г. Саратов |
|
29 сентября 2015 г. |
Дело N А06-4137/2015 |
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Комнатной Ю.А., Цуцковой М.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Волковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Индивидуального предпринимателя Умеровой Альфии Шевкатовны
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 03 августа 2015 года по делу N А06-4137/2015 (судья Ковальчук Т.А.),
по заявлению Индивидуального предпринимателя Умеровой Альфии Шевкатовны
к инспекции Федеральной налоговой службы России по Кировскому району г. Астрахани о признании недействительным решение от 20.02.2015 г. N 7577 в части доначисления суммы неуплаченных (излишне возмещенных) налогов с учетом состояния расчетов с бюджетом за 2011 год и обязать восстановить нарушенные права в виде расчета земельного налога за указанный период, применив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 30:12:010122:14 равной его рыночной стоимости в размере 1 665 000 руб.
к Управлению Федеральной налоговой службы России по Астраханской области о признании недействительным решение от 17.04.2015 г. N 80-н
третье лицо: Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области;
без участия в судебном заседании представителей сторон;
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Умерова Альфия Шевкатовна (далее - ИП Умерова А.Ш., налогоплательщик, заявитель) обратилась в арбитражный суд Астраханской области к инспекции Федеральной налоговой службы России по Кировскому району г. Астрахани (далее - ИФНС России по Кировскому району г. Астрахани, инспекция, налоговый орган) с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании недействительными решения ИФНС России по Кировскому району г. Астрахани от 20.02.2015 г. N 7577 в части доначисления суммы неуплаченных (излишне возмещенных) налогов с учетом состояния расчетов с бюджетом за 2012 год и обязать восстановить нарушенные права в виде расчета земельного налога за указанный период, применив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 30:12:010122:14 равной его рыночной стоимости в размере 1 665 000 руб., признать недействительным решение УФНС России по Астраханской области от 17.04.2015 г. N 80-н.
Решением суда первой инстанции от 03 августа 2015 года в удовлетворении требований заявителя было отказано.
Не согласившись с принятым решением, ИП Умерова А.Ш. обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
ИФНС России по Кировскому району г. Астрахани в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились. О месте и времени судебного заседания указанные лица извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями ст. 123 АПК РФ.
В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 123 АПК РФ лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если: несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чем организация почтовой связи уведомила арбитражный суд.
В соответствии с п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" при наличии в материалах дела уведомления о вручении лицу, участвующему в деле, либо иному участнику арбитражного процесса копии первого судебного акта по рассматриваемому делу либо сведений, указанных в ч. 4 ст. 123 АПК РФ, такое лицо считается надлежаще извещенным при рассмотрении дела судом апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, если судом, рассматривающим дело, выполняются обязанности по размещению информации о времени и месте судебных заседаний, совершении отдельных процессуальных действий на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абз. 2 ч. 1 ст. 121 АПК РФ.
При этом отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих получение лицами, участвующими в деле, названных документов, не может расцениваться как несоблюдение арбитражным судом правил Кодекса о надлежащем извещении.
Информация о публикации определения суда о принятии апелляционной жалобы к производству от 03 сентября 2015 года размещена на сайте суда в сети Интернет 04 сентября 2015 года, что подтверждается отчетом о публикации судебных актов.
Указанные лица имели реальную возможность обеспечить явку своих представителей в судебное заседание либо известить суд о причинах неявки.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей указанных лиц.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ИФНС по Кировскому району г. Астрахани проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год, представленной ИП Умеровой А.Ш. 20.08.2014 года.
Налогоплательщик в уточненной налоговой декларации отразил кадастровую стоимость земельного участка 1 665 000 рублей, однако согласно сведениям, поступившим из филиала ФГБУ ФПК "Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии" кадастровая стоимость земельного участка составляла 6 581 840,58 рублей.
По результатам налоговой проверки составлен акт N 26225 от 13.12.2014 г.
20.02.2015 года инспекцией, было вынесено решение N 7577 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. В резолютивной части решения на основании поступивших сведений, произведено доначисление ИП Умеровой А.Ш. земельного налога за 2011 год в размере 71 214 рублей.
Не согласившись с вышеуказанным решением предприниматель направил апелляционную жалобу в Управление ФНС России по Астраханской области.
Решением УФНС России по Астраханской области N 80-Н от 17.04.2015 г. было изменено решением ИФНС по Кировскому району г. Астрахани N 7577 от 20.02.2015 г., путем уменьшения доначисленного земельного налога на 5 951 рубль.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения предпринимателя в суд с соответствующим заявлением. Оспаривая решения налогового органа в судебном порядке, заявитель указывает, что инспекцией необоснованно произведено доначисление земельного налога за 2011 год без учета решения Арбитражного суда Астраханской области от 04.06.2014 года по делу А06-183/2014, согласно которому кадастровая стоимость земельного участка признана равной рыночной стоимости и составила 1 665 000 рублей.
Однако суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований заявителя, поддержал доводы налогового органа о том, что при расчете земельного налога за 2011 году правомерно была применена кадастровая стоимость земельного участка в размере 6 581 840,58 рублей, т.к. изменения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка, установленной решением суда от 04.06.2014 года по делу А06-183/2014 не вносились.
Судебная коллегия не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции ввиду следующего.
Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Исходя из требований пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 Налогового кодекса Российской Федерации. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
Частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 этой статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (статья 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Астраханской области утверждены постановлением Правительства Астраханской области 31.01.2008 N 25-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Астраханской области". Согласно указанного постановления, в отношении земельного участка с кадастровым номером 30:12:010122:14 кадастровая стоимость установлена в размере 6 581 840, 58 руб. С учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства Астраханской области от 25.12.2013 N 584-П, кадастровая стоимость данного участка установлена в размере 4 495 585,5 руб.
В соответствии с п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, земельное законодательство Российской Федерации допускает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка путем установления его рыночной стоимости. Вопрос о пересмотре установленной кадастровой стоимости разрешается органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями заинтересованных лиц - в судебном порядке.
Налогоплательщик, считая кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 30:12:010122:14, определенную в размере 6 581 840, 58 руб., не соответствующей его рыночной стоимости и значительно завышенной, обратился в суд с исковым заявлением.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 04.06.2015 по делу N А06-1863/2014, заявленные требования предпринимателя были удовлетворены, а именно кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 30:12:010122:14 по состоянию на 01.01.2007 признана равной его рыночной стоимости в размере 1 665 000 руб.
Однако, как установлено судом первой инстанции, из письма филиала ФГБУ "ФКП Росреестр" по Астраханской области от 13.10.2014 года следует, что сведения об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 30:12:010122:14 не вносились в Государственный кадастр недвижимости по решения Арбитражного суда Астраханской области от 04.06.2014 года по делу А06-183/2014.
В соответствии с правовой позицией, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, установление судом рыночной стоимости земельного участка по правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. С момента внесения в государственный кадастр недвижимости установленной судебным актом кадастровой стоимости земельного участка рыночная стоимость получает статус кадастровой и должна применяться в новом, измененном виде. Изменение кадастровой стоимости направлено на будущее время. Во всех правоотношениях, в которых используется кадастровая стоимость, ее новый, определенный судом размер, может применяться не ранее вступления решения суда в законную силу.
Из приведенной правовой позиции с учетом предусмотренного п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости следует, что установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости не означает аннулирование раннее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Исходя из изложенного, кадастровая стоимость, установленная решением Арбитражного суда Астраханской области от 04.06.2014 по делу N А06-183/2014, подлежит применению только за периоды после вступления в законную силу указанного решения суда.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 03.02.2010 N 165-О-О, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в НК РФ.
Данная позиция еще раз подтверждена в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 N 17-П.
Пунктом 1 статьи 5 НК РФ установлено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Федеральные законы, вносящие изменения в настоящий Кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.
Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (пункт 4 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации).
Как следует из пункта 5 этой же статьи, положения, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
В постановлениях Правительства субъекта Российской Федерации об утверждении результатов кадастровой оценки земельных участков прямо не предусмотрена возможность их применения к раннее возникшим налоговым правоотношениями, в силу требований статьи 5 Налогового кодекса подлежит применению налогоплательщиками только с начала соответствующего налогового периода.
Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 20.05.2014 N 2868/14 в отсутствие в нормативно-правовом акте конкретного указания на распространение его действия на прошедшие налоговые периоды установление результатов государственной кадастровой оценки земельных участков по состоянию на конкретную дату не определяет момент начала применения кадастровой стоимости, а лишь указывает на дату проведения оценки (дату, по состоянию на которую определяется стоимость объекта оценки).
В связи с этим, в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании нормативного акта, не содержащего указания на распространение его действия на предыдущие налоговые периоды, пересмотр ранее исчисленного земельного налога не производится.
Таким образом, применение рыночной стоимости, установленной решением арбитражного суда, возможно только с момента вступления в законную силу этого судебного акта.
То обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
На основании вышеизложенного суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что при расчете земельного налога за 2011 год должна применяться кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 30:12:010122:14 в размере 6 581 840, 58 рублей.
Арбитражный суд Астраханской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Астраханской области от 03 августа 2015 года по делу N А06-4137/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Кузьмичев |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-4137/2015
Истец: ИП Умерова А. Ш., ИП Умерова Альфия Шевкатовна, Представитель по доверенности ИП Умеровой А. Ш. Шумный Олег Станиславович
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО КИРОВСКОМУ РАЙОНУ Г. АСТРАХАНИ, ИФНС России по Кировскому району г. Астрахани, Управление ФНС России по Астраханской области, УФНС России по Астраханской области
Третье лицо: АО Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии по, ИФНС России по Кировскому району г. Астрахань, Представитель по доверенности ИП Умеровой А. Ш. Шумный Олег Станиславович, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"