г. Саратов |
|
15 октября 2015 г. |
Дело N А12-23134/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена "12" октября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.10.2015.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Комнатной Ю.А., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Волковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Исаенко Анны Сергеевны
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 05 августа 2015 года по делу N А12-23134/2015 (судья Пономарев А.В.)
по заявлению Исаенко Анны Сергеевны (г. Волгоград, ИНН 344345216763)
к инспекции Федеральной налоговой службы России по Дзержинскому району г. Волгограда (г. Волгоград, ОГРН 1043400306223, ИНН 3443077223)
о признании решения незаконным
при участии в судебном заседании представителей сторон:
от Исаенко Анны Сергеевны - Крючков Д.А., по доверенности от 18.06.2015 г.;
УСТАНОВИЛ:
Исаенко Анна Сергеевна обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда от N 4304906А от 06.04.2015 г. об отказе в государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью "ЮРСОЮЗ".
В качестве восстановления нарушенных прав, Исаенко А.С. просит арбитражный суд обязать Инспекцию федеральной налоговой службы России по Дзержинскому району г. Волгограда произвести государственную регистрацию общества с ограниченной ответственностью "ЮРСОЮЗ".
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 05 августа 2015 года по делу N А12-23134/2015 отказано в удовлетворении требований Исаенко Анны Сергеевны.
Не согласившись с принятым решением, Исаенко А.С. обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель Исаенко Анны Сергеевны поддержал позицию по делу.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания (п.1 ст. 123, п.3 ст.156 АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении апелляционной жалобы установлены следующие обстоятельства.
30.03.2015 Исаева А.С. приняла решение о создании общества с ограниченной ответственностью "Юрсоюз" и определила место нахождения общества: 400007, г. Волгоград, ул. им. В.И. Ленина, 87.
Пунктом 7 Решения N 1 от 30.03.2015 г. директором ООО "Юрсоюз" назначена Исаенко Анна Сергеевна (т. 1 л.д. 29).
30.05.2015 Исаенко А.С. представила в регистрирующий орган документы для государственной регистрации ООО "ЮРСОЮЗ" при внесении в ЕГРЮЛ сведений о создании юридического лица, а именно: заявление о создании юридического лица по форме Р11001; документ об оплате государственной пошлины; решение N 1 от 30.03.2015; устав юридического лица гарантийное письмо, свидетельство о государственной регистрации права; копия паспорта.
Решением от 06.04.2015 инспекция Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда отказала ООО "Юрсоюз" в государственной регистрации юридического лица.
В обоснование принятого решения регистрирующий орган указал, что в представленном в регистрирующий орган заявлении ООО "Юрсоюз" на стр. 002 в разделе 2 не заполнен пункт 2.9 (офис (квартира и т.п), номер офиса (квартиры и т.п), следовательно заявление, оформлено с нарушением требований и считается непредставленным.
Не согласившись с решением инспекции, Исаенко А.С. обратилась в вышестоящий налоговый орган - Управление Федеральной налоговой службы по Волгоградской области с жалобой о признании недействительным решения ИФНС по Дзержинскому району г. Волгограда N 4304906А об отказе в государственной регистрации юридического лица.
Однако решением УФНС России по Волгоградской области от 30.04.2015 г. N 80ж решение ИФНС по Дзержинскому району г. Волгограда N 4304906А об отказе в государственной регистрации юридического лица оставлено без изменения, а жалоба Исаенко А.С. оставлена без удовлетворения.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения Исаенко Анны Сергеевны в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства в совокупности, пришел к выводу, что решение ИФНС по Дзержинскому району г. Волгограда N 4304906А об отказе в государственной регистрации юридического лица соответствует требованиям Федерального закона от 08.08.2001 N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее Закон N 129-ФЗ), не нарушает права и охраняемым законом интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем, отказал в удовлетворении требований заявителя.
При этом указал, что заявитель не лишен права на повторное обращение в регистрирующий орган после устранения допущенных нарушений в оформлении заявления и иных документов.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, а также при внесении изменений в учредительные документы и при ведении Единого государственного реестра регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
В силу пункта 2 статьи 8 Федерального закона N 129-ФЗ государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
В соответствии со статьями 52, 54 Гражданского кодекса Российской Федерации в учредительных документах юридического лица должно указываться место его нахождения. Таким образом, при заполнении заявления о государственной регистрации в соответствующих пунктах указывается адрес (место нахождения) юридического лица.
Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц (пункт 1 статьи 15 Федерального закона N 129-ФЗ.
Согласно подпункту "а" пункта 1 статьи 14 Федерального закона N 129-ФЗ при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляются, в том числе подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу подпункта "в" пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности) отражается в едином государственном реестре юридических лиц для целей осуществления связи с юридическим лицом.
В соответствии с подпунктом "р" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается при наличии у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений, предусмотренных подпунктом "в" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ N 61) со ссылкой на подпункт "р" пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации отметил, что регистрирующий орган вправе отказать в государственной регистрации при наличии подтвержденной информации о недостоверности представленных сведений об адресе юридического лица, то есть о том, что такой адрес был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом.
При этом, как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о недостоверности адреса может свидетельствовать следующее:
- он является адресом массовой регистрации (согласно сведениям ЕГРЮЛ обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна (представители юридического лица по данному адресу не располагаются, и корреспонденция возвращается с пометкой "организация выбыла", "за истечением срока хранения"));
- адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, в действительности не существует или находившийся по этому адресу объект недвижимости разрушен;
- адрес является условным почтовым адресом, присвоенным объекту незавершенного строительства;
- адрес заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом (адреса, по которым размещены органы государственной власти, воинские части);
- имеется заявление собственника соответствующего объекта недвижимости (иного управомоченного лица) о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу данного объекта недвижимости.
В соответствии с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при наличии хотя бы одного из перечисленных обстоятельств сведения об адресе юридического лица считаются недостоверными, если заявитель не представил в регистрирующий орган иные сведения (документы), подтверждающие, что связь с юридическим лицом по этому адресу будет осуществляться.
Достоверность представляемых для регистрации сведений подтверждается заявителями, в отношении которых в соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона N 129-ФЗ установлена ответственность за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений.
С учетом приведенных норм права, необходимым условием проведения государственной регистрации является не только представление заявителем полного перечня документов, но и достоверность заявленной информации, подлежащей внесению в единый государственный реестр юридических лиц.
Приказом ФНС России от 25 января 2012 г. N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" (далее -Приказ), утверждена форма Р11001 Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании (далее - Заявление).
В соответствии с пунктом 4 Приказа утверждены Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган. Согласно п. 3.3 Требований раздел 2 "Адрес (место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом" заполняется с учетом положений пункта 2.3 Требований.
В соответствии с п. 2.3 Требований в Заявлении тип адресного объекта указывается полностью.
Согласно п. 14.2.05.60 Письма ФНС России от 31.01.2014 N СА-4-14/1645@ "О направлении правовых позиций в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" При заполнении заявлений по формам, установленным приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25R необходимо учитывать, что в заявлении должны указываться детальные элементы адреса (адресные ориентиры объекта недвижимости), являющегося местом нахождения юридического лица (дом (владение и т.п.), корпус (строение и т.п.), квартира (офис и т.п.)).
Таким образом, для целей идентификации места нахождения единоличного исполнительного органа общества необходимо указание полного адреса, включающего в себя номер офиса (помещения, квартиры).
Как следует из материалов дела, в представленном в регистрирующий орган заявителем заявлении в отношении ООО "Юрсоюз" на странице 002 в разделе 2 не заполнен пункт 2.9 (офис (квартира и т.п.), номер офиса (квартиры и т.п.).
Как установлено судом первой инстанции, регистрирующим органом получено заключение Межрайонной ИФНС России N 9 по Волгоградской области о результатах обследования адреса создаваемого юридического лица ООО ЮРСОЮЗ", с приложением протокола осмотра помещений, согласно которому по адресу г. Волгоград, пр. Ленина, дом 87 располагается многоэтажный жилой дом, на первом этаже которого расположены нежилые помещения, приспособленные под офисы. На момент осмотра оборудованные рабочие места, представители ООО "ЮРСОЮЗ", а также вывески указывающие на место нахождение данной организации по адресу г. Волгоград, пр. Ленина, дом 87 не обнаружены.
На основании вышеизложенного суд пришел к правомерному выводу об указании обществом неполных сведений о его адресе ввиду отсутствия конкретизации соответствующего помещения многообъектного здания, позволяющей надлежащим образом идентифицировать место нахождения юридического лица для связи с ним, в связи с чем, обоснованно расценил рассматриваемое заявление как оформленное с нарушением требований, Федерального закона N 129-ФЗ.
Учитывая изложенное, содержание недостоверных сведений в представленном заявителем в регистрирующий орган заявлении о государственной регистрации ООО "Юрсоюз" должно расцениваться как отсутствие непосредственного самого документа - заявления о государственной регистрации юридического лица, и в соответствии с положениями подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации является основанием для отказа в государственной регистрации.
Апелляционная коллегия приходит к выводу, что данное обстоятельство в отсутствие указания в ЕГРЮЛ таких элементов адреса как вид помещения, в котором располагается (офис, квартира и. т.п.), и номер данного помещения, затруднит осуществление связи с юридическим лицом, в том числе доставку заявлений, уведомлений, извещений, требований или иных юридически значимых сообщений от третьих лиц (контрагентов по сделкам, контролирующих органов и т.д.), риск наступления последствий неполучения которых по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, несет юридическое лицо, а также сделает невозможным осуществление регистрирующим органом функции контроля размещения юридического лица по месту государственной регистрации.
Принимая во внимание правильный вывод суда о том, что содержание недостоверных сведений в представленном заявителем в регистрирующий орган заявлении о государственной регистрации ООО "Юрсоюз" расценивается как отсутствие непосредственного самого документа - заявления о государственной регистрации юридического лица, и в соответствии с положениями подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации является основанием для отказа в государственной регистрации, суд апелляционной инстанции полагает, что в удовлетворении заявленных требований отказано обоснованно.
Доводов, позволяющих переоценить выводы суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приведено.
То обстоятельство, что по указанному адресу ранее было зарегистрировано общественная организация "Союз велосипедистов Волгограда" не свидетельствует о возможности регистрировать нескольких организаций по одному адресу, а о том, что по указанным адресным данным уже зарегистрировано иное предприятие. Повторные регистрации нескольких предприятий в помещении с одним входом и без указания номеров офиса (комнаты) приведет к невозможности определения места нахождения юридического лица.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в силу ст. 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену оспариваемого судебного акта, апелляционным судом не установлено.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 05 августа 2015 года по делу N А12-23134/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Исаенко Анне Сергеевне из федерального бюджета государственную пошлину в размере 150 рублей как излишне уплаченную по чек-ордеру от 07.09.2015 г. Выдать справку.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Кузьмичев |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-23134/2015
Истец: Исаенко А. С., Исаенко Анна Сергеевна
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда, ИФНС по Дзержинскому району г. Волгограда