г. Владивосток |
|
29 сентября 2015 г. |
Дело N А51-34574/2013 |
Резолютивная часть постановления оглашена 22 сентября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 сентября 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей Е.Н. Номоконовой, А.В. Гончаровой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу управления градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока
апелляционное производство N 05АП-6462/2015
на определение от 03.06.2015
судьи Л.П. Нестеренко
по делу N А51-34574/2013 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Международная Торговая Компания АвтоТерра" (ИНН 2538150470, ОГРН 1112538014160, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 30.09.2011)
к администрации города Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 12.12.2002), управлению градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 20.05.2009) третье лицо: департамент земельных и имущественных отношений Приморского края
о признании незаконным решения
при участии:
от управления градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока: представитель Колесникова О.Б. по доверенности от 02.12.2014 N 27/1-1-4922, сроком до 31.12.2015, удостоверение N 2700;
от администрации города Владивостока: представитель Колесникова О.Б. по доверенности от 12.01.2015 N 1-3/6, сроком по 31.12.2015, удостоверение N 2700;
от общества с ограниченной ответственностью "Международная Торговая Компания АвтоТерра", департамента земельных и имущественных отношений Приморского края - не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Международная Торговая Компания АвтоТерра" (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения администрации г. Владивостока (далее по тексту - администрация) об отказе в предоставлении муниципальной услуги "Выдача актов о выборе земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", выраженное в сообщении от 30.08.2013 N 22747/20У, и об обязании управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (далее по тексту - управление, УГА г.Владивостока) обеспечить выбор земельного участка по заявлению департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 02.08.2013 N 20/03/02-12/18218 по обращению ООО "Международная Торговая Компания "АвтоТерра".
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) определением от 20.11.2013 суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (далее по тексту - третье лицо, департамент).
Решением от 23.01.2014 по настоящему делу суд признал незаконным решение администрации об отказе в предоставлении муниципальной услуги "Выдача актов о выборе земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", выраженное в обращении от 30.08.2013 N 22747/20У, и обязал управление обеспечить выбор земельного участка по заявлению департамента от 30.08.2013 N 22747/20У по обращению ООО "Международная Торговая Компания "АвтоТерра" в 30-дневный срок.
28.03.2014 арбитражный суд выдал исполнительный лист серии АС N 006754565 в части возложения на управление соответствующей обязанности.
13.08.2014 судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Приморскому краю возбудил на основании данного исполнительного листа исполнительное производство N 6092/14/25037-ИП.
14.04.2015 управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о прекращении исполнительного производства N 6092/14/25037-ИП.
Определением Арбитражного суда Приморского края от 03.06.2015 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с определением суда, управление обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить определение арбитражного суда Приморского края от 03.06.2015 и прекратить исполнительное производство N 6092/14/25037-ИП, поскольку исполнение судебного акта не представляется возможным, ввиду того, что с 01.03.2015 УГА администрации г. Владивостока утратило полномочия по обеспечению выбора земельного участка.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители общества, департамента не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. На основании статей 156, 266 АПК РФ судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу управления градостроительства и архитектуры Администрации г.Владивостока в отсутствие представителей сторон по имеющимся в материалах дела документам.
Через канцелярию Пятого арбитражного апелляционного суда от общества поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен коллегией к материалам дела.
Департамент в порядке статьи 262 АПК РФ письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил.
В судебном заседании представитель управления доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
В судебном заседании 15.09.2015 коллегией в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 22.09.2015 до 15 часов 30 минут. Об объявлении перерыва лица, участвующие в деле, уведомлены в судебном заседании и путем размещения на официальном сайте ВАС РФ информации о времени и месте продолжения судебного заседания.
После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда, при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.Е. Гребенюковой, с участием представителя управления, которая поддержала свою позицию, озвученную до объявления перерыва в судебном заседании.
Оценив доводы апелляционной жалобы и отзыв на нее, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает определение суда первой инстанции подлежащим отмене ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 327 АПК РФ арбитражный суд по заявлению взыскателя, должника, судебного пристава - исполнителя может приостановить или прекратить исполнительное производство, возбужденное судебным приставом - исполнителем на основании исполнительного листа, выданного арбитражным судом, в случаях, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве.
В статьях 43, 45 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) приведен перечень оснований и порядок прекращения исполнительного производства судом.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 43 Закона N 229-ФЗ исполнительное производство подлежит прекращению только в установленных данной статьей случаях, в частности в случае утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий).
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулирован нормами Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Порядок, действовавший до внесения в Земельный кодекс РФ Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и вступления в законную силу названного закона 01.03.2015, включал следующие этапы: выбор земельного участка который оформляется актом о выборе земельного участка; принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка и являющееся основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства; принятия решения о предоставлении земельного участка.
В силу положений статей 30 - 32 ЗК РФ, действовавших как в период возникновения спорных отношений между сторонами спора, так и на дату вступления в законную силу решения суда по настоящему делу, выбор земельного участка проводился с целью формирования земельного участка и дальнейшего его предоставления заинтересованному лицу.
На дату рассмотрения дела N А51-34574/2013 полномочиями по обеспечению выбора земельного участка, выдаче акта о выборе земельного участка для строительства, по утверждению схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора обладало УГА администрации г. Владивостока в соответствии с Решением Думы г. Владивостока от 03.04.2009 N 259 "Об учреждении управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока и утверждении Положения об управлении градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока" и Регламентом предоставления администрацией г.Владивостока услуги "Выдача актов о выборе земельного участка для строительства с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", утвержденным постановлением Администрации г. Владивостока от 30.12.2010 N 1608.
В соответствии с пунктом 21 (1) статьи 7 Закона Приморского края от 29.12.2003 N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" с 01.02.2007 органы исполнительной власти Приморского края в области регулирования земельных отношений обладали полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края.
Согласно с пункту 2.1.1 Положения о департаменте земельных и имущественных отношений Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 05.12.2012 N 374-па, департамент осуществлял управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности и в ведении Приморского края; в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, осуществлял полномочия Российской Федерации по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в федеральной собственности.
Законом Приморского края от 18 ноября 2014 года N 497-КЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края и органами государственной власти Приморского края и внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края" было установлено, что Администрация Приморского края или уполномоченные ею органы исполнительной власти Приморского края осуществляют полномочия органов местного самоуправления Артемовского городского округа, Владивостокского городского округа, поселений, входящих в состав Шкотовского и Надеждинского муниципальных районов, по управлению и распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (за исключением земельных участков, бесплатно предоставляемых гражданам, имеющим трех и более детей, гражданам, имеющим двух детей, а также молодым семьям для индивидуального жилищного строительства, земельных участков, предоставляемых для строительства объектов дошкольного/начального общего, основного общего, среднего общего образования), в том числе по: 1) обеспечению подготовки схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории; 2) утверждению схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории; 3) предоставлению земельных участков на торгах и без проведения торгов (пункт 6 статьи 2).
В соответствии со статьей 39.6 Земельного кодекса РФ, вступившей в силу с 01.03.2015, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, будут передаваться в аренду, в том числе, для целей строительства, на торгах, проводимых в форме аукционов.
Земельным кодексом в редакции Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 171-ФЗ) предусмотрен закрытый перечень случаев, когда земельные участки будут предоставляться без проведения торгов.
Обстоятельства, при которых ООО "Международная Торговая Компания АвтоТерра" испрашивает спорный земельный участок в аренду, к таким случаям не относится. Предоставление земельных участков через процедуру выбора без проведения торгов новая редакция Земельного кодекса Российской Федерации не предусматривает.
В тоже время Закон N 171-ФЗ содержит переходные положения.
Земельный участок, находящийся в публичной собственности, согласно пункту 1 статьи 34 Закона N 171-ФЗ, предоставляется в аренду без проведения торгов, если решение о предварительном согласовании места размещения объекта принято до 01.03.2015, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка. Такой земельный участок в течение трех лет со дня принятия указанного решения не может стать предметом аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка и не может быть предоставлен без проведения торгов иному лицу.
В обоснование заявления о прекращении исполнительного производства N 6092/14/25037-ИП управление, указывает на утрату возможности исполнить требования исполнительного документа, выданного арбитражным судом по настоящему делу, ссылается на вышеназванные изменения в законодательстве.
Оценивая доводы апеллянта, коллегия, полагает, что возможность исполнить судебный акт в части возложения на управление обязанности обеспечить выбор земельного участка с 01.03.2015 утрачена.
Выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта после 01.03.2015 ни действующим Земельным кодексом РФ, ни переходными положениями не предусмотрены.
С 01.03.2015 УГА администрации г. Владивостока утратило полномочия по обеспечению выбора земельных участков и утверждению схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории в силу части 6 статьи 2 Закона Приморского края от 18.11.2014 N 497-КЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края и органами государственной власти Приморского края и внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края". Отказывая управлению в прекращении исполнительного производства, суд сослался на то обстоятельство, что полномочия по утверждению схем переданы департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края согласно пункту 2.1.1.9 Положения о департаменте, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 05.12.2012 N 374-па (в редакции постановления Администрации Приморского края от 05.03.2015 N 70-па).
Тем не менее, для исполнения судебного акта по настоящему делу недостаточно полномочий департамента по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, поскольку исполнительный лист обязывает управление обеспечить выбор земельного участка, то есть обязывает провести ранее существовавшую процедуру выбора земельного участка в полном объеме с выдачей акта о выборе земельного участка для строительства в соответствии с возможными вариантами выбора.
Кроме того, в рассматриваемом деле схема расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, заявителем не была представлена ни в департамент, ни в администрацию, ни в управление, ни в суд.
Вступившим в законную силу решением суда по настоящему делу судом сделан вывод о том, что схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории не обязательна к представлению заявителем при обращении за выбором земельного участка.
Суд обязал управление обеспечить выбор земельного участка в соответствии с возможными вариантами.
Указанные полномочия управления по выбору земельного участка и полномочия департамента по предварительному согласованию места размещения объекта по результатам выбора земельного участка прекращены с 01.03.2015 без функционального правопреемства.
Кроме того, переходные положения Закона N 171-ФЗ не содержат правовые последствия осуществления выбора земельного участка до установленной законодателем даты - 01.03.2015 без принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Следовательно, осуществление управлением процедуры выбора земельного участка после 01.03.2015 даже в порядке исполнения требования выданного 28.03.2014 исполнительного листа серии АС 006754565 объективно не может привести к принятию департаментом решения о предварительном согласовании места размещения объекта, к постановке участка на кадастровый учет и к предоставлению обществу земельного участка на испрашиваемом им праве без торгов, как это было предусмотрено пунктами 6-8 статьи 31 ЗК РФ в редакции, действующей до 01.03.2015.
В силу вышеуказанного возможность исполнения исполнительного документа по настоящему делу, обязывающего управление совершить определенные действия, утрачена.
Коллегия не принимает довод общества со ссылкой на часть 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации применительно к положениям статей 54, 57 Конституции Российской Федерации о том, что действующий порядок предоставления земельных участков для строительства не позволяет восстановить нарушенные права заявителя и ухудшает положение заявителя.
Буквальное толкование пункта 1 статьи 34 Закона N 171-ФЗ свидетельствует о воле законодателя, направленной на прекращение всех ранее начатых процедур выбора земельных участков, не окончившихся до 01.03.2015 принятием решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Общество не лишено возможности получить земельный участок под строительство капитальных гаражей с учетом новых положений закона, действующих в настоящее время. Доказательства ухудшения положения заявителя в результате изменения порядка предоставления земельных участков в материалы дела не представлены. Земельное законодательство всегда исходило из принципа баланса публичных и частных интересов.
Нарушенные в результате неисполнения судебного акта права заявителя могут быть защищены иными другими способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, на дату обращения управления с ходатайством о прекращении исполнительного производства решение суда от 23.01.2014 по настоящему делу в части обязания управления обеспечить выбор земельного участка исполнить невозможно, как и невозможно исполнить в данной части исполнительный документ - исполнительный лист серии АС 006754564, выданный 28.03.2014 Арбитражным судом Приморского края по делу А51-34574/2013.
Утрата возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия, в силу пункта 2 части 1 Закона об исполнительном производстве, является основанием для прекращения исполнительного производства.
В связи, с чем исполнительное производство 6092/14/25037-ИП, возбужденное судебным приставом-исполнителем Чеботаревой Ольгой Григорьевной Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам на основании постановления о возбуждении исполнительного производства от 20.08.2014, подлежит прекращению.
В силу пункта 3 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд по результатам рассмотрения жалобы на определение арбитражного суда первой инстанции вправе отменить определение полностью или в части и разрешить вопрос по существу.
С учетом изложенного определение Арбитражного суда Приморского края от 14.07.2015 подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Приморского края от 03.06.2015 по делу N А51-34574/2013 отменить.
Прекратить исполнительное производство N 6092/14/25037-ИП, возбужденное 13.08.2014 судебным приставом-исполнителем Чеботоревой О.Г. Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю на основании исполнительного листа серии АС 006754564, выданного 28.03.2014 Арбитражным судом Приморского края по делу А51-34574/2013.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение одного месяца.
Председательствующий |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
Е.Н. Номоконова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-34574/2013
Истец: ООО "МТК АвтоТерра"
Ответчик: Администрация г. Владивостока, Управление градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока
Третье лицо: Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, Межрайонный отдел по особым исполнительным производствам УФССП РФ по ПК