г. Вологда |
|
09 октября 2015 г. |
Дело N А44-4799/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 09 октября 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Виноградовой Т.В. и Докшиной А.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Саакян Ю.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Вече-4" Булавкина М.Е. по доверенности от 21.07.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Новгородского муниципального района на решение Арбитражного суда Новгородской области от 17 июля 2015 года по делу N А44-4799/2015 (судья Киселева М.С.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Вече-4" (ИНН 5310016610, ОГРН 1105321005481; место нахождения: 173530, Новгородская область, Новгородский район, поселок городского типа Пролетарий, улица Линейная, дом 18; далее - общество, ООО "УК "Вече-4") обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к администрации Новгородского муниципального района (ИНН 5310001444, ОГРН 1025300794078; место нахождения: 173020, Великий Новгород, улица Большая Московская, дом 78; далее - администрация) о признании недействительным предписания от 10.03.2015 N 11/15.
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 17 июля 2015 года по делу N А44-4799/2015 заявленные требования удовлетворены.
Администрация с решением суда не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, отказав обществу в удовлетворении требований. Мотивируя апелляционную жалобу, ссылается на недоказанность, имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
ООО "УК "Вече-4" в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании с ее доводами не согласились, считают решение суда - законным и обоснованным.
Администрация надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направила, заявила ходатайство о рассмотрении жалобы в ее отсутствие, в связи с этим дело рассмотрено в отсутствие администрации в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 26.02.2015 N 1007-рг в отношении ООО "УК "Вече-4" проведена плановая выездная проверка по месту фактического осуществления деятельности (село Бронница, улица Бронницкая, дома N 156, 156а, 156в, 156г; улица Мелиораторов, дома N 1, 5, 7, 8; улица Березки, дом 42) в рамках выполнения плана проведения проверок на 2015 год и с целью контроля соблюдения юридическим лицом установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законными, областными законами, а также муниципальными правовыми актами требований.
В ходе проверки установлены дефекты штукатурного слоя, отмостки, кирпичных труб вентканалов в домах N 156, 156в, 156г, 156а по улице Бронницкая села Бронница.
Названные нарушения отражены в акте проверки от 05.03.2015 N 11-15. Обществу выдано предписание от 10.03.2015 N 11/15 об устранении выявленных нарушений, которым предписано в срок до 18.05.2015:
- в доме N 156 по улица Бронницкая: провести работы по восстановлению штукатурного слоя цоколя со стороны торца здания, оборудовать осветительным прибором вход в подъезды N 1, 3, восстановить штукатурный слой оголовков вентканалов, устранить повреждения кирпичных труб вентканалов со стороны чердачного помещения, восстановить слуховые окна чердачного помещения, установить жалюзийные решетки согласно Правилам, восстановить гидроизоляционный слой балконной плиты и нормативный уклон от стены здания, принять меры для обеспечения безопасности людей;
- в доме N 156 в по улице Бронницкой: принять меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформации, организовать систематическое наблюдение за трещинами и разрушениями с помощью маяков;
- в доме N 156г по улице Бронницкой: принять меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформации, организовать систематическое наблюдение за трещинами и разрушениями с помощью маяков, восстановить гидроизоляционный слой балконной плиты и нормативный уклон от стены здания, принять меры для обеспечения безопасности людей;
- в доме N 156а по улице Бронницкой: принять меры по предупреждению дальнейшего развития деформации, организовать систематическое наблюдение за трещиной с помощью маяков, выполнить ремонт отмостки, восстановить штукатурный слой оголовков вентканалов, устранить повреждения кирпичных труб вентканалов со стороны чердачного помещения.
Не согласившись с названным предписанием, ООО "УК "Вече-4" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Согласно статье 198 АПК РФ граждане, организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Ненормативный акт может быть признан недействительным, решение и действие (бездействие) - незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия данного акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения оспариваемыми актом, решением и действием (бездействием) прав заявителя.
Из положений статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) следует, что к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится в том числе, осуществление муниципального жилищного контроля.
Согласно части 1.1 статьи 20 ЖК РФ под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.
Частью 2.1 статьи 20 этого же Кодекса предусмотрено, что муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
В целях реализации полномочий органов местного самоуправления по проведению муниципального жилищного контроля в соответствии с требованиями ЖК РФ постановлением администрации Новгородского муниципального района от 26.06.2014 N 234 утверждено Положение о муниципальном жилищном контроле на территории Новгородского муниципального района Новгородской области, которым определено, что муниципальный контроль осуществляется администрацией и уполномоченными ею органами и должностными лицами.
Как следует из статьи 2 Областного закона Новгородской области от 02.07.2013 N 289-ОЗ "О муниципальном жилищном контроле на территории Новгородской области" органы муниципального жилищного контроля осуществляют организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, установленных федеральными законами, настоящим областным законом, а также муниципальными правовыми актами требований в отношении муниципального жилищного фонда.
Таким образом, муниципальный жилищный контроль распространяется только на муниципальный жилищный фонд.
В рассматриваемом случае в протоколах общих собраний собственников помещений проверяемых многоквартирных домов от 28.04.2015 сведения о наличии в данных домах муниципальных жилых помещений отсутствуют.
Иных доказательств, свидетельствующих о наличии в спорных домах жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности в материалах дела также не имеется.
В связи с этим суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности администрацией правомерности проведения муниципального жилищного контроля в отношении обозначенных домов.
Ответчиком с апелляционной жалобой в подтверждение наличия в проверяемых жилых домах муниципальных квартир представлено письмо Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Новгородского муниципального района от 11.08.2015 N 3856. Вместе с тем содержащиеся в указанном письме сведения по состоянию на 11.08.2015 не могут свидетельствовать о наличии муниципальных квартир в спорных домах на момент проведения проверки.
При таких обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции.
Порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля установлен Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов (часть 3 статьи 9 Закона N 294-ФЗ).
В силу подпункта 1 пункта 4 статьи 9 этого же Закона в ежегодных планах проведения плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей указываются, в том числе, наименования юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений).
Утвержденный руководителем органа государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля в сети "Интернет" либо иным доступным способом (часть 5 статьи 9 Закона N 294-ФЗ).
Согласно части 6 статьи 9 названного Закона в срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля направляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры.
Частью 6.1 статьи 9 Закона N 294-ФЗ установлено, что органы прокуратуры рассматривают проекты ежегодных планов проведения плановых проверок на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора), объектов муниципального контроля.
Органы прокуратуры в срок до 1 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, обобщают поступившие от органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля ежегодные планы проведения плановых проверок и направляют их в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для формирования Генеральной прокуратурой Российской Федерации ежегодного сводного плана проведения плановых проверок (часть 6.4 статьи 9 названного Закона).
На основании части 7 этой же статьи Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети "Интернет" в срок до 31 декабря текущего календарного года.
Таким образом, обязательным требованием проведения плановой проверки в отношении конкретного юридического лица и его обособленного структурного подразделения является включение этих объектов в утвержденный ежегодный сводный план проведения плановых проверок.
В рассматриваемом случае плановая выездная проверка общества проведена на основании плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2015 год, утвержденного постановлением администрации Новгородского муниципального района от 06.10.2014 N 394 (далее - план проверок на 2015 год).
План проверок на 2015 года размещен на сайте ответчика в сети "Интернет" www.admnovray.ru, что подтверждается представленным администрацией скриншотом, информацией с соответствующего сайта, а также опубликован в газете "Звезда", о чем свидетельствует предъявленное ответчиком извлечение из указанной газеты.
Согласно имеющемуся в материалах дела письму администрации от 29.09.2014 N 11-7984 проект указанного плана направлен 30.09.2014 в прокуратуру Новгородского района.
В то же время доказательства, свидетельствующих о согласовании прокуратурой Новгородского района проекта плана проверок на 2015 года в материалах дела отсутствует.
На официальных сайтах прокуратуры Новгородской области (procnov.ru), Генеральной прокуратуры Российской Федерации (genproc.gov.ru), информация о включении в План проверок на 2015 год ООО "УК "Вече-4" также не размещена.
Таким образом, материалами дела не подтвержден факт согласования направленного плана проверок прокуратурой Новгородского района.
В соответствии со статьей 20 Закона N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
На основании пункта 1 части 2 статьи 20 указанного Закона допущенное администрацией в ходе проверки нарушение части 3 статьи 9 Закона N 294-ФЗ является грубым нарушением. Проведение проверки с таким нарушением согласно статье 20 этого же Закона влечет недействительность результатов проверки.
В соответствии с частью 12 статьи 9 Закона N 294-ФЗ о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
Из материалов дела следует, что администрация не направляла копию распоряжения о проведении проверки от 26.02.2015 N 1007-рг в адрес общества по правилам, установленным частью 12 статьи 9 Закона N 294-ФЗ.
В адрес ООО "УК "Вече-4" выслано уведомление о проведении проверки от 27.02.2015 N 11/15. Названное уведомление не может подменять собой распоряжение о проведении проверки.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ допущенное администрацией в ходе проведения проверки нарушение части 12 статьи 9 Закона N 294-ФЗ является грубым нарушением и влечет недействительность результатов проверки.
При таких обстоятельствах предписание от 10.03.2015 N 11/15, выданное на основании доказательств, полученных с нарушением требований Закона N 294-ФЗ, не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы общества.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные ООО "УК "Вече-4" требования о признании недействительным оспариваемого предписания.
Оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
Поскольку в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, по апелляционной жалобе администрация не уплачивает госпошлину в федеральный бюджет.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 17 июля 2015 года по делу N А44-4799/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Новгородского муниципального района - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Б. Ралько |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-4799/2015
Истец: ООО "Управляющая компания "Вече-4"
Ответчик: Администрация Новгородского муниципального района
Третье лицо: Мировой судья судебного участка N 34 Новгородского судебного района П. К.Кашеваров