г. Томск |
|
5 октября 2015 г. |
Дело N А03-4782/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 октября 2015 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сухотиной В.М.
судей: Стасюк Т.Е., Ярцева Д.Г.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Унжаковой Т.В.
при участии: без участия
рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционным жалобам Управления федерального казначейства по Алтайскому краю, Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Ключевского района Алтайского края (рег. N 07АП-8991/2015(1, 2)),
на решение Арбитражного суда Алтайского края от 22 июля 2015 года по делу N А03-4782/2015 (судья Прохоров В.Н.)
по иску муниципального унитарного предприятия "Коммунальщик" (ОГРН 1042200840989, ИНН 2248004597), с. Ключи
к муниципальному образованию Ключевской район Алтайского края в лице Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Ключевского района Алтайского края (ОГРН 1022202316355, ИНН 2248001807), с. Ключи
при участии третьих лиц: 1) Администрации Ключевского района Алтайского края, с. Ключи; 2) Управления федерального казначейства по Алтайскому краю, г. Барнаул; 3) ОСП Ключевского района УФССП по Алтайскому краю, с. Ключи.,
о взыскании 4 134 410 руб. 20 коп. задолженности,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Коммунальщик" обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением к муниципальному образованию Ключевской район Алтайского края в лице Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Ключевского района Алтайского края о взыскании за счет казны муниципального образования Клочевской район Алтайского края 4 134 410 руб. 20 коп. задолженности.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Ключевского района Алтайского края, Управление федерального казначейства по Алтайскому краю, ОСП Ключевского района УФССП по Алтайскому краю.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 22 июля 2015 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, ответчик и третье лицо УФК по Алтайскому краю обратились с апелляционными жалобами, просили решение отменить, принять новый судебный акт, в удовлетворении иска отказать.
УФК по Алтайскому краю указало, что суд неправомерно пришел к выводу о том, что комитет является главным распорядителем бюджетных средств и несет субсидиарную ответственность по обязательствам муниципального казенного учреждения; неправильно применил нормы о субсидиарной ответственности, предусмотренные бюджетным законодательством; в настоящее время согласован перечень имущества, на которое может быть обращено взыскание для реализации с торгов с целью погашения долга перед кредиторами истца, что свидетельствует об исполнении судебного акта субсидиарным должником; судом произведено двойное взыскание с должника, что противоречит действующему законодательству.
Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Ключевского района Алтайского края указал, что комитеты являются самостоятельными получателями бюджетных средств и не являются должниками по исполнительному документу; он не совершал действий, которые привели к банкротству истца, в связи с чем нет оснований для привлечения к субсидиарной ответственности; в деле о банкротстве конкурсным управляющим подано заявление об изменении способа и порядка исполнения определения от 01 марта 2013 года, комитет не является должником истца, между ними не было отношений, задолженность взыскана с администрации.
Отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей сторон, третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Алтайского края от 28.10.2009 по делу N А031364/2009 истец признан несостоятельным (банкротом).
Вступившим в законную силу определением Арбитражного суда Алтайского края от 11.03.2013 по делу N А03-1364/2009 с Администрации Ключевского района Алтайского края за счет казны муниципального образования Ключевский район Алтайского края в пользу истца взысканы денежные средства в сумме 4 134 410 руб. 20 коп. рублей в порядке субсидиарной ответственности.
На основании указанного определения 26.06.2013 выдан исполнительный лист серия АС N 006454732.
Исполнительный лист направлен конкурсным управляющим для исполнения в Управление федерального казначейства по Алтайскому краю как держателю лицевого счета должника -Администрации Ключевского района Алтайского края.
Письмом N 17-15-30/8188 от 05.09.2013 УФК вернуло исполнительный лист без исполнения.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 07.02.2014 по делу N А0317176/2013 действия УФК признаны незаконными.
16 декабря 2013 года исполнительный лист повторно поступил в УФК и был принят к исполнению.
18 марта 2014 года УФК направило в адрес взыскателя Уведомление о неисполнении должником требований исполнительного документа, из которого следует, что 18.03.2014 истек трехмесячный срок исполнения исполнительного листа.
Определение Арбитражного суда Алтайского края от 11.03.2013 по делу N А031364/2009 не исполнено до настоящего времени, что свидетельствует о длительном неисполнении Администрацией Ключевского района Алтайского края вступившего в законную силу судебного акта, предусматривающего обращение денежного взыскания на средства казны муниципального образования.
Факт невозможности исполнения судебного акта муниципальным казенным учреждением Администрация Ключевского района Алтайского края дополнительно подтверждается решением Арбитражного суда Алтайского края от 29.10.2014 по делу N А03-4028/2014.
В связи с изложенным истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском, указав в качестве правового основания статьи 123.21, 123.22, 399 Гражданского кодекса Российской Федерации статьями 37, 41, 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции по существу спора.
В силу пункта 1 статьи 37 и пункта 2 статьи 41 Закона об общих принципах организации местного самоуправления администрация Ключевского района является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования в форме муниципального казенного учреждения.
Пунктами 1, 2 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).
В силу пункта 3 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4-6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 кодекса, несет собственник соответствующего имущества.
Исходя из пункта 1 статьи 399 Гражданского кодекса Российской Федерации кредитор вправе предъявить требование к субсидиарному должнику в случае, если основной должник отказался удовлетворить требования кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответа на предъявленное требование.
В силу пункта 4 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Отсутствие у Администрации Ключевского района денежных средств подтверждается документами УФК по Алтайскому краю, из которых следует, что исполнительный лист серия АС N 006454732, выданный 26.06.2013 предъявлялся для исполнения в УФК по Алтайскому краю и был возвращен в связи с неисполнением его в течение трех месяцев по причине отсутствия денежных средств на счетах администрации.
В абзаце 8 пункта 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что взыскание задолженности учреждения, предъявленного одновременно к учреждению и субсидиарному должнику, производится с учреждения (основного должника), а при недостаточности денежных средств учреждения - с собственника его имущества (субсидиарного должника).
В соответствии с позицией, изложенной в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 23 от 22.06.2006 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", согласно пункту 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, понятие которого дано в пункте 1 указанной статьи кодекса.
Главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено кодексом (ст. 6 БК РФ).
Согласно статье 39 Устава Муниципального образования Ключевской район Алтайского края Администрация района является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом муниципального района (пункт 1); структура администрации района утверждается районным Собранием депутатов по представлению главы администрации района (пункт 2); Администрация района обладает правами юридического лица и действует на основании Устава (пункт 3).
Полномочия по финансовому обеспечению деятельности муниципального казенного учреждения Администрация Ключевского района Алтайского края принадлежат Муниципальному учреждению Комитет по финансам, налогам и кредитной политике Администрации Ключевского района Алтайского края и закреплены в Положении о Комитете по финансам, налогам и кредитной политике Администрации Ключевского района Алтайского края, утвержденном Постановлением администрации Ключевского района N 132 от 26.05.2006.
Согласно пункту 1 положения комитет по финансам является органом Ключевского района, осуществляющим функции по реализации политики в бюджетной, налоговой и кредитной сферах, обеспечению сбалансированности бюджета Ключевского района, осуществлению бюджетного процесса, исполнению бюджетных и долговых обязательств Ключевского района; осуществляет управление счетами и бюджетными средствами Ключевского района (пункт 4.3); осуществляет заимствования и управление долгом Ключевского района (пункт 4.3.10); осуществляет ведение долговой книги Ключевского района (пункт 4.3.11); осуществляет исполнение требований исполнительных документов по обращению взыскания на средства районного бюджета (пункт 4.3.15).
Функции комитета по финансам как главного распорядителя бюджетных средств прослеживаются также из Положения о бюджетном устройстве, бюджетном процессе и финансовом контроле в муниципальном образовании Ключевской район Алтайского края, Соглашения об открытии и ведении Отделением по Ключевскому району Управления федерального казначейства по Алтайскому краю лицевых счетов для учета операций муниципальных бюджетных учреждений Ключевского района Алтайского края, Соглашения об осуществлении органом федерального казначейства отдельных функций по исполнению местного бюджета при кассовом обслуживании исполнения бюджета органами Федерального казначейства (приложены к настоящему заявлению).
Исследовав материалы дела, оценив имеющиеся доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что учредителем и собственником имущества муниципального казенного учреждения Администрация Ключевского района Алтайского края является Муниципальное образование Ключевской район Алтайского края; компетенция Комитета по финансам позволяет отнести его к категории "Главный распорядитель бюджетных средств", именно он от имени муниципального образования несет субсидиарную ответственность по обязательствам муниципального казенного учреждения Администрация Ключевского района Алтайского края.
Таким образом, доводы апелляционных жалоб о том, что комитет не является главным распорядителем бюджетных денежных средств и не несет субсидиарную ответственность, опровергаются материалами дела, основаны на неверном толковании норм права, в связи с чем отклоняются апелляционным судом.
Доводы о согласовании перечня имущества, на которое может быть обращено взыскание, об исполнении судебного акта субсидиарным должником, двойном взыскании с должника, изменении способа и порядка исполнения определения от 01 марта 2013 года, апелляционным судом также отклоняются, поскольку в нарушение требований статей 65, 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подтверждены доказательствами.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 22 июля 2015 года по делу N А03-4782/2015 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
В.М. Сухотина |
Судьи |
Т.Е. Стасюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-4782/2015
Истец: МУП " Коммунальщик"
Ответчик: Комитет администрации Ключевского района по финансам,налоговой и кредитной политике
Третье лицо: Администрация Ключевского района АК, УФК по Алтайскому краю., ОСП Ключевского района УФССП по АК