Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 9 февраля 2016 г. N Ф09-12263/15 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
15 октября 2015 г. |
Дело N А07-11091/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 октября 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.А.,
судей Кузнецова Ю.А., Тимохина О.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Дегтеревой А.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.08.2015 по делу N А07-11091/2015 (судья Гилязутдинова Р.Х.),
Общество с ограниченной ответственностью Фирма "Арка" (далее - заявитель, ООО Фирма "Арка", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации городского округа город Уфа (далее - заинтересованное лицо, Администрация) о признании недействительным решения об отказе в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию информационного указателя N 626 снр от 27.02.2015 года и обязании Администрации городского округа город Уфа провести согласование размещения информационного указателя по адресу: г.Уфа, ул. Юрия Гагарина, рядом с домом N 60; о признании недействительным решения об отказе в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию информационного указателя N 627 снр от 27.02.2015 года и обязании Администрации городского округа город Уфа провести согласование размещения информационного указателя по адресу: г.Уфа, ул. Айская, рядом с домом N 82.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 13.08.2015 требования ООО Фирма "Арка" удовлетворены.
Администрация не согласилась с вынесенным решением, обжаловав его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе Администрация просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, так как считает вынесенное решение незаконным и необоснованным, поскольку было принято с нарушением норм материального и процессуального права.
Администрация указывает, что решения об отказе в выдаче разрешения вынесено уполномоченным органом - Администрацией г. Уфы, которая руководствовалась решением Совета городского округа г. Уфа РБ N 39/5 от 13.07.2011, постановлением главы Администрации городского округа г. Уфа РБ N 6488 от 19.12.2013, обоснование несоответствия внешнему архитектурному облику мотивировано протоколом N 2 заседания Комиссии от 19.02.2015.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направили.
В соответствии со ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО Фирма "Арка" 09 февраля 2015 года обратилось в Администрацию городского округа город Уфа по вопросу продления разрешительной документации на размещение информационных указателей (стелла) расположенных по адресам: г.Уфа, ул. Айская, 82 (исх. N 17); г.Уфа, ул.Гагарина, 60 (исх. N 18).
Комиссией по вопросам внешнего оформления городских территорий в сфере размещения средств наружной рекламы при Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан 19 февраля 2015 года (Протокол N 2 от 19 февраля 2015 г.) ООО Фирма "Арка" отказано в согласовании эскизного проекта конструкции в виде указателя по адресу: г.Уфа, ул. Айская, рядом со зданием N 82 в связи с несоответствием пунктам 7.1.6, 7.1.7 Постановления от 19.12.2013 N 6488, с указанием на то, что размещение указателя является нерациональным и его размещение перегружает визуальное восприятие архитектурной среды. Также обществу отказано в согласовании эскизного проекта конструкции в виде указателя по адресу: г.Уфа, ул.Юрия Гагарина, рядом со зданием N80 в связи с несоответствием пунктам 7.1.6, 7.1.7 Постановления от 19.12.2013 N 6488, с указанием на то, что размещение указателя является нерациональным и его размещение перегружает визуальное восприятие архитектурной среды.
В соответствии с п.7.1.6 и п.7.1.7 Положения о комиссии по вопросам внешнего оформления городских территорий в сфере размещения средств наружной рекламы при Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (Приложение N 1 к Постановлению Главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 19 декабря 2013 г. N 6488 "О создании комиссии по вопросам внешнего оформления городских территорий в сфере размещения средств наружной рекламы при Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан") (л.д.79-83т.1) основными критериями оценки представляемых на комиссию эскизных проектов рекламных конструкций являются: рациональность и эффективность места территориального размещения объектов наружной рекламы и информации и формирование предметной среды городских пространств с точки зрения удобства и функциональности.
27 февраля 2015 года Администрацией городского округа город Уфа РБ в лице Информационно-аналитического управления - пресс-служба на основании п.4.4 Правил согласования, размещения и регистрации средств информационного оформления на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденных решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 13.07.2011 N 39/5 и решения Комиссии от 19.02.2015 (протокол N 2 заседания Комиссии по вопросам внешнего оформления городских территорий в сфере размещения средств наружной рекламы при Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 19.02.2015) приняты решения N 626 снр и N 627 снр об отказе в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию указателей по адресам: г.Уфа, ул.Юрия Гагарина, рядом с домом N 60 и г.Уфа, ул.Айская, рядом с домом N 82.
ООО Фирма "Арка" с отказом администрации, изложенным в решениях от 27.02.2015 г. N 626 снр и N 627 снр не согласилось, считая их незаконными, нарушающими права общества в сфере экономической деятельности, обратилось с настоящим заявлением в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемые ненормативные акты не соответствуют действующему законодательству, нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, в силу чего являются незаконными и необоснованными.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает вывод суда первой инстанции законным и обоснованным.
В соответствии с ч.1 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст.13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), ч.2 ст.201 АПК РФ, п.6 Постановления Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия судом решения о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так и, нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ). При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (ч.5 ст.200 АПК РФ).
В соответствии с пунктом 1.1 Правил согласования, размещения и регистрации средств информационного оформления на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденных Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 13.07.2011 N 39/5 (далее - Правила), они разработаны в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Республики Башкортостан, городского округа город Уфа Республики Башкортостан, определяющих требования к средствам информации, внешнего оформления и благоустройства городского округа город Уфа Республики Башкортостан, не содержащих сведений рекламного характера (далее по тексту - средства информационного оформления). Правила устанавливают единый для городского округа город Уфа Республики Башкортостан порядок и требования к проектированию средств информационного оформления, определению и согласованию мест их размещения, размещению (установка, монтаж, нанесение), регистрации средств информационного оформления, а также порядок контроля за соблюдением этих требований (пункт 1.2 Правил).
Согласно пункту 4.1 Правил информационные указатели юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, размещаемые на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, подлежат обязательному согласованию и регистрации в Уполномоченном органе. Для согласования эскиза информационного указателя юридические лица (индивидуальные предприниматели) обращаются в Уполномоченный орган Администрации городского органа город Уфа Республики Башкортостан с заявлением произвольной формы о выдаче разрешения на установку указателя.
К информационным конструкциям относятся объемно-пространственные конструкции, предназначенные для размещения информации в целях информирования неограниченного круга лиц о наименовании юридического лица, виде деятельности (типе, профиле) юридического лица. Рекомендуемые для размещения на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан форматы информационных конструкций утверждаются постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Порядок согласования и регистрации информационных указателей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей установлен разделом 4 Правил.
Пунктом 4.9 указанных Правил предусмотрено, что для продления срока действия свидетельства на право размещения информационного указателя заявитель обращается в Уполномоченный городской орган с заявлением произвольной формы.
Заявления регистрируются в Уполномоченном городском органе, где принимается решение о возможности продления срока действия свидетельства либо о мотивированном отказе в продлении срока его действия. Уполномоченный городской орган вправе отказать заявителю в продлении срока действия свидетельства и запретить дальнейшую эксплуатацию информационного указателя в следующих случаях:
- неисполнения законно направленных уведомлений об устранении нарушений правил установки и эксплуатации информационного указателя в установленные сроки;
- возникновения по вине владельца указателя обстоятельств, связанных с нарушением правил эксплуатации объектов городского хозяйства;
- установления факта размещения на информационном указателе информации рекламного характера.
В данном случае Администрацией отказано обществу в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию информационных указателей на основании п. 4.4 Правил согласования, размещения и регистрации средств информационного оформления на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Пункт 4.4 указанных Правил предусматривает, что заявителю может быть отказано в выдаче разрешения на установку информационного указателя по следующим основаниям:
1) несоответствие проекта информационного указателя и его территориального размещения требованиям технического регламента;
2) несоответствие установки информационного указателя в заявленном месте утвержденной схеме территориального планирования или генеральному плану городского округа город Уфа Республики Башкортостан;
3) нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта;
4) нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан;
5) нарушение требований законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их охране и использовании, расположенных на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Перечисленные основания для отказа в продлении срока действия свидетельства на право размещения информационного указателя не содержатся в пункте 4.9 Правил.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что в данном случае заявитель обратился в уполномоченный орган именно за продлением срока действия размещения информационных указателей по вышеуказанным адресам, поскольку общество обратилось в Администрацию городского округа город Уфа уже имея разрешительную документацию компетентных органов на эксплуатацию информационных указателей, расположенных по адресам: г.Уфа, ул.Ю.Гагарина, рядом с домом N 60 и г.Уфа, ул. Айская, рядом с домом N 82 (распоряжение Администрации городского округа город Уфа в лице Управления коммунального хозяйства и благоустройства N 97-У от 19 июня 2013 года, со сроком действия до 19 июня 2014 года, распоряжение Администрации городского округа город Уфа в лице Управления коммунального хозяйства и благоустройства N 96-У от 19 июня 2013 года, со сроком действия до 19 июня 2014 года, свидетельство на право размещения и эксплуатации средства информационного оформления N 114-2013 от 18.06.2013, выданное Администрацией городского округа город Уфа, свидетельство на право размещения и эксплуатации средства информационного оформления N 113-2013 от 18.06.2013, выданное Администрацией городского округа город Уфа.
В связи с вышеизложенным судом первой инстанции правомерно сделан вывод, что пункт 4.4 Правил к рассматриваемой ситуации не применим, поскольку ООО Фирма "Арка" обращалось в Администрацию г. Уфы не с первоначальным заявлением о размещении информационных указателей, а о продлении срока действия разрешительной документации на размещение информационных указателей.
Кроме того, решение об отказе в выдаче разрешения должно быть мотивировано и принято органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа.
Однако, в оспариваемых решениях Администрации г. Уфа от 27.02.2015 не указан ни один подпункт из пункта 4.9 Правил для обоснованного отказа обществу в выдаче разрешения на эксплуатацию информационных указателей.
Кроме того, судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что информационные указатели, за продлением срока которых, обратился заявитель, находятся по указанным адресам и на том же месте на протяжении более восьми лет, в течение которых со стороны ответчика в адрес общества никаких уведомлений о нарушении правил установки и эксплуатации информационных указателей не направлялось и не предпринималось.
Довод Администрации г. Уфы о том, что размещение спорных указателей является не рациональным и размещение их перегружает визуальное восприятие архитектурной среды, в нарушение требований, предусмотренных ст.ст.67, 68 АПК РФ документально не подтвержден.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что оспариваемые решения являются незаконными и необоснованными.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены, нормы материального права, им применены правильно, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки правильных выводов арбитражного суда первой инстанции.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы отклоняются судом апелляционной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.08.2015 по делу N А07-11091/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Иванова |
Судьи |
Ю.А. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.