г. Владивосток |
|
07 октября 2015 г. |
Дело N А51-10824/2015 |
Резолютивная часть постановления оглашена 01 октября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 октября 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой
судей Н.Н. Анисимовой, О.Ю. Еремеевой
при ведении протокола секретарем судебного заседания Л.В. Янчиной
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Надеждинского муниципального района
апелляционное производство N 05АП-8455/2015
на решение от 29.07.2015
судьи Е.В. Кобко
по делу N А51-10824/2015 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению администрации Надеждинского муниципального района Приморского края (ИНН 2521001247, ОГРН 1022501062088, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 02.12.2002)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 03.12.2002)
третье лицо - ФГУСП "Западное" Министерства обороны РФ
о признании незаконными результатов межевания;
при участии:
от Администрации Надеждинского муниципального района Приморского края - представитель Синенко Е.С. (доверенность N 1843/2015 от 15.06.2015, служебное удостоверение 331);
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ФГУСП "Западное" МО РФ - не явились;
УСТАНОВИЛ:
Администрации Надеждинского муниципального района (далее - администрация) обратилась с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" о признании результатов межеваний земельного участка с кадастровым номером 25:10:011903:254 незаконными, и возложении на ответчика обязанности аннулировать сведения о характерных точках местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 25:10:011903:254.
Определением суда от 02.06.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено ФГУСП "Западное" Министерства обороны РФ.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 29.07.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, администрация обратилась в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указывает, что администрация обоснованно обратилась именно в Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Приморскому краю, поскольку именно кадастровая палата в силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, в том числе на постановку (снятие) на кадастровый учет объектов капитального строительства, изменения их уникальных характеристик.
Заявитель жалобы обращает внимание, что в рассматриваемом случае администрация просит не снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 25:10:011903:254, а аннулировать сведения о характерных точках местоположения границ указанного земельного участка. При этом, по мнению заявителя жалобы, в случае аннулирования сведений о характерных точках местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 25:10:011903:254 в ГКН сохраняются сведения об уникальных характеристиках данного участка, то есть будет восстановлено положение, существовавшее до осуществления ФГУСП "Западное" МО уточнения границ земельного участка с кадастровым номером 25:10:011903:254 с нарушением положений действующего законодательства.
В судебном заседании представитель Администрации Надеждинского муниципального района Приморского края доводы апелляционной жалобы поддержал, решение суда первой инстанции просил отменить и принять по делу новый судебный акт.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ФГУСП "Западное" МО РФ, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явились. В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей указанных лиц.
От Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором учреждение просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу администрации - без удовлетворения.
Из материалов дела судом установлено, что 12.08.2013 Решением Надеждинского районного суда по иску Прокурора Надеждинского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга к Администрации Надеждинского муниципального района суд обязал Администрацию Надеждинского муниципального района оформить надлежащим образом право собственности на дорогу протяженностью 1 км. 130 м. "Хабаровск-Владивосток- с.Давыдовка - п.Тавричанка" в срок до 01.11.2013 года, а также обязать администрацию Надеждинского муниципального района произвести ремонт дороги протяженностью 1 км. 130 м. "Хабаровск-Владивосток-с.Давыдовка - п.Таврачка" в срок до 01.06.2014.
14.11.2013 Постановлением Администрации Надеждинского муниципального района N 1525 предписано включить в реестр муниципальной собственности Надеждинского муниципального района следующий объект недвижимого имущества: земельный участок с кадастровым N 25:10:000000:1429, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для эксплуатации дороги, расположенной между населенными пунктами п.Тавричанка - п.Давыдовка, общей площадью 18 830 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир дом. Участок находится примерно в 100 м от ориентира по направлению на восток. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, Надеждинский район, п.Тавричанка, ул.Весенная, д.3.
19.03.2014 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю субъекту права: Надеждинский муниципальный район Приморского края выдано Свидетельство о государственной регистрации права собственности серия 25-АВ N 208012 на земельный участок с кадастровым N 25:10:000000:1429, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для эксплуатации дороги, расположенной между населенными пунктами п.Тавричанка - п.Давыдовка, общей площадью 18 830 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир дом. Участок находится примерно в 100 м от ориентира по направлению на восток. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, Надеждинский район, п.Тавричанка, ул. Весенная, д.3.
19.03.2014 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю субъекту права: Надеждинский муниципальный район Приморского края выдано Свидетельство о государственной регистрации права собственности серия 25-АВ N 208011 на объект права: дорога, назначение: сооружение дорожного транспорта, протяженностью 1600 м., адрес (местонахождение) объекта: Приморский край, Надеждинский район, дорога между населенными пунктами пос.Тавричанка - пос.Давыдовка.
Судом также установлено, что Исполнительным комитетом Владивостокского районного, городского Совета депутатов трудящихся выдан Государственный акт серия А-I N 406124 на право пользования землей совхоза N 44 ТОФ Министерства обороны СССР Владивостокского района Приморского края. В постоянное пользование отведено 6256 га. Из общей площади отведенных земель по состоянию на 01.01.1958 года имелось: пахотных земель (пашня, огороды и залежи) 1058 га, сенокосов 990 га, пастбищных 53 га, садов, виноградников 11 га и прочих угодий 4144 га.
Из представленного в материалы дела кадастрового паспорта N 25/00-11-33549 следует, что в ГКН 14.10.2004 внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером 25:10:000000:74 площадью 34952187+/-20692 кв.м., расположенном по адресу: местоположение: установлено относительно ориентира. Расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, район Надеждинский, участок расположен западнее с.Вольно-Надеждинское, бассейн реки, левые притоки Дубкинской протоки. Правообладатель - ФГУСП "Западное". Вид права - постоянное бессрочное пользование.
Земельный участок с кадастровым N 25:10:011903:254 общей площадью 605905 кв.м., является обособленным земельным участком, входящим в состав единого землепользования 25:10:000000:74.
Обращаясь в суд с настоящими требованиями в порядке статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Администрация Надеждинского муниципального района ссылается на наложение объекта дороги от пос. Тавричанка до пос. Давыдовка, общей протяженностью 1600 м. на земельный участок с кадастровым номером 25:10:011903:254, который принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования Федеральному государственному унитарному сельскохозяйственному предприятию "Западное" Министерства обороны РФ. В качестве способа восстановления нарушенного права администрация просит обязать ответчика аннулировать сведения о характерных точках местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 25:10:011903:254.
Заявитель обосновывает заявленные требования нарушением ответчиком положений ст. 39 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.2007 "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ).
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в силу следующих обстоятельств.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) закреплено право на судебную защиту нарушенных или оспариваемых прав, которая осуществляется перечисленными в статье 12 Кодекса способами.
Перечень способов защиты гражданских прав, установленный статьей 12 ГК РФ, не является исчерпывающим. Так, согласно абзацу 13 указанной нормы права, защита гражданских прав может быть осуществлена и иными способами, предусмотренными законом.
При этом использование других способов защиты права допускается ГК РФ только при наличии прямого указания закона.
Гражданский кодекса РФ не ограничивает субъектов в выборе способа защиты нарушенного права; граждане и юридические лица в силу статьи 9 ГК РФ вправе осуществить этот выбор по своему усмотрению, однако избранный лицом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, и в конечном итоге привести к восстановления нарушенного права.
Как следует из материалов дела, в рамках настоящего спора администрацией заявлены требования о признании незаконными результатов межевания земельного участка с кадастровым номером 25:10:011903:254.
Согласно статье 1 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" землеустройство - мероприятия по образованию новых и упорядочиванию существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство). В соответствии со статьей 3 указанного Федерального закона землеустройство провидится в обязательном порядке в случаях изменения границ объектов землеустройства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 69 Земельного кодекса РФ землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.
В силу статьи 15 Федерального закона "О землеустройстве" при проведении территориального землеустройства выполняются следующие виды работ: образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства; межевание объектов землеустройства.
Отношения по оформлению межевого плана земельного участка урегулированы положениями Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно пункту 2 части 1 статьи 22 Закона N 221-ФЗ одним из необходимых документов для кадастрового учета является межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 данного Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).
Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (часть 1 статьи 38 Закона N 221-ФЗ).
В межевом плане указываются сведения об образуемом земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков; если в соответствии со статьей 39 названного Федерального закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования (части 2, 3 статьи 38 Закона N 221-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденными Федеральной службой земельного кадастра России 17.02.2003, межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ муниципальных образований и других административно-территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определению их координат.
Таким образом, по существу, межевание представляет собой установление местоположения земельного участка, которое не влечет возникновения прав и обязанностей каких-либо субъектов хозяйствования.
Результатом межевания является составление межевого плана (пункт 3 статьи 38 Закона N 221-ФЗ), утверждение актом органа местного самоуправления границ земельного участка, а затем представление наряду с другими документами в орган кадастрового учета для проведения кадастрового учета (статьи 16, 22 Закона).
Исходя из положений пункта 3 статьи 1 Закона N 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Следовательно, межевой план, является результатом проведения процедуры межевания, необходимой для кадастрового учета (промежуточной стадией).
Названным Федеральным законом возможность оспаривания результатов межевания не предусмотрена, как не предусмотрен законом и такой способ защиты права как признание недействительными результатов межевания.
Поскольку межевание осуществляется на основании решения об образовании новых земельных участков или упорядочении существующих, а законодательство в области землеустройства не наделяет землеустроительную организацию правом при проведении межевания произвольно изменять характеристики образованных земельных участков, работы по межеванию сами по себе никаким образом не могут нарушать права заявителя, межеванием не создаются и не прекращаются никакие гражданские права и обязанности.
Учитывая изложенное, администрацией избран ненадлежащий способ защиты своего права, в связи с чем основания для восстановления предполагаемых нарушенных прав заявителя отсутствуют.
Коллегия также отмечает, что из анализа положений статей 16, 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, статьи 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что в случае исключения из Государственного кадастра недвижимости сведений об описании местоположения границ земельного участка такой земельный участок прекращает свое существование как объект права.
Земельный участок с кадастровым номером 25:10::011903:254, законность постановки на кадастровых учет которого в определенных границах оспаривает администрация, является объектом права третьего лица, и исключение из государственного кадастра недвижимости сведений об описании местоположения границ названного земельного участка прекратит его существование как объекта земельных и гражданско-правовых отношений.
В том случае, если администрация полагает, что земельный участок с кадастровым номером 25:10:011903:254, правообладателем которого является третье лицо, незаконно пересекает границы земельного участка, принадлежащего администрации, между ними имеется спор о праве на земельный участок в конкретных границах (спор смежных землепользователей о границах земельных участков) который может быть разрешен способами, установленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах заявленные требования не подлежат удовлетворению, поскольку в противоречие статьям 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации администрация избрала ненадлежащий способ защиты нарушенного права, что является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со статьей 9 АПК РФ лица, участвующие в деле несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими соответствующих процессуальных действий, в том числе, связанных с избранием способа защиты нарушенного права.
При таких обстоятельствах коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 29.07.2015 по делу N А51-10824/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Гончарова |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-10824/2015
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ НАДЕЖДИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Ответчик: ФГБУ "ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ"
Третье лицо: Федеральное государственное унитарное сельскохозяйственное предприятие "Западное" Министерства обороны Российской Федерации