Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12 февраля 2016 г. N Ф08-10098/15 настоящее постановление изменено
Требование: о взыскании денежных средств по договору, о взыскании долга по договору аренды
Вывод суда: решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Ессентуки |
|
06 октября 2015 г. |
Дело N А25-1605/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 октября 2015 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Годило Н.Н.,
судей: Бейтуганова З.А., Сомова Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фатьяновой А.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства обороны РФ и ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ на решение от 21.05.2015 по делу N А25-1605/2014 Арбитражного суда Карачаево-Черкесское Республики,
по заявлению общеобразовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Региональный Центр военно-патриотического воспитания и подготовки граждан (молодежи) к военной службе ДОСААФ России КЧР" (ОГРН 1020900511004, ИНН 0901002959)
к ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ (ОГРН 1026103739892, ИНН 6165035060),
Министерству обороны РФ (ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261),
Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации и Военному комиссариату Карачаево-Черкесской Республики о взыскании задолженности,
третье лицо: Общероссийская общественно-государственная организация "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России",
при участии в судебном заседании представителей от Министерства обороны РФ и ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ: Мищерякова О.В. - представитель по доверенности от 21.01.2015 и 02.03.2015; от общеобразовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Региональный Центр военно-патриотического воспитания и подготовки граждан (молодежи) к военной службе ДОСААФ России КЧР": Буркацкий В.Т. - представитель по доверенности от 29.01.2015,
УСТАНОВИЛ:
общеобразовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Региональный Центр военно-патриотического воспитания и подготовки граждан (молодежи) к военной службе ДОСААФ России КЧР" обратилось в арбитражный суд с исковыми требованиями к ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ и Министерству обороны РФ о взыскании по договору аренды N 001/10 от 06.01.2010 с Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, за период с 01 марта 2012 года по 28 февраля 2015 года, в пользу образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Региональный Центр военно-патриотического воспитания и подготовки граждан (молодёжи) к военной службе ДОСААФ России Карачаево-Черкесской Республики" задолженность по арендной плате в сумме 19 633 080 рублей (с учетом уточнения исковых требований).
В случае недостаточности денежных средств у Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, просит взыскание произвести с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации.
Определением от 17 декабря 2014 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен Военной комиссариат Карачаево-Черкесской Республики.
Определением от 05 марта 2015 года к участию в деле в качестве субсидиарного ответчика привлечена Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации.
Решением от 21.05.2015 суд исковые требования удовлетворил частично, взыскал с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу общеобразовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Региональный Центр военно-патриотического воспитания и подготовки граждан (молодежи) к военной службе ДОСААФ России КЧР" задолженность по арендной плате в сумме 19 116 420 рублей. Во взыскании задолженность по арендной плате за период с 01.03.2012 по 31.03.2012 в сумме 516 660 рублей отказать.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство обороны РФ и ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ обратились с апелляционными жалобами в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, в которых просят решение суда первой инстанции отменить. В своих жалобах апеллянты указывают на обязанность арендатора оплачивать возникшую задолженность, оспаривают площадь помещений занимаемых в спорный период арендатором, а также указывают на наличие неосновательного обогащения возникшего на стороне Военного комиссариата КЧР.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещены судом о времени и месте проведения судебного разбирательства.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, 06.01.2010 между Негосударственным образовательным учреждением начального профессионального образования (НОУ НПО) "Черкесская автомобильная школа РОСТО" (Арендодатель), в лице начальника Айбазова Махара Маратовича, действующего на основании Устава и доверенности от 16.01.2009 г. б/н, с одной стороны, Военным комиссариатом КЧР (Арендатор), в лице комиссара КЧР Тельнова Владимира Александровича, действующего на основании Положения о военных комиссариатах, с другой стороны, и ФГУ Пятигорская КЭЧ района (Плательщик), с третьей стороны, заключен договор аренды недвижимого имущества N 001/10.
Согласно п. 1.1 договора аренды "Арендодатель" передает, а "Арендатор" принимает в аренду нежилое помещение, расположенное по адресу: РФ, КЧР, г. Черкесск, ул. Комсомольская,31, общей площадью 1147 кв. м. Арендуемое помещение принадлежит РОСТО (ДОСААФ) на праве собственности (свидетельство о государственной регистрации права серия 09-АА N 096871 от 28.06.2006 года). Арендодатель распоряжается арендным помещением на основании доверенности от 16.01.2009 г. б/н, выданной Карачаево-Черкесской республиканской организацией РОСТО (ДОСААФ).
Согласно условиям договора, обязанность по оплате арендуемых помещений возложена на ФГУ "Пятигорская КЭЧ района".
Согласно п.3.3.2 договора аренды, Арендатор обязуется вносить арендную плату в установленный настоящим договорам срок.
В соответствии с п.5.1 Договора аренды N 001/10 от 06.01.2010 арендная плата за все предоставленные нежилые помещения составляет 344 100 рублей ежемесячно (1м2-300 рублей).
В соответствии с п.5.2 договора аренды, арендная плата по настоящему договору в полном объеме перечисляется на счет Арендодателя, указанный в разделе 11 настоящего договора.
Внесение арендной платы производится за каждый месяц до 10 числа по истечению расчетного месяца.
Днем исполнения обязательства Арендатора по внесению арендной платы считается день поступления денежных средств в полном объеме, предусмотренном в настоящем договоре, на расчетный счет Арендодателя.
Первое внесение арендной платы Арендатор производит в течение 10 календарных дней с даты подписания сторонами акта приема-передачи недвижимого имущества.
Размер арендной платы первого и последнего месяца срока действия настоящего договора определяется, исходя из количества полного месяца календарных дней.
Настоящий договор действует до 31 декабря 2010 года (п. 2.1 договора).
В случае, если арендатор продолжит пользоваться имуществом после истечения срока действия настоящего договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, настоящий договор аренды считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (п. 9.6 договора).
06 февраля 2015 года был составлен акт сверки используемых Военным комиссариатом КЧР, по состоянию на 01.02.2015, площади помещений в здании ДОСААФ России в г. Черкесске по ул. Комсомольская, д.31. Из содержания указанного акта следует, что фактическая площадь, занимаемая Военным комиссариатом КЧР, составляет 1 722,2 м2.
Истец надлежащим образом исполнил обязательства по договору, передав объект арендатору по акту приема-передачи, однако ответчик обязательства по оплате арендных платежей надлежащим образом не исполнил, что послужило причиной для обращения суд.
Обязательства по договору N 001/10 от 06.01.2010 ответчиком не исполняются с 01.03.2012 до настоящего времени, арендные помещения истцу не переданы.
Общая задолженность по арендной плате за период с 01.03.2012 по 30.04.2015 составила 19 633 080 рублей.
Согласно п.1. ст. 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.
Суд первой инстанции, исследовав представленные документы, на которых основаны исковые требования, правомерно удовлетворил в части взыскания арендной платы за период с 01.04.2012 по 30.04.2015 в сумме 19 116 420 рублей, поскольку материалами дела подтвержден факт использования арендатором спорных помещений.
Разрешая вопрос, за чей счет должны быть удовлетворены исковые требований, суд приходит к следующему выводу.
В силу статьи 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
Согласно абз. 2 ст. 614 Гражданского кодекса РФ порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. По условиям договоров аренды у Военного комиссариата КЧР отсутствует обязанность по оплате за пользование помещениями. Обязанность по оплате арендуемых помещение возложена на ФГУ "Пятигорская КЭЧ района".
В соответствии с приказом Министра обороны от 17.12.2010 г. N 1871 "О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны РФ" проведена реорганизация квартирно-эксплуатационных частей районов путем присоединения к ФГУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ.
ФГУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ стало универсальным правопреемником ФГУ "Пятигорская КЭЧ района" Министерства обороны РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 57 Гражданского кодекса РФ реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.
Согласно пункту 2 статьи 58 Кодекса в случае реорганизации юридического лица в форме присоединения происходит универсальное правопреемство, в силу которого к вновь возникшему юридическому лицу в полном объеме переходит весь комплекс прав и обязанностей присоединенного в полном объеме в том виде и состоянии, в каком они принадлежали юридическому лицу - правопредшественнику на момент его реорганизации.
Исходя из смысла статей 57, 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при реорганизации юридических лиц в форме присоединения или преобразования в одно юридическое лицо правопреемником их прав и обязанностей является данное юридическое лицо, то есть имеет место универсальное (полное) правопреемство.
Таким образом, к ФГУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ перешла обязанность по оплате арендных платежей по договору аренды N 001/10 от 06.01.2010 не только по обязательствам, возникшим в период деятельности КЭЧ как юридического лица (до 01.09.2011), но и после, поскольку Военный комиссариат КЧР продолжает пользоваться на праве аренды недвижимым имуществом истца, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (продолжает действовать).
Военный комиссариат после истечения срока действия договора аренды продолжает пользоваться на праве аренды недвижимым имуществом образовательного учреждения, в связи с чем, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (ст. 621 ГК РФ, п. 9.6 договора). Факт пользования со стороны военного комиссариата арендуемым имуществом никем не оспаривается. Доказательства составления акта о возврате арендодателю арендатором нежилых помещений не предоставлены.
Довод о том, что ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Минобороны России является правопреемником Пятигорской КЭЧ района по обязательствам, возникшим в период деятельности КЭЧ как юридического лица (до 01.09.2011), правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку при отсутствии доказательств перехода прав и обязанностей по спорному договору аренды иному лицу предполагается полное правопреемство ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ по обязательствам реорганизованного лица, в том числе, в части уплаты арендных платежей. ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ не доказало, что в результате реорганизации ФГУ "Пятигорская КЭЧ района" Министерства обороны Российской Федерации произошел переход прав и обязанностей по спорным обязательствам какому-либо иному юридическому лицу. Условия договоров аренды нежилых помещений в установленном законом порядке не изменены, не оспорены.
Согласно ст. 56 ГК РФ юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Особенности ответственности казенного предприятия и учреждения по своим обязательствам определяются правилами абзаца третьего пункта 6 статьи 113, пункта 3 статьи 123.21, пунктов 3 - 6 статьи 123.22 и пункта 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса.
Согласно п. 2 Устава ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ тип ФГУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ изменен на ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ.
В соответствии с Уставом ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ учредителем учреждения является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя в отношении Учреждения осуществляет Министерство обороны (п. 5 Устава).
Полномочия собственника имущества осуществляет Министерство обороны в соответствии с законодательством РФ (п. 6 Устава).
Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник имущества (п. 13 Устава).
Таким образом, на основании вышеизложенного следует, что при недостаточности денежных средств у ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ субсидиарную ответственность по его обязательствам несет Министерство обороны РФ.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что в бюджете РФ на 2012-2015 годы не были предусмотрены и как следствие этого не выделялись (перечислялись) денежные средства на покрытие расходов Военного комиссариата КЧР по оплате стоимости арендуемых помещений, в подтверждение данного обстоятельства ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ в материалы дела представлены письма, полученные им в ответ на запросы о предоставлении сведений о том, были ли предусмотрены в бюджете РФ на 2012-2015 годы и выделялись ли (перечислялись) денежные средства на покрытие расходов Военного комиссариата Карачаево-Черкесской по оплате стоимости арендуемых помещений.
Из письма Управления финансового обеспечения МО РФ по Ростовской области от 27.04.2015 N 1/3141 следует, что Управлению финансового обеспечения МО по Ставропольскому краю лимиты бюджетных обязательств на оплату стоимости арендуемых помещений Военному комиссариату КЧР в 2012-2015 годах не выделялись. Согласно письму ФКУ "Управление финансового обеспечения МО РФ по Ставропольскому краю" от 21.04.2015 N 525/1/1135 лимиты бюджетных обязательств на оплату расходов стоимости арендуемых помещений Военному комиссариату КЧР в 2012-2015 году не выделялись.
Представленные ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ доказательства (письма) свидетельствуют от том, что средства из бюджета на покрытие расходов Военного комиссариата Карачаево-Черкесской по оплате стоимости арендуемых помещений в 2012-2015 годы не выделялись.
В соответствии с п. 1. ст. 26 Федеральный закон от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" реализация мероприятий в области обороны в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством Российской Федерации.
К отношениям, возникшим до 01 сентября 2014 года, подлежат применению нормы статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно абз. 4 п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса РФ частное или казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества (утратил силу с 01.09.2014 - Федеральный закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 123.21 Гражданского кодекса РФ учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом.
Собственником имущества ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ является Российская Федерация. Поскольку денежные средства на покрытие расходов Военного комиссариата КЧР по оплате арендуемых помещений не были предусмотрены в бюджете РФ на 2012-2015 годы и не выделялись, исковые требования правомерно удовлетворены и взысканы с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
При этом суд руководствуется пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, который предусматривает, что главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.
Главным распорядителем средств, выделяемых из федерального бюджета, на функционирование (финансирование) всех военных образований, воинских частей и военных комиссариатов Российской Федерации, в период заявленных исковых требований (2012-2015 годы), является Министерство обороны Российской Федерации.
Довод сторон о том, что истцом не представлено доказательств того, что Военный комиссариат КЧР занимает площадь 1 722,2 м2, не обоснован, поскольку в материалы дела представлен акт сверки используемых Военным комиссариатом КЧР, по состоянию на 01.02.2015, площади помещений в здании ДОСААФ России в г. Черкесске по ул. Комсомольская, д.31, из содержания которого следует, что фактическая площадь, занимаемая Военным комиссариатом КЧР, составляет 1 722,2 м2.
Участвующий в деле представитель Военного комиссариата КЧР пояснил в судебном заседании 29.09.2015 в суде апелляционной инстанции, что указанный акт составлен в отношении площадей занимаемых Военным комиссариатом КЧР в течении спорного периода.
Доводы о наличии неосновательного обогащения, возникшего на стороне Военного комиссариата КЧР, в силу использования им дополнительных помещений сверх площадей, оговоренных в договоре аренды, не опровергают выводы суда первой инстанции о взыскании задолженности по арендным платежам за фактически используемые в спорный период помещения с Главного распорядителя средств, в силу отсутствия финансирования данных расходов.
Как следует из представленных учредительных документов Военного комиссариата КЧР, комиссариат создан как федеральное казенное учреждение.
Согласно п. 4 Положения о военном комиссариате, утвержденного Указом Президента РФ от 07.12.2012 N 1609, военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации частное или казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Аналогичные условия в отношении казенных учреждений закреплены в пункте 4 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, при недостаточности денежных средств, в том числе у Военного комиссариата КЧР субсидиарную ответственность по его обязательствам несет Министерство обороны РФ.
С учетом установленных обстоятельств, суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, доводы апеллянтов, изложенные в апелляционных жалобах, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка, с которой суд апелляционной инстанции согласен.
Кроме того, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что доводы жалоб не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Других доказательств в обоснование доводов апелляционных жалоб, суду апелляционной инстанции не представлено, поэтому они не могут быть приняты судом апелляционной инстанции на основании вышеизложенного и отклоняются за необоснованностью.
Суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесское Республики от 21.05.2015 по делу N А25-1605/2014 законным и обоснованным, оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется, а поэтому апелляционные жалобы не подлежит удовлетворению.
руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесское Республики от 21.05.2015 по делу N А25-1605/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Н. Годило |
Судьи |
З.А. Бейтуганов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А25-1605/2014
Истец: Образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Региональный Центр военно-патриотического воспитания и подготовки граждан (молодежи) к военной службе ДОСААФ России КЧР
Ответчик: Министерство обороны Российской Федерации, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СЕВЕРО-КАВКАЗСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: Военный комиссариат Карачаево-Черкесская Республика, Военный комиссариат КЧР, Общероссийская общественно-государственная организация "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России", Филиал "Ставропольский" ОАО "Славянка"
Хронология рассмотрения дела:
13.03.2017 Определение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики N А25-1605/14
26.01.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10174/16
25.10.2016 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2980/15
18.08.2016 Определение Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2980/15
23.06.2016 Определение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики N А25-1605/14
12.02.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10098/15
06.10.2015 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2980/15
21.05.2015 Решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики N А25-1605/14