г. Тула |
|
5 октября 2015 г. |
Дело N А09-5117/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.09.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 05.10.2015.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Еремичевой Н.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Глухаревой Е.А., при участии в судебном заседании представителя заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Транснефтьстрой" (г. Москва, ОГРН 1097746540121, ИНН 7728710129) - Масленникова М.В. (доверенность от 12.12.2014 N 18-01-06/353-14), представителей заинтересованного лица - государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Фокинском районе городского округа г. Брянска - Музыченко Е.М. (доверенность от 23.09.2015 N 7789), Ширшовой С.Н. (доверенность от 10.08.2015 N 7486), Ананенко А.П. (доверенность от 23.09.2015), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Фокинском районе городского округа г. Брянска на решение Арбитражного суда Брянской области от 19.06.2015 по делу N А09-5117/2015, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Транснефтьстрой" (далее - ООО "Транснефтьстрой", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Фокинском районе городского округа города Брянска (далее - Управление) о признании недействительными решений об отказе в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах от 17.02.2015 N 042 004 15 РК 0000043 и N 042 004 15 РК 0000044.
В ходе судебного разбирательства общество уточнило требования и просило признать недействительными решения об отказе в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах от 17.02.2015 N 042 004 15 РК 0000043 и N 042 004 15 РК 0000044, а также обязать Управление принять меры для устранения допущенных нарушений прав и законных интересов ООО "Транснетьстрой", путем принятия в течение 10 рабочих дней со дня вступления судебного акта в законную силу в порядке, предусмотренном пунктом 7 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), решения о зачете сумм излишне уплаченных страховых взносов в размере 12 840 956 руб., в том числе 10 735 203 руб. в ПФР и 2 105 753 руб. в ФФОМС.
Решением суда от 01.07.2015 в заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Управление обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований. В обоснование своей позиции заявитель указывает, что, законодательством не предусмотрена правопреемственность в части определения базы для начисления страховых взносов. Полагает, что при реорганизации юридического лица в форме присоединения организации правопреемник при определении базы для начисления страховых взносов не вправе учитывать выплаты, начисленные в пользу работников в реорганизованном лице. Считает, что поскольку сведения персонифицированного учета уже включены в лицевые счета застрахованных лиц, то их зачет противоречит пункту 22 статьи 59 Федерального закона N 212-ФЗ. Также указывает на пропуск обществом срока исковой давности.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просила оставить решение суда первой инстанции без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, выслушав представителей, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Транснефтьстрой" в лице своего филиала в г. Брянске 11.11.2014 обратилось в Управление с заявлением о зачете сумм излишне уплаченных за 2011 год страховых взносов в Пенсионный фонд и Фонд обязательного медицинского страхования. 14.11.2014 Общество представило в Управление уточненные расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам за 9 месяцев 2011 года и за 2011 год по филиалу ООО "Транснефтьстрой" и повторно 20.03.2015 подало заявление о зачете сумм излишне оплаченных страховых взносов в счет предстоящих оплат.
Управлением проведены камеральные проверки уточненных расчетов, по результатам которых составлены акты от 15.01.2015 N 0420000000002 и N 042000000003.
Руководителем Управлением рассмотрены материалы проверки и 17.02.2015 приняты оспариваемые решения.
В соответствии с решением N 042 004 15 РК 0000044 по проверке уточненного расчета за октябрь-декабрь 2011 года отказано в привлечении к ответственности и предложено уплатить недоимку в сумме 12 362 232 руб., в том числе на страховую часть пенсии - 9 229 631 руб., на накопительную часть - 1 105 356 руб., в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 1 232 249 руб., в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 794 999 руб.
По решению N 042 004 15 РК 0000043 по проверке расчета за период с 01.07.2011 по 20.09.2011 отказано в привлечении общества к ответственности и предложено уплатить недоимку на страховую часть пенсии - 356 635 руб., на накопительную часть пенсии - 43 581 руб., в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 47 719 руб., в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 30 786 руб.
Не согласившись с принятыми решениями и отказами в проведении зачета, выраженными в письмах от 09.12.2014 N 10154 и от 30.03.2015 N 2050, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции, удовлетворяя требования общества, правомерно исходил из следующего.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 Кодекса, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 5 Федерального закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Согласно статье 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страховые взносы на обязательное пенсионное страхование определены законодателем как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет пенсионного фонда и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
В течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно (пункт 3 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ).
В силу положений пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ облагаемая база плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Особенностью исчисления и уплаты страховых взносов является накопительный порядок исчисления облагаемой базы путем суммирования в течение календарного года произведенных за каждый месяц выплат в пользу работников и других физических лиц.
Порядок осуществления зачета или возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов урегулирован статьей 26 Федерального закона N 212-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона N 212-ФЗ сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачёту в счёт предстоящих платежей плательщика страховых взносов по страховым взносам, погашения задолженности по пеням и штрафам за правонарушения, предусмотренные Федерального закона N 212-ФЗ, либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Как следует из пункта 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Федерального закона N 212-ФЗ.
Плательщики страховых взносов, указанные в пункте 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ, определяют базу для начисления страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом (пункт 3 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ).
Для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ, согласно части 4 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ, база для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливается в сумме, не превышающей, учитывая постановление Правительства Российской Федерации от 27.11.2010 N 933 "О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2011 года", 463 000 руб. нарастающим итогом с начала расчётного периода. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 463 000 руб. нарастающим итогом с начала расчётного периода, страховые взносы не взимаются (пункт 4 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ в редакции, действовавшей в проверяемый период).
Из вышеизложенного следует, что при всех прочих равных условиях, плательщик страховых взносов исчисляет базу для их начисления с начала расчётного периода нарастающим итогом; при достижении сумм выплат и иных вознаграждений, произведённых в пользу физического лица, 463 000 руб. - страховые взносы взиманию с него не подлежат.
ООО "Брянскнефтегазспецстрой" с 01.01.2011 по 27.09.2011 производило исчисление базы для начисления страховых взносов с выплат и вознаграждений, выданных физическим лицам, нарастающим итогом.
С 27.09.2011 - даты прекращения деятельности ООО "Брянскнефтегазспецстрой" в качестве юридического лица в связи с его реорганизацией в форме присоединения к ООО "Транснефтьстрой" - обществом исчисление базы для начисления страховых взносов с выплат и вознаграждений, выданных тем же физическим лицам, уплата страховых взносов по ним производились как с начала расчётного периода. То есть общество не учло того, что при исчислении страховых взносов нарастающим итогом с 01.01.2011, страховые взносы в сумме 12 840 956 руб. не подлежали уплате.
В силу пункта 1 статьи 10 Федерального закона N 212-ФЗ расчётным периодом по страховым взносам признается календарный год. Исключения из этого составляют пункты 3, 4, 5 статьи 10 Федерального закона N 212-ФЗ, согласно которым следует, что если организация была создана после начала календарного года, первым расчетным периодом для нее является период со дня создания до окончания данного календарного года. Если организация была ликвидирована или реорганизована до конца календарного года, последним расчетным периодом для нее является период с начала этого календарного года до дня завершения ликвидации или реорганизации. Если организация, созданная после начала календарного года, ликвидирована или реорганизована до конца этого календарного года, расчетным периодом для нее является период со дня создания до дня завершения ликвидации или реорганизации.
Вместе с тем, предусмотренные пунктами 3-5 статьи 10 Федерального закона N 212-ФЗ исключения не применяются в отношении организаций, из состава которых выделяются либо к которым присоединяются одна или несколько организаций (пункт 6 статьи 10 Федерального закона N 212-ФЗ).
В связи с чем, на ООО "Транснефтьстрой", как организацию-плательщика страховых взносов, реорганизованную в форме присоединения к ней ООО "Брянскнефтегазспецстрой", в силу прямого предписания пункта 6 статьи 10 Федерального закона N 212-ФЗ, распространяется общее правило, закреплённое в части 1 статьи 10 Федерального закона N 212-ФЗ.
С учетом изложенного, расчётным периодом для общества является календарный год, база для начисления страховых взносов с выплат и вознаграждений, выданных физическим лицам, подлежала исчислению им нарастающим итогом с 01.01.2011 в отношении всех застрахованных лиц, в том числе, и застрахованных лиц, работодателем для которых до 27.09.2011 являлось ООО "Брянскнефтегазспецстрой", а с 27.09.2011 - ООО "Транснефтьстрой".
Суд первой инстанции верно указал, что в рассматриваемой ситуации реорганизация поименованного юридического лица фактически не привела к появлению нового плательщика страховых взносов.
Более того, абзац 5 статьи 75 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает, что изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации.
Следовательно, трудовые правоотношения с работником при реорганизации организации - работодателя не прекращаются, смена работодателя не должна затрагивать его прав и обязанностей как работника, к которым следует отнести и уплату работодателем за него страховых взносов в установленном законом размере.
Соответственно, смена организации-плательщика ввиду ее реорганизации в форме присоединения не имеет юридического значения для исчисления базы по страховым взносам и их уплаты за застрахованных лиц-работников.
Суд первой инстанции обоснованно заключил, что иное применение статьи 10 Федерального закона N 212-ФЗ противоречило было положениям пункта 16 статьи 15 указанного закона, в силу которого, на правопреемника возлагается обязанность по исчислению и уплате страховых взносов в отношении застрахованных лиц предшественника.
В судах обеих инстанции, Управления настаивает на том, что Федерального закона N 212-ФЗ не предусматривает правопреемства в части определения базы для начисления страховых взносов.
Вместе с тем, правопреемство предполагает переход прав и обязанностей от одного лица (субъекта права) к другому, а не базы, рассчитываемой лицом как страхователем - плательщиком для начисления и уплаты страховых взносов за застрахованных лиц.
Материалами дела подтверждено, что Общество, исчислив страховые взносы в отношении физических лиц - работников ООО "Брянскнефтегазспецстрой" нарастающим итогом с даты ликвидации последнего, без учёта правила, установленного частью 4 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ, в связи с чем, допустило излишнюю уплату страховых взносов в сумме 12 840 956 руб., которая, с учетом положений Федерального закона N 212-ФЗ, подлежит возврату (зачету).
Также Управления считает, что обществом пропущен срок исковой давности.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона N 212-ФЗ излишне уплаченные страховые взносы подлежат зачету в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов по страховым взносам, погашения задолженности по пеням и штрафам за правонарушения, предусмотренные Федеральным законом, либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном данной статьей.
Согласно части 3 статьи 60 Закона N 212-ФЗ суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 31.12.2009 включительно подлежат зачету (возврату) в порядке, предусмотренном статьями 26 и 27 Закона Федерального закона N 212-ФЗ
Сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит возврату по письменному заявлению плательщика страховых взносов в течение одного месяца со дня получения органом контроля за уплатой страховых взносов такого заявления (часть 11 статьи 26 Федерального закона N 212-ФЗ).
В силу части 12 статьи 26 Федерального закона N 212-ФЗ возврат плательщику страховых взносов суммы излишне уплаченных страховых взносов при наличии у него задолженности по соответствующим пеням, штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных Федерального закона N 212-ФЗ, производится только после зачета суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности.
Федеральным законом N 212-ФЗ не определены сроки, порядок возврата в судебном порядке излишне уплаченных страховых взносов. Поэтому в случае отказа в возврате или зачете излишне уплаченных сумм общество вправе обратиться в суд с иском о возврате или зачете указанных сумм в пределах срока исковой давности.
Согласно статье 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности устанавливается в три года. Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 21.06.2001 N 173-О указал, что налогоплательщик в случае пропуска срока вправе обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2009 N 12882/08 разъяснено, что вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога; наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания не пропущенным срока на возврат налога.
Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (часть 13 статьи 26 Федерального закона N 212-ФЗ).
Законом N 212-ФЗ не определены сроки, порядок возврата в судебном порядке излишне уплаченных страховых взносов. Поэтому в случае отказа в возврате или зачете излишне уплаченных сумм общество вправе обратиться в суд с иском о возврате или зачете указанных сумм в пределах срока исковой давности.
Общество обратилось с заявлением о проведении зачета и представило уточненные расчеты в пределах срока исковой давности, а о нарушении своих прав узнало из оспариваемых решений и писем Управления от 11.11.2014 года и 20.03.2015, следовательно, срок исковой давности не пропущен.
Таким образом, фактические обстоятельства установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у судебной коллегии не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Кодекса, судом первой инстанции не допущено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 01.07.2015 по делу N А09-5117/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба на постановление суда подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Мордасов |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-5117/2015
Истец: ООО "Транснефтьстрой"
Ответчик: УПФ РФ (ГУ) в Фокинском районе городского округа г. Брянска