г. Владимир |
|
05 октября 2015 г. |
Дело N А79-10471/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 октября 2015 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Александровой О.Ю., судей Бухтояровой Л.В., Наумовой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кузнецовой А.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Аист" на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 21.05.2015 по делу N А79-10471/2014, принятое по иску товарищества собственников жилья "Аист" (ОГРН 1102130014140, ИНН 2130081935), г. Чебоксары, к обществу с ограниченной ответственностью "Ригла" (ОГРН 1027700271290, ИНН 7724211288), с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица открытого акционерного общества "Чебоксарская пивоваренная фирма "Букет Чувашии", г. Чебоксары, об обязании демонтировать стеновые панели.
При участии представителей:
от заявителя (истца) - ТСЖ "Аист" - представитель не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещён надлежащим образом;
от ответчика - ООО "Ригла" - представитель не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещён надлежащим образом;
от третьего лица - ОАО "Чебоксарская пивоваренная фирма "Букет Чувашии" - представитель не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещён надлежащим образом.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил.
Товарищество собственников жилья "Аист" (далее - ТСЖ "Аист") обратилось в арбитражный суд с иском об обязании общества с ограниченной ответственностью "Ригла" (далее - ООО "Ригла") в срок не позднее 10 (десяти) календарных дней с даты вступления в силу решения суда по настоящему делу демонтировать стеновую панель зеленого цвета размером ориентировочно 4 м. на 1,5 м., ориентировочной площадью 6 кв.м., с изображением цветка посредине и надписью "Аптека Ригла", расположенную на наружной стене дома N 21 по пр. Ленина г. Чебоксары выше уровня окон второго этажа, а также стеновую панель зеленого цвета прямоугольной формы с надписью "Ригла Аптека" размером ориентировочно 1,5 м. на 2,5 м., ориентировочной площадью 3,75 м., размещенную на наружной стене дома N 21 по пр. Ленина г. Чебоксары над входом в аптеку "Ригла".
Определением от 02.03.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Чебоксарская пивоваренная фирма "Букет Чувашии".
Решением от 21.05.2015 Арбитражный суд Чувашской Республики в удовлетворении исковых требований отказал.
Не согласившись с принятым по делу решением, ТСЖ "Аист" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указал, что рекламные конструкции над входом и над окнами аптеки "Ригла" дома N 21 по пр. Ленина г. Чебоксары эксплуатируются ответчиком без согласования с собственниками помещений многоквартирного дома. При этом заявитель не согласился с выводом суда о том, что спорные конструкции не могут рассматриваться как наружная реклама и содержат исключительно информацию о наименовании юридического лица.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассматривается в отсутствие сторон, по имеющимся материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, согласно протоколу N 10 от 16.11.2010 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 21 по пр. Ленина собственниками помещений многоквартирного дома приняты решения: создать товарищество собственников жилья для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме по адресу: г. Чебоксары, пр. Ленина, д. 21, утвердить устав ТСЖ "Аист".
Уставом ТСЖ "Аист", утвержденным общим собранием членов товарищества в многоквартирном доме (протокол N 3 от 16.09.2013), предусмотрено, что товарищество является некоммерческой организацией, созданной по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 21 по проспекту Ленина г. Чебоксары Чувашской Республики, в том числе, для достижения следующих целей: совместное управление общим имуществом в многоквартирном доме, обеспечение владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме, осуществление деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права серии 21 АД N 234884 от 07.07.2010, 21 АБ N 281100 от 16.02.2015 ОАО "Чебоксарская пивоваренная фирма "Букет Чувашии" является собственником нижеуказанных нежилых помещении:
-помещение N 4 с кадастровым номером 21:01:02:0000:1119:033,
-помещение с кадастровым номером 21:01:020303:1558,
По договору аренды N 159-БЧ от 01.01.2013 ОАО "Чебоксарская пивоваренная фирма "Букет Чувашии" передало ООО "Ригла" во временное владение и пользование (в аренду) нежилое помещение (строение) N 4 общей площадью 113,45 кв.м., находящееся по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр. Ленина, дом 21, для розничной торговли лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения.
Помещение передано арендатору по акту приема-передачи от 01.01.2013. Согласно пункту 3.1 договора он вступает в силу с 01.01.2013 и действует по 30.11.2013.
Дополнительным соглашением от 31.10.2014 к договору срок аренды продлен по 30.09.2015 включительно.
Как следует из материалов дела и сторонами не оспаривается, ООО "Ригла" в процессе пользования помещением на фасаде многоквартирного дома размещены конструкции, содержащие словесные сочетания "АПТЕКА РИГЛА", "РИГЛА АПТЕКА" и логотип ответчика.
Ссылаясь на то, что спорные вывески являются рекламными конструкциями, на размещение которых не получено согласие собственников помещений многоквартирного дома, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая настоящий спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что спорные вывески не являются рекламными конструкциями и не нарушают каких-либо прав и законных интересов собственников помещений многоквартирного дома и иных лиц, а также обязательных требований, несоблюдение которых безусловно влечет их демонтаж.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд счел установленными.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно пункту 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, не может согласиться с выводом суда о том, что спорные конструкции являются информационными вывесками. При этом суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
Назначение информации такого характера состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении юридического лица и (или) обозначении места входа.
В соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.
Допускается размещать на вывеске зарегистрированные в установленном порядке товарные знаки, логотипы и знаки обслуживания данного предприятия, а также декоративные элементы. Иная информация, размещенная на вывеске, считается рекламной.
Информационные вывески должны размещаться у входа в предприятие либо на двери входа так, чтобы их хорошо видели посетители. Информационные вывески могут быть заменены надписями на стекле витрины, входной двери.
Согласно пункту 18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе", размещение уличной вывески (таблички) с наименованием юридического лица как указателя его местонахождения или обозначения места входа в занимаемое помещение, здание или на территорию и указанием вида осуществляемой деятельности является общераспространенной практикой и соответствует сложившимся на территории России обычаям делового оборота. Назначение информации такого характера состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении юридического лица и (или) обозначении места входа. Сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске. Следовательно, указание юридическим лицом своего наименования и вида деятельности на вывеске (табличке) по месту нахождения не может рассматриваться как реклама.
По смыслу статьи 2 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" под рекламой понимаются сведения, распространяемые исключительно для формирования и поддержания интереса к юридическому или физическому лицу, его товарам, идеям и начинаниям.
В силу статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" под рекламной понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Из материалов дела следует, что с правой стороны от входа в аптеку размещена вывеска, содержащая информацию о юридическом лице, виде деятельности, графике работы и содержит иную информацию, что согласуется с требованиями Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
Спорные конструкции, размещенные над входом и над окнами аптеки, содержат элементы рекламы, поскольку размещены с целью привлечения внимания именно к деятельности, а не наименованию юридического лица. Конструкции имеют значительные размеры (6 кв.м., 3,75 кв.м.), яркое сочетание цветов (красный, зеленый, синий, белый, оранжевый), словосочетания изображены крупными буквами, что безусловно привлекает покупателя.
При этом конструкции не содержат всех необходимых сведений, предусмотренных Законом о защите прав потребителей, размещены при соблюдении ответчиком процедуры их установки как рекламных конструкций.
Исходя из позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.11.2014 N 303-ЭС14-395, названные признаки не позволяют отнести спорные конструкции к информационным вывескам.
Согласно пункту 3.5.8. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда следит за недопущением крепления к стенам зданий различных растяжек, подвесок, вывесок, указателей, кондиционеров и спутниковых антенн без соответствующих разрешений.
В силу статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией. Договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами.
В силу части 5 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества.
В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации. Заключение такого договора осуществляется лицом, уполномоченным на его заключение общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются. Субъекты Российской Федерации устанавливают предельные сроки, на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, в зависимости от типов и видов рекламных конструкций и применяемых технологий демонстрации рекламы, но не менее чем на пять лет и не более чем на десять лет. Конкретные сроки договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, устанавливаются соответственно органом исполнительной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа в зависимости от типа и вида рекламной конструкции, применяемых технологий демонстрации рекламы в границах соответствующих предельных сроков. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами настоящего Федерального закона и гражданского законодательства. Установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Следовательно, ответчик обязан был получить разрешение собственников общего имущества многоквартирного жилого дома по адресу: N 21 по пр. Ленина г. Чебоксары на размещение на общем имуществе дома своей рекламной конструкции.
Таким образом, спорные конструкции размещены в отсутствие законных на то оснований.
С учетом изложенного исковые требования подлежат удовлетворению, принятое по делу решение подлежит отмене на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд счел установленными, апелляционная жалоба ТСЖ "Аист" подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по иску и апелляционной жалобе относится на истца.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 270, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 21.05.2015 по делу N А79-10471/2014 отменить, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Аист" - удовлетворить.
Исковые требования товарищества собственников жилья "Аист" (ОГРН 1102130014140, ИНН 2130081935) - удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью "Ригла" (ОГРН 1027700271290, ИНН 7724211288) в десятидневный срок произвести демонтаж стеновой панели зеленого цвета, ориентировочной площадью 6 кв.м, с изображением цветка посредине и надписью "Аптека Ригла", а также стеновой панели зеленого цвета с надписью "Ригла Аптека", ориентировочной площадью 3,75 м, размещенных на наружной стене дома N 21 по пр. Ленина г. Чебоксары.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Ригла" в пользу товарищества собственников жилья "Аист" расходы по государственной пошлине в сумме 7000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
О.Ю. Александрова |
Судьи |
Л.В. Бухтоярова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-10471/2014
Истец: Представитель ООО "Аист" Кашкарова А. В., ТСЖ "Аист"
Ответчик: ООО "Ригла"
Третье лицо: ОАО "Чебоксарская пивоваренная фирма "Букет Чувашии"