г. Вологда |
|
09 октября 2015 г. |
Дело N А05-8000/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2015 года.
В полном объёме постановление изготовлено 09 октября 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградова О.Н., судей Журавлева А.В. и Козловой С.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Малиновой О.А.,
при участии от муниципального образования "Плесецкий муниципальный район" представителя Чиникиной Н.Ф. по доверенности от 01.10.2015, от открытого акционерного общества "Газпром теплоэнерго" представителя Власова Е.Г. по доверенности от 16.01.2015, от Федеральной налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области представителя Шаравиной Е.А. по доверенности от 22.12.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования "Плесецкий муниципальный район" в лице администрации муниципального образования "Плесецкий район" на определение Арбитражного суда Архангельской области от 16 июля 2015 года по делу N А05-8000/2008 (судья Баранов И.А.),
установил:
определением Арбитражного суда Архангельской области от 06.08.2008 принято к производству заявление о признании несостоятельным (банкротом) муниципального унитарного предприятия "Уют-2" (место нахождения: 164268, Архангельская обл., Плесецкий рн., рп. Североонежск, 2-й мкр., д. 9; ОГРН 1022901465938; ИНН 2920000608; далее - Предприятие, должник)
Определением суда от 29.08.2008 в отношении должника введено наблюдение, временным управляющим утвержден Новиков Олег Викторович.
В дальнейшем, решением суда от 28.01.2009 Предприятие признано несостоятельным (банкротом), в его отношении открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Новиков Олег Викторович.
Определением от 11.05.2010 Новиков О.В. освобожден от исполнения обязанностей конкурсного управляющего, конкурсным управляющим должника утвержден Шуляк Андрей Викторович. Определением суда от 24.02.2011 Шуляк А.В. освобожден от исполнения обязанностей конкурсного управляющего, конкурсным управляющим должника утвержден Фотин Игорь Андреевич.
Конкурсный управляющий Фотин И.А. обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с казны муниципального образования "Плесецкий муниципальный район" (место нахождения: 164260, Архангельская обл., рп. Плесецк, ул. Ленина, д. 33; ОГРН 1022901466565; ИНН 2920000132; далее - муниципальное образование) в пользу Предприятия денежных средств в размере 52 313 085 руб. 90 коп. в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам должника.
Определением суда от 11.06.2014, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2014, конкурсному управляющему Фотину И.А. отказано в удовлетворении заявления.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 06.11.2014 определение суда от 11.06.2014 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2014 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Архангельской области.
При повторном рассмотрении заявления Арбитражным судом Архангельской области конкурсный управляющий должника просил взыскать с казны муниципального образования в пользу должника денежных средств размере 43 601 698 руб. 96 коп. в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам Предприятия. Уточнения приняты судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Определением суда от 16.07.2015 требования конкурсного управляющего должника удовлетворены в полном объеме. С муниципального образования в лице администрации за счет казны муниципального образования в пользу Предприятия взыскано 43 601 698 руб. 96 коп. убытков.
Муниципальное образование с судебным актом не согласилось в апелляционной жалобе, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просило его отменить и отказать конкурсному управляющему в удовлетворении требований к муниципальному образованию. Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что конкурсный управляющий Предприятия Фотин И.А. не представил суду первой инстанции достаточно достоверных доказательств, подтверждающих наличие причинно-следственной связи между действиями муниципального образования по изъятию имущества у должника и банкротством последнего. Как указывает апеллянт, на момент изъятия имущества из хозяйственного ведения должника Предприятие имело значительную кредиторскую задолженность (с 2007 года) и само по себе изъятие не могло повлиять на дальнейшую деятельность Предприятия и возможность погашения долгов. Кроме того, изъятие имущества произошло на основании ходатайства руководителя должника.
Представитель муниципального образования в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель конкурсного кредитора Предприятия - открытого акционерного общества "Газпром теплоэнерго" возражал относительно удовлетворения жалобы по основаниям, приведенным в отзыве.
Представитель Федеральной налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области просил определение суда от 16.07.2015 оставить без изменения.
Федеральная налоговая служба в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в отзыве на апелляционную жалобу возражала относительно удовлетворения жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте разбирательства дела, в суд не явились, в связи с этим апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Предприятие зарегистрировано в качестве юридического лица администрацией муниципального образования 26.05.1993. Учредителем Предприятия является администрация муниципального образования "Плесецкий муниципальный район" (с учетом изменения наименования).
В соответствии с пунктом 2.1 устава Предприятия последнее создано с целью получения прибыли и удовлетворения общественных потребностей в продукции, работах и услугах путем осуществления следующих видов деятельности: выполнение работ по технической эксплуатации и обслуживанию жилого и нежилого фонда, эксплуатация и обслуживание инженерных сетей (электросети, теплосети, сети водоснабжения и водоотведения, газоснабжения, прочие сети), производство и продажа теплоэнергии, утилизация, складирование, размещение, уничтожение промышленных и бытовых отходов, водоснабжение и водоотведение, газоснабжение; проведение текущего и капитального ремонта помещений, зданий, сооружений, инженерной инфраструктуры, обслуживание телеантенн; коммунальные бани и т.д.
Согласно пункту 3.1 устава имущество, принадлежащее Предприятию, находится в собственности муниципального образования и закреплено за Предприятием на праве хозяйственного ведения.
За период с октября 2007 года по август 2008 года по ходатайствам руководителя Предприятия муниципальным образованием приняты постановления об изъятии у Предприятия имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения. Постановлением от 09.10.2007 N 730 у Предприятия изъяты 24 объекта имущества, в том числе здания котельных, инженерные сети водопровода, канализации, инженерные теплосети, канализационно-очистные сооружения, административное здание; постановлением от 25.12.2007 N 960 - 5 объектов, в том числе инженерные сети газоснабжения и групповая емкость; постановлением от 28.04.2008 N 416 - 8 объектов, в том числе высоковольтные сети, наружные низковольтные сети, трансформаторные подстанции, линии электропередачи, трансформаторы понижающие; постановлением от 23.06.2008 N 613 - 80 объектов недвижимого имущества, в том числе здания бань, гаражи, автодороги, канализационно-очистные сооружения, инженерные сети газоснабжения, инженерные теплосети, инженерные сети водопровода, кабельные сети, здания котельных, пожарные водоемы, артезианские скважины, водоколонки, а также 101 объект движимого имущества: инструменты и оборудование хозяйственного назначения (насосы, бензопилы, перфораторы, станки), транспортные средства (автомобили, тракторы, экскаваторы, прицепы); постановлением от 14.08.2008 N 838 - 6 объектов, в том числе тракторы и прицепы.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 18.09.2009 по делу N А05-5420/2009, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2009, признаны недействительными взаимосвязанные сделки по изъятию имущества из хозяйственного ведения Предприятия, оформленные постановлениями главы муниципального образования от 09.10.2007 N 730, от 25.12.2007 N 960, от 28.04.2008 N 416, от 23.06.2008, N 613, от 14.08.2008 N 838 и приложениями к ним. Применены последствия недействительности данных сделок посредством возврата из казны муниципального образования должнику имущества согласно перечню, изложенному в резолютивной части решения.
На основании исполнительного листа от 12.01.2010 серии АС N 000913394 судебным приставом-исполнителем отдела по Плесецкому району и городу Мирный Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области 04.02.2010 возбуждено исполнительное производство N 11/42/18763/12/2010.
В связи с тем, что у муниципального образования отсутствует имущество, подлежащее возврату Предприятию, 26.07.2013 судебный пристав-исполнитель отдела по Плесецкому району и городу Мирный Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области вынес постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного листа взыскателю.
Полагая, что банкротство должника вызвано действиями собственника по изъятию имущества из хозяйственного ведения Предприятия, конкурсный управляющий последнего, ссылаясь на статью 10 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), пункт 3 статьи 56 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что конкурсный управляющий должника доказал наличие причинно-следственной связи между фактом изъятия собственником имущества у Предприятия и банкротством последнего, в связи с чем удовлетворил заявленное требование.
Проверив законность обжалуемого судебного акта и обоснованность доводов, приведенных в апелляционной жалобе, апелляционная инстанция не находит оснований для несогласия с обжалуемым судебным актом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 28.04.2009 N 73-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) статья 10 Закона о банкротстве изложена в новой редакции.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.04.2010 N 137 "О некоторых вопросах, связанных с переходными положениями Федерального закона от 28.04.2009 N 73-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", положения Закона о банкротстве в редакции Закона N 73-ФЗ (в частности, статья 10) о субсидиарной ответственности соответствующих лиц по обязательствам должника применяются, если обстоятельства, являющиеся основанием для их привлечения к такой ответственности (например, дача контролирующим лицом указаний должнику, одобрение контролирующим лицом или совершение им от имени должника сделки), имели место после дня вступления в силу Закона N 73-ФЗ.
Если же данные обстоятельства имели место до дня вступления в силу Закона N 73-ФЗ, то применению подлежат положения о субсидиарной ответственности по обязательствам должника Закона о банкротстве в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона N 73-ФЗ (в частности, статья 10), независимо от даты возбуждения производства по делу о банкротстве.
Однако процессуальные нормы о порядке привлечения к субсидиарной ответственности (пункты 6 - 8 статьи 10 Закона о банкротстве) подлежат применению судами после вступления в силу Закона N 73-ФЗ независимо от даты, когда имели место упомянутые обстоятельства или было возбуждено производство по делу о банкротстве.
Закон N 73-ФЗ вступил в силу 05.06.2009.
В качестве основания субсидиарной ответственности муниципального образования по обязательствам Предприятия в заявлении конкурсного управляющего Фотина И.А. указано принятие в период с 09.10.2007 по 14.08.2008 муниципальным образованием постановлений об изъятии имущества должника.
Поскольку обстоятельства, на которые ссылается заявитель в обоснование своих требований, имели место после вступления в силу Закона N 73-ФЗ, то, как верно указал суд первой инстанции, при рассмотрении данного спора подлежат применению положения Закона о банкротстве в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона N 73-ФЗ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 56 ГК РФ учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом либо учредительными документами юридического лица.
Если несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана учредителями (участниками), собственником имущества юридического лица или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества юридического лица может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
Аналогичная норма закреплена в пункте 4 статьи 10 Закона о банкротстве, а также в пункте 2 статьи 7 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
Согласно пункту 22 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" при разрешении споров, связанных с ответственностью учредителей (участников) юридического лица, признанного несостоятельным (банкротом), собственника его имущества или других лиц, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, суд должен учитывать, что указанные лица могут быть привлечены к субсидиарной ответственности лишь в тех случаях, когда несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана их указаниями или иными действиями.
Согласно статье 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
По смыслу статьи 15 ГК РФ лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать противоправность поведения ответчика, наличие и размер понесенных убытков, а также причинную связь между противоправностью поведения ответчика и наступившими убытками.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.11.2012 N 9127/12 указано, что ответственность, предусмотренная статьей 10 Закона о банкротстве, является гражданско-правовой, и при ее применении должны учитываться общие положения глав 25 и 59 Гражданского кодекса об ответственности за нарушения обязательств и об обязательствах вследствие причинения вреда в части, не противоречащей специальным нормам Закона о банкротстве.
В силу пункта 5 статьи 129 Закона о банкротстве при наличии оснований, установленных федеральным законом, конкурсный управляющий предъявляет требования к третьим лицам, которые в соответствии с федеральным законом несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника в связи с доведением его до банкротства. Размер ответственности лиц, привлекаемых к субсидиарной ответственности в соответствии с настоящим пунктом, определяется исходя из разницы между размером требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, и денежными средствами, вырученными от продажи имущества должника или замещения активов организации-должника.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Особенностей доказывания обстоятельств в деле о банкротстве не предусмотрено.
Следовательно, заявив требование о привлечении муниципального образования к субсидиарной ответственности, заявитель должен надлежащим образом доказать вину муниципального образования в банкротстве Предприятия, как того требует названная статья Кодекса, а также представить доказательства, свидетельствующие о наличии причинной связи между действиями ответчика и наступлением последствий (банкротстве должника).
Из материалов дела следует, что Предприятие работало убыточно, не в полной мере реализовывало виды деятельности, предусмотренные уставом, кредиторская задолженность образовалась у Предприятия с 2007 года, что установлено определением Арбитражного суда Архангельской области от 29.08.2008 о введении в отношении должника наблюдения (задолженность по обязательным платежам в размере 681 152 руб. налогов (взносов), 296 653 руб. 34 коп. пени - требования об уплате недоимки от 11.02.2008 N 138, от 13.03.2008 N3560). Вместе с тем, заключением судебной финансово-экономической экспертизы установлено, что если бы названное имущество продолжало находиться в хозяйственном ведении Предприятия, были бы исключены его неплатежеспособность и банкротство. Доказательств, подтверждающих обратное, либо опровергающих доводы эксперта материалы дела не содержат.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что конкурсным управляющим должника представлены доказательства, подтверждающие, что именно изъятие учредителем имущества Предприятия повлекло за собой банкротство последнего, что, в свою очередь, приводит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований конкурсного управляющего.
Доводы апелляционной жалобы, приведенные в ее обоснование, не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, дают иную, неверную оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемом судебном акте выводов.
Апелляционный суд констатирует, что апелляционная жалоба не содержит фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем изложенные в жалобе аргументы признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Поскольку материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
определение Арбитражного суда Архангельской области от 16 июля 2015 года по делу N А05-8000/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального образования "Плесецкий муниципальный район" в лице администрации муниципального образования "Плесецкий район" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Арбитражный суд Северо-Западного округа.
Председательствующий |
О.Н. Виноградов |
Судьи |
А.В. Журавлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-8000/2008
Должник: МУП "Уют-2"
Кредитор: Межрайонная ИФНС России N 6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу
Третье лицо: Администрация Муниципального образования "Плесецкий муниципальный район", АК СБРФ (ОАО) Онежское отделение N 4059/066, Боровинская Елена Андреевна, ГУ - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, ЗАО "Межрегионэнергогаз", ЗАО "Северная клиринговая палата", ЗАО "Ярнемалес", Конкурсный управляющий Шуляк Андрей Викторович, Муниципальное образование "Североонежское", МУП "Савинскжилсервис", МУП "Уют-2", Новиков Олег Викторович, НП "Межрегиональная СРО ПАУ", НП "СРО АУ "Меркурий", НП "СРО АУ МСОПАУ", НП СРО АУ "НЕВА", ОАО "Межрегионэнергогаз", ООО "Инвест-Лес", ООО "Савинскжилсервис", ООО "СК Согласие", ООО "Уют-2", Отдел Федеральной службы судебных приставов по Плесецкому району и г. Мирный УФССП по Архангельской области, Плесецкий районный суд, Северо-западный РЦ СЭ Минюста России, Управление Федеральной регистрационной службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, УФНС России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, Фотин И. А., Шуляк Андрей Викторович, Отдел адресно-справочной работы Управления Федеральной миграционной службы по Архангельской области, Управление Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу
Хронология рассмотрения дела:
11.04.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-3284/2022
24.01.2022 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-9579/2021
28.06.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-8350/2021
19.04.2021 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-384/2021
23.07.2018 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-5329/18
05.07.2018 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-4409/18
02.07.2018 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-4375/18
09.10.2015 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-6939/15
06.11.2014 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-6006/13
19.08.2014 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-6246/14
10.02.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-6006/13
05.11.2013 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-8225/13
24.09.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-6006/13
16.09.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-6006/13
27.06.2013 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-3488/13
25.06.2013 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-3484/13
19.03.2013 Определение Арбитражного суда Архангельской области N А05-8000/08
13.02.2013 Определение Арбитражного суда Архангельской области N А05-8000/08
04.02.2009 Определение Арбитражного суда Архангельской области N А05-8000/08
28.01.2009 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-8000/08
29.08.2008 Определение Арбитражного суда Архангельской области N А05-8000/08