г. Киров |
|
05 октября 2015 г. |
Дело N А82-18564/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 октября 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Чернигиной Т.В.,
судей Барьяхтар И.Ю., Поляшовой Т.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зубаревой Е.С.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - открытого акционерного общества "Техническая бумага", ОГРН 1027601106796; ИНН 7626001028
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 28.05.2015 по делу N А82-18564/2014, принятое судом в составе судьи Бессоновой И.Ю.,
по иску муниципального унитарного предприятия городского округа город Рыбинск "Водоканал" (ОГРН 1027601106268; ИНН 7610012391) к открытому акционерному обществу "Техническая бумага" (ОГРН 1027601106796; ИНН 7626001028)
о взыскании задолженности,
установил:
муниципальное унитарное предприятие городского округа город Рыбинск "Водоканал" (далее - истец, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском к открытому акционерному обществу "Техническая бумага" (далее - ответчик, заявитель, Общество) о взыскании 448 430 руб. 30 коп. задолженности за услуги по приему сверхнормативного сброса загрязняющих веществ в систему канализации за 2 квартал 2014 года, 1 139 171 руб. 41 коп. платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за апрель, май, июнь 2014 года.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 28.05.2015 исковые требования Предприятия удовлетворены частично: с ответчика в пользу истца взыскано 1 383 820 руб. 41 коп. задолженности, 25 169 руб. 55 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить в части, в удовлетворении исковых требований отказать полностью.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что расчетным периодом при определении платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в систему канализации и платы за негативное воздействие на централизованную систему канализации должен быть месяц, а не квартал. Отбор проб должен производиться также ежемесячно. Акты отбора сточных вод от 22.04.2014 и 29.05.2014 оформлены с грубым нарушением действующего законодательства и не могут быть признаны доказательствами по делу. В актах нет указаний об опломбировке емкостей, что является серьезным нарушением. Также не была представлена выписка из журнала контроля состава и свойств сточных вод. что предписано пунктом 41 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525 (далее - правила N525). Направленное 06.05.2014 письмо истца N1841 такой выпиской не является. Кроме того, сам анализ сточных вод в адрес ответчика не направлялся.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу считает, что принимая решение, судом всесторонне и полно исследованы имеющие значение для дела обстоятельства, правильно применены и истолкованы нормы материального и процессуального права. Предприятие указывает, что в соответствии с пунктом 2.5 договора на отпуск воды и прием сточных вод от 25.06.1999 N 91 (далее -Договор) расчетным (отчетным) периодом по оплате за сброс загрязняющих веществ в систему канализации является квартал. В разрешении на сброс загрязняющих веществ через систему канализации на очистные сооружения г. Рыбинска N 23 от 20.03.2014, выданного Обществу, также определено, что периодичность контроля за составом сточных вод осуществляется не реже 1 раза в квартал. Согласно пункту 123 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N644), расчетным периодом по оплате за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения является квартал. Правила N525 не имеют отношения к рассматриваемому вопросу, так как данные правила до 16.01.2015 не распространяли своего действия на взаимоотношения сторон. В рассматриваемый период нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ в системы водоотведения для Общества установлены не были. Пункты 4 и 7 Правил N 525 применяются при наличии ряда условий, которые в спорной ситуации отсутствуют. Акты отбора проб составлены в присутствии представителя ответчика и подписаны им без каких-либо замечаний, емкости отбора проб промаркированы, указано время и место отбора, перечень контролируемых показателей, пробы закрыты и доставлены в лабораторию, поэтому нарушений при отборе проб сточных вод допущено не было. Просит оставить обжалуемое решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Истец заявил ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своих представителей.
В соответствии со статьями 123. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Ярославской области от 28.05.2015 проверены Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждены следующие фактические обстоятельства.
25.06.1999 Предприятие (ПУВКХ) и Общество (абонент) заключили Договор, в соответствии с пунктом 1 которого ПУВКХ обеспечивает водой абонента, принимает от абонента сточные воды в пределах установленного лимита и не превышающие установленные допустимые концентрации.
Абонент рассчитывается за пользование водой и сброс сточных вод за расчетный период (месяц) в порядке безакцептного списания средств на основании платежных требований со счетов плательщиков в учреждениях Госбанка РФ (коммерческого банка), сумм, указанных ПУВКХ в платежных документах, в срок до 5 числа, следующего за расчетным месяцем (пункт 2.4 Договора).
Согласно пункту 2.5 Договора расчет суммы платежа за загрязнители в сточных водах, сбрасываемых в горколлектор, производится абонентом согласно Постановлению Правительства РФ N 1310 от 31.12.1995, Постановлению Главы администрации РМО N307 от 23.02.1998, Постановлению Правительства ЯО N 172-П от 27.07.1997, Постановлению Верховного Совета РФ N 4725 от 01.04.1993 и предоставляется в адрес ПУВКХ. При расчете учитывается фактический объем сброса сточных вод. Плата взимается ежеквартально.
Договор заключается по 25.06.2000, вступает в силу со дня его подписания и считается ежегодно продленным, если за месяц до окончания срока не последует письменного заявления одной из сторон об отказе от Договора или его пересмотре (пункт 5.1 Договора).
Во исполнение условий Договора истцом ответчику оказывались согласованные услуги.
01.07.2014 истцу был выставлен для оплаты счет-фактура N 30000691 на сумму 448 430 руб. 30 коп. за услуги по приему сверхнормативного сброса загрязняющих веществ в систему канализации на 2 квартал 2014 года.
11.07.2014 истцу был выставлен для оплаты счет-фактура N 30000713 на сумму 1 139 171 руб. 41 коп. - плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за апрель, май, июнь 2014 года.
Неоплата задолженности послужила основанием для обращения Предприятия с иском в суд.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из договоров. Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. К обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах (статья 420 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как установлено статьями 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Гражданско-правовые отношения, связанные с поставкой питьевой воды и приемом (сбросом) сточных вод в спорный период регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее -Закон о водоснабжении). Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167) и Правилами N 644.
Пунктом 2 статьи 13 Закона о водоснабжении также установлено, что к договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоснабжения.
В свою очередь на основании пункта 2 статьи 14 указанного Закона о водоснабжении к договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения.
С 01.01.2013 вступил в силу Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", главой 5 которого предусмотрена необходимость обеспечения охраны окружающей среды в сфере водоснабжения и водоотведения.
Согласно пункту 10 статьи 7 Закона о водоснабжении в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы. связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения. в размере и порядке, которые установлены Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 утверждены и 14.08.2013 вступили в силу Правила N 644 (в части раздела VII данных Правил - с 01.01.2014), в связи с чем в Правила N 167 внесены изменения, в частности: с 14.08.2013 утратили силу пункты 1 - 8, 10 - 18, 32 - 60, 63, 66, 68 и 72 - 94 данных Правил. При этом остальные пункты силу не утратили.
Пунктом 3 Правил N 644 установлено, что пункты 9, 61, 62, 64, 65, 67 и 69 -71 Правил N 167, не распространяются на абонентов, в отношении которых устанавливаются лимиты на сбросы и нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосбросные площади.
Учитывая изложенное, правоотношения сторон в спорный период в части, касающейся соблюдения требований к составу и свойствам сточных вод, регулируются Правилами N 167 (в части, не утратившей силу в связи с вступлением в силу Правил N 644 и не противоречащей указанным Правилам), и Правилами N 644.
В силу пункта 25 Правил N 644 абонент обязан соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Законом о водоснабжении, законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящими Правилами, а также производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.
Согласно подпунктам "ж", "и" пункта 35 Правил N 644, абонент обязан:
- производить оплату по договору холодного водоснабжения, договору водоотведения или единому договору холодного водоснабжения и водоотведения. а также вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения. плату за нарушение нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с настоящими Правилами,
- соблюдать нормативы допустимых сбросов, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных требований.
Следовательно, на абонентов возложена обязанность соблюдать нормативы по объему и составу сточных вод в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду и нормативы по составу и свойствам сточных вод в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
Организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод. требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения; взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения (подпункты "в", "г" пункта 36 Правил N 644).
Таким образом, с момента вступления в силу Правил N 644 дополнительно к ранее действовавшим нормативам по составу сточных вод все абоненты обязаны соблюдать требования к составу сточных вод, установленные данными Правилами, а организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право контролировать соблюдение абонентом указанных требований и в случае их нарушения взимать за это плату.
Пунктом 111 Правил N 644 предусмотрено, что абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
В пункте 118 Правил N 644 предусмотрено, что в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения. содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктам 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение. расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами.
В соответствии с пунктом 114 Правил N 644 состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным Приложением N 3.
С учетом изложенных правовых норм, истец имел право на начисление оплаты как за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, так и за превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ.
Порядок определения размера платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения установлен разделом 7 Правил N 644.
В соответствии с положениями указанного раздела расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения осуществляется абонентом на основании формулы, приведенной в пункте 123 Правил N 644.
В силу пункта 119 Правил N 644 абоненты ежеквартально (не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом) представляют в организацию, осуществляющую водоотведение, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по формуле, приведенной в пункте 123 настоящих Правил, в виде документа, составленного согласно приложению N 5. Плата вносится абонентом ежемесячно на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение. При этом объем сточных вод учитывается в соответствии с условиями заключенных договоров.
В случае непредставления абонентом расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения расчет платы производится организацией, осуществляющей водоотведение, на основании декларации о составе и свойствах сточных вод. В случае непредставления абонентом расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и декларации о составе и свойствах сточных вод расчет платы производится организацией, осуществляющей водоотведение, на основании результатов контрольных проб сточных вод.
В соответствии с пунктом 64 Правил N 167 абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод.
В нарушение указанных норм ответчик не представлял расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и декларации о составе и свойствах сточных вод, в связи с чем истец самостоятельно произвел расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и выставил платежные документы ответчику.
Согласно пункту 123 Правил N 644. расчетным периодом по оплате за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения является квартал (три календарных месяца), поскольку согласно расшифровке индекса Q формулы, содержащейся в пункте 123 Правил N 644, период, в течение которого абонентом осуществлялось водоотведение, необходимый для расчета платы, исчисляется от момента обнаружения превышения требований, установленных пунктом 114 Правил N 644, до следующего отбора проб организацией, осуществляющей водоотведение, но не более 3 календарных месяцев.
Судом первой инстанции установлено, что в присутствии представителя Общества Предприятием произведен контрольный отбор проб сточных вод, о чем составлены акты отбора проб N 144 от 29.05.2014 и N 100 от 22.04.2014, подписанные представителем ответчика без возражений.
Согласно протоколам анализов N 164 от 22.04.2014, N 238 от 29.05.2014 Общество допустило превышение установленных в Приложении N3 Правил N644 нормативных показателей общих свойств сточных вод и допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения.
Письмами N 1841 от 06.05.2014, N 2356 от 09.06.2014 ответчик извещен о превышении нормативов.
В связи с тем, что по результатам лабораторного исследования отобранной пробы сточных вод установлено превышение нормативных показателей общих свойств сточных вод и допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, суд первой инстанции правомерно признал обоснованным расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в соответствии с формулой, содержащейся в пункте 123 Правил N 644.
При этом объем сточных вод учитывается с начала календарного месяца, в котором зафиксировано превышение, независимо от даты отбора контрольных проб.
Довод заявителя о том, что в нарушение пункта 41 Правил N 525 абоненту не направлены результаты анализа пробы воды, несостоятелен.
С 01.01.2014 вступила в действие в полном объеме глава 5 Закона о водоснабжении, и все абоненты организации водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющие отведение сточных вод в систему централизованного водоотведения, подразделяются на две категории: 1 категория: абоненты, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов (далее - НДС) и лимиты на сбросы и 2 категория: абоненты, которым НДС не устанавливаются, то есть не относящиеся к первой категории (не охватываются признаками Постановления Правительства Российской Федерации от 18.03.2013 N 230 "О категориях абонентов").
Согласно пункту 1 статьи 27 Закона о водоснабжении в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду для объектов абонентов, категории которых определены Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - нормативы допустимых сбросов абонентов), а также лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.
Пунктом 3 Правил N 644 установлено, что пункты 9, 61, 62, 64, 65, 67 и 69-71 Правил N 167, и Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" не распространяются на абонентов в отношении которых устанавливаются лимиты на сбросы и нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосбросные площади.
Согласно части 2 статьи 29 Закона о водоснабжении, если принятые в централизованную систему водоотведения от абонента сточные воды не соответствуют нормативам допустимых сбросов абонентов или лимитам на сбросы, такой абонент обязан возместить вред, причиненный окружающей среде. В этом случае организация, осуществляющая водоотведение не возмещает указанного вреда, причиненного окружающей среде. На указанную группу абонентов не распространяются Правила N 167, Постановление Правительства N 1310.
В соответствии с пунктом 3 Постановления N 644 на таких абонентов по-прежнему распространяются Правила N 167, Постановление N 1310.
Правила N 525 устанавливают порядок осуществления организацией осуществляющей водоотведение, контроля состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами, для объектов которых установлены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в централизованную систему водоотведения, то есть данные Правила на ответчика не распространяются.
При этом ни в нормах Правил N 167, ни в Договоре не закреплена обязанность Предприятия по направлению в адрес Общества результатов анализов проб сточных вод.
Учитывая, что Правила N 525 на Общество не распространяются, ссылки заявителя на пункты 4 и 7 указанных правил относительно ежемесячного отбора проб также несостоятельны.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что акты отбора проб составлены с нарушением требований к его оформлению, не могут быть приняты во внимание, поскольку пробы в присутствии представителя ответчика, подписавшего акты без замечаний. Кроме того, Общество не воспользовалось и своим предусмотренным пунктом 68 Правил N 167 правом отобрать параллельные пробы и провести их анализ в аттестованной и (или) аккредитованной организации (лаборатории).
Поэтому у апелляционного суда нет оснований сомневаться в правильности результата анализа взятой Предприятием пробы сточных вод Ответчика.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств дела и норм действующего законодательства и не усматривает правовых оснований для его отмены или изменения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловными основаниями для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
Согласно статьям 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269. статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 28.05.2015 по делу N А82-18564/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Техническая бумага" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном порядке.
Председательствующий |
Т.В. Чернигина |
Судьи |
И.Ю. Барьяхтар |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.