г. Пермь |
|
19 октября 2015 г. |
Дело N А50-9245/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 октября 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Макарова Т.В.,
судей Голубцовой Ю.А., Паньковой Г.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ходыревой Н.В.,
при участии
от истца, открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Свердловской дирекции по тепловодоснабжению - структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги": Скок Е.В., паспорт, доверенность 77 АБ 7613507 от 06.07.2015,
от третьего лица, Департамента жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Перми: Букреева Ю.А., удостоверение, доверенность СЭД-04-02-33-1 от 23.03.2015,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда)
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица, Департамента имущественных отношений Администрации города Перми,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 17 июля 2015 года,
принятое судьей Вшивковой О.В.
по делу N А50-9245/2015
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Свердловской дирекции по тепловодоснабжению - структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727)
к Департаменту имущественных отношений Администрации города Перми,
о признании бездействия незаконным,
третьи лица: Администрация Дзержинского района города Перми, Департамент жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Перми,
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Свердловской дирекции по тепловодоснабжению - структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением (c учетом уточнения требований в судебном заседании 10 июля 2015 года) о возложении обязанности на Департамент имущественных отношений Администрации города Перми обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю с заявлением по принятию на учет следующего бесхозяйного недвижимого имущества, находящегося в городе Перми: здания ЦТП по ул. Барамзиной, 42, тепловой сети от теплового колодца (ТК) по ул. Учительской до ЦТП по ул. Барамзиной, 42, тепловой сети от ЦТП ул. Барамзиной 42 до жилого дома ул. Барамзиной 42, включая транзитные участки на жилые дома по ул. Барамзиной, 42/1 и ул. Барамзмной 42/2, тепловой сети от ЦТП по ул. Барамзиной, 42 до жилого дома по ул. Барамзиной, 42/3, сети теплоснабжения от стены жилого дома по ул. Кочегаров, 59 до дома по ул. Заречная, 145 (с учетом транзита по подвалу) протяженностью 186 п.м, тепловой сети по ул. Белоевского, 1 до ул. Заречной, 145 (с учетом транзита по подвалу) протяженностью 163,5 п.м, тепловой сети по ул. Белоевской, 3 до ул. Заречной, 143 (с учетом транзита по подвалу), протяженностью 188 п.м, сети теплоснабжения от теплового колодца до жилого дома N 18 по ул. Дзержинского протяженностью 23,00 п.м, сети теплоснабжения от теплового колодца до жилого дома N 28 по ул. Дзержинского протяженность 5 п.м, сети горячего водоснабжения по ул. Белоевской, 49 протяженностью 22 п.м d 32,00 п.м., сети горячего водоснабжения по ул. Заречной, 131 протяженность 121 п.м. d 50,00 п.м.
Истец считает, что на Департамент имущественных отношений Администрации города Перми возложены функции обслуживать спорные сети до момента регистрации права муниципальной собственности. Указанной регистрации предшествует обращение заинтересованного лица в регистрирующий орган с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 17 июля 2015 года заявленные требования удовлетворены.
При рассмотрении настоящего спора суд исходил из того, что бездействие со стороны органов местного самоуправления совершено в процессе определения вещи бесхозяйной в порядке, регулируемом статьей 225 ГК РФ, и относится к сфере гражданско-правового регулирования. При этом суд пришел к выводу, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан совершить действия по подаче такого заявления в силу возложенных на него законом полномочий.
Департамент имущественных отношений Администрации города Перми обжалует решение в апелляционном порядке, просит решение отменить, в удовлетворении заявленных требований - отказать. С выводами суда не согласен. Считает, что в соответствии с действующим Регламентом взаимодействия функциональных и территориальных органов Администрации города Перми обязанность подготовки таких документов возложена на Администрацию Дзержинского района города Перми. Полагает, что участки сетей, находящиеся в подвалах зданий по участкам трубопроводов, находящихся по вышеозначенным адресам, не могут быть признаны в качестве бесхозяйных вещей в силу необходимости выполнения функций единого объекта, предназначенного для транспортировки энергии. Поскольку истец передает потребителям тепловую энергию посредством спорных сетей, эксплуатирует их, следовательно, несет обязательство по надлежащему их содержанию и обслуживанию. Также ссылается на то, что в Федеральном законе от 07.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" не указан срок, в течение которого орган местного самоуправления обязан обратиться в регистрирующий орган с заявлением о регистрации права муниципальной собственности.
Администрация представила отзыв на апелляционную жалобу, просит решение отменить, в иске отказать, придерживается доводов Департамента.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя Скок Е.В. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Представитель третьего лица, Департамента жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Перми, Букреева Ю.А. также выразила несогласие с изложенными в апелляционной жалобе доводами, просила решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Надлежащим образом уведомленные о месте и времени судебного заседания заинтересованное лицо, третье лицо, Администрация Дзержинского района города Перми в судебное заседание суда апелляционной инстанции представителей не направили, что в силу статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, с учетом доводов сторон, по правилам, предусмотренным ст.71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает, что оснований для изменения или отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Как следует из материалов дела, заявитель оказывает услуги по передаче тепловой энергии на территории г. Перми.
Для осуществления указанного вида деятельности заявителю на праве собственности принадлежат тепловые сети.
Данное обстоятельство подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности N N 59 БГ 756511, 59 БГ 756451, 59 БГ 756513 от 04 марта 2013 года, N 59 АК 580077 от 22 марта 2004 года, N 59 АК 580469 от 23 марта 2004 года, N 59 БГ 663608 от 12 декабря 2012 года.
В период с 14 февраля 2013 года по 05 апреля 2013 года Департамент обязал заявителя содержать и эксплуатировать бесхозяйные объекты, находящиеся в г. Перми и примыкающие к сетям заявителя, в том числе: центральный тепловой пункт (ЦТП) по ул. Барамзиной, 42, тепловую сеть от теплового колодца (ТК) по ул. Учительская до ЦТП ул. Барамзиной, 42, тепловую сеть от ЦТП по ул. Барамзиной 42 до жилого дома по ул. Барамзиной 42, включая транзитные участки на жилые дома ул. Барамзиной, 42/1, ул. Барамзиной 42/2, тепловую сеть от ЦТП по ул. Барамзиной, 42 до жилого дома по ул. Барамзиной, 42/3 (акт приема-передачи имущества от 14 февраля 2013 года), а также сеть теплоснабжения от стены жилого дома ул. Кочегаров, 59 до дома yл. Заречная, 145 (с учетом транзита по подвалу), протяженностью 186 п.м, тепловую сеть по ул. Белоевского, 1 до ул. Заречная, 145 (с учетом транзита по подвалу), протяженностью 163,5 п.м, тепловую сеть по ул. Белоевского, 3 до ул. Заречная, 143 (с учетом транзита по подвалу), протяженностью 188 п.м (акт приема-передачи имущества от 06 марта 2013 года), сети теплоснабжения от теплового колодца до жилого дома N 18 по ул. Дзержинского, протяженностью 23,00 п.м, сети теплоснабжения от теплового колодца до жилого дома N 28 по ул. Дзержинского, протяженность 5 п.м, сети горячего водоснабжения по адресу: ул. Белоевская, 4 протяженностью 22 п.м d 32,00 п.м, сети горячего водоснабжения по ул. Заречная, 131, протяженностью 1 200 п.м d 50,00 п.м (акт приема-передачи имущества от 05 апреля 2013 года).
Истец 20 января 2015 года обратился в Департамент с просьбой о постановке на учет объектов в качестве бесхозяйных (л.д. 13).
Ответ на данное письмо не получен.
Полагая, что транзитные участки сетей являются бесхозяйным имуществом, а Департамент в силу положений ГК РФ должен обратиться в регистрирующий орган с заявлением о принятии на учет спорных сетей в качестве бесхозяйных, истец обратился в арбитражный суд.
При рассмотрении настоящего спора суд исходил из того, что бездействие со стороны органов местного самоуправления совершено в процессе определения вещи бесхозяйной в порядке, регулируемом статьей 225 ГК РФ, и относится к сфере гражданско-правового регулирования. Защита нарушенных прав в таком случае осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 ГК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В соответствии с ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В силу ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 14, п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов относятся организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей и принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств и организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно п. 6 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
В соответствии с п. 2, 4, 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 N 580, объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых не известны, или от права собственности на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном ст. 225, 236 Гражданского кодекса Российской Федерации, принимаются на учет органами Федеральной регистрационной службы (в настоящее время - органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии). Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
Таким образом, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан совершить действия по подаче такого заявления в силу возложенных на него законом полномочий.
В силу Положения о Департаменте имущественных отношений администрации города Перми, утвержденного решение Пермской городской Думы от 12.09.2006 N 210 Департамент имущественных отношений является функциональным органом администрации города Перми.
В сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом города Перми Департамент выполняет следующие функции: ведет реестр муниципального имущества города Перми, ведет учет бесхозяйного имущества, выявленного на территории города Перми и поставленного на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, определяет профиль (назначение) муниципального имущества, находящегося в казне (п. 3.1.3), реализует полномочия администрации города по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество в судебном порядке (п. 3.3.4).
Подробный порядок по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества на территории города Перми и подготовке документов для приобретения муниципальной собственности на выявленный бесхозяйный объект в настоящее время разработан и действует в виде Регламента (утвержден Постановлением Администрации г. Перми от 22.02.2008 N 130).
В соответствии с п. 3.4 Регламента в рамках предоставленных полномочий подача заявления в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю для постановки бесхозяйного объекта на учет как бесхозяйного имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется Департаментом имущественных отношений.
Представленными в материалы дела истцом уведомлениями об отсутствии в государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений, выданными 10 июля 2015 года, подтверждается отсутствие в государственном реестре информации о зарегистрированных правах на каждый из спорных объектов.
Из распоряжений ответчика N СЭД-19-10-450 от 06 марта 2013 года и N СЭД-19-10-638 следует, что спорные объекты являются бесхозяйными.
Учитывая вышеизложенное, а также наличие у ответчика в соответствии со статьей 225 ГК РФ обязанности обратиться в регистрирующий орган с заявлением по принятию на учет бесхозяйного недвижимого имущества, суд первой инстанции принял верное решение.
Апелляционный суд считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые согласно ст.270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено, оснований для отмены либо изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 17 июля 2015 года по делу N А50-9245/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Т.В.Макаров |
Судьи |
Ю.А.Голубцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-9245/2015
Истец: ОАО "РЖД" в лице Свердловской дирекции по тепловодоснабжению - структурного подразделения - Центральной дирекции по тепловодоснабжению филиала ОАО "РЖД", ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: Департамент имущественных отношений Администрации г. Перми
Третье лицо: Администрация Дзержинского района г. Перми, Департамент ЖКХ Администрации г. Перми