Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 28 декабря 2015 г. N Ф06-4413/15 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
14 октября 2015 г. |
Дело N А55-7198/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 октября 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Чаша" - Крюков А.В., доверенность от 25.11.2014 г.;
от Министерства имущественных отношений Самарской области - извещен, не явился;
от администрации городского округа Самара - Бычкова В.В., доверенность от 16.09.2015 г. N 3-01-02/9091;
от Департамента управления имуществом городского округа Самара - Храменкова А.А., доверенность от 20.04.2015 г. N 1105;
от Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - извещен, не явился;
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Чаша"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 07 июля 2015 года по делу N А55-7198/2015 (судья Агеенко С.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Чаша", г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
администрации городского округа Самара, г. Самара,
третьи лица:
Департамент управления имуществом городского округа Самара, г. Самара,
Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
о признании незаконным отказа, обзании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Чаша" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Самарской области и к Администрации городского округа Самара:
- о признании решения Министерства имущественных отношений Самарской области от 24.02.2015 N 12-1/3071/14 об отказе в предоставлении в собственность за выкуп ООО "Чаша" земельного участка с кадастровым номером 63:01:0715005:8, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район. Проспект Кирова, у дома N 170, площадью 78,20 кв.м, занимаемого временным магазином, незаконным;
- об обязании Администрации городского округа Самара устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Чаша" путем совершения действий, предусмотренных Земельным кодексом РФ и Постановлением Администрации городского округа Самара от 01.04.2015 г. N 287, а именно: обязать Администрацию городского округа Самара в срок, не превышающий двух месяцев, обеспечить проведение аукциона по продаже земельного участка с кадастровым номером 63:01:0715005:8, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, Проспект Кирова, у дома N170, площадью 78,20 кв.м, занимаемого временным магазином, и направить уведомление о принятом решении ООО "Чаша" (ИНН 6318130732), а также закрепить в данном решении, что ООО "Чаша" имеет преимущественное право на заключение договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 63:01:0715005:8, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район. Проспект Кирова, у дома N 170, площадью 78,20 кв.м, в силу того, что является арендатором данного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 07 июля 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, ООО "Чаша" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, а именно:
- признать решение Министерства имущественных отношений Самарской области от 24.02.2015 N 12-1/3071/14 об отказе в предоставлении в собственность за выкуп ООО "Чаша" земельного участка с кадастровым номером 63:01:0715005:8, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, проспект Кирова, у дома N 170, площадью 78,20 кв.м, занимаемого временным магазином, незаконным;
- обязать Администрацию городского округа Самара устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Чаша" путем совершения действий, предусмотренных Земельным кодексом РФ и Постановлением Администрации городского округа Самара от 01.04.2015 г. N 287, а именно: обязать Администрацию городского округа Самара в срок, не превышающий двух месяцев, обеспечить проведение аукциона по продаже земельного участка с кадастровым номером 63:01:0715005:8, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, Проспект Кирова, у дома N170, площадью 78,20 кв.м, занимаемого временным магазином, и направить уведомление о принятом решении ООО "Чаша" (ИНН 6318130732), а также закрепить в данном решении, что ООО "Чаша" имеет преимущественное право на заключение договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 63:01:0715005:8, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, Проспект Кирова, у дома N 170, площадью 78,20 кв.м, в силу того, что является арендатором данного земельного участка.
В апелляционной жалобе указывает, что пунктом 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, доказательств того, что использование спорного земельного участка или находящегося на нем магазина опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, Министерством в нарушение требований статьи 65, пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено.
По мнению подателя жалобы, вывод Министерства о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка в собственность является ошибочным, так как Департамент строительства и архитектуры предоставил информацию о том, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне Ц-3, вывод о том, что цель использования не является разрешенной - это вывод Министерства имущественных отношений, который противоречит Градостроительному кодексу РФ.
Податель жалобы ссылается на то, что оспариваемый отказ противоречит пунктам 2.4, 2.11-2.13 Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74.
Также податель жалобы ссылается на положения ст.17.1 Федерального закона о защите конкуренции от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ.
Рассмотрение дела откладывалось с 9 сентября 2015 года, в связи с уходом в очередной отпуск согласно ст.18 АПК РФ была произведена замена судьи Корнилова А.Б. на судью Холодную С.Т. После замены судьи согласно положениям указанной статьи дело рассмотрено сначала.
В судебном заседании представитель ООО "Чаша" доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители администрации городского округа Самара, Департамента управления имуществом городского округа Самара считают решение суда законным и обоснованным.
Представители других лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проведено в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, заявитель является арендатором испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 63:-01:0715005:8, площадью 78,20, расположенного по адресу: г. Самара, Проспект Кирова, у дома 170, для использования под временный магазин, что подтверждается договором аренды земельного участка N 2615а-2012/2013 от 29.12.2012 года (л.д. 20).
16.12.2014 года заявитель обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность за выкуп вышеуказанного земельного участка (л.д. 15).
Письмом от 24.02.2015 года N 12-1/3071/14 Министерство имущественных отношений Самарской области отказало заявителю в предоставлении земельного участка (л.д. 16-19).
Не согласившись с указанным решением ООО "Чаша" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
При принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Пунктом 2.4 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 (далее - Порядок N 74) предусмотрено, что Министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение дарственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью получения информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
При выявлении в процессе рассмотрения заявления препятствий для предоставления земельного участка, предусмотренных действующим законодательством, Министерство в течение 14 дней принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка и направляет его в адрес заявителя с указанием причин невозможности предоставления земельного участка.
В соответствии с ч. 3 ст. 28 Устава городского округа Самара для решения вопросов местного значения в сфере градостроительной деятельности Департамент осуществляет следующие полномочия: готовит документы территориального планирования городского округа Самара; ведет информационные системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа Самара; согласовывает проекты схем территориального планирования муниципальных районов Самарской области, имеющих общую границу с городским округом Самара; осуществляет в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации полномочия заинтересованного органа местного самоуправления городского округа по вопросам градостроительной деятельности; обеспечивает подготовку и осуществляет проверку документации по планировке территории; участвует в разработке и реализации градостроительных разделов городских целевых программ и программ социально-экономического развития городского округа Самара; осуществляет контроль за разработкой и реализацией градостроительной документации; осуществляет иные полномочия в сфере градостроительной деятельности в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Самарской области, решениями Думы городского округа Самара.
Таким образом, Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара является органом, дающим заключение об отнесении земельных участков к конкретной зоне и соответствия указанным зонам видов разрешенного использования земельных участков.
16.12.2014 ООО "Чаша" обратилось с заявлением N 12-1/3071/14 о предоставлении в собственность земельного участка, площадью 78,20 кв.м., расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, проспект Кирова, у дома N 170, занимаемый временным магазином.
Министерство направило в адрес Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара запрос от 16.12.2014 N 12-1/3071/14 об отнесении испрашиваемого земельного участка к территориям общего пользования, о наличии ограничений (обременении) в части использования испрашиваемого земельного участка.
Согласно ответу Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от 2.2014 N САМВ-171043 вид разрешенного использования испрашиваемого земельного участка не соответствует основным разрешенным видам использования земельных участков в зоне Ц-3.
В связи с тем, что вид разрешенного использования испрашиваемого земельного участка не соответствует основным видам разрешенного использования земельных участков в зоне Ц-3, Министерством было принято решение об отказе от 24.02.2015 N 12-1/3071/14.
Судом сделан правильный вывод, что при принятии указанного решения Министерство руководствовалось нормами действующего законодательства, определяющими порядок предоставления земельных участков, находящихся в разграниченной собственности.
Согласно статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшей на момент принятия решения, земельные участки на территории населенных пунктов должны использоваться в соответствии с градостроительными регламентами, установленными для каждой территориальной зоны.
Пунктом 3 указанной статьи Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Как следует из пункта 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, градостроительным регламентом в первую очередь устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков.
Пунктом 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельный участок не соответствует градостроительному регламенту, если цель его использования не входит в перечень видов разрешенного использования.
При этом, основные виды разрешенного использования трактуются буквально, расширительному толкованию не подлежат.
В соответствии с основными видами разрешенного использования в зоне Ц-3 вид разрешенного использования "занимаемый временным магазином" не указан.
С учетом изложенного судом правильно отмечено в решении, что вывод Министерства об отнесении испрашиваемого земельного участка к зоне предприятий обслуживания населения местного (районного) значения (Ц-3) и невозможности его предоставления в собственность является законным и обоснованным.
Кроме того, судом правильно учтено следующее.
В соответствии с п. 2.12 Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара, утвержденном Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74, в двухнедельный срок, начиная с даты получения кадастрового паспорта земельного участка и отчета о рыночной стоимости земельного участка, Министерство принимает решение о проведении торгов в форме аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка и уведомляет о принятом решении заявителя.
Судом обоснованно указано на то, что предметом аукциона может быть только земельный участок, свободный от каких-либо строений и сооружений и прав третьих лиц.
Принимая во внимание, что спорный земельный участок занят временным магазином, принадлежащим заявителю, и обременен правом аренды, правовые основания для проведения аукциона по его продаже отсутствуют.
Также в случае объявления аукциона по продаже земельного участка не соответствующим правовой природе аукциона (конкурса) будет закрепление в решении о проведении аукциона (как указывает ООО "Чаша" в своих требованиях), что ООО "Чаша" имеет преимущественное право на заключение договора купли-продажи земельного участка.
Ссылка подателя жалобы в отношении этого требования на положения ст.17.1 Федерального закона о защите конкуренции от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ является неосновательной, так как положениями этой статьи такая возможность не предусмотрена.
Согласно пункту 35 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных Приказом ФАС России N 67 от 10.02.2010 г., в случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, поданной участником конкурса, надлежащим образом исполнявшим свои обязанности по ранее заключенному договору в отношении имущества, права на которое передаются по договору, и письменно уведомившим организатора конкурса о желании заключить договор.
Победителем конкурса признается участник конкурса, предложивший лучшие условия исполнения договора и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 141 Правил, если после троекратного объявления аукционистом цены договора ни один участник аукциона не поднял карточку, действующий правообладатель, письменно уведомивший организатора аукциона о желании заключить договор, вправе заявить о своем желании заключить договор по объявленной аукционистом цене договора.
Таким образом, при проведении аукциона может быть указан правообладатель земельного участка.
Однако положения о возможности закреплении в решении о проведении аукциона данных о том, что какое-либо лицо, в том числе и правообладатель, имеет преимущественное право на заключение договора купли-продажи земельного участка, нормы действующего законодательства не содержат.
Таким образом, оснований для отмены решения суда не имеется.
Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 07 июля 2015 года по делу N А55-7198/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-7198/2015
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 28 декабря 2015 г. N Ф06-4413/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Чаша"
Ответчик: Министерство имущественных отношений Самарской области
Третье лицо: Администрация городского округа Самара, Департамент строительства и архитектуры г. о. Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара