г. Вологда |
|
07 октября 2015 г. |
Дело N А05-3447/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2015 года.
В полном объёме постановление изготовлено 07 октября 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Мурахиной Н.В. и Смирнова В.И. при ведении протокола секретарем судебного заседания Леоновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента природных ресурсов, экологии и агропромышленного комплекса Ненецкого автономного округа на решение Арбитражного суда Архангельской области от 09 июня 2015 года по делу N А05-3447/2015 (судья Максимова С.А.),
установил:
индивидуальный предприниматель Шульгин Константин Алексеевич (ОГРНИП 306838304400011, ИНН 830000230686; место жительства: Ненецкий автономный округ, село Нижняя Пеша) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Департаменту природных ресурсов, экологии и агропромышленного комплекса Ненецкого автономного округа (ОГРН 1058383006208; ИНН 2983003263; место нахождения: 166000, Ненецкий автономный округ, город Нарьян-Мар, улица Ленина, дом 27; далее - Департамент) о признании недействительным, как не соответствующего действующему законодательству и нарушающего права и законные интересы предпринимателя, решения от 05.03.2015 N 936 об отказе в предоставлении субсидий на возмещение части затрат по доставке продовольственных товаров в сельские населенные пункты для реализации населению, а также о возложении на Департамент обязанности принять и рассмотреть заявки предпринимателя на предоставление субсидий на возмещение части затрат по доставке продовольственных товаров в сельские населенные пункты для реализации населению за декабрь 2015 года с учетом первоначальных дат представления предпринимателем документов, предусмотренных пунктом 7 "Порядка предоставления субсидии на возмещение части затрат по доставке продовольственных товаров в сельские населенные пункты для реализации населению", утвержденного постановлением администрации Ненецкого автономного округа от 05.02.2014 N 37-п (с учетом уточнения требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 09 июня 2015 года заявленное требование удовлетворено.
Департамент с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит данное решение отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование своей позиции указывает, что правомерно отказал предпринимателю в выдаче субсидии, поскольку представленные им документы не заверены надлежащим образом. Кроме того, ссылается на несоблюдение досудебного порядка урегулирования спора.
Предприниматель отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с этим жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, предприниматель 21.01.2015 с сопроводительным письмом от 20.01.2015 направил в адрес Департамента документы для получения субсидии на возмещение части затрат по доставке продовольственных товаров в с. Нижняя Пёша за декабрь 2014 года.
Департамент в письме от 12.02.2015 N 586 сообщил предпринимателю о проведении проверки представленного пакета документов на основании подпункта 2.21.1 соглашения о предоставлении субсидии от 25.03.2014. В целях подтверждения понесённых заявителем затрат по перевозке товаров Департамент просил предпринимателя в срок до 20.02.2015 представить расчёт (обоснование) стоимости тарифа, а также копии документов, подтверждающих оплату услуг по доставке продовольственных товаров.
Предприниматель 19.02.2015 с сопроводительным письмом от 17.02.2015 представил Департаменту дополнительные документы для получения субсидии на возмещение части затрат по доставке продовольственных товаров за декабрь 2014 года.
Департаментом 05.03.2015 вынесено распоряжение N 113 об отказе в предоставлении субсидии предпринимателю, которым заявителю отказано в предоставлении вышеуказанной субсидии на основании подпункта 2 пункта 14 Порядка предоставления субсидии на возмещение части затрат по доставке продовольственных товаров в сельские населенные пункты для реализации населению, утверждённого постановлением администрации Ненецкого автономного округа от 05.02.2014 N 37-п (далее - Порядок N 37-п).
Письмом от 05.03.2015 N 936 Департамент разъяснил, что в соответствии с пунктом 9 Порядка N 37-п документы, указанные в подпунктах 2, 3, 4, 5, 9 пункта 7 названного Порядка, предоставляются заявителем один раз в год при первичном обращении за предоставлением субсидии в текущем финансовом году. В связи с тем, что предприниматель первично обратился за предоставлением субсидии в 2015 году, а срок действия соглашения о предоставлении субсидии от 25.03.2014 закончился 31.12.2014, ему при обращении за субсидией за декабрь 2014 года необходимо представить все документы, предусмотренные для первичного обращения, вместе с тем, они представлены не в полном объёме.
Не согласившись с данным отказом, предприниматель обратился в арбитражный суд с вышеуказанными требованиями.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом ненормативный акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно несоответствия закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг; при этом субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Частью 5 статьи 15 Закона Ненецкого автономного округа от 09.12.2013 N 103-ОЗ "Об окружном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" (далее - Закон N 103-ОЗ) определено, что в 2014 году за счет средств окружного бюджета субсидии, предусмотренные в соответствии с частью 2 статьи 8 настоящего Закона в ведомственной структуре расходов по разделу "Национальная экономика" подразделу "Другие вопросы в области национальной экономики" классификации расходов бюджетов в рамках реализации подпрограммы "Развитие потребительского рынка" государственной программы Ненецкого автономного округа "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ненецком автономном округе", предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, в том числе, обеспечивающим снабжение сельского населения Ненецкого автономного округа продовольственными товарами в целях частичного возмещения затрат, возникающих в связи с реализацией продовольственных товаров, включенных в перечень, установленный Администрацией Ненецкого автономного округа, по которым торговая надбавка устанавливается уполномоченным государственным органом исполнительной власти Ненецкого автономного округа, осуществляющим функции по государственному регулированию цен и тарифов на территории Ненецкого автономного округа, в части затрат по доставке в сельские населенные пункты Ненецкого автономного округа вышеуказанных продовольственных товаров.
Согласно части 13 статьи 15 Закона N 103-ОЗ субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, предусмотренные за счет средств окружного бюджета предоставляются в порядке, установленном настоящим законом и нормативным правовым актом администрации Ненецкого автономного округа. Критерии отбора юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий, методика определения объема субсидии и (или) размер субсидии, цели, условия и порядок предоставления субсидий, а также порядок возврата субсидий в случаях нарушения условий, установленных при их предоставлении, и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий, и иные условия устанавливаются настоящим законом и нормативными правовыми актами администрации Ненецкого автономного округа.
Главные распорядители (распорядители) средств окружного бюджета предоставляют субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг на основании заключаемых соглашений (договоров) о предоставлении субсидий, предусматривающих, в том числе, цели, условия и порядок предоставления субсидий.
Порядком N 37-п установлен размер, условия и порядок предоставления субсидии на возмещение части затрат по доставке продовольственных товаров для населения в сельские населённые пункты, а также порядок возврата субсидии в случае нарушения условий, установленных при ее предоставлении.
Пунктом 7 Порядка N 37-п определено, что для получения субсидии заявитель не позднее 40 дней после месяца, следующего за отчетным (месяца, в котором была осуществлена поставка продовольственных товаров), предоставляет в Управление агропромышленного комплекса и торговли Ненецкого автономного округа следующие документы:
1) заявление о предоставлении субсидии по форме согласно приложению 2 к Порядку N 37-п;
2) копии документов, подтверждающих наличие помещений для осуществления розничной торговли;
3) выписку из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, полученную не ранее чем за месяц до даты подачи заявления;
4) справку налогового органа о состоянии расчетов по налогам, сборам и иным обязательным платежам, подтверждающую отсутствие задолженности по уплате налогов, сборов и обязательных платежей, полученную не ранее чем за месяц до даты подачи заявления;
5) справку в произвольной форме от органов местного самоуправления муниципальных образований поселений, подтверждающую осуществление заявителем розничной торговли в помещениях, в отношении которых заявителем представлены документы, согласно подпункту 2 настоящего пункта;
6) заверенные заявителем копии документов, подтверждающих расходы на приобретение продовольственных товаров (накладные, счета-фактуры и другие документы);
7) реестр продовольственных товаров по форме согласно приложению 3 к Порядку N 37-п;
8) справку (свободной формы) о количестве продовольственных товаров, включенных в Перечень и реализованных в отчетном месяце организациям;
9) заверенную заявителем копию статистического отчета по форме N 3-ТОРГ (ПМ) "Сведения о продаже товаров малого предприятия розничной торговли" или расшифровку структуры розничного товарооборота заявителя в произвольной форме за предыдущий финансовый год (объем розничного товарооборота продовольственных товаров указывается без учета товарооборота пива, алкогольной и табачной продукции);
10) заверенные заявителем копии документов, подтверждающих расходы на перевозку, хранение, погрузку, выгрузку продовольственных товаров (договоры на оказание услуг, акты выполненных работ, документы, подтверждающие оплату услуг по доставке продовольственных товаров). В случае если перевозка, хранение, погрузка, выгрузка осуществлялись без привлечения сторонних лиц, заявитель предоставляет документы, подтверждающие собственные расходы на осуществление данного вида работ;
11) расчет размера субсидии на доставку включенных в Перечень продовольственных товаров, за исключением затрат на доставку продовольственных товаров, реализованных в отчетном месяце организациям по форме согласно приложению 4 к настоящему Порядку.
В силу пункта 9 Порядка N 37-п документы, указанные в подпунктах 2, 3, 4, 5, 9 подпункта 7 настоящего Порядка, представляются заявителем один раз в год при первичном обращении за предоставлением субсидии в текущем финансовом году. Пунктом 10 Порядка определено, что субсидии за ноябрь и декабрь текущего финансового года выплачиваются в 1-м квартале года, следующего за отчетным.
Как установлено пунктом 14 Порядка N 37-п, основаниями для отказа в предоставлении субсидии являются:
1) несоблюдение получателем условий, установленных пунктом 5 Порядка N 37-п;
2) документы, указанные в подпунктах 1, 2, 5 - 11 пункта 7 Порядка N 37-п, представлены заявителем не в полном объеме либо с нарушением срока, установленного пунктом 7 названного Порядка.
Как следует из материалов дела, предпринимателем (получатель) и Управлением агропромышленного комплекса и торговли Ненецкого автономного округа (Управление) 25.03.2014 заключено соглашение о предоставлении субсидии в целях частичного возмещения затрат, возникающих в связи с доставкой продовольственных товаров в сельские населённые пункты для реализации населению.
Управление агропромышленного комплекса и торговли Ненецкого автономного округа на основании постановления администрации Ненецкого автономного округа от 27.11.2014 N 461-П реорганизовано путём присоединения его к Департаменту, о чём в Единый государственный реестр юридических лиц 26.12.2014 внесена соответствующая запись.
Из письма от 05.03.2015 N 936 следует, что отказ в предоставлении субсидии вызван тем, что документы, указанные в подпунктах 1, 2, 5 - 11 пункта 7 Порядка N 37-п представлены предпринимателем не в полном объёме, поскольку не представлены документы, которые необходимо представить при первичном обращении в текущем финансовом году.
Однако какие именно документы, необходимые для получения субсидии за декабрь 2014 года, не представлены или представлены не в полном объёме, Департаментом ни в одном из вышеперечисленных документов не указано.
В суде первой инстанции представитель Департамента указал, что данное обращение предпринимателя является первичным в текущем 2015 году и Шульгину С.А. необходимо было снова представить в Департамент документы, предусмотренные подпунктами 2 и 5 пункта 7 Порядка N 37-п.
Суд первой инстанции правомерно не согласился с указанным доводом Департамента.
Согласно пункту 9 Порядка N 37-п указанные документы представляются заявителем один раз в год при первичном обращении за предоставлением субсидии в текущем финансовом году.
Ответчиком не оспаривается, что при первичном обращении за выплатой субсидии в 2014 году документы, предусмотренные подпунктами 2 и 5 пункта 7 Порядка, предоставлены заявителем ответчику, суммы субсидий заявителю выплачивались ответчику ежемесячно.
На основании пункта 11 указанного Порядка субсидии предоставляются на основании соответствующего соглашения, заключаемого Департаментом с получателем.
В соответствии с пунктом 10 Порядка N 37-п субсидии за ноябрь и декабрь текущего финансового года выплачиваются в 1-м квартале года, следующего за отчетным.
В данном случае субсидия за декабрь 2014 года должна быть предоставлена на основании соглашения, срок действия которого сторонами определён до 31.12.2014.
В соответствии с пунктом 11 статьи 15 Закона N 103-ОЗ в 2015 году за счет средств окружного бюджета предоставляются субсидии юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг за 4-й квартал 2014 года в размерах, на условиях и в порядке, установленных статьями 8 и 15 названного Закона и принятыми в соответствии с ними постановлениями администрации Ненецкого автономного округа.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что предоставление документов, указанных в подпунктах 2, 3, 4, 5, 9 подпункта 7 Порядка N 37-п (при первичном обращении получателя) необходимо для заключения с получателем соглашения, предусматривающего цели, условия и порядок предоставления субсидий, согласие получателя субсидий на осуществление проверок соблюдения получателем субсидий условий, целей и порядка их предоставления, а также порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В пункте 13 Порядка указано, что при первом обращении получателя за предоставлением субсидии в текущем году Управление перечисляет сумму субсидии на расчетный счет получателя в течение 2 рабочих дней со дня заключения соглашения. При втором и последующих обращениях получателя за предоставлением субсидии в текущем году (при наличии заключенного соглашения) Управление перечисляет сумму субсидии на расчетный счет получателя в течение 5 рабочих дней со дня принятия Управлением решения о предоставлении соответствующей субсидии.
Материалами дела подтверждается, что на 2015 год Департаментом и предпринимателем заключено новое соглашение о предоставлении субсидии в целях частичного возмещения затрат, возникающих в связи с доставкой продовольственных товаров в сельские населённые пункты для реализации населению, действующее с января 2015 года.
При этом из пояснений представителя Департамента следует, что предпринимателю за январь 2015 года уже выплачена субсидия на основании нового соглашения.
Следовательно, при обращении в январе 2015 года в Департамент с заявлением о выплате субсидии за декабрь 2014 года предприниматель не обязан представлять документы, указанные в подпунктах 2, 3, 4, 5, 9 подпункта 7 Порядка N 37-п, а значит, оспариваемый отказ Департамента является незаконным.
В апелляционной жалобе Департамент указывает, что отказ в предоставлении субсидии вызван тем, что представленные с заявлением о выплате субсидии за декабрь 2014 года документы не были заверены предпринимателем надлежащим образом, поскольку его подпись и печать на названных документах отсутствовали.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 15 Порядка N 37-п в случае принятия решения об отказе в выплате субсидии, причины такого отказа должны быть указаны в письменном извещении, направленном получателю.
Из материалов дела следует, что ни в одном из направленных предпринимателю документов такого основания для отказа в выдаче субсидии Департаментом не указано. Как следует из материалов дела, данные возражения возникли в ходе судебного разбирательства.
Кроме того, Департаментом не доказано, что 19.02.2015 предпринимателем в его адрес представлены незаверенные копии документов, поскольку представленный заявителем пакет документов полностью возвращён заявителю.
Судом первой инстанции также учтено, что поскольку самостоятельным основанием для отказа в предоставлении субсидии в соответствии с пунктом 14 Порядка N 37-п является представление необходимых документов позднее 40 дней после месяца, следующего за отчетным (месяца, в котором была осуществлена поставка продовольственных товаров), после получения необоснованного отказа Департамента в выплате субсидии заявитель фактически утратил право на получение субсидии на возмещение части затрат по доставке продовольственных товаров для населения в сельские населенные пункты за декабрь 2014 года.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что в по данному спору имеется совокупность условий, установленных частью 1 статьи 198 АПК РФ и необходимых для признания оспариваемого отказа недействительным, в связи с чем обоснованно удовлетворил требования Департамента.
Податель апелляционной жалобы также считает, что суд первой инстанции должен был оставить заявление предпринимателя без рассмотрения, поскольку им не соблюден установленный соглашением досудебный порядок урегулирования спора, установленный пунктом 6.1 соглашения.
Названные доводы подлежат отклонению по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 148 АПК РФ арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором.
Претензионный порядок урегулирования спора можно признать установленным только в случае, если в договоре определены конкретные требования к форме претензии, а также порядку и срокам ее предъявления и рассмотрения. Иной досудебный порядок можно признать установленным, если договор содержит четкую запись об установлении такого порядка.
Указание в пункте 6.1 соглашения на то, что все споры и разногласия решаются путем переговоров, а в случае недостижения соглашения - в соответствии с действующим законодательством, не может быть расценено установлением обязательного досудебного (претензионного) порядка урегулирования споров. Буквальное значение слов и выражений договора (статья 431 Гражданского кодекса Российской Федерации) не позволяет сделать вывод о наличии в нем условия об обязательном досудебном (претензионном) порядке урегулирования спора.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 09 июня 2015 года по делу N А05-3447/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента природных ресурсов, экологии и агропромышленного комплекса Ненецкого автономного округа - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-3447/2015
Истец: ИП Шульгин Константин Алексеевич
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ, ЭКОЛОГИИ И АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА