г. Владивосток |
|
05 октября 2015 г. |
Дело N А59-2647/2015 |
Резолютивная часть постановления оглашена 05 октября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 октября 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего В.В. Рубановой,
судей Л.А. Бессчасной, Е.Л. Сидорович,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.С. Гребенюковой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Сахалинской области,
апелляционное производство N 05АП-8369/2015
на решение от 22.07.2015
судьи С.А. Киселева
по делу N А59-2647/2015 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению открытого акционерного общества "Анивские коммунальные системы" (ИНН 6501232596, ОГРН 1106501009504, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 30.12.2010)
о признании частично недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Сахалинской области (ИНН 6501115412, ОГРН 1046500652527, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 27.12.2004) от 30.12.2014 N 12-12/442 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,
при участии: стороны не явились,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Анивские коммунальные системы" (далее - предприятие, ОАО "АКоС") обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Сахалинской области (далее - инспекция, налоговый орган) от 30.12.2014 N 12-12/442 в части привлечения к налоговой ответственности по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 22.07.2015 оспариваемый обществом ненормативный акт налогового органа признан недействительным в части привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере 4 735 561 руб.
Посчитав, что решение суда первой инстанции вынесено с нарушением норм материального права, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для снижения размера штрафных санкций на основании статей 112, 114 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку ОАО "АКоС" - коммерческое предприятие, главной целью которого является получение прибыли, соответственно, ведение социально значимой деятельности не может быть оценено как смягчающее ответственность обстоятельство.
Кроме того, тяжелое материальное положение организации также не может являться основанием для уменьшения штрафных санкций, поскольку несвоевременное перечисление НДФЛ не находится в причинно-следственной связи с финансовым положением общества, так как названный налог выплачивается за счет доходов работников, а не за счет денежных средств заявителя.
Также является ошибочным вывод суда первой инстанции об отсутствии у предприятия умысла на совершение правонарушения, поскольку общество знало о необходимости своевременного перечисления НДФЛ, однако свою обязанность не исполняло, что свидетельствует о пренебрежительном отношении организации к исполнению своих публично-правовых обязательств.
Налоговый орган в суд апелляционной инстанции явку своего представителя не обеспечил, в материалы дела направил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие.
Представитель общества также на рассмотрение апелляционной жалобы не явился, через канцелярию суда представил письменный отзыв, по тексту которого доводы апелляционной жалобы были отклонены с указанием на законность и обоснованность решения суда.
Учитывая надлежащее извещение сторон о времени и месте судебного заседания, судебная коллегия на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрела апелляционную жалобу налогового органа в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Из материалов дела коллегией установлено.
Межрайонной ИФНС России N 1 по Сахалинской области на основании решения от 27.10.2014 N 12-12/350 проведена выездная налоговая проверка ОАО "Анивские коммунальные системы" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2011 по 30.09.2014.
Результаты выездной налоговой проверки отражены в акте от 25.11.2014 N 12-12/386.
По результатам рассмотрения акта, иных материалов выездной налоговой проверки, а также письменных возражений организации, налоговый орган вынес решение от 30.12.2014, в соответствии с которым ОАО "АКоС" привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в сумме 5 735 561 руб. за неперечисление налога на доходы физических лиц налоговым агентом.
Также указанным решением предприятию предложено перечислить НДФЛ в сумме 6 777 670 руб. и уплатить приходящиеся на указанную сумму налога пени в размере 2 445 436 руб.
Не согласившись с решением налоговой инспекции в части начисления штрафа, общество обжаловало его в апелляционном порядке в вышестоящий налоговый орган.
По результатам рассмотрения жалобы УФНС России по Сахалинской области приняло решение от 13.03.2015 N 022, которым решение инспекции от 30.12.2014 N 12-12/442 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба общества - без удовлетворения.
Полагая решение инспекции от 30.12.2014 N 12-12/442 неправомерным в части взыскания штрафа на основании статьи 123 Налогового кодекса Российской Федерации, ОАО "АКоС" обратилось в суд с настоящим заявлением.
При этом, не оспаривая факта совершения правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации, заявитель просил применить положения статьи 112 и пункта 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации и снизить размер штрафа.
Суд первой инстанции, установив факт совершения предприятием налогового правонарушения, предусмотренного статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации, признал приведенные заявителем обстоятельства смягчающими и на основании статей 112 и 114 Налогового кодекса Российской Федерации снизил размер наложенного штрафа до 1 000 000 руб.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в силу следующего.
В соответствии со статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный настоящим Кодексом срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.
Как разъяснено в пункте 21 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" в силу статьи 123 Налогового кодекса Российской Федерации с налогового агента взыскивается штраф за неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный Кодексом срок сумм налога, подлежащего удержанию с налогоплательщика.
При рассмотрении споров судам необходимо учитывать, что такое правонарушение может быть вменено налоговому агенту только в том случае, когда он имел возможность удержать и перечислить соответствующую сумму, имея в виду, что удержание осуществляется из выплачиваемых налогоплательщику денежных средств.
В данном случае, неправомерное неперечисление удержанного налогоплательщиком налога на доходы физических лиц в сумме 28 677 807 руб. явилось основанием для начисления штрафа по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 5 735 561 руб.
Учитывая, что факт неправомерного неперечисления НДФЛ в сумме 28 677 807 руб. подтвержден материалами дела и по существу предприятием не оспаривается, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии у налогового органа оснований для привлечения предприятия к налоговой ответственности по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом при проверке соразмерности и справедливости назначенного наказания, суд первой инстанции установил, что при вынесении оспариваемого решения налоговым органом смягчающих ответственность обстоятельств установлено не было, в связи с чем штраф рассчитан в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.
Между тем, если при рассмотрении дела, связанного с применением санкции за налоговое правонарушение, будет установлено наличие хотя бы одного из смягчающих ответственность обстоятельств (пункт 1 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации), суд при определении размера подлежащего взысканию штрафа обязан в соответствии с пунктом 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации уменьшить его размер не менее чем в два раза по сравнению с предусмотренным соответствующей нормой Кодекса.
Учитывая, что пунктом 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания более чем в два раза (пункт 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации").
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются и иные обстоятельства (помимо указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации), которые могут быть признаны судом смягчающими ответственность.
Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговой санкции.
Право оценки доказательств по делу и определения размера санкций с учетом признания того или иного обстоятельства смягчающим ответственность предоставлено Арбитражным процессуальным кодексом РФ судам первой и апелляционной инстанций.
В Постановлении от 15.07.1999 N 11-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что, исходя из общих принципов права, санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает дифференциацию наказания в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обуславливающих индивидуализацию наказания.
На основе указанных норм Налогового кодекса Российской Федерации судом в качестве смягчающих во внимание могут быть приняты любые обстоятельства, которые могут быть оценены в качестве таковых по усмотрению суда. Перечень таких обстоятельств является открытым и может быть дополнен судом с учетом конкретных обстоятельств дела.
Арбитражный суд при оценке обоснованности и законности оспариваемого решения налогового органа вправе проверять соразмерность примененной меры ответственности и с учетом установленных в судебном порядке обстоятельств, смягчающих налоговую ответственность, вправе изменить оспариваемое решение налогового органа в части определения размера налоговой санкции.
Закрепленное в законе право суда оценивать условия совершения правонарушения, его характер, степень общественной опасности, последствия в целях возможного дифференцированного подхода при применении наказания, и при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства - возможность уменьшать штраф - согласуется с конституционными принципами гарантии судебной защиты прав и свобод, справедливости наказания и его соразмерности тяжести совершенного нарушения.
Иное не обеспечило бы эффективное восстановление нарушенных прав налогоплательщика и означало бы необоснованный отказ в судебной защите, что противоречит статье 46 Конституции Российской Федерации, части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьям 137, 138 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, необходимо учитывать, что налоговые санкции имеют адвалорный характер, выраженный в процентах по отношению к сумме неперечисленного налога, а не фиксированный размер в твердой сумме. При этом налоговая санкция, в отличие от пеней, носящих компенсационный характер, имеет карательно-превентивный характер, что требует учета действия принципов индивидуализации и соразмерности наказания.
Как следует из решения, суд первой инстанции признал смягчающими следующие обстоятельства: отсутствие умысла на уклонение от уплаты НДФЛ, признание вины в совершенном правонарушении, не привлечение к ответственности в течение 12 месяцев, ведение социально-значимой деятельности, тяжелое финансовое положение заявителя.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о наличии смягчающих ответственность обстоятельств и возможности снижения размера штрафных санкций является обоснованным.
Доводы инспекции о том, что в рассматриваемой ситуации тяжелое финансовое положение предприятия не может признаваться как смягчающее ответственность обстоятельство, поскольку, не перечислив своевременно в бюджет удержанный НДФЛ, налоговый агент фактически распоряжался не принадлежащими ему денежными средствами, подлежат отклонению.
Удержание НДФЛ из доходов физических лиц осуществляется путем выплаты работникам заработной платы за вычетом налога. Поэтому само по себе удержание НДФЛ еще не свидетельствует о наличии у налогового агента реальных денежных средств для уплаты налога в бюджет и не может свидетельствовать об умышленном неперечислении налога.
Материалами дела, а именно: бухгалтерским балансом, отчетом о финансовых результатах подтверждается, что в проверяемый период предприятие имело значительную дебиторскую задолженность.
В частности, согласно представленным обществом документам просроченная задолженность ОАО "РЭУ" составляет 18 312 000 руб., задолженность ОАО "Славянка" - 7 254 000 руб., задолженность населения - 49 446 000 руб. Ввиду отсутствия оборотных средств для текущей деятельности, общество на основании заключенных в 2011, 2012, 2013 годах с ОАО "Тихоокеанский Внешторгбанк" договоров периодически привлекало кредитные средства.
Таким образом, представленные бухгалтерские, кредитные документы свидетельствуют о наличии у заявителя тяжелого финансового положения.
Коллегия отклоняет довод налогового органа о том, что ведение социально-значимой деятельности (оказание коммунальных услуг населению), частичное добровольное погашение задолженности не могут быть признаны как смягчающие ответственность обстоятельства, поскольку суду непосредственно предоставлено право установления данных обстоятельств, оценки их как смягчающих и снижения штрафных санкций, исходя их принципа справедливости и соразмерности наказания независимо от того какие обстоятельства признаны смягчающими налоговым органом.
Суд первой инстанции, воспользовавшись предоставленным ему законодательством правом, расценил приведенные заявителем обстоятельства как смягчающие ответственность.
Довод налогового органа о том, что предприятие умышлено не исполняло свои обязанности и не перечисляло налог на доходы физических лиц в бюджет, судебной коллегией отклоняется, как не нашедший своего подтверждения.
Также коллегией отклоняется довод налогового органа о наличии у общества свободных денежных средств, необходимых для перечисления НДФЛ в бюджет, поскольку доказательств того, что удержанный в составе выплаченной заработной платы НДФЛ, фактически остался у общества в свободном распоряжении и был им израсходован на личные нужды, в материалы дела не представлено.
Таким образом, снижение судом размера штрафных санкций с 5 735 561 руб. до 1 000 000 руб., по мнению коллегии, соответствует принципам справедливости и соразмерности наказания и является достаточным наказанием для заявителя.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно признал недействительным решение налогового органа от 30.12.2014 N 12-12/442 в части привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере 4 735 561 руб.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводящиеся к иной, чем у арбитражного суда, неверной трактовке законодательства, не могут служить основаниями для отмены судебного акта, так как не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом первой инстанции норм права. Кроме того, данные доводы не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Принимая во внимание, что суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и при оценке доказательств по делу не допустил нарушения положений главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, у суда апелляционной инстанции, располагающего такими же доказательствами по делу, что и суд первой инстанции, отсутствуют правовые основания для их переоценки.
Нормы права применены судом первой инстанции правильно. Судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 22.07.2015 по делу N А59-2647/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
В.В. Рубанова |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-2647/2015
Истец: ОАО "Анивские коммунальные системы"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N1 по Сахалинской области, Межрайонная ИФНС России N 1 по Сахалинской области
Хронология рассмотрения дела:
22.01.2016 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-6042/15
21.01.2016 Определение Арбитражного суда Сахалинской области N А59-2647/15
05.10.2015 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-8369/15
22.07.2015 Решение Арбитражного суда Сахалинской области N А59-2647/15