г. Хабаровск |
|
12 октября 2015 г. |
А73-1257/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 октября 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой М.О.,
судей Дроздовой В.Г., Иноземцева И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Нелюбиной В.В.,
при участии в заседании:
от ОАО "Российские железные дороги": Рысаков А.С., представитель по доверенности от 22.06.2015;
от ФКУ "Военный комиссариат Хабаровского края": представитель не явился;
от Минобороны России: Буздык А.В., представитель по доверенности от 22.01.2015 N 212/1/39,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации
на решение от 24.07.2015
по делу N А73-1257/2015
Арбитражного суда Хабаровского края,
принятое судьей Дюковой С.И.,
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Хабаровского края", Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации
о взыскании 96 336,91 рубль,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, г. Москва) (далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Хабаровского края" (ОГРН 1022701136028, г. Хабаровск) (далее - Военный комиссариат), Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, г. Москва) о взыскании 96 336,91 рубль, составляющих компенсацию расходов в связи с направлением работника на обучение в сумме 73 878 рублей и компенсацию расходов уплаченных страховых взносов в сумме 22 458,91 рубль.
Решением от 24.07.2015 с Военного комиссариата Хабаровского края, а при недостаточности денежных средств - с Российской Федерации в лице Минобороны России за счет средств казны Российской Федерации в пользу ОАО "РЖД" взыскано 39 635,75 рублей. В удовлетворении остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе Минобороны России считает судебный акт подлежащим отмене.
В обоснование указано на не получение Военным комиссариатом счетов от ОАО "РЖД"; необоснованное привлечение Минобороны России к субсидиарной ответственности ввиду не представления доказательств отсутствия у Военного комиссариата собственных денежных средств.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Минобороны России поддержала доводы апелляционной жалобы, настаивая на ее удовлетворении.
Представитель ОАО "РЖД" счел жалобу необоснованной.
Военный комиссариат, извещенный в соответствии с требованиями статей 121 - 123 АПК РФ, с учетом Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", в судебное заседание своего представителя не направил.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие не явившегося участника процесса.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, и доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены оспариваемого решения.
Как следует из материалов дела, на основании приказа N 79 от 17.01.2013
ОАО "РЖД" освободило с 17.01.2013 по 15.04.2013 от работы на время прохождения мероприятий, связанных с призывом на военную службу - обучение в ОТШ ДОСААФ России г. Хабаровска по военно-учетной специальности водитель транспортного средства категории "С" - работника Путевой машинной станции N 186 Дальневосточной дирекции по ремонту пути ЦДРП ОАО "РЖД" Ефремова Вячеслава Викторовича.
Согласно приказу Хабаровской ОТШ ДОСААФ N 71 от 15.04.2013 обучение работника проводилось в период с 17.01.2013 по 15.04.2013.
На время обучения работнику Ефремову В.В. сохранен средний заработок в размере 73 878 рублей, начислены и уплачены страховые взносы в государственные внебюджетные фонды в сумме 22 458,91 рубль.
В целях компенсации понесенных расходов истец направил в адрес Военного комиссариата счет с включенными страховыми взносами N 5 от 24.10.2013 на общую сумму 96 336,91 рубль.
Письмом от 26.09.2013 Военный комиссариат возвратил в адрес истца документы на компенсацию расходов среднего заработка работника Ефремова В.В. без исполнения для устранения недостатков.
Ссылаясь на отсутствие оплаты (компенсации) со стороны Военного комиссариата, истец обратился с настоящим иском в суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон о воинской обязанности) граждане на время медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о постановке их на воинский учет, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, поступлении в мобилизационный людской резерв, призыве на военные сборы, а также на время исполнения ими других обязанностей, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом или добровольным поступлением на военную службу, поступлением в мобилизационный людской резерв и призывом на военные сборы, освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы, им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы, учебы) и обратно, а также командировочные расходы.
В силу пункта 7 статьи 1 Закона о воинской обязанности компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением данного Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно подпункту "а" пункта 25 Положения о проведении военных сборов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 N 333, финансовое обеспечение предусматривает выплату (возмещение) за время участия в мероприятиях, связанных с призывом на военные сборы, среднего заработка (пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учета в государственном учреждении службы занятости населения) или минимального размера оплаты труда для граждан, не работающих и не состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения.
Компенсация указанных расходов осуществляется военными комиссариатами в порядке, установленном Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Закона о воинской обязанности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 (далее - Правила N 704).
В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 Правил компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с выплатой среднего заработка (стипендии, пособия), с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учебы, учета в государственном учреждении службы занятости населения).
На основании пункта 3 Правил N 740 компенсация расходов, указанных в пункте 2 Правил, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной службе безопасности Российской Федерации.
Статья 170 Трудового кодекса Российской Федерации обязывает работодателя освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с названным Кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (в редакции Федерального закона от 08.12.2010 N 339-ФЗ), объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, в частности, организаций (подпункт "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров.
Перечень выплат и иных вознаграждений физическим лицам, не подлежащих обложению страховыми взносами, установлен в статье 9 Закона N 212-ФЗ. Средний заработок, сохраняемый на время нахождения работающего гражданина на военных сборах, в указанном перечне не поименован.
Исходя из системного толкования указанных норм, в период военных сборов работающие граждане освобождаются от исполнения трудовых обязанностей, однако трудовые отношения между ними и работодателем не прекращаются.
В этой связи при произведении работодателем расходов по выплате среднего заработка, с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда (страховых взносов), расходы по уплате страховых взносов также подлежат компенсации в порядке, установленном Правилами N 704.
Как следует из материалов дела, в период с 17.01.2013 по 15.04.2013 Ефремов В.В., находящийся в трудовых отношениях с истцом, призывался на военную службу по направлению отделов военного комиссариата Хабаровского края для обучения по программе "водитель ТС категории "С" (ВУС-837).
Факт нахождения работника истца Ефремова В.В. на обучении в спорный
период подтвержден материалами дела: приказом ПМС-186 от 17.01.2013 N 79 "Об исполнении воинской обязанности"; приказом Хабаровской ОТШ ДОСААФ N 13 от 17.01.2013 "О комплектовании взводов по подготовке специалистов для ВС РФ"; приказом Хабаровской ОТШ ДОСААФ N 71 от 15.04.2013 "Об окончании обучения взвод N 8 призывниками по ВУС-837"; табелями посещаемости занятий курсантами Хабаровской ОТШ ДОСААФ; табелями учета использования рабочего времени; расчетными листками работника Ефремова В.В.; расчетными листами работника; счетом, выставленным на оплату ответчику.
При таких обстоятельствах, учитывая указанные выше правовые нормы, доказанность факта нахождения работника истца на обучении в спорный период, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии правовых оснований у Военного комиссариата Хабаровского края для отказа в компенсации истцу соответствующих расходов.
При этом, удовлетворяя требования частично, суд первой инстанции произвел расчет иска, с учетом времени проведения занятий и фактического нахождения работника на обучении (расходы по выплате среднего заработка - 30 395,52 рубля и расходы по оплате страховых взносов - 9 240,23 рубля).
Апелляционным судом данный расчет проверен и признан верным.
Ссылка в апелляционной жалобе на не получение Военным комиссариатом документов для оплаты расходов истца отклоняется, как противоречащая письму от 26.09.2013 N 5342 о возврате документов на компенсацию расходов среднего заработка Ефремова В.В., проходившего обучение в ОТШ ДОСААФ, без исполнения.
Довод апелляционной жалобы о необоснованном привлечении Минобороны России к субсидиарной ответственности подлежит отклонению, как основанный на неверном толковании норм материального права.
Так, по правилам статьи 123.22 ГК РФ государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.
Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.
Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
В соответствии с пунктом 4 Положения о военных комиссариатах (Указ Президента Российской Федерации от 07.12.2012 N 1609) военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и входят в состав военных округов.
В силу пункта 12.1 части 1 и части 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств несет соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования субсидиарную ответственность по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств и выступает в суде в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.
Таким образом, с учетом норм статей 123.22, 399 ГК РФ, статьи 158 Бюджетного кодекса РФ, Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента РФ от 07.12.2012 N 1609, разъяснений, изложенных в пункте 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 N 21, возложение субсидиарной ответственности за неисполнение обязательства основным должником на собственника имущества - Российскую Федерацию в лице Минобороны России как главного распорядителя бюджетных средств является обоснованным.
Изложенное свидетельствует о несостоятельности доводов апелляционной жалобы и отсутствии правовых основания для ее удовлетворения.
По указанным основаниям решение суда, основанное на правильном применении норм права и надлежащей оценке представленных доказательств, отмене не подлежит.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 24.07.2015 по делу N А73-1257/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
М.О. Волкова |
Судьи |
В.Г. Дроздова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-1257/2015
Истец: ОАО "РЖД" в лице Дальневосточной дирекции по ремонту пути Центральной дирекции по ремонту пути - филиала ОАО "РЖД", ОАО "Российские железные дороги" в лице Дальневосточной дирекции по ремонту пути Центральной дирекции по ремонту пути
Ответчик: Министерство обороны Российской Федерации, Министерство обороны РФ, Федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат Хабаровского края", ФКУ "Военный комиссариат Хабаровского края"