г. Челябинск |
|
19 октября 2015 г. |
Дело N А76-9432/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 октября 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Ивановой Н.А., Костина В.Ю.,
при ведении протокола помощником судьи Кудрявцевой А.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Специализированное монтажно-эксплуатационное управление ГАИ" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 17.08.2015 по делу N А76-9432/2015 (судья Трапезникова Н.Г.).
В заседании приняли участие представители:
акционерного общества "Специализированное монтажно-эксплуатационное управление ГАИ" - Юшта И.А. (доверенность от 17.03.2015), Фукс Р.А. (доверенность от 12.05.2015).
Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе г. Челябинска - Шарипова Ю.З. (доверенность от 05.08.2015 N 18249), Родина Т.И. (доверенность от 29.06.2015, 14444).
Акционерное общество "Специализированное монтажно-эксплуатационное управление ГАИ" (далее - заявитель, общество, страхователь, АО "СМЭУ ГАИ") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе г. Челябинска (далее - заинтересованное лицо, Пенсионный фонд, фонд, управление, ГУ УПФР в Калининском районе г. Челябинска) от 16.03.2015 N 084 005 15 РФ 0000227 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части начисления страховых взносов по дополнительному тарифу в соответствии с ч. 2 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в сумме 29 557,62 рублей, пени в сумме 1116,17 рублей, штрафа в сумме 5911,52 рублей.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 17.08.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявление.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на неправомерность доначисления Фондом страховых взносов по дополнительному тарифу на выплаты в виде заработной платы в пользу электрогазосварщиков по тем основаниям, что указанные работники не были заняты в течение полного рабочего дня на видах работ, указанных в подпунктах 2-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон о трудовых пенсиях) и, соответственно, не имели право на досрочную пенсию.
По мнению, общества, выплаты работникам, которые хоть и заняты на работах с тяжелыми условиями труда, но которые не являются субъектами для досрочного выхода на пенсию, не подлежат обложению дополнительными тарифами, предусмотренными ч. 2 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
В отзыве пенсионный фонд отклонил доводы апелляционной жалобы, ссылаясь на то, что порядок исчисления страховых взносов по дополнительным тарифам с выплат и вознаграждений в пользу работников обусловлен тем, был ли работник занят на работах с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда в месяце, в котором начислены выплаты. В случае частичной занятости работника в течение месяца на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда дополнительные тарифы страховых взносов применяются пропорционально количеству дней (часов), фактически отработанных на соответствующих видах работ.
В судебном заседании представители заявителя и заинтересованного лица поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, акционерное общество "СМЭУ ГАИ" состоит на учете в Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе г. Челябинска в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию.
Фондом была проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов АО "СМЭУ ГАИ", по результатам которой составлен акт выездной проверки от 12.02.2015 N 08400515АВ000000044.
В ходе проверки было выявлено, что общество не начисляло и не уплачивало страховые взносы по дополнительному тарифу, установленному ч. 2 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ, с выплат работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда.
16.03.2015 Фондом с учетом частичного принятия возражений общества вынесено решение N 08400515РВ0000227, которым общество привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ в виде штрафа в размере 5911,52 рублей за неуплату страховых взносов по дополнительному тарифу, также обществу начислены пени на неуплаченные страховые взносы в размере 1116,17 рублей и предложено уплатить страховые взносы по дополнительному тарифу за 2013 год в размере 29 557,62 рублей.
Не согласившись с решением фонда, заявитель обратился с заявлением по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении требования заявителя, суд первой инстанции пришел к выводу, что в случае частичной занятости работника в течение месяца как на работах с особыми условиями труда, поименованных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Закона о трудовых пенсиях, так и на работах, не поименованных в указанных пунктах, исчисление страховых взносов по дополнительному тарифу осуществляется плательщиком страховых взносов со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат и вознаграждений пропорционально количеству фактически отработанных дней (часов) на соответствующих видах работ.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из системного толкования части 1 статьи 198, статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Правовое регулирование отношений, связанных с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ организации, производящие выплаты физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам.
В силу части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18, подпунктам 1, 2 пункта 2 статьи 28 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять, своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы, вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений страховых взносов.
Согласно пункту 3 статьи 8 Закона N 212-ФЗ, плательщики страховых взносов, указанные в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяют базу для начисления страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом.
Как установлено пунктом 3 статьи 15 Закона N 212-ФЗ в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
Как следует из материалов дела, органом пенсионного фонда выявлено занижение базы при исчислении страховых взносов по дополнительному тарифу, предусмотренному ч. 2 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ в 2013 г. в размере 2%, в связи с не включением выплат в отношении работников предприятия - электрогазосварщиков (страховые взносы страхователем не начислялись).
Оспаривая решение фонда, заявитель указывает на то, что работники по профессии "электрогазосварщик" не были заняты в течение полного рабочего дня на видах работ, указанных в подпунктах 2-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, соответственно, не имели права на досрочную пенсию.
Согласно части 2 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", применяются с 1 января 2013 года дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации: 2013 год в размере 2,0 процента.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), в соответствии с пунктом 1 статьи 27 Закона о трудовых пенсиях, утверждаются Правительством Российской Федерации.
При этом к работникам, занятым на указанных видах работ, на основании раздела XXXIII "Общие профессии" Списка N 2 производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10, относятся электрогазосварщики (позиция 23200000-19756).
Таким образом, из буквального толкования норм статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ апелляционный суд приходит к выводу о том, что отсылка к положениям подпункта 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" сделана в Законе N 212-ФЗ лишь в части видов работ, в отношении которых применяются дополнительные тарифы, а не условий их выплаты.
При этом, в целях реализации статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ Минтруд России в письме от 05.06.2013 N 17-3/10/2-3105 разъяснил (направлено Пенсионным фондом Российской Федерации для сведения и использования в работе письмом от 28.06.2013 N ТМ-30-26/9649), порядок исчисления страховых взносов по дополнительным тарифам с выплат и вознаграждений в пользу работников обусловлен тем, был ли работник занят на работах с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда в месяце, в котором начислены выплаты. Данное правило применяется независимо от условий занятости работника в периоде, за который эти выплаты и вознаграждения начисляются. В случае полной занятости работника в течение месяца на работах, указанных в пп. 1, пп. 2 - 18 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ, организация исчисляет страховые взносы по дополнительным тарифам со всех начисленных ему в этом месяце выплат и вознаграждений, в том числе за периоды, которые не включаются в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (например, с премий за прошлые периоды и др.). В случае частичной занятости работника в течение месяца на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда дополнительные тарифы страховых взносов применяются пропорционально количеству дней (часов), фактически отработанных на соответствующих видах работ.
Таким образом, в соответствии с частью 2 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ общество обязано было в 2013 году исчислить и уплатить страховые взносы по дополнительному тарифу с выплат работникам - электрогазосварщикам, пропорционально количеству дней (часов), фактически отработанных на данном виде работ.
При этом исчисление и уплата страховых взносов по дополнительному тарифу не поставлены частью 2 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ в зависимость от факта наличия или отсутствия у занятых на работах с особыми условиями труда работников права на досрочную пенсию.
По материалам дела установлено доначисление страховых взносов в сумме 29 557,62 рублей по дополнительному тарифу было произведено учреждением с учетом фактически отработанного электрогазосварщиками времени, в связи с чем оснований для признания недействительным оспариваемого решения фонда у суда первой инстанции не имелось.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, а потому отклоняются судом апелляционной инстанции.
Согласно части 1 статьи 40 Закона N 212-ФЗ нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое настоящим Федеральным законом установлена ответственность.
Согласно части 1 статьи 41 Закона N 212-ФЗ ответственность за совершение правонарушений несут организации, индивидуальные предприниматели и физические лица в случаях, предусмотренных названным Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
Статьей 25 Закона N 212-ФЗ предусмотрена уплата пени - денежной суммы, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки, которые начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Учитывая изложенное, фондом правомерно в оспариваемом решении предложено уплатить начисленные на выявленную задолженность по страховым взносам пени, а также штраф за неуплату или неполную уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 17.08.2015 по делу N А76-9432/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Специализированное монтажно-эксплуатационное управление ГАИ" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
Н.А. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-9432/2015
Истец: АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ МОНТАЖНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГАИ", АО "СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ МОНТАЖНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГАИ"
Ответчик: ГУ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В КАЛИНИНСКОМ РАЙОНЕ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА, ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Калининском районе г. Челябинска
Хронология рассмотрения дела:
18.02.2016 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-12013/15
11.01.2016 Определение Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-12013/15
19.10.2015 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-11480/15
17.08.2015 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-9432/15
20.07.2015 Определение Арбитражного суда Челябинской области N А76-9432/15