Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 2 февраля 2016 г. N Ф05-20245/15 настоящее постановление оставлено без изменения
город Москва |
|
5 октября 2015 г. |
дело N А40-38812/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 октября 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кольцовой Н.Н.,
судей |
Мухина С.М., Марковой Т.Т. |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Тер-Акопян Г.О. |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Кавминкурортресурсы" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.07.2015 по делу N А40-38812/15 принятое судьей Уточкиным И.Н. (шифр судьи: 92-305)
по заявлению ОАО "Кавминкурортресурсы" (ОГРН 1022601222027, 357625, Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Пятигорская, 133)
к Министерству здравоохранения РФ (127994, Москва, ГСП-4, Рахмановский переулок, д. 3)
Третье лицо: ФГБУ "РНЦ МРиК" Минздрава России (121099, Москва, ул. Новый Арбат, д. 32)
об оспаривании отказа в выдаче заключения
при участии:
от истца - Ганжала А.А. по доверенности от 26.03.2015; Левицкий Е.С. по доверенности от 23.04.2015;
от ответчика - Андре А.А. по доверенности от 25.12.2014;
от третьего лица - Бураков А.Ю. по доверенности от 15.06.2015; Кабанов В.Н. по доверенности от 09.06.2015;
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд г. Москвы обратилось ОАО "Кавминкурортресурсы" с заявлением к Министерству здравоохранения Российской Федерации об оспаривании отказа в выдаче заключения, оформленного письмом от 18.11.2014 N 17-05-8151.
В качестве третьего лица привлечено ФГБУ "РНЦ МРиК" Минздрава России.
Решением суда от 02.07.2015 в удовлетворении требований отказано. При этом суд исходил из того, что решение Минздрава РФ об отказе в предоставлении заключения, изложенное в письме от 18.11.2014 N 17-05-8151, является обоснованным и не нарушает законные права и интересы заявителя.
С решением суда не согласился заявитель - ОАО "Кавминкурортресурсы" и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и заявленные требования удовлетворить в полном объеме. В обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что им представлен весь перечень документов, необходимых для выдачи заключения.
Ответчик возражает против удовлетворения апелляционной жалобы и просит решение суда оставить без изменения. Ответчиком представлены письменные пояснения.
Третье лицо возражает против удовлетворения апелляционной жалобы и просит решение суда оставить без изменения. Третьим лицом представлены письменные объяснения.
Судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ. Оснований для отмены или изменения решения суда не установлено.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, обстоятельствами, подлежащими установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) государственных органов, являются проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела 21.10.2014 с целью получения права использования наименования места происхождения товара "Нарзан", заявитель обратился в Департамент медицинской профилактики, скорой, первичной медико-санитарной помощи и курортного дела Министерства здравоохранения Российской Федерации с заявлением на получение заключения о том, что в границах находящегося на территории Российской Федерации географического объекта, наименование которого является в качестве наименования места происхождения минеральной питьевой лечебной, лечебно-столовой и минеральной природной столовой воды, заявитель производит минеральную питьевую лечебную, лечебно-столовую и минеральную природную столовую воду, особые свойства, которой определяются характерными для данного географического объекта природными условиями.
По результатам рассмотрения заявки письмом от 18.11.2014 N 17-05-8151 Министерство здравоохранения Российской Федерации сообщило заявителю, что заявляемое обозначение минеральной воды "Нарзан" не содержит наименование географического объекта, в границах которого осуществляется добыча или розлив минеральной воды. Наименованием "Нарзан" исторически обозначаются минеральные воды определенного типа (подтипа) без географической привязки. В пределах Кисловодского месторождения минеральных вод существует источник Кисловодский Нарзан, давший название для промышленного розлива популярной минеральной воды "Нарзан", что нашло свое отражение в ГОСТ 13273-88 "Воды минеральные питьевые лечебные и лечебно-столовые", в котором в группе X выделен тип "Кисловодский", а в качестве одного из представителей этого типа минеральной воды указана вода "Нарзан" (Кисловодский, скважины NN5/0,5/0-бис, 7 рэ). В ГОСТ Р 54316-2011 "Воды минеральные природные питьевые. Общие технические требования", так же представлена минеральная вода "Нарзан" (скважины N7-рэ, 107-Д, 5/0, 5/0-бис, 2Б-бис) Кисловодского месторождения Ставропольского края. Таким образом, использование обособленного обозначения "Нарзан", как наименования минеральной воды по месту ее происхождения некорректно и требует дополнения в виде географической привязки: Кисловодский, Эльбрусский и т.д. На основании изложенного Департамент вернул заявку без подготовки соответствующего заключения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1529 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в Государственный реестр наименований вносятся наименование места происхождения товара, сведения об обладателе свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара, указание и описание особых свойств товара, для индивидуализации которого зарегистрировано наименование места происхождения товара, другие сведения, относящиеся к государственной регистрации и предоставлению исключительного права на наименование места происхождения товара, продлению срока действия свидетельства, а также последующие изменения этих сведений.
Согласно пункту 1 статьи 1522 ГК РФ заявка на государственную регистрацию наименования места происхождения товара и на предоставление исключительного права на такое наименование, а также заявка на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара (заявка на наименование места происхождения товара) подается в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2004 N 481 "О Перечне федеральных органов исполнительной власти, компетентных давать заключение, прилагаемое к заявке на государственную регистрацию наименования места происхождения товара и на предоставление исключительного права на такое наименование, а также к заявке на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара" установлено, что федеральным органом исполнительной власти, компетентным давать заключение, прилагаемое к заявке на государственную регистрацию наименования места происхождения товара и на предоставление исключительного права на такое наименование, а также к заявке на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара о том, что в границах находящегося на территории Российской Федерации географического объекта, наименование которого заявляется в качестве наименования места происхождения товара, заявитель производит товар, особые свойства которого определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами, в отношении минеральной питьевой лечебной, лечебно-столовой и минеральной природной столовой воды является Министерство здравоохранения Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 N 608, Министерство здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных средств для медицинского применения.
В соответствии с пунктом 7.39.5 Положения о Департаменте организации медицинской помощи и санаторно-курортного дела, утвержденным приказом Минздрава России от 24.12.2014 N 1067, Департамент организации медицинской помощи и санаторно-курортного дела (далее - Департамент) выполняет основные функции по выдаче заключений о том, что в границах находящегося на территории Российской Федерации географического объекта, наименование которого заявляется в качестве наименования места происхождения минеральной питьевой лечебной, лечебно-столовой и минеральной природной столовой воды, заявитель производит минеральную питьевую лечебную, лечебно-столовую и минеральную природную столовую воду, особые свойства которой определяются характерными для данного географического объекта природными условиями.
Выдача заключений осуществляется Департаментом в рамках Административного регламента Министерства здравоохранения Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче заключений о том, что в границах находящегося на территории Российской Федерации географического объекта, наименование которого заявляется в качестве наименования места происхождения минеральной питьевой лечебной, лечебно-столовой и минеральной природной столовой воды, заявитель производит минеральную питьевую лечебную, лечебно-столовую и минеральную природную столовую воду, особые свойства которой определяются характерными для данного географического объекта природными условиями, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 25.10.2011 N 1211н (далее - Административный регламент).
В соответствии с пунктом 38 Административного регламента в течение десяти дней после установления комплектности документов, необходимых для предоставления государственной услуги, ответственный исполнитель осуществляет проверку достоверности сведений, содержащихся в указанных документах.
В целях проверки достоверности сведений, содержащихся в документах, необходимых для предоставления государственной услуги, ответственный исполнитель в течение трех дней после установления комплектности документов, необходимых для предоставления государственной услуги, осуществляет подготовку проекта письма Министерства в федеральное государственное учреждение, находящееся в ведении Министерства, которое содержит:
- обобщение информации, содержащейся в документах, необходимых для предоставления государственной услуги;
- запрос о подтверждении сведений о соответствии особых свойств минеральной воды природным условиям, характерным для географического объекта, наименование которого заявляется в качестве наименования ее места происхождения, указанных в представленных заявителем документах, и представляет его на визирование начальнику отдела;
- срок, в течение которого федеральное государственное учреждение, подведомственное Министерству, должно предоставить соответствующую информацию.
В связи с этим, Департамент направил в ФГБУ "РНЦ МРиК" Минздрава России запрос от 27.10.2014 N 17-05-7901 о подтверждении сведений о соответствии особых свойств минеральной воды природным условиям, характерным для географического объекта, наименование которого заявляется, в качестве наименования ее места происхождения, указанных в представленных заявителем документах.
Письмом от 10.11.2014 N 14/922 ФГБУ "РНЦ МРнК" Минздрава России сообщило, что заявляемое обозначение минеральной воды "Нарзан" не представляет собой и не содержит наименование географического объекта, в границах которого осуществляется добыча или розлив минеральной воды. Наименованием "Нарзан" исторически обозначаются минеральные воды определенного типа (подтипа) без какой бы то ни было географической привязки, которые могут встречаться в пределах разных месторождений и в разных регионах России. В частности, пределах Кисловодского месторождения минеральных вод существует источник Кисловодский Нарзан, давший название для промышленного розлива популярной минеральной воды "Нарзан". Это нашло отражение в ГОСТ 13273-88 "Воды минеральные питьевые лечебные и лечебно-столовые", утвержденного постановлением Госстандарта СССР от 17.03.1988 N 603, в котором в группе X выделялся тип "Кисловодский", а в качестве одного из представителей этого типа минеральной воды указана вода "Нарзан" (Кисловодский, скважины NN 5/0, 5/0-бис, 7-рэ). В ГОСТ Р 54316-2011 "Воды минеральные природные питьевые. Общие технические требования", утвержденном приказом Росстандарта от 22.04.2011 N 55-ст, также представлена минеральная вода "Нарзан" (скважины NN 7-рэ, 107-Д, 5/0, 5/0-бис, 2Б-бис) Кисловодского месторождения Ставропольского края. Использование обособленно обозначения "Нарзан" как наименования минеральной воды по месту ее происхождения некорректно и требует дополнения в виде географической привязки: Кисловодский, Эльбрусский и т.д. ( т.4 л.д.74-75).
Доводы заявителя о том, что у ответчика не имелось основания для отказа в выдаче заключения в связи с представлением заявителем необходимого перечня документов не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку на основании пункта 42 Административного регламента основанием для отказа в выдаче заключения является установление того, что: минеральная вода, производимая заявителем, не соответствует особым свойствам географического объекта, находящегося в границах Российской Федерации; наименование минеральной воды, производимой заявителем, не соответствует наименованию места происхождения минеральной питьевой лечебной, лечебно-столовой и минеральной природной столовой воды.
Таким образом, Минздрав России при рассмотрении заявки на выдачу заключения вправе был проверить, соответствие наименования минеральной воды, производимой заявителем, как наименованию места происхождения, так и на соответствие особым свойствам географического объекта.
Ссылка заявителя на то, что в 1995 г. иное юридическое лицо получило положительное заключение по аналогичному вопросу не входит в предмет доказывания по настоящему делу.
С учетом изложенного, суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, правомерно исходил из того, что решение Минздрава РФ об отказе в предоставлении заключения, изложенное в письме от 18.11.2014 N 17-05-8151, является обоснованным и не нарушает законные права и интересы заявителя.
В соответствии с ч. 3 ст. 201 АПК РФ, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит. Нормы материального права правильно применены судом, нарушений норм процессуального права не установлено.
В соответствии со ст. ст. 104, 110 АПК РФ ОАО "Кавминкурортресурсы" подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1 500 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.07.2015 по делу N А40-38812/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ОАО "Кавминкурортресурсы" (ОГРН 1022601222027) из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1 500 рублей, как излишне уплаченную.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.Н. Кольцова |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-38812/2015
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 2 февраля 2016 г. N Ф05-20245/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "Кавминкурортресурсы", ОАО Кавминкурортресурсы
Ответчик: Министерство здравоохранения, Министерство здравохранения РФ
Третье лицо: ФГБУ "РНЦ МРиК" Минздрава России, ФГБУ "Российский научный центр медицинской реабилитации и курортологии" Минздрава РФ