Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29 февраля 2016 г. N Ф02-7074/15 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Красноярск |
|
08 октября 2015 г. |
Дело N А69-2649/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена "02" октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен "08" октября 2015 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Магда О.В.,
судей: Ишутиной О.В., Радзиховской В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Егоровой Е.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу конкурсного кредитора Саенко Владимира Дмитриевича
на определение Арбитражного суда Республики Тыва
от 24 июля 2015 года по делу N А69-2649/2013, принятое судьёй Ханды А.М.,
установил:
закрытое акционерное общество "Тыва-Турист" (ОГРН 1021700507410, ИНН 1701022357) (далее - ЗАО "Тыва-Турист", должник) обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением о признании его несостоятельным (банкротом).
Определением Арбитражного суда Республики Тыва от 16.10.2013 требования ЗАО "Тыва-Турист" признаны обоснованными, в отношении ЗАО "Тыва-Турист" введена процедура наблюдения сроком на 6 месяцев до 14 апреля 2014 года.
Публикация сообщения о введении наблюдения состоялась в газете "Коммерсант" от 26.10.2013 N 197.
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва (далее также кредитор) обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с требованием, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о включении в реестр требований кредиторов ЗАО "Тыва-Турист" задолженности в размере 8 880 488 рублей.
Определением Арбитражного суда Республики Тыва от 24.07.2015 признано обоснованным требование Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва в сумме 3303400 рублей 53 копеек. Конкурсному управляющему закрытого акционерного общества "Тыва-Турист" поручено включить в третью очередь реестра требований кредиторов должника требование Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва в сумме 3303400 рублей 53 копеек, в том числе: 2290042 рубля основного долга, 1013358 рублей 53 копейки пени, которая учитывается отдельно в реестре требований кредиторов и подлежит удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов. Производство в части установления и включения требования за период с 25.09.2013 по 16.10.2013 прекращено. В остальной части в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с выводами суда первой инстанции, конкурсный кредитор Саенко Владимир Дмитриевич обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит определение арбитражного суда от 24.07.2015 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что доказательства того, что Мэрия г. Кызыла выбыла из договора аренды и передала свои полномочия Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва, отсутствуют. Кредитор не вправе был изменять суммы арендных платежей, исходя из методики начисления арендных платежей, не согласованной сторонами в договоре, в одностороннем порядке. Кроме того, не представлены доказательства уведомления арендатора об изменении условий, сроков и размера внесения арендной платы.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, что подтверждается материалами дела, в том числе отчетом о публикации судебных актов в Картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/).
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, Третий арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта, исходя из следующего.
Согласно статье 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статье 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными Законом о банкротстве.
В соответствии со статьей 71 Закона о банкротстве для целей участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение 30 дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения. Указанные требования направляются в арбитражный суд, должнику и временному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих обоснованность этих требований.
Указанные требования включаются в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.
Проверив в порядке статьи 71 Закона о банкротстве представленные в материалы дела документы, арбитражный суд первой инстанции обоснованно установил, что заявителем соблюден срок предъявления требования о включении в реестр требований кредиторов. Публикация сообщения о введении наблюдения состоялась в газете "Коммерсант" от 26.10.2013 N 197. Определением арбитражного суда от 19.11.2013 требование принято и назначено к рассмотрению.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.
Между Мэрией г. Кызыла в лице Агентства по управлению муниципальным имуществом и приватизации жилья г. Кызыла (далее - арендодатель) и ЗАО "Тыва-Турист" (далее - арендатор) заключен договор о предоставлении земельных участков в пользование на условиях аренды (договор аренды земли) от 22.08.2003 N 2371, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель поселений с кадастровым номером 17:18:0005068:0014, находящийся по адресу: г. Кызыл, ул. Кочетова, д. 1, для использования в целях под ресторан "Турист", общей площадью 2576,86 кв.м., кадастровый номер которого был впоследствии изменён на 17:18:0105011:21, что сторонами не оспаривается (л.д. 11-14, т.1).
Срок договора вступает в силу с момента государственной регистрации и действует до 15.04.2018.
В соответствии с пунктами 3.1., 3.4., 4.4.1., 4.4.3 договора арендатор обязан выполнять в полном объеме все условия договора, обязан уплачивать в размере и на условиях, установленных договором арендную плату, которая за 2013 год установлена в размере 171 387 рублей, размер арендной платы изменяется ежегодно путем корректировки индекса инфляции на текущий финансовый год в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и не чаще одного раза в 1 год при изменении базовой ставки арендной платы.
В силу статьи 2 Конституционного закона Республики Тыва "О внесении изменений в статьи 5 и 8.1 Конституционного закона Республики Тыва "О земле" от 19 января 2011 года N 274 ВХ-1 (л.д. 74, т.2), размещенного в свободном доступе в различных правовых системах и в сети Интернет, а также пункта 1.2 Временного порядка организации работы по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" - столицы Республики Тыва, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 5 марта 2011 года N 165, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва определено в качестве исполнительного органа государственной власти по управлению и распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" (л.д. 16-29, т.1).
Таким образом, в силу предоставления кредитору статуса исполнительного органа государственной власти по управлению и распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва является правопреемником администрации города Кызыла в лице Агентства по управлению муниципальным имуществом и приватизации жилья г. Кызыла по договору аренды от 22.08.2003 N 2371.
Выступая в роли арендодателя, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва на основании договора аренды от 22.08.2003 N 2371 начислило должнику арендные платежи в сумме 8 880 488 рублей (уточнение от 05.05.2015), руководствуясь Постановлением Правительства Республики Тыва от 23 апреля 2010 года N 162 "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Республики Тыва" и решением Хурала представителей города Кызыла от 23 декабря 2010 года N 269 "Об утверждении коэффициентов (Кр, Ка), применяемых для определения годового размера арендной платы за использование земельных участков на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", государственная собственность на которые не разграничена".
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Пунктом 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что размер арендной платы за пользование земельным участком определяется договором аренды.
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на дату заключения договора и обращения с требованием) порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды.
Следовательно, поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом стороны не лишены права требовать друг от друга внесения изменений, обусловленных изменениями законодательства, в заключенный ими договор аренды. Данная правовая позиция отражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09.
Таким образом, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва вправе требовать взыскания арендной платы в размере, определенном согласно Постановлению Правительства Республики Тыва от 23.04.2010 N 162 "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Республики Тыва".
Расчет задолженности по арендной плате за спорный период произведен Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва на основании Постановления Правительства Республики Тыва от 23.04.2010 N 162 (л.д. 62-66, т.2) "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Республики Тыва", решения Хурала представителей города Кызыла от 23.12.2010 N 269 (л.д. 66-73, т.2) "Об утверждении коэффициентов (Кр, Ка), применяемых для определения годового размера арендной платы за использование земельных участков на территории городского округа "город Кызыл Республики Тыва", государственная собственность на которые не разграничена", согласно которым размер арендной платы за земельный участок рассчитывается по формуле:
Ап=КС*Кр*Ка*Ки, где:
Ап - размер арендной платы в год, руб.
КС - кадастровая стоимость земельного участка, определенная в соответствии с земельным законодательством, руб.;
Кр - коэффициент, применяемый для расчета размера годовой арендной платы за земельные участки в зависимости от вида разрешенного использования - 0,1;
Ка - коэффициент, устанавливающий зависимость арендной платы от категории арендатора - 1;
Ки - сводный индекс потребительских цен, фактически сложившихся за предыдущий год (за 2011 год - 1,341, за 2012 год - 1,423 и за 2013 год - 1).
Задолженность должника по арендной плате за период с 04.03.2011 по 31.12.2011 составила 760266 рублей, при этом расчёт производился следующим образом:
Ап = 6829477,82 х 0,1 х 1 х 1,341 = 915833 рубля, где
6829477 рублей 82 копейки - это кадастровая стоимость земельного участка, имеющего кадастровый номер 17:18:0105011:21,
0,1 - коэффициент, применяемый для расчета размера годовой арендной платы за земельные участки в зависимости от вида разрешенного использования (Кр) (приложение N 1 к решению Хурала представителей г. Кызыла от 23.12.2010 N 269 "Об утверждении коэффициентов (Кр, Ка), применяемых для определения годового размера арендной платы за использование земельных участков на территории городского округа "город Кызыл Республики Тыва", государственная собственность на которые не разграничена";
1 - коэффициент, устанавливающий зависимость арендной платы от категории арендатора (Ка) (приложение N 2 к решению Хурала представителей г. Кызыла от 23.12.2010 N 269 "Об утверждении коэффициентов (Кр, Ка), применяемых для определения годового размера арендной платы за использование земельных участков на территории городского округа "город Кызыл Республики Тыва", государственная собственность на которые не разграничена";
1,341 - сводный индекс потребительских цен, фактически сложившихся за предыдущий год (Ки), за 2011 год.
915833/365*303 (период с 04.03.2011 по 31.12.2011) = 760266 рублей.
Арифметика указанного расчета в ходе рассмотрения дела не оспорена, контррасчет не представлен.
Задолженность должника по арендной плате за период с 01.01.2012 по 31.12.2012 составила 971835 рублей, при этом расчёт производился следующим образом:
Ап = 6829477,82 х 0,1 х 1 х 1,423 = 971835 рублей, где
6829477 рублей 82 копейки - это кадастровая стоимость земельного участка, имеющего кадастровый номер 17:18:0105011:21,
0,1 - коэффициент, применяемый для расчета размера годовой арендной платы за земельные участки в зависимости от вида разрешенного использования (Кр) (приложение N 1 к решению Хурала представителей г.Кызыла от 23.12.2010 N 269 "Об утверждении коэффициентов (Кр, Ка), применяемых для определения годового размера арендной платы за использование земельных участков на территории городского округа "город Кызыл Республики Тыва", государственная собственность на которые не разграничена";
1 - коэффициент, устанавливающий зависимость арендной платы от категории арендатора (Ка) (приложение N 2 к решению Хурала представителей г.Кызыла от 23.12.2010 N 269 "Об утверждении коэффициентов (Кр, Ка), применяемых для определения годового размера арендной платы за использование земельных участков на территории городского округа "город Кызыл Республики Тыва", государственная собственность на которые не разграничена";
1,423 - сводный индекс потребительских цен, фактически сложившихся за предыдущий год (Ки), за 2012 год.
Арифметика указанного расчета в ходе рассмотрения дела не оспорена, контррасчет не представлен.
Задолженность должника по арендной плате за период с 01.01.2013 по 16.10.2013 составила 601657 рублей, при этом расчёт производился следующим образом:
Ап = 7598825,11 х 0,1 х 1 х 1 = 759882 рубля 51 копейка, где
7598825 рублей 11 копеек - это кадастровая стоимость земельного участка, имеющего кадастровый номер 17:18:0105011:21,
0,1 - коэффициент, применяемый для расчета размера годовой арендной платы за земельные участки в зависимости от вида разрешенного использования (Кр) (приложение N 1 к решению Хурала представителей г.Кызыла от 23.12.2010 N 269 "Об утверждении коэффициентов (Кр, Ка), применяемых для определения годового размера арендной платы за использование земельных участков на территории городского округа "город Кызыл Республики Тыва", государственная собственность на которые не разграничена";
1 - коэффициент, устанавливающий зависимость арендной платы от категории арендатора (Ка) (приложение N 2 к решению Хурала представителей г.Кызыла от 23.12.2010 N 269 "Об утверждении коэффициентов (Кр, Ка), применяемых для определения годового размера арендной платы за использование земельных участков на территории городского округа "город Кызыл Республики Тыва", государственная собственность на которые не разграничена";
1 - сводный индекс потребительских цен, фактически сложившихся за предыдущий год (Ки), за 2013 год.
759882,51/365*289 (период с 01.01.2013 по 16.10.2013) = 601657 рублей.
Арифметика указанного расчета в ходе рассмотрения дела не оспорена, контррасчет не представлен.
В пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 63 "О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве" разъяснено, что в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона о банкротстве денежные обязательства относятся к текущим платежам, если они возникли после даты принятия заявления о признании должника банкротом, то есть даты вынесения определения об этом.
В пункте 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 63 "О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве" также разъяснено, что текущими являются любые требования об оплате товаров, работ и услуг, поставленных, выполненных и оказанных после возбуждения дела о банкротстве, в том числе во исполнение договоров, заключенных до даты принятия заявления о признании должника банкротом. В договорных обязательствах, предусматривающих периодическое внесение должником платы за пользование имуществом (договоры аренды, лизинга (за исключением выкупного)), длящееся оказание услуг (договоры хранения, оказания коммунальных услуг и услуг связи, договоры на ведение реестра ценных бумаг и т.д.), а также снабжение через присоединенную сеть электрической или тепловой энергией, газом, нефтью и нефтепродуктами, водой, другими товарами (за фактически принятое количество товара в соответствии с данными учета), текущими являются требования об оплате за те периоды времени, которые истекли после возбуждения дела о банкротстве.
Из содержания пунктов 2, 3 статьи 5 Закона о банкротстве следует, что требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов, их удовлетворение в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, производится в порядке, установленном названным Законом.
Спорный период Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва определён с 01.01.2013 по 16.10.2013, вместе с тем 25.09.2013 Арбитражным судом Республики Тыва принято заявление о признании ЗАО "Тыва-Турист" о признании его несостоятельным (банкротом), следовательно, требования кредитора за период с 25.09.2013 по 16.10.2013 возникли после принятия заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) к производству арбитражного суда и возбуждения производства по делу, являются текущими и основания для их включения требования в реестр требований кредиторов отсутствуют.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в абзаце 2 пункта 39 Постановления от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", в случае, если при рассмотрении требования кредитора в рамках дела о банкротстве будет установлено, что оно относится к категории текущих, арбитражный суд в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выносит определение о прекращении производства по рассмотрению данного требования.
Таким образом, арбитражный суд прекращает производство по требованию за период с 25.09.2013 по 16.10.2013 применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учётом вышеизложенного, сумма задолженности за период с 01.01.2013 по 24.09.2013 составляет 557941 рубль (759882,51/365*268 (период с 01.01.2013 по 24.09.2013).
Доказательства оплаты должником спорной задолженности в материалы дела не представлены.
При указанных обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции правомерно включил в реестр требований кредиторов сумму основного долга по арендной плате в размере 2290042 рублей (760266+971835+557941).
Арбитражный суд первой инстанции обоснованно отметил, что указанная сумма (2290042 рублей) подлежит включению в реестр требований кредиторов вне зависимости от факта направления кредитором уведомления об изменении размера арендной платы, ввиду принципа платности использования земли в Российской Федерации (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации). При этом доказательств выбытия у должника спорного земельного участка не представлено.
Кредитор также просит включить в реестр требований кредиторов сумму пени, предусмотренную пунктом 5.2. договора аренды, в размере 6547102 рублей, в том числе за 2011 год - 2910288 рублей, 2012 год - 2653105 рублей и 2013 год - 983709 рублей.
Пунктом 1 статьи 126 Закона о банкротстве установлены правовые последствия открытия в отношении должника конкурсного производства. В частности, установлено, что с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей, а также процентов, предусмотренных настоящей статьей.
Аналогичные по своему содержанию последствия установлены пунктом 2 статьи 95 Закона о банкротстве, согласно которому в течение срока действия моратория на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.
Учитывая, что неустойка (штрафы, пени) является мерой гражданско-правовой ответственности за нарушение обязательств, а наступление гражданско-правовой ответственности в свою очередь возможно при наличии вины, прекращение начисления неустойки с даты открытия конкурсного производства обусловлено отсутствием вины должника в дальнейшем неисполнении обязательства. С даты признания должника банкротом обязательства должника не исполняются не в силу его недобросовестности, а в силу объективных обстоятельств, исключающих вину должника (неплатежеспособность или недостаточность имущества), в связи с этим начисление неустойки (штрафов, пени) не производится.
24.07.2009 Федеральная налоговая служба России в лице Межрайонной ИФНС России N 1 по Республике Тыва обратилась с заявлением в Арбитражный суд Республики Тыва о признании ЗАО "Тыва-Турист" несостоятельным (банкротом), делу присвоен номер А69-1862/2009.
Определением Арбитражного суда Республики Тыва от 14.08.2009 требования уполномоченного органа признаны обоснованными, в отношении должника введена процедура наблюдения на 3 месяца, до 14 ноября 2009 года. Временным управляющим утвержден Викторов Владимир Алексеевич.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 10.12.2009 по делу N А69-1862/2009 в признании ЗАО "Тыва-Турист" несостоятельным (банкротом) отказано.
Постановлением Третьего Арбитражного апелляционного суда от 19.03.2010 решение Арбитражного суда Республики Тыва от 10.12.2009 об отказе в признании должника несостоятельным (банкротом) отменено, должник признан банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство.
Определением Арбитражного суда Республики Тыва от 19.05.2010 производство по делу N А69-1862/2009-6 прекращено.
Постановлением Третьего Арбитражного апелляционного суда от 17.08.2010 определение Арбитражного суда Республики Тыва от 19.05.2010 о прекращении производства по делу N А69-1862/2009-6 отменено.
Определением Арбитражного суда Республики Тыва от 23.12.2010 процедура конкурсного производства продлена до 19.03.2011.
Определением Арбитражного суда Республики Тыва от 29.06.2012 процедура конкурсного производства прекращена, введена процедура внешнего управления сроком на 18 месяцев. Внешним управляющим утверждена Сапожникова Наталья Сергеевна.
Определением Арбитражного суда Республики Тыва от 17.09.2012 производство по делу N А69-1862/2009-6 по заявлению Федеральной налоговой службы России о признании ЗАО "Тыва-Турист" несостоятельным (банкротом) прекращено в связи с утверждением мирового соглашения.
С учётом вышеуказанных норм Закона о банкротстве, в связи с открытием в отношении должника конкурсного производства, впоследствии внешнего управления, пени, предусмотренные пунктом 5.2. договора аренды, за период с 11.10.2011 по 18.09.2012 не начисляются.
Принимая во внимание, что согласно пункту 3.2. договора аренды от 22.08.2003 N 2371 арендная плата вносится в срок до 10 октября текущего года, то пени подлежат начислению с 11.10.2012 по 25.09.2013 (319 дней), размер которой, в соответствии с пунктом 5.2. договора (0,3%), составит 930044 рубля (971835 х 0,3% х 319 дней).
В пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 88 "О начислении и уплате процентов по требованиям кредиторов при банкротстве" разъяснено, что исходя из пункта 1 статьи 4 и пункта 1 статьи 5 Закона о банкротстве, если основное требование кредитора к должнику возникло до возбуждения дела о банкротстве, то и все связанные с ним дополнительные требования имеют при банкротстве тот же правовой режим, то есть они не являются текущими и подлежат включению в реестр требований кредиторов.
В пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 88 "О начислении и уплате процентов по требованиям кредиторов при банкротстве" разъяснено, что в период процедуры наблюдения на возникшие до возбуждения дела о банкротстве требования кредиторов (как заявленные в процедуре наблюдения, так и не заявленные в ней) по аналогии с абзацем десятым пункта 1 статьи 81, абзацем третьим пункта 2 статьи 95 и абзацем третьим пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве подлежащие уплате по условиям обязательства проценты, а также санкции не начисляются. Вместо них на сумму основного требования по аналогии с пунктом 2 статьи 81, абзацем четвертым пункта 2 статьи 95 и пунктом 2.1 статьи 126 Закона о банкротстве с даты введения наблюдения и до даты введения следующей процедуры банкротства начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату введения наблюдения.
Указанные мораторные проценты за период наблюдения не включаются в реестр требований кредиторов и не учитываются при определении количества голосов, принадлежащих кредитору на собраниях кредиторов.
С учётом вышеуказанных норм, принимая во внимание, что с 16.10.2013 на ЗАО "Тыва-Турист" введено наблюдение, а 15.04.2014 в отношении должника открыто конкурсное производство, указанный период составляет 181 день, исходя из суммы долга арендной платы в сумме 557941 рубль (за 2013 год) и ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату введения наблюдения (8,25%), размер неустойки составит 83314 рублей 53 копейки.
Итого общая сумма неустойки составляет 1013358 рублей 53 копейки (930044 + 83314,53).
С учётом положений статьи 16, пункта 4 статьи 134, пунктов 1 и 3 статьи 137 Закона о банкротстве, требование Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва подлежит включению в третью очередь реестра требований кредиторов должника в сумме 3303400 рублей 53 копеек, в том числе: 2290042 рубля основного долга и 1013358 рублей 53 копейки пени, которая учитывается отдельно в реестре требований кредиторов и подлежит удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов.
Довод апелляционной жалобы о том, что доказательства того, что Мэрия г. Кызыла выбыла из договора аренды и передала свои полномочия Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва, отсутствуют, является несостоятельным на основании следующего. В силу статьи 2 Конституционного закона Республики Тыва "О внесении изменений в статьи 5 и 8.1 Конституционного закона Республики Тыва "О земле" от 19 января 2011 года N 274 ВХ-1, размещенного в свободном доступе в различных правовых системах и в сети Интернет, а также пункта 1.2. Временного порядка организации работы по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" - столицы Республики Тыва, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 5 марта 2011 года N 165, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва определено в качестве исполнительного органа государственной власти по управлению и распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" (л.д. 16-29, т.1, л.д. 62-65, 74, т.2).
Таким образом, в силу предоставления кредитору статуса исполнительного органа государственной власти по управлению и распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва является правопреемником администрации города Кызыла в лице Агентства по управлению муниципальным имуществом и приватизации жилья г. Кызыла по договору аренды от 22.08.2003 N 2371.
При этом, невнесение сторонами соответствующих изменений в договор аренды не является основанием для отказа в удовлетворении правомерно заявленных требований, при отсутствии правовых притязаний со стороны Мэрия г. Кызыла.
Довод апелляционной жалобы о том, что кредитор не вправе был изменять суммы арендных платежей, исходя из методики начисления арендных платежей, не согласованной сторонами в договоре, в одностороннем порядке, также не принимается арбитражным апелляционным судом как обоснованный, поскольку расчет задолженности по арендной плате за спорный период произведен Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва на основании Постановления Правительства Республики Тыва от 23.04.2010 N 162 "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Республики Тыва", решения Хурала представителей города Кызыла от 23.12.2010 N 269 "Об утверждении коэффициентов (Кр, Ка), применяемых для определения годового размера арендной платы за использование земельных участков на территории городского округа "город Кызыл Республики Тыва", государственная собственность на которые не разграничена" (л.д. 62-73, т.2).
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на дату заключения договора и обращения с требованием) порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды.
Следовательно, поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом стороны не лишены права требовать друг от друга внесения изменений, обусловленных изменениями законодательства, в заключенный ими договор аренды. Данная правовая позиция отражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09.
Арбитражный суд первой инстанции обоснованно отметил, что задолженность по аренде (2290042 рублей) подлежит включению в реестр требований кредиторов вне зависимости от факта направления кредитором уведомления об изменении размера арендной платы, ввиду принципа платности использования земли в Российской Федерации (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации). При этом доказательств выбытия у должника спорного земельного участка не представлено.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы признаются судом апелляционной инстанции необоснованными, не содержащими фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении заявления и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность определения суда, в связи с чем не могут служить основанием для отмены определения.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы установлено, что арбитражный суд первой инстанции не допустил нарушения норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах оснований для отмены определения Арбитражного суда Республики Тыва от 24 июля 2015 года по делу N А69-2649/2013 не имеется.
Согласно положениям Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, уплата государственной пошлины в случае подачи апелляционных жалоб на определения, не указанные в приведенном подпункте статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Республики Тыва от 24 июля 2015 года по делу N А69-2649/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение одного месяца в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший определение.
Председательствующий |
О.В. Магда |
Судьи |
О.В. Ишутина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А69-2649/2013
Должник: ЗАО "Тыва-Турист"
Кредитор: Адвокат Саенко Владимир Дмитриевич, ЗАО "Тыва Турист", Министерство земельных и имущественных отношений РТ, МРИ ФНС России N 1 по РТ
Третье лицо: ФНС России в лице МИФНС России 1 по РТ, Астанин Николай Сергеевич, Харитонов Виктор Николаевич, Хартионов В. Н.
Хронология рассмотрения дела:
31.05.2017 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2355/17
23.05.2017 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2385/17
16.03.2017 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-35/17
16.03.2017 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-31/17
20.02.2017 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-37/17
11.08.2016 Определение Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-4232/16
04.07.2016 Определение Арбитражного суда Республики Тыва N А69-2649/13
22.04.2016 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1801/16
29.02.2016 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-7074/15
10.02.2016 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-7602/15
26.01.2016 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-7502/15
09.12.2015 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-6170/15
27.11.2015 Определение Арбитражного суда Республики Тыва N А69-2649/13
08.10.2015 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-5088/15
03.07.2015 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3035/15
16.04.2015 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-644/15
26.12.2014 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-6415/14
03.09.2014 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-4094/14
29.08.2014 Определение Арбитражного суда Республики Тыва N А69-2649/13
08.08.2014 Определение Арбитражного суда Республики Тыва N А69-2649/13
20.12.2013 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-6229/13