г. Вологда |
|
30 сентября 2015 г. |
Дело N А66-7063/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 30 сентября 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Докшиной А.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Куликовой М.А.,
при участии от Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области Пестовой А.С. по доверенности от 02.02.2015 N 9, от акционерного общества "АтомЭнергоСбыт" Трясучкиной А.В. по доверенности от 19.12.2014 N 555,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Тверской области апелляционную жалобу Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 17 июля 2015 года по делу N А66-7063/2015 (судья Басова О.А.), рассмотренному в порядке упрощенного производства,
установил:
акционерное общество "АтомЭнергоСбыт" в лице обособленного подразделения "ТверьАтомЭнергоСбыт" (место нахождения: 115114, город Москва, улица Летниковская, дом 10, корпус 4; ОГРН 1027700050278; ИНН 7704228075; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Главному управлению "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области (место нахождения: 170026, город Тверь, проспект Комсомольский, дом 4, офис 4; ОГРН 1026900585942; ИНН 6905066785; далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления от 12.05.2015 N 13-В о назначении административного наказания и о прекращении производства по делу N 13-В.
Решением Арбитражного суда Тверской области суда 17 июля 2015 года заявленные требования удовлетворены.
Управление с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, отказав в удовлетворении заявленных требований. Считает, что в действиях общества имеется нарушение установленного порядка ценообразования.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы апелляционной жалобы.
Общество в отзыве и его представитель в судебном заседании просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, считая его законным и обоснованным.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции находит обоснованными доводы апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, в рамках рассмотрения обращения государственного бюджетного учреждения Тверской области "Учреждение по эксплуатации и обслуживанию административных зданий и помещений" (далее - учреждение) от 31.03.2015 N 1251 о применении тарифа для тарифа для жилого дома по типу семейного общежития, находящегося в городском населенном пункте и оборудованного в установленном порядке стационарными электроплитами для целей пищеприготовления, управление установило, что приказом Минэнерго России от 19.03.2014 N 116 обществу с 01.04.2014 присвоен статус гарантирующего поставщика в отношении зоны деятельности на территории Тверской области (за исключением второй зоны деятельности ОАО "МРСК Центра" и зоны деятельности ОАО "Оборонэнергосбыт").
Из технического паспорта общежития следует, что здание общежития не газифицировано.
Квартиры общежития по адресу: город Тверь, улица Горького, дом 4, корпус 3, находящегося на балансе учреждения, оборудованы в установленном порядке стационарными электроплитами "Мечта" в количестве 88 штук, что подтверждено справкой ГБУ.
Учреждение представило в управление копии актов выполненных работ, счетов за потребленную электроэнергию, выставленных обществом в адрес учреждения, из которых следует, что в январе и феврале 2015 года в отношении категории потребителей, приравненных к населению, проживающему в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами, обществом при расчете стоимости потребленной электроэнергии применялся тариф в размере 3,62 руб./кВтч,
Управление посчитало, что применение обществом за январь-февраль 2015 года в отношении категории потребителей, приравненных к населению, проживающих в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами, тарифа в размере 3,62 руб./кВтч, противоречит пункту 11 (1) Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (далее - Основы ценообразования) и приказу Управления от 29.12.2014 N 442-нп "О тарифах на электрическую энергию для населения и приравненным к нему категориям потребителей по Тверской области на 2015 год" (далее - Приказ N 442-нп).
На основании этого управлением сделан вывод о несоблюдении обществом обязательных требований, установленных Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", и о наличии в действиях заявителя нарушения установленного порядка ценообразования.
По данному факту управлением в отношении общества составлен протокол от 28.04.2015 об административном правонарушении и вынесено постановление от 12.05.2015 N 13-В о назначении административного наказания, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.6 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в Арбитражный суд Тверской области с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о том, что выявленное управлением правонарушение, выразившееся в применении для государственного бюджетного учреждения Тверской области "Учреждение по эксплуатации и обслуживанию административных зданий и помещений" (далее - учреждение) в расчетах за потребленную электроэнергию за февраль-март 2015 года иного тарифа (3,62 руб./кВтч), в не образует объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Апелляционная инстанции считает ошибочным данный вывод суда в силу следующего.
Частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ установлена административная ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики установлены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике).
В соответствии с пунктом 3 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике, цены (тарифы) и предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей подлежат государственному регулированию на розничных рынках.
В силу статьей 24 Закона об электроэнергетике, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей.
Согласно пункту 15 Положения об управлении, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 20.10.2011 N 141-пп, управление устанавливает цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, в рамках установленных ФСТ России предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов) и осуществляет региональный государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике в части обоснованности величины цен (тарифов) и правильности применения цен (тарифов), регулируемых Управлением.
Приложением N 1 к Основам ценообразования установлен исчерпывающий перечень категорий потребителей, приравненных к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам).
В данный перечень, в том числе вошли исполнители коммунальных услуг (товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы либо управляющие организации), наймодатели (или уполномоченные ими лица), предоставляющие гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда, включая жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, для временного поселения лиц, признанных беженцами, а также жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, приобретающие электрическую энергию (мощность) для коммунально-бытового потребления населения в объемах фактического потребления электрической энергии населения и объемах электрической энергии, израсходованной на места общего пользования.
В соответствии с пунктом 71(1) Основ ценообразования (введен постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.2014 N 136), цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) устанавливаются и применяются равными ценам (тарифам), установленным для населения, в отношении приравненных к населению категорий потребителей, в которую входят в том числе, исполнители коммунальных услуг, наймодатели (или уполномоченные ими лица), предоставляющие гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда, включая жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, приобретающие электрическую энергию (мощность) для предоставления коммунальных услуг пользователям таких жилых помещений в объемах потребления электрической энергии населением и содержания мест общего пользования в домах, в которых имеются жилые помещения специализированного жилого фонда.
В соответствии с пунктом 11(1) Основ ценообразования, регулируемые цены (тарифы) устанавливаются с календарной разбивкой исходя из непревышения величины цен (тарифов) в первом полугодии очередного годового периода регулирования над величиной соответствующих цен (тарифов) во втором полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31 декабря, если иное не установлено актами Правительства Российской Федерации.
Приказом управления от 29.12.2014 N 442-нп "О тарифах на электрическую энергию для населения и приравненным к нему категориям потребителей по Тверской области на 2015 год" (далее - приказ N 442-нп) для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, установлен одноставочный тариф в размере 2,53 руб. кВт/ч.
При этом в соответствии с пунктом 11(1) Основ ценообразования, регулируемые цены (тарифы) на электрическую энергию установлены Управлением на 2015 год с календарной разбивкой исходя из непревышения величины цен (тарифов) в первом полугодии 2015 года над величиной соответствующих цен (тарифов) на электрическую энергию во втором полугодии 2014 года, утвержденных приказом Управления от 20.12.2013 N 839-нп "О тарифах на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категориям потребителей по Тверской области на 2014 год".
Пунктом 2 примечания к приказу N 442-нп установлено, что тарифы на электрическую энергию для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, указаны с учетом применения понижающего коэффициента 0,7, утвержденного приказом Управления от 29.12.2014 N 441-нп "О применении понижающего коэффициента к тарифам на электрическую энергию для группы потребителей "население" и приравненным к нему категориям потребителей Тверской области на 2015 год".
Согласно нормам приказа N 442-нп, а также положениям Основ ценообразования для категории потребителей "приравненные к населению", к которым относятся наймодатели (или уполномоченные ими лица), предоставляющие гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда, включая жилые помещения в общежитиях, применяется тариф как для категории потребителей "население".
При этом приложение к приказу N 442-нп принято по форме, утвержденной приказом Федеральной службы по тарифам от 28.03.2013 N 313-э.
Довод общества о том, что тариф на электроэнергию для категории потребителей, приравненным к населению, проживающему в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, был установлен только приказом от 27.03.2015 N 39-нп, которым внесены изменения в приказ от 29.12.2014 N 442-нп, не принимаются апелляционным судом как противоречащий положениям приказа N 442-нп, изложенным в приложении к приказу и с учетом примечаний к нему.
Также приказ от 27.03.2015 N 39-нп издан в связи с принятием Федеральной службой по тарифам приказа от 24.12.2014 N 2389-э, которым установлены новые формы решений органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденных ранее приказом Федеральной службой по тарифам приказа от 28.03.2013 N 313-э.
На основании вышеизложенного у общества отсутствовали правовые основания выставлять счета и взимать оплату за электроэнергию за период январь-февраль 2015 года по одноставочному тарифу в размере 3,62 руб./кВтч для категории потребителей, приравненных к населению, проживающих в городском населенном пункте, в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами.
Следовательно, в данном случае обществом не соблюдены обязательные требования, установленные Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике".
Таким образом, в действиях общества имеется событие административного правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, выразившееся в ином нарушении установленного порядка ценообразования при выставлении в адрес учреждения светов-фактур, в которых рассчитана стоимость потребленной электроэнергии за февраль-март 2015 года с применением иного тарифа (3,62 руб./кВтч).
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Четырнадцатого арбитражного суда от 21 сентября 2015 года по делу N А66-7062/2015 с идентичными обстоятельствами, рассмотренному с участием этих же сторон.
При этом ссылка суда первой инстанции на постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2011 N 8433/11 не принимается апелляционным судом, поскольку в рамках дела N А09-3584/2010, по которому вынесено указанное постановление, рассмотрен иной предмет спора и установлены иные обстоятельства, не аналогичные обстоятельствам, рассматриваемым по настоящему делу.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество не представило доказательства отсутствия у него возможности для соблюдения указанных правил и норм и принятия всех зависящих мер по их соблюдению, не проявило той степени заботливости и осмотрительности, при соблюдении которых событие правонарушения могло не наступить, имело реальную возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, однако им не принято всех зависящих от него мер по их соблюдению.
Оценив имеющиеся доказательства, характер и степень общественной опасности совершенного обществом правонарушения, апелляционный суд считает, что правонарушение, совершенное обществом, не может быть квалифицировано как малозначительное.
Таким образом, оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ суд апелляционной инстанции в данном случае не усматривает.
Размер штрафа, примененного управлением к обществу, соответствует минимальному размеру штрафа, предусмотренному санкцией части 2 статьи 14.6 КоАП РФ для юридических лиц.
Нарушений процедуры привлечения лица к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено.
Срок давности привлечения к ответственности, определенный статьей 4.5 КоАП РФ, ответчиком не нарушен.
Следовательно, оснований для удовлетворения требований общества о признании незаконным и отмене постановления управления у суда первой инстанции не имелось.
При таких обстоятельствах на основании пункта 4 части 1, части 2 статьи 270 АПК РФ решение Арбитражного суда Тверской области от 17 июля 2015 года по делу N А66-7063/2015 подлежит отмене в связи с неправильным применением судом норм материального права. В удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Руководствуясь статьями 268 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 17 июля 2015 года по делу N А66-7063/2015 отменить.
В удовлетворении требований акционерного общества "АтомЭнергоСбыт" в лице обособленного подразделения "ТверьАтомЭнергоСбыт" отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-7063/2015
Истец: АО "АтомЭнергоСбыт", Обособленное подразделение "ТверьАтомЭнергоСбыт"
Ответчик: Главное управление "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области
Третье лицо: Главное управление "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области