г. Москва |
|
08 октября 2015 г. |
Дело N А40-67643/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 октября 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Семикиной О.Н.,
судей: Башлаковой-Николаевой Е.Ю., Лящевского И.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Чумудовой Т.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации,
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.08.2015,
по делу N А40-67643/15, принятое судьей Жбанковой Ю.В. (шифр судьи: 131-212)
по иску акционерного общества ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПАССАЖИРСКАЯ КОМПАНИЯ (ОГРН 1097746772738, адрес: 107078, г. Москва, ул. Маши Порываевой, д. 34)
к Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, адрес: 109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9)
о взыскании,
при участии в судебном заседании:
от истца: Кравец Н.О. по доверенности от 05.03.2015 года,
от ответчика: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПАССАЖИРСКАЯ КОМПАНИЯ (истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации (ответчик) о взыскании убытков в размере 10.082.087 руб. 90 коп.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 12.08.2015, исковые требования акционерного общества ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПАССАЖИРСКАЯ КОМПАНИЯ удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением Арбитражного суда города Москвы от 12.08.2015, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежаще, арбитражный апелляционный суд, руководствуясь ст.ст. 123, 156 АПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Представитель истца просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, представил отзыв на апелляционную жалобу.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, находит решение Арбитражного суда города Москвы от 12.08.2015 не подлежащим изменению или отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в период с января по декабрь 2014 года истец, как транспортная организация, во исполнение соглашения о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним" от 12.03.1993 года (пункт 6 соглашения) предоставил льготы по оплате проезда на железнодорожном транспорте отдельным категориям граждан.
Как установлено судом первой инстанции, предоставление истцом льгот подтверждено реестрами оформленных проездных документов, являющихся данными автоматизированной системы продажи пассажирских билетов "Экспресс" (АСУ Экспресс) в соответствии с пунктом 8 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте", утвержденных Приказом Министерства путей сообщения России от 26.07.2002 N 30 (далее - Правила перевозки пассажиров N 30), купонами кассира. Данные АСУ Экспресс содержат информацию о фамилии, имени и отчестве пассажира, категории льготы, номере удостоверения, подтверждающего право на льготу, дате поездки, виде льготы (со скидкой или бесплатно), номере проездного документа, номере терминала, через который продан билет, полной стоимости проезда с учетом НДС, фактически уплаченной пассажиром сумме, стоимости проезда недополученной и сумме НДС.
В соответствии с вышеуказанными документами недополученная истцом стоимость проезда за период с января по декабрь 2014 года составила 10 082 087 руб. 90 коп., в том числе: 9.360.161 руб. 70 коп. по группе "Инвалиды ВОВ, их сопровождающие лица, приравненные к инвалидам ВОВ; 721.926 руб. 20 коп. по группе участники ВОВ и лица, участникам ВОВ.
12.03.1993 года в Москве Правительствами стран Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины было подписано Соглашение о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним" (соглашение) в соответствии с которым данной категории граждан предоставлено право на льготный проезд по территории данных стран (стран содружества независимых государств и ближнего зарубежья).
В соответствии с п. 1 ст. 423 ГК РФ договор, по которому сторона должна получить плату, является возмездным. Договор перевозки относится к таковым.
Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, а в предусмотренных законом случаях (как в данном) применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Согласно ст. 781 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оказанные услуги оплачиваются по цене, установленной в договоре возмездного оказания услуг.
В соответствии с п. 1 ст. 423 ГК РФ договор, по которому сторона должна получить плату, является возмездным. Договор перевозки относится к таковым.
Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, а в предусмотренных законом случаях (как в данном) применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оказанные услуги оплачиваются по цене, установленной в договоре возмездного оказания услуг.
Российская Федерация, установив законодательно льготы по оплате проезда льготных категорий граждан железнодорожным транспортом, одновременно приняла на себя обязанность полного возмещения расходов по предоставлению этих льгот.
Как предусмотрено п. 3 ст. 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" в соответствии, с которым потери в доходах в связи с предоставлением льгот на междугородних линиях железнодорожного транспорта подлежат возмещению в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации.
Источником финансирования льгот, предусмотренных Соглашением "О взаимном признании права на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним" является федеральный бюджет, а распорядителем средств федерального бюджета по реализации межгосударственных договоров в рамках СНГ- Министерство финансов РФ.
В результате отсутствия компенсации фактически предоставленных льгот указанным категориям граждан у истца образовались убытки в размере, заявленном к взысканию.
Согласно ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В силу п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации.
Между тем, Российская Федерация, подписав Соглашение от 12 марта 1993 года, установила льготы по оплате проезда на железнодорожном транспорте отдельным категориям граждан и тем самым приняла на себя обязанность возмещения расходов по предоставлению указанных льгот за счет средств федерального бюджета, но реализацию льгот не обеспечила, доказательств предоставления денежных средств из федерального бюджета на компенсацию указанных льгот Минфином России не представлено, суд пришел к выводу о наличии оснований для взыскания с Российской Федерации в лице Минфина России за счет казны убытков в сумме, заявленной к взысканию.
Поскольку факт понесения убытков в установленном размере является подтвержденным документально, то исковые требования судом апелляционной инстанции удовлетворены обосновано.
Доводы ответчика относительно того, что Российская Федерация не устанавливала льгот на проезд железнодорожным транспортом межгосударственного сообщения отдельной категории граждан, судом апелляционной инстанции не принимается ввиду следующего.
Соглашение о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним" от 12.03.1993 года является международным Договором, заключенным Российской Федерацией (в лице ее уполномоченных органов), действующим на настоящий момент, подлежащим выполнению исходя из толкования его условий и имеющее превалирующее значение над нормами национального права.
Из буквального же толкования данного Соглашения следует, что:
- оно принято в целях обеспечения передвижения по территории государств участников Соглашения инвалидов и участников ВОВ, а так же лиц приравненных к ним (преамбула, ст. 2 Соглашения), а установленные данным Соглашением льготы, предоставляются определенной в нем категории граждан, в не зависимости от места их проживания (ст. 6 Соглашения).
- под "осуществлением возмещения расходов, связанных с установления льгот в соответствии с национальным законодательством" подразумевается исключительно только комплекс действий, направленных на получения такого возмещения транспортными компаниями, а именно - подтверждение расходов транспортными организациями, перевозочными документами, используемыми в определенном государстве и осуществление такого возмещения, уполномоченными на то, в каждой конкретной стране органами, в определенные национальным законодательством сроки.
На основании вышеизложенного, оснований для применения национального законодательства, в отношениях, урегулированных нормами международного права и отсутствие у Российской Федерации обязанности по исполнению международного соглашения в виду его недействительности в связи с изменениями в праве страны, нет.
Довод ответчика, относительно того, что Российская Федерация не принимала на себя обязательство по финансированию расходов, связанных с предоставлением льготного проезда железнодорожным транспортом отдельной категории граждан, предусмотренных Соглашением, не принимается апелляционной инстанцией ввиду следующего.
АО "ФПК" относится к коммерческим организациям, преследующим извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности путем заключения ею договоров перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа. Исполнение таких договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, а в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Рассматриваемое Соглашение относится к вышеуказанным мерам социальной поддержки и подписав его Российская Федерация приняла на себя обязательство по его исполнению, в том числе финансированию его реализации.
Суд апелляционной инстанции полагает, что решение от 12.08.2015 является законным, исковые требования удовлетворены обосновано.
Доводы апелляционной жалобы ответчика проверены арбитражным судом и отклоняются с учетом указанных обстоятельств дела и требований ГК РФ.
Арбитражный апелляционный суд проверив выводы суда первой инстанции, считает их законными, обоснованными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Арбитражный суд согласно п. 1 ст. 71 АПК РФ оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Ответчик не доказал наличия оснований для отмены решения по настоящему делу.
При таких обстоятельствах, апелляционная инстанция приходит к выводу, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права. В свою очередь, доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда от 12.08.2015.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 12.08.2015 по делу N А40-67643/15 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
О.Н. Семикина |
Судьи |
Е.Ю. Башлакова-Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-67643/2015
Истец: АО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПАССАЖИРСКАЯ КОМПАНИЯ", АО "ФПК", ОАО "ФПК"
Ответчик: Министерство финансов РФ, РФ в лице Минфина РФ