Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 25 января 2016 г. N Ф06-4903/15 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
12 октября 2015 г. |
Дело N А65-5823/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 октября 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
от индивидуального предпринимателя Сунгатуллина Азата Гусмановича - не явился, извещен,
от Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани - не явился, извещен,
от МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" - не явился, извещен,
от МКУ "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани" - не явился, извещен,
от Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан - не явился, извещен,
от МКУ "Комитет внешнего благоустройства Исполнительного комитета образования города Казани" - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе индивидуального предпринимателя Сунгатуллина Азата Гусмановича
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24 июня 2015 года по делу N А65-5823/2015 (судья Хасанов А.Р.),
по заявлению индивидуального предпринимателя Сунгатуллина Азата Гусмановича (ОГРНИП 312169004700097, ИНН 1656025868270) г.Казань, Республика Татарстан,
к Исполнительному комитету муниципального образования г.Казани, г.Казань, Республика Татарстан,
к Муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", г.Казань, Республика Татарстан,
с участием третьих лиц:
Муниципальное казенное учреждение "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани", г.Казань, Республика Татарстан,
Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, г.Казань, Республика Татарстан,
Муниципальное казенное учреждение "Комитет внешнего благоустройства Исполнительного комитета образования города Казани", г.Казань, Республика Татарстан,
о признании незаконным решения, об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Сунгатуллин Азат Гусманович, г. Казань (далее -заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани, г. Казань, к Муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", г. Казань о признании незаконным решения Исполнительного комитета муниципального образования города Казани и Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", изложенного в письме от 20 февраля 2015 года за исх. К2536/КЗИО, выраженного в отказе в предоставлении индивидуальному предпринимателю Сунгатуллину Азату Гусмановичу земельного участка площадью 823 кв. м., расположенного в г. Казани в районе оз. Малое Лебяжье; об обязании Исполнительного комитета муниципального образования города Казани и Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" устранить нарушение прав и законных интересов Индивидуального предпринимателя Сунгатуллина Азата Гусмановича; об обязании Исполнительного комитета муниципального образования города Казани и Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" принять решение о предоставлении Индивидуальному предпринимателю Сунгатуллину Азату Гусмановичу земельного участка площадью в районе оз. Малое Лебяжье площадью 823 кв. м. согласно заявлению от 24 декабря 2012 года.
Определением от 13.05.2015 судом принято изменение предмета заявленных требований в части пункта 3 просительной части, согласно которому заявитель просил обязать Исполнительный комитет муниципального образования города Казани и Муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" принять решение о предоставлении Индивидуальному предпринимателю Сунгатуллину Азату Гусмановичу земельного участка в районе оз. Малое Лебяжье площадью 823 кв. м. согласно заявлению от 24 декабря 2012 года, предварительно осуществив утверждение расположения на кадастровом плане территории земельного участка площадью 823 кв. м. в районе оз. Малое Лебяжье Кировского района г. Казани.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 24 июня 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, ИП Сунгатуллин А.Г. подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что судом сделан неверный вывод о невозможности предоставления в аренду земель, находящихся в границах особо охраняемых территорий местного значения.
Податель жалобы ссылается на то, что на испрашиваемом земельном участке предполагалось размещение оборудования для устройства вейкпарка (вейкбординг - вид спорта, сочетающий в себе в себе элементы воднолыжного слалома, акробатику и прыжки).
Податель жалобы считает, что является несостоятельным вывод суда о наличии основании для отказа в удовлетворении заявления в связи с тем, что земельный участок не сформирован.
Дело откладывалось с 07 сентября 2015 года, в связи с уходом в очередной отпуск согласно ст.18 АПК РФ была произведена замена судьи Корнилова А.Б. на судью Холодную С.Т. После замены судьи согласно положениям указанной статьи дело рассмотрено сначала.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проведено в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
24.12.2012 индивидуальный предприниматель Сунгатуллин Азат Гусманович обратился в Муниципальное казенное учреждение "Управление архитектуры и градостроительства г. Казани" с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в районе оз. Малое Лебяжье площадью 0,25 га, с желаемым правом на земельный участок - аренда.
20.02.2015 заявителем от Исполкома было получено письмо N 2536/КЗИО о невозможности предоставления ему запрашиваемого участка в аренду ввиду нахождения его в границах особо охраняемых природных территорий.
Заявитель, считая решение Исполнительного комитета муниципального образования города Казани и Муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", изложенное в письме от 20 февраля 2015 года за исх. К2536/КЗИО, выраженное в отказе в предоставлении Индивидуальному предпринимателю Сунгатуллину Азату Гусмановичу земельного участка площадью 823 кв. м., расположенного в г. Казани в районе оз. Малое Лебяжье, нарушающим его права и законные интересы, обратился в суд с настоящим заявлением.
При принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Судом первой инстанции учтено, что 24.12.2012 Индивидуальный предприниматель Сунгатуллин Азат Гусманович обратился в Муниципальное казенное учреждение "Управление архитектуры и градостроительства г. Казани" с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в районе оз. Малое Лебяжье площадью 0,25 га, с желаемым правом на земельный участок - аренда.
27.05.2013 между Предпринимателем и Министерством был подписан договор водопользования N 531Д/13 сроком до 25.07.2018, согласно которому третье лицо -2 предоставляет, а заявитель принимает в пользование часть акватории озера Малое Лебяжье в границах участка 11.01.00.001, площадью 0,0065 кв.м., для использования участка акватории в целях размещения на акватории объектов и сооружений и иного обустройства акватории. Вид водопользования определен как совместное водопользование без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.
25.11.2013 Муниципальным казенным учреждением "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" было выдано градостроительное заключение на заявку от 24.12.2012, в котором указано, что формирование земельного участка возможно в аренду по согласованию с Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан и Муниципальным казенным учреждением "Комитет внешнего благоустройства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани".
Письмом от 26.03.2014 Муниципальное казенное учреждение "Комитет внешнего благоустройства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" согласовало проект схемы расположения земельного участка на кадастровом плане.
21.04.2014 Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан выдало заключение к проекту схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в Кировском районе г. Казани в районе оз. Малое Лебяжье для организации вейкпарка, согласно которому согласовало схему расположения земельного участка для организации вейкпарка с обязательным выполнением следующих условий:
- недопущения высокой степени деградации (4-5 класс деградации) сложившегося природного ландшафта и рекреационной дегрессии при использовании отводимого участка под указанные цели;
- соблюдения п.6 ст.6 Водного Кодекса Российской Федерации, п. 8 ст. 27 Земельного Кодекса Российской Федерации;
- в целях предотвращения загрязнения, засорения водного объекта при эксплуатации земельного участка обеспечить выполнение установленного законодательством специального режима и дополнительных ограничений - соблюдения специального режима осуществления хозяйственной деятельности в соответствии с требованиями п.п.15, 16, 17 ст.65 Водного Кодекса Российской Федерации;
- необходимо проинформировать общественность о намечаемой хозяйственной деятельности;
- выполнения общих требований к охране подземных вод (ГОСТ 17.1.3.06-82), гигиенических требований к охране подземных вод от загрязнения (СП 2.1.5. 1059-01);
- проектирование строительства и размещения объекта в соответствии с требованиями СНиП..2.07.01-89 "Градостроительство", СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03;
- исполнения мероприятий по снятию, хранению и использованию плодородного слоя почвы при производстве строительных работ в соответствии с требованием ГОСТа N 17.5.3.04-83, N 17.5.1.01-83;
- разработки и согласования в установленном порядке технической и технологической документации об использовании, обезвреживании отходов, образующихся в процессе строительства и реконструкции объекта.
Муниципальное казенное учреждение "Управление архитектуры и градостроительства г. Казани" письмом от 26.06.2014 N 16-22-8233 указало заявителю на то, что рассмотрение вопроса об использовании запрашиваемого земельного участка возможно в рамках Положения "О порядке размещения нестационарных торговых объектов и объектов по оказанию услуг на территории г. Казани", утвержденного Постановлением Исполкома от 07.04.2014 N 1860, а также что Предпринимателю для включения запрашиваемого земельного участка в схему размещения нестационарных торговых объектов по оказанию услуг необходимо обратиться в Комитет экономического развития Исполкома г. Казани.
20.02.2015 заявителем от Исполкома было получено письмо N 2536/КЗИО о невозможности предоставления ему запрашиваемого участка в аренду ввиду нахождения его в границах особо охраняемых природных территорий.
Земельный участок в акватории Малое Лебяжье расположен в границах особо охраняемой природной территории местного значения - городского леса "Лебяжье".
Согласно Постановлению Руководителя Исполкома муниципального образования г. Казани от 31.07.2009 N 6384 "Об утверждении границ особо охраняемой природной территории местного значения - городского леса "Лебяжье" в редакции, действовавшей на момент обращения Предпринимателя с заявлением, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Республики Татарстан на территории оздоровительных комплексов не допускаются:
- искажения исторически сложившегося ландшафта;
- хозяйственная деятельность, не совместимая с назначением городских лесов; возведение объектов капитального строительства без положительного заключения государственной экологической экспертизы;
- движение транспорта вне дорог общего пользования;
- проведение работ, которые могут привести к нарушению гидрогеологического режима местности, почвенного покрова, возникновению и развитию эрозионных и оползневых процессов, без заключения Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан;
- добыча, уничтожение охотничьих и непромысловых видов животных, за исключением видов, представляющих угрозу для жизни и здоровья человека;
- проведение рубок в выводково-гнездовой период с 1 апреля по 31 июля;
- умышленное причинение беспокойства, отлов и уничтожение, разорение гнезд, муравейников и нор диких животных;
- нарушение условий произрастания различных видов растений и обитания животных, включенных в Красную книгу Республики Татарстан или являющихся редкими на природной территории городского леса "Лебяжье";
- сбор цветов и лекарственных трав;
- заготовка и сбор всех видов растений и их частей (за исключением регулируемого сенокошения, осуществляемого с целью предотвращения зарастания лужаек древесной растительностью);
- выпас скота;
- заготовка новогодних елей;
- организация свалок мусора и бытовых отходов;
- разведение костров, сжигание сухих листьев и травы, в том числе весенние палы; использование земель для садоводства и огородничества;
- повреждение или самовольные порубки деревьев и кустарников, произраставших на земельном участке до момента приобретения права собственности на данный участок;
- пребывание посетителей с пневматическим и иным оружием, рогатками, сачками и другими орудиями отстрела или отлова животных;
- изменение функционального назначения земельного участка или его части, если оно может привести к увеличению антропогенных нагрузок на природный комплекс природной территории.
На указанной природной территории в соответствии с ее целевым назначением разрешается:
- строительство зданий и сооружений, прокладка дорог и инженерно-технических коммуникаций, необходимых для обеспечения охраны, содержания и использования природной территории в соответствии с целями и задачами ее создания;
- ремонт, реконструкция объектов и сооружений, дорог и инженерно-технических коммуникаций на тех земельных участках, где допускается ограниченная хозяйственная деятельность;
- проведение работ, связанных с устранением аварийных ситуаций и ликвидацией их последствий.
Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Из содержания подпункта 1 пункта 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков.
Пункт 3 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливает, что подготовка проекта правил землепользования и застройки (в составе которых устанавливаются территориальные зоны, отражаются красные линии) осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
В статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма. Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 - 100 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 94 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
Согласно пункту 4 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны таких земель устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу ст. 95 ЗК РФ на землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.
Учитывая изложенное, довод ответчика о том, что предоставление земельного участка с целью организации вейкпарка в указанном случае невозможно, суд правомерно посчитал состоятельным.
Исходя из этого суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленных обществом требований, оснований для отмены решения суда не имеется.
Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24 июня 2015 года по делу N А65-5823/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Сунгатуллину Азату Гусмановичу (ОГРНИП 312169004700097, ИНН 1656025868270), г.Казань, из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 2 850 руб., перечисленную по чек-ордеру от 21 июля 2015 года.
Справку на возврат госпошлины выдать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-5823/2015
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 25 января 2016 г. N Ф06-4903/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ИП Сунгатуллин Азат Гусманович
Ответчик: Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани, Муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", г. Казань
Третье лицо: Министерство экологии и природных ресурсов РТ, Муниципальное казенное учерждение "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани", Муниципальное казенное учреждение "Комитет внешнего благоустройства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани"