г. Санкт-Петербург |
|
12 октября 2015 г. |
Дело N А56-23690/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 октября 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Горбик В.М., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Колокольцевой О.С.,
при участии:
от истца (заявителя): Шутова Э.Н. (доверенность от 28.09.2015 г.)
от ответчика (должника): Сафронова Д.И. (доверенность от 25.09.2015 г.)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19985/2015) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.06.2015 г. по делу N А56-23690/2015 (судья Чуватина Е.В.), принятое
по иску (заявлению) ОАО "Военторг-Запад"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу
о признании незаконным отказа,
установил:
Открытое акционерное общество "Военторг-Запад" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу (далее - Управление Росреестра) о признании незаконным отказа от 28.01.2015 N 78-78-82/101/2014-271,281 в государственной регистрации прекращения права оперативного управления и государственной регистрации права собственности в отношении объекта недвижимого имущества (нежилое здание), расположенного по адресу: Санкт-Петербург, г. Ломоносов, ул. Мира, д. 2, лит.А, кадастровый номер 78:40:0020403:3034, обязании осуществить государственную регистрацию прекращения права оперативного управления и государственной регистрации права собственности в отношении указанного объекта.
Решением от 15.06.2015 г. заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе, поданной Управлением Росреестра, ответчик просит решение отменить и в удовлетворении заявленных требований отказать.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра апелляционную жалобу поддержала, представитель Общества возражала против удовлетворения жалобы.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом в решении и следует из выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, на нежилое здание площадью 77,5 кв.м, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, г. Ломоносов, ул. Мира, д. 2, лит.А, кадастровый номер 78:40:0020403:3034, зарегистрированного право оперативного управления Федерального казенного предприятия "Управление торговли Ленинградского военного округа".
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 09.07.2009 N 629 "Об условиях приватизации федерального казенного предприятия "Управление торговли Ленинградского военного округа" федеральное казенное предприятие "Управление торговли Ленинградского военного округа" (далее - Предприятие) преобразовано в открытое акционерное общество "Управление торговли Ленинградского военного округа" (правопредшественник истца).
Пунктом 2 данного приказа утвержден состав подлежащего приватизации имущественного комплекса Предприятия согласно приложению N 1 к приказу.
В соответствии с пунктом 79 раздела 1.3 приложения N 1 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 09.07.2009 N 629 в составе подлежащего приватизации имущества учтено здание гаража литер А (проходная) год постройки 1958 по адресу: Санкт-Петербург, г. Ломоносов, ул. Мира, д. 2 (далее - Здание).
Указанное здание было передано открытому акционерному обществу "Управление торговли Ленинградского военного округа" по передаточному акту от 05.08.2009 подлежащего приватизации имущественного комплекса Предприятия.
Общество, ссылаясь на то, что в силу статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации и на основании передаточного акта у него возникло право собственности на Здание, 12.12.2014 обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации прекращения права оперативного управления и государственной регистрации права собственности в отношении Здания.
Сообщением от 28.01.2015 N 78-78-82/101/2014-271,281 Управление Росреестра сообщило Обществу об отказе в государственной регистрации прекращения права оперативного управления и государственной регистрации права собственности в отношении Здания на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации).
Полагая, что отказ Управления Росреестра, выраженный в сообщении от 28.01.2015 N 78-78-82/101/2014-271,281, является незаконным и нарушает права Общества в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.
В соответствии с абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
При осуществлении государственной регистрации в соответствии с порядком, установленным статьей 13 Закона о регистрации, проводится правовая экспертиза документов, устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установлен статьей 17 Закона о регистрации.
В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В соответствии с пунктом 1, подпунктом 71 пункта 7 Положения о Минобороне, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации", Минобороны является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Минобороны организаций, осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.
Преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество как способ приватизации является одной из форм реорганизации юридического лица (статья 57 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 37 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" созданное в результате такой реорганизации открытое акционерное общество становится правопреемником преобразованного государственного унитарного предприятия в соответствии с передаточным актом, составленным в порядке, предусмотренном статьей 11 настоящего закона.
В силу пункта статьи 11 указанного Закона передаточный акт составляется на основе данных акта инвентаризации унитарного предприятия, аудиторского заключения, а также документов о земельных участках, предоставленных в установленном порядке унитарному предприятию, и о правах на них. В передаточном акте указываются все виды подлежащего приватизации имущества унитарного предприятия, включая строения, сооружения, сведения о земельных участках, подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия.
Согласно пункту 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующего права на него, если иное не установлено законом.
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам правопреемникам реорганизованного юридического лица.
Согласно абзацу 5 пункта 11 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" акционерное общество, созданное в процессе преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится собственником имущества, включенного в план приватизации.
Право собственности на спорный объект возникло у истца в результате приватизации имущественного комплекса Предприятия.
Государственная регистрация Общества как юридического лица произведена 05.08.2009.
Таким образом, право Общества на спорный объект недвижимости возникло с момента государственной регистрации истца как юридического лица.
С учётом изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
При этом препятствием для государственной регистрации права собственности Общества на Здание, как следует из материалов дела, послужило то обстоятельство, что при приватизации Здания не был разрешен вопрос о приватизации земельного участка, на котором оно расположено и который необходим для его использования.
Как правильно указал суд в решении, право собственности Общества на спорный объект возникло в результате акта государственного органа (приказа Минобороны), определившего условия приватизации Предприятия, на основе данных акта инвентаризации Предприятия, аудиторского заключения, в которые был включен спорный объект недвижимого имущества, в связи с чем отказ в государственной регистрации является незаконным.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.06.2015 г. по делу N А56-23690/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.С. Полубехина |
Судьи |
В.М. Горбик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-23690/2015
Истец: ОАО "Военторг-Запад"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по Санкт-Петербургу