществo с ограниченной ответственностью "Менделеевсказот" ,г.Менделеевск, Промзона
Ответчик: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Менделеевском районе Республики Татарстан, г. Менделеевск