Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 февраля 2016 г. N Ф08-10448/15 настоящее постановление отменено
город Ростов-на-Дону |
|
20 октября 2015 г. |
дело N А32-44754/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 октября 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.,
судей Т.Г. Гуденица, О.Ю. Ефимовой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Красиной А.Ю.
при участии:
от заявителя: представитель не явился, извещен;
от заинтересованного дела: представитель Шилова Р.В. по доверенности от 21.09.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Формула"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.08.2015 по делу N А32-44754/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Формула"
к заинтересованному лицу - Департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар
о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции,
принятое в составе судьи Карпенко Т.Ю.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Формула" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар (далее - департамент, заинтересованное лицо) в котором просило суд:
- признать решение N 380 от 08.09.2014 об отказе в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции - настенной панели на фасаде строения (сооружения) сельскохозяйственного рынка по адресу: г. Краснодар, ул. Московская/Зиповская - незаконным;
- обязать администрацию МО г. Краснодар в лице Департамента архитектуры и градостроительства выдать разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции - настенной панели на стене строения (сооружения) сельскохозяйственного рынка по адресу: г. Краснодар, ул. Московская/Зиповская.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 04.08.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение мотивировано несоответствием рекламной конструкции общества внешнему архитектурному облику сложившейся застройки поселения или городского округа, что является основанием для отказа в выдаче разрешения согласно пункту 4 части 15 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе).
Общество с ограниченной ответственностью "Формула" обжаловало решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.08.2015 в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивированна тем, что выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела. Оспариваемое решение N 380 от 08.09.2014 об отказе в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, по мнению общества, не мотивированно. Департамент не представил доказательств, подтверждающих законность и обоснованность принятого им решения, а также не указал, каким образом размещение рекламной конструкции обществом повлечет за собой нарушение архитектурного облика города.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя общества, извещенного надлежащим образом о времен и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя департамента, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 13.11.2013 между заявителем, ООО "Формула" (рекламодатель) и ХКО "Прикубанский курень" (арендодатель) заключен договор аренды с целью размещения средств наружной рекламы на строениях арендодателя в г. Краснодаре. Согласно п.2.1. договора арендодатель на основании разрешительной документации и данного договора предоставляет рекламодателю на условиях аренды рекламное место под наружную рекламу.
На основании данного договора заявитель обратился в Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар с заявлением о выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции - настенной панели, предполагаемой к размещению на стене здания сельскохозяйственного рынка, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Московская/ул. Зиповская.
Решением Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар N 380 от 08.09.2014 заявителю отказано в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по мотиву нарушения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки муниципального образования город Краснодар.
Не согласившись с вынесенным отказом, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Повторно изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований согласиться с выводами суда первой инстанции.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений статей 198 - 201 АПК РФ для признания незаконными действий органа местного самоуправления необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых действий закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
В силу ст.13 ГК РФ, а также п.6 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта органа государственной власти или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица.
Отношения в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (ч.1 ст.2 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе).
В соответствии со ст. 6, п. 26.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом "О рекламе".
В соответствии с ч. 1 ст. 19 Закона "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
Согласно ч. 5 ст. 19 Закона "О рекламе" установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция.
Согласно ч. 9 ст. 19 Закона о рекламе установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5-7 ст. 19 Закона законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
В силу ч. 12 ст.19 Закона о рекламе орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа не вправе требовать от заявителя представления документов и сведений, не относящихся к территориальному размещению, внешнему виду и техническим параметрам рекламной конструкции, а также взимать помимо государственной пошлины дополнительную плату за подготовку, оформление, выдачу разрешения и совершение иных связанных с выдачей разрешения действий.
На основании ч.13 ст.19 Закона о рекламе орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа самостоятельно осуществляет согласование с уполномоченными органами, необходимое для принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче. При этом заявитель вправе самостоятельно получить от уполномоченных органов такое согласование и представить его в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа.
В соответствии с пунктом 4 части 15 статьи 19 Закона о рекламе основанием для отказа органа местного самоуправления в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции является нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа.
Частью 17 статьи 19 Закона о рекламе предусмотрено, что разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. В разрешении указываются владелец рекламной конструкции, собственник земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, тип рекламной конструкции, площадь ее информационного поля, место установки рекламной конструкции, срок действия разрешения, орган, выдавший разрешение, номер и дата его выдачи, иные сведения.
Отказ Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар N 380 от 08.09.2014 мотивирован тем, что размещение рекламной конструкции заявителя - настенной панели по адресу: г. Краснодар, ул. Московская/Зиповская, приведет к нарушению внешнего архитектурного облика сложившейся застройки муниципального образования город Краснодар с учетом того, что конструкция планируется к размещению на торцевой части здания.
В заседании апелляционного суда, отвечая на вопросы судебной коллегии, представитель департамента пояснил, что в силу утвержденного Порядка размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования город Краснодар (утвержден решением городской Думы Краснодара от 25.04.2013 N 47) подобного рода настенная панель может размещаться на фасаде здания. Между тем, та часть здания, на которой предполагается размещение рекламной конструкции является торцевой частью, а не фасадом (подпункт 19 пункта 8 Порядка).
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о несоответствии выводов суда первой инстанции имеющимся в материалах дела доказательствам, представленным обществом в обоснование доводов заявления.
Так, суд первой инстанции не принял во внимание, что департамент вопреки требованиям ст. 65 и ч. 5 ст. 200 АПК РФ не представил доказательств, подтверждающих законность и обоснованность принятого им отказа, не указал каким образом размещение рекламной конструкции обществом повлечет за собой ухудшение эстетического восприятия архитектурного облика города.
В соответствии с ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Департамент не представил доказательств того, что здание, на котором будет размещена рекламная конструкция, находится в зоне повышенного рекламного контроля.
Суд первой инстанции указал, что из системного толкования правовых норм, закрепленных в Федеральном законе от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральном законе от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", следует, что при рассмотрении заявлений заинтересованных лиц о выдаче разрешений на установку рекламных конструкций и при принятии решений по таким заявлениям компетентный орган местного самоуправления соответствующего городского округа обязан руководствоваться не только положениями Закона о рекламе, но и действующим на территории городского округа административным регламентом оказания муниципальной услуги по выдаче указанных разрешений.
Пунктом 18.1 административного регламента предоставления администрацией муниципального образования город Краснодар муниципальной услуги "Выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории муниципального образования город Краснодар, аннулирование таких разрешений", утвержденного постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 29.06.2012 N 5437, установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции: несоответствие проекта рекламной конструкции и её территориального размещения требованиям технического регламента; несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте генеральному плану муниципального образования город Краснодар; нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта; нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки муниципального образования город Краснодар; нарушение требований законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их охране и использовании; нарушение требований, установленных частями 5.1 - 5.7 и 9.1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Также необходимо отметить, что Решением городской Думы Краснодара от 25.04.2013 г. N 47 п. 4 признано утратившим силу решение городской Думы Краснодара от 21.12.2010 г. N 5 п. 9 "Об утверждении Правил размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования город Краснодар" и утвержден Порядок размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования город Краснодар (далее - Порядок).
Пунктами 1 и 2 Порядка установлено, что Порядок размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования город Краснодар разработан в целях сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки муниципального образования город Краснодар, недопущения его нарушения, художественно-эстетической организации внешнего благоустройства муниципального образования город Краснодар, сохранения историко-градостроительного облика, упорядочения мест размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования город Краснодар, обеспечения эффективного использования объектов муниципальной собственности муниципального образования город Краснодар в целях распространения наружной рекламы.
Порядок, в том числе, устанавливает общие требования к рекламным конструкциям, их размещению и эксплуатации, оформлению разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Пунктом 8 Порядка предусмотрены 20 типов и видов рекламных конструкций, допускающихся к установке на территории муниципального образования город Краснодар.
Из материалов дела следует, что тип и вид предполагаемой к установке рекламной конструкции - настенная панель площадью 0,4х2,5 м с площадью информационного поля - 1 кв.м.
Согласно подпункту 19 пункта 8 Порядка настенная панель - рекламная конструкция малого формата (световой короб, бегущая строка, объемные символы и т.д.), площадь которой не превышает 9 кв. м, размещаемая на фасаде здания, строения и входных группах, состоящая из одного информационного поля, может быть оборудована внутренним подсветом и системой аварийного отключения от сети электропитания;
В силу пункта 10.4 Порядка установленные на территории муниципального образования город Краснодар рекламные конструкции в части типа, вида, площади информационных полей и технических характеристик не должны нарушать внешний архитектурный облик сложившейся застройки муниципального образования город Краснодар.
Под внешним архитектурным обликом сложившейся застройки муниципального образования город Краснодар понимаются:
- особенности фасадов объектов капитального строительства, на которых или вблизи которых располагается рекламная конструкция (стилевая и композиционная целостность, ритм элементов и частей фасада, наличие деталей и членений, светоцветовое и декоративно-художественное решение, визуальное восприятие, соразмерность и пропорциональность соотношения элементов фасада, баланс открытых и закрытых поверхностей (проемов и простенков);
- окружающая градостроительная среда при приоритетном и визуальном восприятии объектов культурного наследия, культовых объектов, достопримечательностей, ценных и выразительных объектов, панорам, перспектив, а также сложившаяся планировочная структура территории.
Согласно пункту 10.5 Порядка в муниципальном образовании город Краснодар запрещается установка и эксплуатация рекламных конструкций несоответствующих требованиям, установленных Порядком.
Понятие "нарушение внешнего архитектурного облика в сложившейся застройки поселения или городского округа" носит оценочный характер, поскольку вопрос о соответствии рекламной конструкции внешнему архитектурному облику застройки, учитывая смысл подп. 4 ч. 15 ст. 19 Закона о рекламе, решается с учетом архитектурных и градостроительных особенностей конкретных зданий, территорий в испрашиваемом месте установления рекламной конструкции, с учетом установления зон повышенного рекламного контроля, ограничений, касающихся размещения наружной рекламы относительно объектов культурного и исторического значения, архитектурных стилевых ансамблей.
В оспариваемом решении N 380 от 08.09.2014 департамент указывает, что рекламная конструкция планируется на торцевой части здания, следовательно, данная часть здания не является фасадной и не может быть использована для размещения рекламной конструкции.
Между тем, в материалах дела имеются фотографии здания с предполагаемым местом размещения и внешним видом рекламной конструкции, схема размещения рекламной конструкции, из которых следует, что рекламная конструкция будет расположена на "глухой" стене здания бокового фасада здания.
Согласно понятию "фасад", данному в Строительном словаре, различаются главный, боковой, задний, уличный, дворовый и садовый фасады.
Кроме того, исходя из представленных фотографий, иллюстрирующих предположительное место размещения рекламной конструкции, окружающая градостроительная среда этой местности не включает в себя объектов культурного наследия, культовых объектов, каких -либо достопримечательностей, ценных и выразительных объектов, панорам, перспектив.
Исходя из вышеизложенного, предполагаемое место размещения рекламной конструкции соответствует требованиям Порядка размещения рекламных конструкций, следовательно, не нарушает архитектурный облик.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации департамент не доказал, что спорная рекламная конструкция не соответствует видам рекламных конструкций, разрешенных на территории муниципального образования город Краснодар, и внешнему архитектурному облику сложившейся застройки города.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что отказ Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар N 380 от 08.09.2014 в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции "настенная панель" площадью 1 кв. м. на здании по ул. Московская, 50/1 в г. Краснодаре является немотивированным.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене, апелляционная жалоба - удовлетворению.
Заявление общества о взыскании расходов на оплату услуг представителя в настоящее время удовлетворено быть не может, поскольку не представлены доказательства несения таких расходов (расходный кассовый ордер, платежное поручение).
Вместе с тем, общество не лишено возможности разрешить вопрос о взыскании судебных расходов в порядке ст. 112 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.08.2015 по делу N А32-44754/2014 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Признать незаконным решение Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар N 380 от 08.09.2014 об отказе в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции - настенной панели на фасаде строения (сооружения) сельскохозяйственного рынка, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Московская/Зиповская.
Обязать Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар выдать обществу с ограниченной ответственностью "Формула" разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции - настенной панели на стене строения (сооружения) сельскохозяйственного рынка, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Московская/Зиповская.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Р.Р. Илюшин |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-44754/2014
Истец: ООО "ФОРМУЛА", ООО Формула
Ответчик: Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар
Третье лицо: Администрация МО г Краснодар, Департамент архитектуры и градостроительства администрации МО г. Краснодар
Хронология рассмотрения дела:
14.04.2016 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-3610/16
29.02.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10448/15
20.10.2015 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-16705/15
04.08.2015 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-44754/14