г. Челябинск |
|
14 октября 2015 г. |
Дело N А07-7510/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 октября 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Богдановской Г.Н., Ермолаевой Л.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лишенко В.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Башкирской природоохранной межрайонной прокуратуры на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.08.2015 по делу N А07-7510/2015 (судья Искандаров У.С.).
В заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "АБЗАК" - Гордиенко Сергей Геннадьевич (доверенность от 05.10.2015), Киреева Наталья Анатольевна (доверенность от 05.10.2015);
Башкирской природоохранной межрайонной прокуратуры - Москвитин Николай Николаевич (удостоверение N 151852 от 27.08.2013).
Общество с ограниченной ответственностью "АБЗАК" (далее - заявитель, ООО "АБЗАК") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Министерству лесного хозяйства Республики Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, Министерство, Минлесхоз Республики Башкортостан) о признании недействительными:
- приказа N 270-ОД от 27.03.2015 Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан об отмене приказа от 13.04.2010 N 213-ОД "Об утверждении положительного заключения проекта освоения лесов",
- приказа N 271-ОД от 27.03.2015 Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан об отмене приказа от 29.08.2014 N1002-ОД "Об утверждении положительного заключения внесения изменений в проект освоения лесов", утвержденный приказом Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан от 13.04.2010 N213-ОД.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Башкирская природоохранная межрайонная прокуратура (далее - третье лицо, Природоохранная прокуратура).
Решением Арбитражного суда Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.08.2015 (резолютивная часть оглашена 13.08.2015) заявленные требования удовлетворены. Суд признал недействительным приказ N 270-ОД от 27.03.2015 Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан об отмене приказа от 13.04.2010 N 213-ОД "Об утверждении положительного заключения проекта освоения лесов", а также приказ N 271-ОД от 27.03.2015 Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан об отмене приказа от 29.08.2014 N 1002-ОД "Об утверждении положительного заключения внесения изменений в проект освоения лесов, утвержденный приказом Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан от 13.04.2010 N 213-ОД".
С вынесенным решением не согласилось третье лицо, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Природоохранная прокуратура (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Податель апелляционной жалобы ссылается на необоснованность вывода суда первой инстанции о законности утверждения положительных заключений на проект освоения лесов, разработанный обществом "АБЗАК", а также изменений в него, предусматривающие использование арендуемого обществом земельного участка в рекреационных целях. Так как лесохозяйственный регламент государственного бюджетного учреждения Республики Башкортостан "Белорецкое лесничество" (далее ГБУ "Белорецкое лесничество") не предусматривает разрешенного использования - осуществление рекреационной деятельности в квартале N 53 Абзаковского участкового лесничества, вывод суда не соответствует принципу лесного законодательства о целевом назначении и установлении категории лесов в зависимости от выполняемых ими полезных функций.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание заинтересованное лицо не явилось.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившегося лица.
В судебном заседании представитель Природоохранной прокуратуры поддержал доводы апелляционной жалобы.
Обществом "АБЗАК" представлены письменные возражения на апелляционную жалобу, приобщенные к материалам дела в порядке статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кроме того, по ходатайству общества к материалам дела приобщено сообщение Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан от 25.09.2015 о разработанных изменениях лесохозяйственного регламента в части включения 53 квартала Абзаковского лесничества в перечень кварталов, предусмотренных для осуществления рекреационной деятельности, представленное в обоснование возражений на апелляционную жалобу (абз.2 части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Центр реабилитации "Озирис" (в последующем переименованное в ООО "АБЗАК") по результатам проведенного Министерством природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Башкортостан аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесных участков для осуществления рекреационной деятельности, находящегося в государственной собственности было признано победителем, что подтверждается протоколом N 28 от 18.01.2008 (л.д. 19-20 т. 1).
31 января 2008 года Министерство природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Башкортостан по результатам аукциона заключило с обществом "Центр реабилитации "Озирис" договор N 71/1 аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности лесной участок площадью 1,80 га, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, Белорецкий район, ГУ "Белорецкое лесничество", Абзаковское участковое лесничество, квартал N 53, выделы N 3, 12, 20 ( л.д. 21-30 т.1).
Согласно пункта 4 указанного договора аренды, арендатору передается лесной участок для использования в целях и объемах согласно приложению N 3, в котором вид разрешенного использования лесного участка установлен - для осуществления рекреационной деятельности (л.д. 27 т. 1).
Во исполнение требований статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации арендатором был разработан проект освоения лесов на лесной участок, предоставленный в аренду обществу "Центр реабилитации "Озирис" для осуществления рекреационной деятельности (л.д. 39-114 т. 1), а также изменения к нему ( л.д. 115-119 т.1).
Разработанный проект освоения лесов прошел государственную экспертизу (экспертное заключение от 12.04.2010 (л.д. 34 т. 1). Приказом N 213-ОД от 13.04.2010 Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан утвердило положительное заключение проекта освоения лесов на лесной участок, предоставленный в аренду обществу "Центр реабилитации "Озирис" для осуществления рекреационной деятельности в ГУ Белорецкого лесничества, с объемами, указанными в проекте освоения лесов (л.д. 15 т. 1).
Разработанные изменения в проект освоения лесов, на арендуемом участке, также прошли государственную экспертизу (экспертное заключение от 26.08.2014, л.д. 37 т. 1). Приказом N 1002-ОД от 29.08.2014 Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан утвердило положительное заключение внесения изменений в проект освоения лесов на лесной участок предоставленный в аренду ООО "АБЗАК" для осуществления рекреационной деятельности по договору аренды лесного участка от 31.01.2008 N 71/1 на территории Белорецкого лесничества, с объемами, указанными в проекте освоения лесов (л.д. 16 т. 1). Их существо обусловлено внесением изменений в договор аренды дополнительным соглашением N 1 от 09.08.2012, касающихся изменения наименования арендатора (л.д. 31 т. 1).
10.03.2015 Башкирской природоохранной межрайонной прокуратурой были принесены протесты на приказы Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан об утверждении положительного заключения на проект освоения лесов на лесной участок, предоставленный в аренду обществу "Центр реабилитации "Озирис" и изменений в него, мотивированные положениями части 5 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации об установлении вида разрешенного использования лесных участков в лесохозяйственном регламенте (л.д. 9-10 т. 2). В протестах содержались требования об отмене вышеназванных приказов.
На основании протеста Башкирской природоохранной межрайонной прокуратуры Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан были изданы приказы N 270-ОД от 27.03.2015 об отмене приказа от 13.04.2010 г. N 213-ОД "Об утверждении положительного заключения проекта освоения лесов", а также N 271-ОД от 27.03.2015 об отмене приказа от 29.08.2014 N1002-ОД "Об утверждении положительного заключения внесения изменений в проект освоения лесов", утвержденный приказом Минлесхоза Республики Башкортостан от 13.04.2010 N213-ОД.
Полагая, что отмена актов об утверждении положительного заключения проекта освоения лесов не соответствует закону и нарушает права заявителя, лишенного возможности осуществления деятельности на арендованном лесном участке, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При рассмотрении заявленных требований суд первой инстанции установил, что на момент проведения аукциона и заключения договора аренды N 71/1 от 31.01.2008 спорный участок был отнесен к эксплуатационным лесам, что допускало возможность его использования в рекреационных целях. Ввиду отсутствия нарушений законодательства Российский Федерации при предоставлении вышеуказанного лесного участка в аренду, последующее утверждение лесохозяйственного регламента Белорецкого лесничества, в соответствии с которым 53 квартал Абзаковского участкого лесничества не входит в перечень разрешенных к использованию в целях осуществления рекреационной деятельности, не влечет права Минлесхоза Республики Башкортостан на отмену актов об утверждении положительного заключения проекта освоения лесов. При этом, судом первой инстанции учтены пояснения Минлесхоза Республики Башкортостан о допущенной ошибке при разработке лесохозяйственного регламента и готовящихся изменений в него, а также отсутствии мотивированных ссылок на нарушение закона при издании отмененных приказов.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дела, возникшего в связи с оспариванием гражданином или юридическим лицом законности ненормативного акта государственного органа, необходимо учитывать, что в силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации и пункта 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации ограничение гражданских прав допустимо лишь на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
По смыслу приведённых норм, правовые акты государственных органов, могут быть отменены в порядке самоконтроля органами, принявшими соответствующий правовой акт в случае принятия ненормативного правового акта с нарушением или в противоречие с действующим законодательством.
При этом, отменяющий акт должен также соответствовать закону, то есть быть обоснованным и не нарушающим законных прав граждан и организаций. Отмена ранее вынесенного акта не может противоречить действующему законодательству и произвольно ограничивать субъективные права граждан и организаций в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно части 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.
Возможность использования лесов с целью осуществления рекреационной деятельности установлена пунктом 8 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации.
Из материалов настоящего дела усматривается, что обществу "АБЗАК" принадлежит право на использование в целях осуществления рекреационной деятельности лесного участка, находящегося в государственной собственности, площадью 1,80 га, местоположение Республика Башкортостан, Белорецкий район, ГУ "Белорецкое лесничество", Абзаковское участковое лесничество, квартал N 53, выделы N 3, 12, 20 на основании договора аренды N 71/1 от 31.01.2008, заключенного по итогам аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесных участков и зарегистрированного в установленном порядке (л.д. 24 т. 1).
Лица, которым лесные участки предоставлены в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации (пункт 1 статьи 88 Лесного кодекса). Статья 89 Лесного кодекса Российской Федерации предусматривает, что проект освоения лесов подлежит государственной экспертизе.
Государственная экспертиза подготовленного обществом проекта освоения лесов проводилась в период действия Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов РФ от 14.05.2007 N 125.
Пунктом 3 названного порядка определено, что целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов лесохозяйственному регламенту лесничества (лесопарка), лесному плану субъекта Российской Федерации и законодательству Российской Федерации.
Экспертиза оформляется в виде заключения, утверждаемого органами государственной власти или органами местного самоуправления. Заключение экспертизы может быть положительным либо отрицательным. Положительное заключение Экспертизы оформляется при соответствии предусмотренных проектом освоения лесов мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества (лесопарка), лесному плану субъекта Российской Федерации, законодательству Российской Федерации. Осуществление использования лесов при наличии отрицательного заключения экспертизы на проект освоения лесов не допускается (пункты 9,10,13 порядка).
В силу названного, прошедший экспертизу проект освоения лесов подтверждает соответствие лесохозяйственному регламенту лесничества и определяет право арендатора на использование лесного участка.
Соответственно, отмена Минлесхозом Республики Башкортостан приказов об утверждении положительного заключения проекта освоения лесов влечет определенность относительно права общества "АБЗАК" на использование лесного участка, предоставленного по договору с целью осуществления рекреационной деятельности.
Правомерность таких действий, в силу приведенного выше обоснования, находится в зависимости от установления факта нарушений лесного законодательства, допущенных при издании отмененных приказов.
Как правильно установлено судом первой инстанции, доказательств наличия таких нарушений материалы дела не содержат.
По материалам лесоустройства на момент заключения договора аренды квартал 53 Абзаковского участкового лесничества Белорецкого лесничества Республики Башкортостан по целевому назначению отнесен к эксплуатационным лесам, в которых статьей 108 Лесного кодекса Российской Федерации допустимо осуществление любых видов деятельности, о чем указано в разделе 2.3 проекта освоения лесов (л.д. 49 т. 1).
Лесохозяйственный регламент Белорецкого лесничества Республики Башкортостан утвержден приказом Министерства от 02.06.2011 N 347-ОД, (л.д. 4-8 т. 2). В соответствии с разделом 1.2 - Виды разрешенного использования лесов на территории лесничества (таблица 5) Лесохозяйственного регламента Белорецкого лесничества Республики Башкортостан, квартал 53 Абзаковского участкового лесничества не входит в перечень кварталов разрешенных к использованию в целях осуществления рекреационной деятельности.
Таким образом, обстоятельства, с которыми апеллянт связывает несоответствие прошедшего экспертизу проекта освоения лесов лесохозяйственному регламенту, появились после заключения договора аренды с ООО "АБЗАК" и издания приказа Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан N 213-ОД от 13.04.2010. При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что проверка в отношении ранее изданных приказов об утверждении положительного заключения проекта освоения лесов не проводилась. Оспариваемые приказы не содержат ссылок на нормы права, послужившие основанием для их отмены, не содержат указания на несоответствие отмененных приказов закону и иному нормативному акту.
При таких обстоятельствах, достаточных оснований для вывода о нарушении закона при издании отмененных приказов и законности издания отменяющих приказов государственным органом, осуществляющим федеральный государственный лесной надзор, суду не представлено.
Сам по себе факт принесения протеста прокурором не влечет возникновения, изменения, прекращения прав лица, которому он выдан.
Согласно части 2 статьи 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании.
Вместе с тем, обязательность рассмотрения протеста прокурора, не является обязанностью по отмене опротестованного акта. Выбор мер, направленных на устранение выявленных нарушений закона подлежал соотнесению государственным органом с иными требованиями закона и возникшими у ООО "АБЗАК" гражданскими правами.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Государственная пошлина за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции распределяется между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Ее взыскание в доход федерального бюджета не производится в связи с подачей жалобы лицом, освобожденным от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.08.2015 по делу N А07-7510/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Башкирской природоохранной межрайонной прокуратуры - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.Ю. Соколова |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-7510/2015
Истец: ООО "АБЗАК"
Ответчик: Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан
Третье лицо: Башкирская природоохранная межрайонная прокуратура
Хронология рассмотрения дела:
11.02.2016 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-102/16
11.02.2016 Определение Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-102/16
14.10.2015 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-11449/15
13.08.2015 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-7510/15