г. Москва |
|
08 октября 2015 г. |
Дело N А41-83368/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 октября 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Игнахиной М.В., Диаковской Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Ботоевой О.С.,
при участии в заседании:
от заявителя: Минский М.А., по доверенности от 23.12.2014,
от заинтересованного лица: Богомолов С.В., по доверенности от 18.08.2015 N 444/Д-07.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стремилово" на решение Арбитражного суда Московской области от 06 августа 2015 года по делу N А41-83368/14, принятое судьей Севостьяновой Н.В., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Стремилово" к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:31:0010301:11; об обязании устранить нарушение прав заявителя, принять решение и издать распорядительный акт о предоставлении в собственность заявителю земельного участка с кадастровым номером 50:31:0010301:11,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Стремилово" (далее - ООО "Стремилово", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ Росимущество в Московской области, заинтересованное лицо) со следующими требованиями:
1) признать незаконным отказ Росимущества в лице "Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области", в предоставлении в собственность ООО "Стремилово" земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, Чеховский район, СП Стремилово, в районе д. Стремилово, с кадастровым номером 50:31:0010301:11, находящегося в государственной собственности, площадью 176 579,0 кв.м. выраженный в письме от 31 октября 2014 г. N ЕП/04-7315;
2) обязать Росимущество в лице "Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области" устранить нарушение прав ООО "Стремилово" и в установленный законом срок со дня вступления в силу решения суда принять решение и издать распорядительный акт о предоставлении в собственность ООО "Стремилово" земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, Чеховский район, СП Стремилово, в районе д. Стремилово, с кадастровым номером 50:31:0010301:11, находящегося в государственной собственности, площадью 176 579,0 кв.м. за плату по цене в размере 2,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка, подготовить и направить в ООО "Стремилово" проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:31:0010301:11 с предложением о его заключении.
Решением Арбитражного суда Московской области от 06.08.2015 заявленные обществом требования удовлетворены частично, судом признан незаконным отказ заинтересованного лица в предоставлении обществу земельного участка. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, общество обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой решение Арбитражного суда Московской области считает незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права, считает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, и просит решение суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении требований и принять новый судебный акт, которым требования заявителя удовлетворить.
В обоснование доводов жалобы представитель заявителя указал, что в отношении земельного участка, на котором расположены принадлежащие обществу объекты недвижимости, заявитель никаких титульных прав не имеет, статья 39 ЗК РФ прекратила свое действие, поэтому в данном случае неприменима. Доказательств того, что на дату обращения с заявлением о выкупе в 2011, здания и сооружения были в ветхом или разрушенном состоянии, в материалах дела отсутствуют. Степень разрушения зданий и сооружения не подтверждена экспертным заключением, так как такие вопросы перед экспертом не ставились. Поскольку согласно свидетельствам о государственной регистрации права здания и сооружения, расположенные на спорном земельном участке, принадлежат заявителю и являются объектами недвижимости, у суда первой инстанции не имелось оснований для отказа в удовлетворении требований заявителя об обязании предоставить земельный участок в собственность общества на основании ст. 36 ЗК РФ.
Представитель заинтересованного лица возражал против доводов жалобы, просил проверить законность и обоснованность обжалуемого решения в полном объеме, поскольку считает отказ ТУ Росимущества в Московской области законным. При этом просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, проанализировав доводы жалобы, в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в связи со следующим.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "Стремилово" является собственником следующих объектов недвижимости:
здание контрольно-пропускного пункта N 1, назначение - нежилое, 1-этажный, общая площадь 31,4 кв.м., инв.N 46:256:003:000007540:0001, лит.В, адрес объекта: Московская область, Чеховский район, сельское поселение Стремиловское, с. Стремилово, в/г 20333, о чем в Едином государственном реестре праву на недвижимое имущество и сделок с ним 02.03.2011 сделана запись регистрации N 50-50-31/005/2011-059, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 50-АБN 344387 от 02.03.2011;
здание казармы-столовой N 2, назначение - нежилое, 2-этажный, общая площадь 1280,4 кв.м., инв.N 46:256:003:000007540:0005, лит.С, адрес объекта: Московская область, Чеховский район, сельское поселение Стремиловское, с. Стремилово, в/г 20333, о чем в Едином государственном реестре праву на недвижимое имущество и сделок с ним 02.03.2011 сделана запись регистрации N 50-50-31/005/2011-079, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 50-АБN 344386 от 02.03.2011;
здание котельной N 3, назначение - нежилое, 1-этажный, общая площадь 376 кв.м., инв.N 46:256:003:000007540:0003, лит.К, адрес объекта: Московская область, Чеховский район, сельское поселение Стремиловское, с. Стремилово, в/г 20333, о чем в Едином государственном реестре праву на недвижимое имущество и сделок с ним 02.03.2011 сделана запись регистрации N 50-50-31/005/2011-076, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 50-АБN 344420 от 02.03.2011;
здание насосной N 4, назначение - нежилое, 1-этажный, общая площадь 33,9 кв.м., инв.N 46:256:003:000007540:0004, лит.Н, адрес объекта: Московская область, Чеховский район, сельское поселение Стремиловское, с. Стремилово, в/г 20333, о чем в Едином государственном реестре праву на недвижимое имущество и сделок с ним 02.03.2011 сделана запись регистрации N 50-50-31/005/2011-094, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 50-АБN 344421 от 02.03.2011;
здание очистных сооружений N 5, назначение - нежилое, 1-этажный, общая площадь 30,5 кв.м., инв.N 46:256:003:000007540:0002, лит.Д, адрес объекта: Московская область, Чеховский район, сельское поселение Стремиловское, с. Стремилово, в/г 20333, о чем в Едином государственном реестре праву на недвижимое имущество и сделок с ним 02.03.2011 сделана запись регистрации N 50-50-31/005/2011-093, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 50-АБN 344385 от 02.03.2011;
Вышеуказанные объекты недвижимого имущества расположены на земельном участке с кадастровым номером 50:31:0010301:11, что подтверждается: справкой ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" N 04/1178-12 от 27.12.2012; кадастровым паспортом земельного участка от 22.09.2011 и сторонами не оспаривается.
Собственником земельного участка с кадастровым номером 50:310010301:11 является Российская Федерация, о чем в Едином государственном реестре праву на недвижимое имущество и сделок с ним 27.09.2010 сделана запись регистрации N 50-50-98/034/2010-368, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 50-ААN 314674 от 27.09.2010.
ТУ Росимущество в Московской области рассмотрев обращение ООО "Стремилово" по вопросу приватизации земельного участка с кадастровым N 50:31:0010301:11, площадью 176 579 кв.м, местоположение: Московская область, Чеховский р-н, СП Стремиловское, в районе д. Стремилово, письмом N ПП-10/38083 от 09.12.2011 сообщило, что площадь испрашиваемого к выкупу земельного участка значительно превышает площадь застройки объектов недвижимости, расположенных на нем. Исходя из вышеизложенного, а также с учетом представленных документов, предоставление вышеуказанного земельного участка в собственность заявителя не представляется возможным. Пакет документов был возвращен на доработку.
Письмом N ЕМ/04-3113 от 19.01.2012 ТУ Росимущество в Московской области, рассмотрев пакет документов, сообщило ООО "Стремилово", что выявило ряд замечаний, о которых сообщило письмом 09.12.2011 N ПП-10/38083. После предоставления документов, указанных в письме Росимущества, Управление вернется к рассмотрению вопроса по существу.
ООО "Стремилово" направило в адрес ТУ Росимущество в Московской области письма N 015 от 04.06.2012, N 3 от 05.06.2012, доработанный пакет документов для приватизации земельного участка с кадастровым номером N 50:31:0010301:11, расположенного по адресу: Московская обл., Чеховский р-он, СП Стремиловское, в районе д. Стремилово, а также с просьбой вернуться к рассмотрению вопроса о приватизации земельного участка с расположенными зданиями сооружениями, находящихся в собственности ООО "Стремилово".
ООО "Стремилово" направило в адрес ТУ Росимущество в Московской области письмо N 2 от 02.09.2013 с просьбой вернуться к рассмотрению заявки на приватизацию земельного участка с кадастровым номером 50:31:0010301:11 и заключить договор купли-продажи по цене, порядок установления которой действовал до 01 июля 2012 года.
ООО "Стремилово" направило в адрес ТУ Росимущество в Московской области письмо от 10.09.2013 (вх.N 23942 от 12.09.2013) с просьбой рассмотреть обращения по письмам: N 015 от 04.06.2012, N 3 от 05.06.2012, N 2 от 02.09.2013.
ООО "Стремилово" направило в адрес ТУ Росимущество в Московской области письмо N 5 от 12.02.2014 с просьбой вернуться к рассмотрению заявки на приватизацию земельного участка с кадастровым номером 50:31:0010301:11 и заключить договор купли-продажи по цене, порядок установления которой действовал до 01 июля 2012 года.
ООО "Стремилово" направило в адрес ТУ Росимущество в Московской области письмо N 6 от 17.06.2014 с просьбой вернуться к рассмотрению заявки ООО "Стемилово" на приватизацию земельного участка с кадастровым номером 50:31:0010301:11, подготовить и передать для подписания ООО "Стремилово" подписанный уполномоченным лицом договор купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, Чеховский район, СП Стремилово, в районе д. Стремилово, с кадастровым номером 50:31:0010301:11, находящегося в государственной собственности, площадью 176 579,0 кв.м., исходя из формирования выкупной цены в размере 2,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка.
ТУ Росимущество в Московской области рассмотрев указанное обращение, отказала заявителю в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, поскольку отсутствует государственная регистрация права Российской Федерации на спорный участок, также сослалось на отсутствие у Территориального управления полномочий на заключение договора купли-продажи.
Решение суда первой инстанции об удовлетворении требований в части признания незаконным отказа Управления мотивировано тем, что ТУ Росимущества в Московской области является уполномоченным органом для принятия решения о передаче в собственность испрашиваемого земельного участка и заключения договора купли - продажи, право собственности на спорный земельный участок зарегистрировано за Российской Федерацией в ЕГРП, а заявителем представлены все документы, необходимые для рассмотрения вопроса о передаче земельного участка в собственность. В обоснование отказа в удовлетворении требований об обязании заинтересованное лицо предоставить земельный участок в собственность суд сослался на то обстоятельство, объекты недвижимости заявителя, расположенные на испрашиваемом земельном участке, находятся в разрушенном состоянии, для их использования необходимо восстановление, что препятствует передаче земельного участка в собственность заявителя в порядке, установленном статьей 36 ЗК РФ.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда правильными и основанными на полном выяснении всех обстоятельств дела.
Как установлено пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем (абзац 2 пункта 5 статьи 36 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 данной статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно статье 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 этого Кодекса.
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
В силу статьи 552 Гражданского кодекса и пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса у собственника здания, строения, сооружения возникает право на земельный участок, занятый объектом недвижимости и необходимый для его использования.
Согласно материалам дела заявления о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровыми номером 50:31:0010301:11 поданы заявителем в порядке реализации права, установленного статьей 36 ЗК РФ.
Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 50/045/002/2015-794 от 10.02.2015 подтверждено, что испрашиваемый земельный участок с кадастровыми номером 50:31:0010301:11 находится в собственности Российской Федерации.
Пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 года N 432, предусмотрено, что Росимущество является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (пункт 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года N 432).
В соответствии с положением о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, утвержденным приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 N 66 (далее - Положение от 05.03.2009 N 66), ТУ Росимущества в Московской области осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и имуществом, составляющим казну Российской Федерации в установленном порядке по вопросам, относящимся к его компетенции.
ТУ Росимущества в Московской области осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества, по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений (пункт 1 Положения от 05.03.2009 N 66).
ТУ Росимущества в Московской области осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества, в случаях, когда реализация указанных полномочий, непосредственно Территориальным управлением прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (пункт 4.1 Положения от 05.03.2009 N 66).
ТУ Росимущества в Московской области заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество (пункт 4.6 Положения от 05.03.2009 N 66).
Приказом Минэкономразвития России от 07.11.2011 N 622 утвержден Административный регламент по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по продаже (приватизации) земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, который определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) Федерального агентства по управлению государственным имуществом, территориальных органов Росимущества, их структурных подразделений, а также порядок взаимодействия Росимущества, территориальных органов Росимущества, их структурных подразделений с заявителями, указанными в пункте 1.2 Административного регламента, а также порядок взаимодействия с другими федеральными органами исполнительной власти при предоставлении Росимуществом государственной услуги по продаже (приватизации) земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости.
С учетом изложенного вывод суда первой инстанции о том, что общество правомерно обратилось с заявлением о предоставлении в собственность спорного земельного участка в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, является правильным.
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в собственности, в том числе и органов местного самоуправления, за исключением случаев прямо указанных в законе, перечень которых является исчерпывающим.
Из приложения к заявлению общества о предоставлении участка в собственность следует, что все документы, указанные в перечне документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержденном Приказом Минэкономразвития от 13.09.2011 г. N 475, заявителем представлены. Право Российской Федерации на спорный участок зарегистрировано в ЕГРП, полномочиями на заключение договора купли-продажи земельного участка ТУ Росимущество в Московской области обладает (пункт 4.6 Положения от 05.03.2009 N 66).
При таких обстоятельствах отказ Управления, мотивированный отсутствием у него полномочий на заключение договора купли - продажи, а также отсутствием регистрации права Российской Федерации на земельный участок в ЕГРП, обоснованно признан судом первой инстанции незаконным.
В целях рассмотрения вопроса об определении площади земельного участка, необходимой для использования объектов недвижимости заявителя в соответствии с требованиями статей 33, 35, 36 ЗК РФ и разъяснениями, изложенными в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" судом первой инстанции по настоящему делу назначена судебная землеустроительно-техническая экспертиза.
Согласно заключению эксперта, площадь и границы земельного участка, занятого объектами недвижимости (очистные сооружения инв. N 46:256:003:000007540:0002, здание насосной N 4 инв. N 46:256:003:000007540:0004, здание котельной N 3 инв. N 46:256:003:000007540:0003, здание казармы-столовой N 2 инв. N 46:256:003:000007540:0005, здание контрольно-пропускного пункта N 1 инв. N 46:256:003:000007540:0001) и необходимые для их использования, определяются границами земельного участка, отведенного в 1990 году согласно плану землеотвода войсковой части 48699, изготовленному институтом Центргипрозем (приложение к Плану продажи имущества военного городка 20333 от 2007 года), поставленного на государственный кадастровый учет в 2007 году в уточненных границах с меньшей площадью (176579 кв.м.) и имеющего кадастровый номер КН 50:31:0010301:11.
Границы земельного участка КН 50:31:0010301:11 определены в координатной форме и содержатся в государственном кадастре недвижимости.
По сведениям государственного кадастра недвижимости (кадастровая выписка от 12.02.2015 N МО-15/ЗВ-218087) в границах земельного участка КН 50:31:0010301:11 образованы пять частей земельного участка под объектами недвижимости, по фактическому пользованию в границах участка КН 50:31:0010301:11 расположены пять строений со следами разрушения:
часть N 50:31:0010301:11/1 S=46 кв.м. - здание контрольно-пропускного пункта N1 Инв. N 46:256:003:000007540: 0001, лит В,
часть N 50:31:0010301:11/2 S=425 кв.м. - здание котельной N3 Инв.N 46:256:003:000007540:0003, лит К,
часть N 50:31:0010301:11/3 S=711 кв.м. - здание казармы-столовой N2 Инв.N 46:256:003:000007540:0005, лит С,
- часть N 50:31:0010301:11/4 S=168 кв.м. - здание насосной N4 Инв.N 46:256:003:000007540:0004, лит Н,
часть N 50:31:0010301:11/5 S=44 кв.м. - здание очистных сооружений N5 Инв.N 46:256:003:000007540:0002.
Также заключением эксперта с приложенными фотоматериалами установлено, что испрашиваемый земельный участок представляет собой залесенную, заброшенную территорию без следов использования зданий/строений, с существенными следами разрушения инфраструктуры и строений бывшей военной части (разбитые дороги без покрытия, следы раскопки и демонтажа кабеля связи и иных коммуникаций). Ввиду фактического разрушения зданий, их эксплуатация невозможна.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.12.2009 N 6811/09, от 08.06.2010 N 292/10, исходя из содержания и смысла пункта 1 статьи 36 во взаимосвязи с положениями статьи 39 Кодекса приобретение права на земельные участки связано со зданиями, строениями, сооружениями, находящимися на этих участках, и когда такие объекты недвижимого имущества находятся в разрушенном состоянии из-за ветхости, это означает, что в данном случае за собственником сохраняется право на земельные участки, на которых находятся объекты, при условии начала восстановления их в установленном порядке в течение трех лет, и только после их восстановления собственник объектов может воспользоваться исключительным правом, предусмотренным пунктом 1 статьи 36 Кодекса.
По смыслу статьи 36 Кодекса и во взаимосвязи с положениями статьи 39 нахождение объекта недвижимого имущества в разрушенном состоянии означает, что его собственник, в силу прямого указания закона, сохраняет за собой в целях восстановления разрушенного объекта ранее предоставленный правовой титул на землю, на котором расположен указанный объект. После восстановления разрушенного объекта недвижимого имущества собственник может воспользоваться исключительным правом, предусмотренным пунктом 1 статьи 36 Кодекса.
Отказывая в удовлетворении требования об обязании Управления принять решение и издать распорядительный акт о предоставлении в собственность ООО "Стремилово" земельного участка, направить проект договора, суд первой инстанции на основании данных судебной экспертизы о том, что здания и сооружения разрушены, правильно установил, что эксплуатация заданий и сооружений, находящегося в собственности общества невозможна, поскольку они подвергнуты разрушению. Данный вывод суда соответствует нормам материального права и материалам дела.
Довод общества о том, что обстоятельства разрушения зданий и сооружений, препятствующих их эксплуатации, не установлены надлежащими доказательствами, апелляционным судом отклоняется, поскольку из фотоматериала, приложенного к заключению эксперта, видно, что здания и сооружения заявителя не имеют крыши, в оконных проемах отсутствуют рамы, не имеется дверей и функционирующих коммуникаций для обеспечения их эксплуатации. Также данные обстоятельства подтверждаются и сведениями, изложенными в заключении эксперта.
Доказательств, свидетельствующих об обратном, суду обществом не представлено.
Довод общества о том, что здания на момент подачи заявления о выкупе в 2011 году были в состоянии, позволяющем их эксплуатацию без восстановительного ремонта, не подтвержден и не имеет правового значения, поскольку на дату рассмотрения вопроса об обязании Управления заключить договор купли - продажи, объекты недвижимости находятся в разрушенном состоянии, в котором невозможна их эксплуатация без восстановления.
Доказательств восстановления зданий и сооружений, после которого собственник мог бы ставить вопрос о предоставлении земельного участка на основании статьи 36 Земельного кодекса РФ, материалы дела не содержат.
Заявитель, как законный пользователь земельного участка, находящегося под спорными зданиями, обладает правом на ремонт и восстановление своего имущества, и не лишен возможности, оформления правоустанавливающих документов на земельный участок, в частности договора аренды. После восстановления разрушенного объекта недвижимого имущества собственник может воспользоваться исключительным правом, предусмотренным п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ.
Кроме того, согласно пунктам 13 и 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" в соответствии с положениями пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса и пункта 3 статьи 552 Гражданского кодекса при продаже недвижимости (переходе права собственности), находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.
Соответственно, общество, приобретая объекты недвижимости, ранее принадлежавшие войсковой части, приобрело право на использование земельного участка, который занят этими объектами недвижимости, в том числе в целях их восстановления и ремонта.
С учетом изложенного, апелляционным судом отклоняется довод общества о том, что в отсутствие у него титульных прав на земельный участок, к рассматриваемому спору неприменима правовая позиция, изложенная в Постановлениях Президиума ВАС РФ от 01.12.2009 N 6811/09, от 08.06.2010 N 292/10, а также статья 39 ЗК РФ (действовавшая дату подачи заявления о выкупе, также как и статья 36 ЗК РФ).
По основанию, предусмотренному статьей 36 ЗК РФ, земельные участки могут быть предоставлены в собственность только для целей эксплуатации существующих объектов недвижимости, а разрушенные объекты до их восстановления и ввода в эксплуатацию не могут быть использованы
С учетом данных обстоятельств дела, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у Управления обязанности по заключению с обществом договора купли-продажи спорного земельного участка в порядке, предусмотренном ст. 36 ЗК РФ.
При вынесении обжалуемого судебного акта судом первой инстанции с учетом требований статей 67, 68, 71 АПК РФ исследованы и оценены все представленные в материалы дела доказательства, нормы материального права применены правильно, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, предусмотренных статьей 270 АПК РФ оснований для изменения или отмены судебного акта апелляционной инстанцией не выявлено, в связи с чем обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 266, 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 06.08.2015 по делу N А41-83368/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
М.В. Игнахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-83368/2014
Истец: ООО "Стремилово"
Ответчик: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
Третье лицо: ООО "Проектно-Изыскательское Предприятие "ВИСХАГИ - ЦЕНТР- Геоинформ", Федеральное агентство по управлению государственным имуществом