г. Красноярск |
|
01 октября 2015 г. |
Дело N А33-3217/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена "24" сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен "01" октября 2015 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Морозовой Н.А.,
судей: Борисова Г.Н., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания Елистратовой О.М.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Ачинске и Ачинском районе
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "16" июля 2015 года по делу N А33-3217/2015, принятое судьёй Лапиной М.В.,
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Ачинске и Ачинском районе (ИНН 2443019163, ОГРН 1022401157811, г. Ачинск) (далее - заявитель, Управление, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ДПМК Ачинская" (ИНН 2443018219, ОГРН 1022401153070, г. Ачинск), (далее - общество, страхователь, ответчик) о взыскании финансовых санкций в размере 293 594 рублей 69 копеек.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "16" июля 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, заявитель обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что Управлением представлены доказательства того, что переданные обществом сведения недостоверны, однако ответчик представил корректирующие формы сведений о суммах выплат и иных вознаграждений, о начисленных и уплаченных взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованных лиц в отношении допущенных ответчиком нарушений.
Заявитель полагает, что суд необоснованно основывался на правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях от 14.05.2013 N 17744/12, от 02.10.2012 N 7828/12, поскольку указанная правовая позиция применима только в тех случаях, когда исследованию подлежат обстоятельства правомерности включения в базу для исчисления страховых взносов тех или иных выплат, выявленные по результатам выездной проверки.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом путем направления определения и размещения информации в Картотеке арбитражных дел на общедоступном сайте в сети интернет: http://kad.arbitr.ru. Управлением представлено ходатайство о проведении судебного заседания в отсутствие своих представителей. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие указанных лиц.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для дела, обстоятельства.
Из материалов дела следует, что территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты обществом с ограниченной ответственностью "Ачинская ДРМК" страховых взносов за период 2011 - 2013 годы.
В результате проведенных мероприятий заявителем установлены факты невключения страхователем в базу для исчисления страховых взносов отдельных видов выплат, произведенных в пользу застрахованных лиц, в частности, сумм выплат сотрудникам, которые не приняты к зачету территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам проверки правильности расходования средств на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (пособия по временной нетрудоспособности, исчисленные с нарушением действующего порядка, сумм материальной помощи в размере, превышающем 4 000 рублей, сумм выплат за вредные условия труда.
Заявитель при проведении проверки достоверности представленных обществом "ДПМК Ачинская" в Пенсионный фонд Российской Федерации индивидуальных сведений в отношении застрахованных лиц за период с 01.01.2011 по 31.12.2013 установил, что страхователем названные выше суммы в составе персонифицированных сведений не отражены. Указанные обстоятельства позволили Управлению сделать вывод о представлении обществом недостоверных сведений в отношении застрахованных лиц, что нашло отражение в акте от 31.07.2014 N 127/2014.
Извещением от 31.07.2014 N 124/2014, направленным страхователю 07.08.2014, последний уведомлен о том, что рассмотрение материалов проверки состоится 09.09.2014 в 16 час. 00 мин.
Согласно решению от 09.09.2014 N 47/2014 о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, вынесенного Управлением по результатам рассмотрения материалов проверки, общество привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 293 594,69 руб. на основании статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за предоставление неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ачинске и Ачинском районе направило в адрес общества требование от 07.10.204 N 31/2014 об уплате финансовой санкции, в котором предложило страхователю течение 10 календарных дней со дня получения уплатить сумму финансовой санкции в размере 293 594 рублей 69 копеек.
Поскольку страхователь требование заявителя не исполнил, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обратился в суд с заявлением о взыскании с ответчика финансовых санкций в размере 293 594 рублей 69 копеек.
Оценив обстоятельства дела и исследованные по делу доказательства в их совокупности, апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
В соответствии с частью 4 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают споры и иные дела о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Согласно части 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
В силу части 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Из материалов дела следует, что Управление просит взыскать с общества финансовые санкции в сумме 293 594 рублей 69 копеек, начисленные в связи с привлечением его к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что отсутствует состав вменяемого правонарушения, так как ответчик представил сведения о выплатах, фактически включенных им в базу для исчисления страховых взносов и о суммах исчисленных им страховых взносов за спорные периоды. Доказательств того, что представленные обществом сведения (без учета результатов выездной проверки) недостоверны, Управлением суду не представлено.
Апелляционная инстанция, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соглашается с указанными выводами суда первой инстанции ввиду следующего.
Частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ установлено, что за непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах к такому страхователю применяются финансовые санкции в виде взыскания 5 процентов от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Определяя правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, названный Федеральный закон, в пункте 1 статьи 8 устанавливает, что страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, определены в Федеральном законе от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27- ФЗ).
Понятие "страхователь" закреплено в статье 1 Федерального закона N 27-ФЗ, согласно которой к страхователям, в числе прочих, относятся юридические лица, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.
На основании пункта 1 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Согласно статье 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета.
Наличие у общества статуса страхователя и, соответственно, указанной обязанности по представлению сведений не оспаривается сторонами спора, материалами дела подтверждается.
В силу пункта 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице, в том числе сведения о: дате приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дате заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дате увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дате прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования, и о суммах страховых взносов, фактически им начисленных.
Таким образом, к числу сведений, которые страхователь обязан представлять, относятся, в частности, сумма заработка (дохода), на который фактически начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования, а также сумма фактически начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования.
Статьей 8.1 Федерального закона N 27-ФЗ установлено, что Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным (статья 16 Федерального закона N 27-ФЗ).
В соответствии со статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ) за непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах к страхователю применяются финансовые санкции в виде взыскания 5 процентов от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах.
Из содержания указанной нормы следует, что объективную сторону состава правонарушения составляет нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, или представление неполных и недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.
Как следует из материалов дела, ответчику вменяется представление недостоверных индивидуальных сведений относительно выплат, произведенных в пользу застрахованных лиц, в частности, сумм выплат сотрудникам, которые не приняты к зачету территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам проверки правильности расходования средств на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, сумм материальных выплат, превышающих 4 000 рублей, сумм выплат за вредные условия труда.
Из акта по результатам документальной проверки от 31.07.2014 N 127/2014, решения Фонда от 09.09.2014 N 47/2014 следует, что основанием для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, явился факт предоставления страхователем недостоверных сведений для индивидуального (персонифицированного) учета за период с 01.01.2011 по 31.12.2013.
Акт проверки от 31.07.2014 N 127/2014 содержит только сведения о выявлении фактов нарушения законодательства об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования и фамилии застрахованных лиц. В акте указано, что выявлено расхождение заработка и начисленных страховых взносов.
В приложении N 2 к акту проверки отражен расчет суммы финансовой санкции с указанием сведений о застрахованных лицах, суммы платежей, причитающихся к уплате, по которым выявлены неполные и (или) недостоверные сведения и размер финансовой санкции.
Решение Фонда от 09.09.2014 N 47/2014 содержит ссылку на статью 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ и размер санкции.
Из данных обстоятельств следует, что вывод о представлении обществом недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета сделан в связи с несоответствием сумм страховых взносов, начисленных в индивидуальных сведениях, с суммами страховых взносов, начисленных по результатам проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов, отраженных в акте выездной проверки от 31.07.2014 N 03400914АВ0002188.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях от 14.05.2013 N 17744/12, от 02.10.2012 N 7828/12, обязанности страхователя по представлению сведений о выплатах, не включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, которые им не начислялись, Федеральный закон N 27-ФЗ не предусматривает.
Довод заявителя о необоснованной ссылке суда первой инстанции на правовую позицию изложенную в вышеуказанных постановления отклоняется апелляционным судом как основанный на неправильном толковании норм права.
На основании изложенного, довод заявителя о том, что Управлением представлены доказательства того, что переданные обществом сведения недостоверны, поскольку ответчик представил корректирующие формы сведений о суммах выплат и иных вознаграждений, о начисленных и уплаченных взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованных лиц в отношении допущенных ответчиком нарушений отклоняется апелляционным судом как необоснованный, поскольку не свидетельствует о факте недостоверности индивидуальных сведений, представленных обществом в Пенсионный фонд и не имеет правового значения.
Вместе с тем ответчик представил индивидуальные сведения о выплатах, фактически включенных им в базу для исчисления страховых взносов и о суммах исчисленных им страховых взносов за спорные периоды. Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Ачинске и Ачинском районе не представило доказательства того, что переданные ответчиком сведения (без учета результатов выездной проверки) недостоверны.
При установленных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины не рассматривается судом, поскольку заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "16" июля 2015 года по делу N А33-3217/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
Судьи |
Г.Н. Борисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-3217/2015
Истец: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ачинске и Ачинском районе, УПФР в г. Ачинске и Ачинском районе
Ответчик: ООО "ДПМК Ачинская"