г. Киров |
|
12 октября 2015 г. |
Дело N А31-3064/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 октября 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Ившиной Г.Г., Кононова П.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сысолятиной К.А.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Костромской области:
представителя ответчика - Добровольской Е.С., действующей на основании доверенности от 12.01.2015,
рассмотрев апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области
на решение Арбитражного суда Костромской области от 31.07.2015 по делу N А31-3064/2015, принятое судом в составе судьи Сизова А.В.
по заявлению администрации городского округа города Шарья Костромской области (ОГРН 1024402034095, Костромская область, г. Шарья, ул. Октябрьская, д. 21)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области (ОГРН 1044408640561, Костромская область, г. Кострома, ул. Сенная, д. 17),
о признании недействительным ненормативного правового акта,
установил:
администрация городского округа города Шарья Костромской области (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Костромской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области (далее - ответчик, регистрирующий орган, Управление) о признании незаконным бездействия Управления, выразившегося в не совершении регистрационных действий по регистрации перехода права собственности на 50 объектов недвижимого имущества.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 31.07.2015 заявленные требования удовлетворены.
Управление с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. В апелляционной жалобе ответчик указывает, что решение Управления о приостановлении государственной регистрации на основании документов, представленных 27.06.2014, не обжаловалось; судебные акты по делу N А31-7058/2014 представлены ООО "Шарьинская ТЭЦ" в пакет документов, полученных Управлением 15.05.2014; бездействием ответчика не нарушены права и законные интересы заявителя.
Администрация отзыв на апелляционную жалобу не представила, своего представителя в судебное заседание не направила, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя заявителя.
В заседании суда представитель ответчика поддержала доводы жалобы.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 14.05.2014 между обществом с ограниченной ответственностью "Бухгалтерско-юридический расчетный центр "Коммунальник" (далее - ООО БРЦ "Коммунальник, покупатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Шарьинская ТЭЦ" (далее - ООО "Шарьинская ТЭЦ", продавец) заключен договор купли-продажи N 7, по условиям которого, продавец обязуется передать в собственность покупателя, а покупатель обязуется принять и оплатить по цене и на условиях договора имущество продавца согласно перечню: энергетический производственно-технологический комплекс тепловой электрической станции "Шарьинская ТЭЦ", тепловые сети от врезки в существующую теплосеть к жилым домам, линейные объекты-сооружения, здания бойлерной, здание пожарного депо, нежилое помещение (далее - спорное недвижимое имущество).
Спорное недвижимое имущество оплачено; сторонами сделки подписан акт приема-передачи от 15.05.2014.
15.05.2014 Управление получило заявления о государственной регистрации перехода права собственности на указанные объекты недвижимости.
30.05.2014 Управление направило в адрес сторон договора купли-продажи уведомление о приостановлении государственной регистрации.
27.06.2014 ООО "Шарьинская ТЭЦ" обратилось в Управление с заявлением о возврате документов без проведения государственной регистрации прав в связи с заключением 27.06.2014 договора дарения между ООО "Шарьинская ТЭЦ" и Администрацией городского округа город Шарья Костромской области (далее - Администрация). Предметом дарения являлись объекты, которые являлись предметом договора купли - продажи от 14.05.2014, заключенного между ООО БРЦ "Коммунальник" и ООО "Шарьинская ТЭЦ".
27.06.2014 ООО "Шарьинская ТЭЦ" и Администрация обратились в Управление с заявлениями о государственной регистрации перехода права собственности на указанные в договоре дарения от 27.06.2014 объекты недвижимости (том 1, л.д. 10-18). Необходимые для регистрации перехода права собственности документы сторонами договора были сданы в уполномоченный орган.
01.07.2014 между ООО "Шарьинская ТЭЦ" и МУП "Шарьинская ТЭЦ", собственником имущества, учредителем которого является Администрация, заключен договор аренды спорного имущества, по условиям которого договор действует с 01.07.2014 до момента государственной регистрации права муниципальной собственности на арендованное имущество.
21.07.2014 ООО "Шарьинская ТЭЦ" обратилось к ООО БРЦ "Коммунальник" с предложением расторгнуть договор купли - продажи от 14.05.2014.
Письмом от 25.07.2014 ООО БРЦ "Коммунальник" возвратило без подписания соглашение о расторжении договора.
Указанные обстоятельства отражены в постановлении Второго арбитражного апелляционного суда от 12.02.2015 (том 1, л.д. 48-51), которым оставлено без изменения решение Арбитражного суда Костромской области 21.11.2014 по делу N А31-7058/2014 (том 1, л.д. 27-47). Указанным решением суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований ООО "БРЦ "Коммунальник" о признании недействительным (ничтожным) договора дарения от 27.06.2014, о регистрации перехода права собственности по договору купли-продажи от 14.05.2014 N 7 на объекты не движимости отказано, при этом требования Администрации об осуществлении государственной регистрации перехода права собственности от ООО "Шарьинская ТЭЦ" к Администрации на спорные объекты недвижимого имущества судом удовлетворены.
02.07.2014 Управлением принято решение о приостановлении государственной регистрации перехода права собственности на спорные объекты недвижимости от ООО "Шаръинская ТЭЦ" к муниципальному образованию городской округ г. Шарья Костромской области в связи с наличием ранее поданных документов на государственную регистрацию прав (перехода прав) с данными объектами недвижимого имущества, по которым решение о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации не принято (том 1, л.д. 70-74).
29.07.2014 Арбитражным судом Костромской области вынесено определение по делу N А31-7058/2014 (том 1, л.д. 110-115), которым приняты обеспечительные меры в виде запрета Управлению осуществлять государственную регистрацию прав (перехода прав) в отношении имущества, принадлежащего ООО "Шарьинская ТЭЦ".
По пакету документов 29.10.2014 в соответствии с пунктом 4 статьи 19 Федерального закона о регистрации прав государственная регистрация перехода права собственности от ООО "Шарьинская ТЭЦ" к ООО БРЦ "Коммунальник", государственная регистрация права собственности OOO БРЦ "Коммунальник", документы на которую были представлены 15.05.2014, приостановлена на срок до снятия ареста (запрещения Управлению осуществлять государственную регистрацию прав, перехода права).
В связи с принятием 12.02.2015 Вторым арбитражным апелляционным судом постановления по делу N А31-7058/2014 Арбитражным судом Костромской области 27.02.2015 вынесено определение, которым отменены обеспечительные меры, принятые определением от 29.07.2014 по указанному делу (том 1, л.д. 52-55).
03.03.2015 ООО "Шарьинская ТЭЦ" представило в Управление заявление о приобщении в пакет документов, полученный ответчиком 15.05.2014, решения Арбитражного суда Костромской области от 21.11.2014, постановления арбитражного суда апелляционной инстанции от 12.02.2015, определения Арбитражного суда Костромской области от 27.02.2015 (том 2, л.д. 12-14).
25.03.2015 Арбитражным судом Волго-Вятского округа вынесено определение по делу N А31-7058/2014, которым приостановлено исполнение решения Арбитражного суда Костромской области от 21.11.2014 и постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 12.02.2015 до окончания производства в суде кассационной инстанции (том 1, л.д. 80).
15.05.2015 Арбитражным судом Волго-Вятского округа вынесено постановление по делу N А31-7058/2014 (том 2, л.д. 20-25), которым решение Арбитражного суда Костромской области от 21.11.2014, постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 12.02.2015 по делу оставлены без изменения.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 22.05.2015 по делу N А31-7058/2014 (том 1, л.д. 102-103) определение суда первой инстанции от 27.02.2015 оставлено без изменения.
20.05.2015 Управлением в ЕГРП внесена запись о прекращении запрета осуществлять государственную регистрацию прав, перехода права и принято решение по первому пакету документов об отказе ООО "Шарьинская ТЭЦ" в государственной регистрации перехода права собственности на объекты недвижимого имущества к ООО БРЦ "Коммунальник", ООО БРЦ "Коммунальник" отказано в регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества, принадлежащие ООО "Шарьинская ТЭЦ".
В этот же день зарегистрировано право собственности на объекты недвижимого имущества за муниципальным образованием городской округ город Шарья Костромской области.
Не согласившись с бездействием Управления, выразившимся в не совершении в установленный законодательством срок регистрационных действий по регистрации перехода права собственности на спорные объекты недвижимого имущества, заявитель обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, установив, что обжалуемое бездействие противоречит законодательству, нарушает права и законные интересы заявителя, удовлетворил заявленные требования.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя ответчика, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 2 Федерального закона о государственной регистрации прав государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (пункт 1). Отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом или судебным приставом-исполнителем в суд, арбитражный суд (пункт 5).
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона о государственной регистрации прав государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.
В соответствии с пунктом 3 статьи 13 Федерального закона о государственной регистрации прав государственная регистрация прав проводится в течение десяти рабочих дней со дня приема заявления и документов, необходимых для государственной регистрации, если иные сроки не установлены федеральным законом.
Согласно пунктам 1, 2, 7, 8 статьи 16 Федерального закона о государственной регистрации прав государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя (пункт 1). К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения (пункт 2). Регистрационные действия начинаются со дня приема документов на государственную регистрацию прав (пункт 7). Днем приема заявления о государственной регистрации прав и иных документов, необходимых для государственной регистрации прав, является день получения таких заявления и документов соответствующим органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, за исключением случая представления заявления о государственной регистрации прав и иных документов, необходимых для государственной регистрации прав, одновременно с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества (пункт 8).
Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе вступившие в законную силу судебные акты (абзац 6 пункта 1 статьи 17 Федерального закона о регистрации прав).
При этом согласно пункту 2 статьи 17 Федерального закона о регистрации прав не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона о регистрации прав документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Из пункта 1 статьи 28 Федерального закона о регистрации прав следует, что права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации, в которой государственный регистратор вправе отказать только по основаниям, указанным в абзацах четвертом, шестом, седьмом, девятом, десятом, одиннадцатом, двенадцатом, тринадцатом, четырнадцатом пункта 1 статьи 20 настоящего Федерального закона.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 1 Информационного письма от 21.07.2009 N 132 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами статей 20 и 28 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основанием для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в соответствии со статьей 28 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" являются судебные акты, в резолютивной части которых имеется вывод о принадлежности имущества определенному лицу на вещном или обязательственном праве, подлежащем государственной регистрации.
В соответствии с пунктом 6 Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании судебных актов, утвержденных приказом Росрегистрации от 07.06.2007 N 112 права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях (пункт 1 статьи 28 Федерального закона о государственной регистрации прав).
Материалами дела подтверждено, что Управление 27.06.2014 получило заявления о государственной регистрации права (перехода права) собственности на указанные в договоре дарения от 27.06.2014 спорные объекты недвижимости. Арбитражным судом Костромской области 29.07.2014 приняты обеспечительные меры по делу N А31-7058/2014 в виде запрета Управлению осуществлять государственную регистрацию прав (перехода прав) на спорные объекты недвижимости. Указанные обеспечительные меры отменены определением Арбитражного суда Костромской области от 27.02.2015 в связи с принятием 12.02.2015 Вторым арбитражным апелляционным судом постановления по делу N А31-7058/2014, которым решение суда первой инстанции по указанному делу оставлено без изменения. При этом решением суда первой инстанции по делу N А31-7058/2014 отказано в удовлетворении требований о регистрации перехода права собственности на спорные объекты недвижимости по договору купли-продажи от 14.05.2014 N 7 и удовлетворены требования об осуществлении государственной регистрации на спорные объекты недвижимости от ООО "Шарьинская ТЭЦ" к Администрации (на основании договора дарения от 27.06.2014). Управление в рамках дела N А31-7058/2014 участвовало в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. Решение Арбитражного суда Костромской области от 21.11.2014, постановление арбитражного суда апелляционной инстанции от 12.02.2015, определение Арбитражного суда Костромской области от 27.02.2015 об отмене обеспечительных мер представлены ООО "Шарьинская ТЭЦ" в Управление 03.03.2015.
Между тем, ответчик, располагая всеми необходимыми для осуществления государственной регистрации документами, в установленный законодательством десятидневный срок не осуществил государственную регистрацию прав (перехода права) на спорные объекты недвижимости.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции имел основания для удовлетворения заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы о том, что решение Управления о приостановлении государственной регистрации на основании документов, представленных 27.06.2014, не обжаловалось; судебные акты по делу N А31-7058/2014 представлены ООО "Шарьинская ТЭЦ" в пакет документов, полученных Управлением 15.05.2014, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку в ответчик был привлечен к участию в деле N А31-7058/2014 в качестве третьего лица, 03.03.2015 получил судебные акты, согласно которым должна быть осуществлена государственная регистрация прав на спорные объекты недвижимости, а также сняты обеспечительные меры, препятствующие такой регистрации.
Доводы апелляционной жалобы о том, что бездействием ответчика не нарушены права и законные интересы заявителя, не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку в рассматриваемом случае Управлением в установленный законодательством срок не осуществлена государственная регистрация права собственности (перехода права) на основании заявлений полученных от Администрации и ООО "Шарьинская ТЭЦ".
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не свидетельствуют об ошибочности решения суда.
Решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе с регистрирующего органа в силу положений подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не рассматривался.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 31.07.2015 по делу N А31-3064/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Г.Г. Буторина |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-3064/2015
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ШАРЬЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области