город Москва |
|
13 октября 2015 г. |
дело N А40-86370/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 октября 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кольцовой Н.Н.,
судей |
Марковой Т.Т., Мухина С.М., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Тер-Акопян Г.О. |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Стройэкспорт-НП"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.07.2015 по делу N А40-86370/15 принятое судьей Полукаровым А.В. (шифр судьи: 154-711)
по иску ООО "Стройэкспорт-НП" (ОГРН 1027739525252, 123060, Москва, ул. Берзарина, д. 32, стр. 1)
к МТУ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (123056, Москва, ул. Красина, д. 27, стр. 1)
о признании незаконными плановой проверки и предписания
при участии:
от заявителя- Савкина И.В. по доверенности от 08.07.2015; Глущенко А.А. по доверенности от 04.03.2015;
от ответчика- Лапшова О.В. по доверенности от 25.02.2015;
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд г.Москвы обратилось ООО "Стройэкспорт НП" к МТУ Ростехнадзора с заявлением о признании незаконной проведенной плановой проверки в отношении ООО "Стройэкспорт НП" в период с 25.03.2015 г. по 01.04.2015 г., а также о признании незаконным и отмене предписания N 111/2.3 от 08.04.2015 г. об устранении выявленных нарушений.
Решением суда от 24.07.2015 в удовлетворении заявления отказано. При этом суд исходил из того, что проведение МТУ Ростехнадзора в отношении заявителя контрольно - надзорных мероприятий осуществляется в рамках предоставленных полномочий, в отсутствии нарушений требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", иных нормативных правовых актов в области осуществления федерального государственного надзора за соблюдением требований промышленной безопасности.
С решением суда не согласился заявитель - ООО "Стройэкспорт-НП" и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование своих требований заявитель ссылается на нарушение процедуры проведения проверки.
Ответчик возражает против удовлетворения апелляционной жалобы и просит решение суда оставить без изменения.
Судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ. Оснований для отмены или изменения решения суда не установлено.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, обстоятельствами, подлежащими установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) государственных органов, являются проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Как следует из материалов дела на основании Распоряжения МТУ Ростехнадзора от 02.03.2015 г. N 1030-р, в период с 30.03.2015 г. по 01.04.2015 г. сотрудниками МТУ Ростехнадзора - проведена плановая выездная проверка в ООО "Стройэкспорт НП"
По результатам проверки составлен акт проверки органом государственного контроля (надзора) N 227/2.3 (т.3 л.д.51-59) и вынесено предписание от 08.04.2015 г. N 111/2.3.
В обоснование заявленных требований заявитель указывает на то, что проверка проведена с грубыми нарушениями требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Согласно п. 3 ст. 16 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" N 116-ФЗ от 21 июля 1997 года (далее - Закон N 116-ФЗ) к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, организацией и проведением проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных пунктами 4-10 указанной статьи.
В соответствии с ч. 3 ст. 9 Закона N 294-ФЗ плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.
Судом установлено, что ООО "Стройэкспорт НП" включено в План проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей МТУ Ростехнадзора на 2015 год по основаниям, установленным ст. 16 Закона N 116-ФЗ. Указанный план согласован Генеральной Прокуратурой Российской Федерации и включен в ежегодный сводный план проведения плановых проверок на 2015 год, что заявителем не оспаривается.
На основании распоряжения от 02.03.2015 N 1030-р проведена плановая выездная проверка в отношении ООО "Стройэкспорт НП" на предмет соблюдения требований промышленной безопасности. В соответствии с требованиями ч. 12 ст. 9 Закона N 294-ФЗ о проведении указанной проверки ООО "Стройэкспорт НП" извещено путем направления телеграммы, врученной секретарю ООО "Стройэкспорт НП" 18.03.2015, что подтверждается материалами проверки и не опровергается заявителем (т.3 л.д.50-51).
Согласно ч. 4 ст. 12 Закона N 294-ФЗ выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с распоряжением или приказом руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.
В соответствии с порядком организации проверки, установленным ст. 14 Закона N 294-ФЗ, копия распоряжения о проведении проверки вручена генеральному директору Общества под роспись, о чем в уведомлении о проведении проверки от 02.03.2015 и акте проверки от 01.04.2015 имеются соответствующие отметки (т.1 л.д.17).
В соответствии с требованиями ч. 4 ст. 16 Закона N 294-ФЗ акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, ином) должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.
Согласно акту проверки от 01.04.2015 N 227/2.3, оформленному в соответствии с требованиями порядка оформления результатов проверки, установленного ст. 16 Закона N 294-ФЗ, при проведении проверки присутствовали генеральный директор Общества, а также главный инженер. Генеральный директор Общества ознакомлен с актом проверки, экземпляр акта со всеми приложениями получил 01.04.2015.
По результатам проведенной проверки уполномоченными должностными лицами выявлено 17 нарушений требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта ООО "Стройэкспорт НП".
Согласно п.1 ч.1 ст. 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
ООО "Стройэкспорт НП" выдано предписание об устранении выявленных нарушений N 111/2.3 от 08.04.2015 со сроком устранения допущенных нарушений до 19.06.2015, полученное генеральным директором Общества под роспись в день составления.
В соответствии со ст. 20 Закона N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя. Перечень грубых нарушений установлен ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ и является закрытым.
С учетом изложенных обстоятельств, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что проведение МТУ Ростехнадзора в отношении заявителя контрольно - надзорных мероприятий осуществляется в рамках предоставленных полномочий, в отсутствии нарушений требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", иных нормативных правовых актов в области осуществления федерального государственного надзора за соблюдением требований промышленной безопасности, что подтверждается материалами дела.
Доводы заявителя о незаконности проводимой МТУ Ростехнадзора плановой выездной проверки являются необоснованными и не подтвержденными документально, поскольку о времени и месте проведения проверки заявитель был извещен заблаговременно. Проверка была проведена в присутствии законного представителя заявителя, копия распоряжения о проведении проверки была вручена заявителю под расписку.
Довод заявителя о том, что проверка была проведена с нарушением сроков, согласованных с Генеральной прокуратурой РФ обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку, ООО "Стройэкспорт НП" включено в План проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей МТУ Ростехнадзора на 2015 год по основаниям, установленным ст. 16 Закона N 116-ФЗ. Указанный план согласован Генеральной Прокуратурой Российской Федерации и включен в ежегодный сводный план проведения плановых проверок на 2015 год. Распоряжение вынесено и проверка начата в марте 2015 года.
Принимая во внимание также то обстоятельство, что заявитель не обосновал, какие неблагоприятные последствия возникли в результате проведения проверки, либо незаконно возложены какие-либо обязанности, созданы иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, поскольку нарушений прав и законных интересов заявителя исходя из заявленных предмета и основания не установлено.
В соответствии с ч. 3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.07.2015 по делу N А40-86370/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.Н. Кольцова |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-86370/2015
Истец: ООО "Стройэкспорт НП", ООО "Стройэкспорт-НП"
Ответчик: Межрегиональное технологическое управление Федеральной службы по экологическому,технологическому и атомному надзору, МТУ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
Третье лицо: ООО "СтройЭкспорт-НП"