г. Тула |
|
20 октября 2015 г. |
Дело N А09-6295/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.10.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 20.10.2015.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тучковой О.Г., судей Капустиной Л.А., Волковой Ю.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Корнеевой Е.В., при участии от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области - Ланцевой Ю.В. - специалист-эксперт (доверенность от 11.09.2015), от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области - Герасиной О.В (доверенность от 13.01.2015), от ФКУ "Управление автомобильной магистрали Москва - Бобруйск Федерального дорожного агентства" - Стульпинас Е.Ю. (доверенность от 15.01.2014), в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда, рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Брянской области апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 27.07.2015 по делу N А09-6295/2015 (судья Халепо В.В.), установил следующее.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (далее - Управление Росреестра по Брянской области) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением об установлении факта наличия технической ошибки в записях ЕГРП и исправлении технической ошибки путем признания отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 32:02:0180405:2 общей площадью 510 147 кв. м, разрешенное использование для размещения автомобильной дороги, расположенный по адресу Брянская область, Брянский район, федеральная автомобильная дорога "Орел - Брянск - Смоленск - граница государства Беларусь" км 137+040 до границы Жуковского района, погасив в ЕГРП регистрационную запись от 20.06.2008 N 32-32-02/008/2008-471 о регистрации права собственности на вышеуказанный земельный участок за Российской Федерацией и регистрационную запись N 32-32-02/001/2014-844 от 07.02.2014 о регистрации права постоянного пользования Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва - Бобруйск Федерального дорожного агентства".
В ходе судебного разбирательства заявитель уточнил свои требовании и просил установить факт наличия технической ошибки в записях ЕГРП; исправить техническую ошибку путем признания отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 32:02:0180405:2 общей площадью 510 147 кв. м, разрешенное использование для размещения автомобильной дороги, расположенный по адресу Брянская область, Брянский район, федеральная автомобильная дорога "Орел - Брянск - Смоленск - граница государства Беларусь" км 137+040 до границы Жуковского района, погасив в ЕГРП регистрационную запись от 20.06.2008 N 32-32-02/008/2008-471 о регистрации права собственности на вышеуказанный земельный участок за Российской Федерацией и регистрационную запись от 07.02.2014 N 32-32-02/001/2014-844 о регистрации права постоянного пользования Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва - Бобруйск Федерального дорожного агентства"; восстановить в ГКН запись 32:02:0000000:86 на земельный участок площадью 2 435 634 кв. м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, расположенный по адресу Брянская область, Брянский район, федеральная автомобильная дорога "Орел - Брянск - Смоленск - граница государства Беларусь".
Уточнение заявленных требований принято судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе управление Росреестра по Брянской области просит решение суда отменить. Указывает, что государственная регистрация права собственности на земельный участок, образованный в связи с разделом земельного участка, находящегося в аренде и ипотеке, возможна при внесении изменений в соответствующие договоры аренды и ипотеки, ссылается на положения ст. 69 Федерального закона от 16.07.1997 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)". Отмечает, что сведения о регистрации права собственности РФ и право постоянного (бессрочного) пользования ФКУ Упрдор Москва-Бобруйск на вновь образованный земельный участок с кадастровым номером 32:02:0180405:2 внесены ошибочно в связи с отказом в государственной регистрации права. Полагает, что имеет место факт наличия технической ошибки, что внесение изменений в записи ЕГРП, не соответствующей содержанию правоустанавливающего документа, осуществляется в порядке ст. 21 Закона о регистрации.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Судом установлено, что в рамках проведения работ по верификации данных Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) заявителем была выявлена ошибка в отношении земельного участка с кадастровым номером 32:02:0180405:2 общей площадью 510 147 кв. м, разрешенное использование для размещения автомобильной дороги, расположенного по адресу Брянская область, Брянский район, федеральная автомобильная дорога "Орел - Брянск - Смоленск - граница государства Беларусь" км 137+040 до границы Жуковского района.
По состоянию на 07.05.2015 в ЕГРП имелась актуальная запись от 03.06.2005 N 32-32-02/003/2005-650 о регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 32:02:0000000:86 площадью 2 435 634 кв. м, расположенного по адресу Брянская область, Брянский район, федеральная автомобильная дорога "Орел - Брянск - Смоленск - граница государства Беларусь".
На основании распоряжений Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области от 14.02.2008 N 58 и от 04.04.2008 N 129 земельный участок с кадастровым номером 32:02:0000000:86 без изменения категории земель и разрешенного использования был разделен на восемь земельных участков, в том числе земельный участок площадью 510 147 кв. м, расположенный по адресу Брянская область, Брянский район, федеральная автомобильная дорога "Орел - Брянск - Смоленск - граница государства Беларусь" км 137+040 до границы Жуковского района.
Указанный земельный участок площадью 510 147 кв. м был поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 32:02:0180405:2.
На основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области от 05.08.2005 N 82 земельный участок площадью 510 147 кв. м с кадастровым номером 32:02:0180405:2 был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование ФКУ "Управление автомобильной магистрали Москва - Бобруйск".
Из материалов дела следует, что 03.06.2008 ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области обратилось в регистрирующий орган с заявлениями о государственной регистрации прекращения права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 32:02:0000000:86 и о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 32:02:0180405:2.
Согласно уведомлениям от 27.06.2008 N 02/008/2008-459, от 27.06.2008 N 02/008/2008-471, от 26.09.2008 N 02/008/2008-459 и от 26.09.2008 N 02/008/2008-471, государственная регистрация прекращения права собственности и государственная регистрация права собственности на вышеуказанные земельные участки приостанавливалась последовательно до 27.09.2008 и до 25.10.2008.
Согласно представленным в материалы дела сообщениям об отказе в государственной регистрации от 24.10.2008 N 02/008/2008-459 и от 24.10.2008 N 02/008/2008-471 в государственной регистрации прекращения права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 32:02:0000000:86 и в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 32:02:0180405:2 было отказано.
Вместе с тем в ЕГРП была внесена запись от 20.06.2008 N 32-32-02/008/2008-471 о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 32:02:0180405:2.
Таким образом, запись N 32-32-02/008/2008-471 о государственной регистрации права была внесена в ЕГРП ранее уведомлений о приостановлении государственной регистрации от 27.06.2008 N 02/008/2008-471 и от 26.09.2008 N 02/008/2008-471 и сообщения об отказе в государственной регистрации от 24.10.2008 N 02/008/2008-471.
В дельнейшем в ЕГРП была внесена запись от 07.02.2014 N 32-32-02/001/2014-844 о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва - Бобруйск Федерального дорожного агентства" земельным участком с кадастровым номером 32:02:0180405:2.
ФКУ "Управление автомобильной магистрали Москва - Бобруйск Федерального дорожного агентства" 07 февраля 2014 года было выдано свидетельство о государственной регистрации права 32-АЖ N 459701 о регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 32:02:0180405:2.
Ссылаясь на то, что в ЕГРП были ошибочно внесены сведения о регистрации права собственности Российской Федерации и о регистрации права постоянного (бессрочного) пользования ФКУ "Управление автомобильной магистрали Москва - Бобруйск Федерального дорожного агентства" земельным участком с кадастровым номером 32:02:0180405:2 при наличии отказа в государственной регистрации права от 24.10.2008 N 02/008/2008-471, Управление Росреестра по Брянской области обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Вынося обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав.
Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ (в редакции, действовавшей в 2008 году) государственная регистрация прав проводится в следующем порядке: прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов; правовая экспертиза документов и проверка законности сделки; установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
Пунктами 1, 2 статьи 21 указанного федерального закона установлено, что техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, при государственной регистрации права и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в Единый государственный реестр прав, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр прав (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора в трехдневный срок после обнаружения указанной ошибки или получения в письменной форме от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях.
В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие регистрационные записи, такое исправление производится по решению суда, арбитражного суда.
С заявлением об исправлении такой технической ошибки в суд, арбитражный суд также вправе обратиться соответствующий орган, осуществляющий государственную регистрацию прав.
В соответствии с пунктом 70 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 01.07.2002 N 184, технические ошибки могут быть связаны с тем, что: в Едином государственном реестре прав, в свидетельстве о государственной регистрации права, в штампе регистрационной надписи на документе неверно указан номер государственной регистрации права, сделки; в штампе регистрационной надписи на документе неверно указаны реквизиты свидетельства о государственной регистрации права, дата и номер государственной регистрации сделки; сведения, внесенные в Единый государственный реестр прав и, соответственно, в свидетельство о государственной регистрации права, не соответствуют аналогичным сведениям в правоустанавливающем документе, который имеет приоритет перед записями Единого государственного реестра прав (абзац третий пункта 8 статьи 12 Закона), например, допущена описка в написании фамилии, имени, отчества правообладателя, в указании реквизитов правоустанавливающего документа; сведения об объекте недвижимого имущества (например, общей площади), внесенные в подраздел I Единого государственного реестра прав на основании документов, удостоверенных организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества (пункт 23 Правил ведения ЕГРП) и в свидетельство о государственной регистрации права, не соответствуют аналогичным сведениям, содержащимся в правоустанавливающем документе.
Из материалов дела следует, что сведения, внесенные в Единый государственный реестр прав в отношении земельного участка с кадастровым номером 32:02:0180405:2 соответствуют сведениям в правоустанавливающих документах, представлявшихся для государственной регистрации прав на указанный земельный участок.
Таким образом, суд первой инстанции верно расценил, что в рассматриваемом случае имеет место не техническая ошибка, а противоречия между зарегистрированными правами на различные земельные участки с кадастровыми номерами 32:02:0180405:2 и 32:02:0000000:86, которое не может быть устранено в порядке статьи 21 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, при государственной регистрации права и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в Единый государственный реестр прав, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр прав (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора в трехдневный срок после обнаружения указанной ошибки или получения в письменной форме от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, информирует соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, в тот же срок об исправлении технической ошибки в записях в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав. Исправление технической ошибки в записях, допущенной при государственной регистрации прав, осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимого имущества.
В данном случае, в соответствии с заявленными требованиями подлежит прекращению право собственности РФ и право постоянного бессрочного пользования.
Таким образом, заявленные требования не отвечают критериям технической ошибки и возможности ее исправления в порядке, установленном ст. 21 названного Закона.
В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (Закон о регистрации) зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке путем оспаривания правоустанавливающих документов, лежащих в основе зарегистрированного права.
При таких обстоятельствах требования заявителя об исправлении технической ошибки правомерно оставлены без удовлетворения.
С учетом изложенного апелляционный суд отклоняет довод заявителя жалобы о том, что имеет место факт наличия технической ошибки, что внесение изменений в записи ЕГРП, не соответствующей содержанию правоустанавливающего документа, осуществляется в порядке ст. 21 Закона о регистрации.
Как было указано выше, Управлением Росреестра Брянской области не представлено доказательств, что записи в ЕГРП о земельном участке с кадастровым номером 32:02:0180405:2 не соответствуют правоустанавливающим документам об этом земельном участке.
Российской Федерации 03.06.2005 выдано свидетельство серии 32АГ N 000245 о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 32:02:000000:0086, сделана запись регистрации N 32-32-02/003/2005-650.
Впоследствии 15.04.2009 выдана выписка N 02/002/2009-533 из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на земельный участок с кадастровым номером 32:02:000000:0086.
Федеральной дирекции автомобильной дороги Москва-Бобруйск 24.11.1998 выдано свидетельство N 32:021000280 о предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка под автомобильной дорогой "Орел - Брянск - Смоленск - гр. гос. Беларусь".
На основании распоряжения территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Брянской области от 05.08.2005 N 82, распоряжения территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Брянской области от 14.02.2008 N 58, распоряжения территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Брянской области от 04.04.2008 N 129, за ФКУ "Управление автомобильной магистрали Москва-Бобруйск Федерального дорожного агентства" зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 32:02:0180405:2 для размещения автомобильной дороги, общей площадью 510 147 кв. м, находящийся по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир федеральная автомобильная дорога "Орел-Брянск-Смоленск - граница государства Беларусь" км 137+040 до границы Жуковского района, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 07.02.2014 сделана запись регистрации N32-32-02/001/2014-844 и выдано свидетельство от 07.02.2014 серии 32-АЖ N 459701.
Таким образом, записи в ЕГРП о земельном участке с кадастровым номером 32:02:0180405:2 соответствуют содержанию правоустанавливающих документов, соответственно суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оснований для внесения изменений в порядке ст. 21 Закона о регистрации не имеется.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что государственная регистрация права собственности на земельный участок, образованный в связи с разделом земельного участка, находящегося в аренде и ипотеке, возможна при внесении изменений в соответствующие договоры аренды и ипотеки, ссылаясь на положения ст. 69 Федерального закона от 16.07.1997 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)". Данный довод жалобы отклоняется как несостоятельный по следующим основаниям.
Согласно ч. 2 ст. 29 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в редакции, действующей на момент регистрации ограничений (обременении) права, в государственной регистрации ипотеки может быть отказано в случаях, если ипотека указанного в договоре недвижимого имущества не допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации и если содержание договора об ипотеке или прилагаемых к нему необходимых документов не соответствует требованиям государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с ч. 1 ст. 63 Федеральный закон от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" в редакции, действующей на момент регистрации ограничений (обременении) права, ипотека земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с настоящим Федеральным законом не допускается, за исключением земельных участков, указанных в пункте 1 статьи 62.1 Федерального закона.
На основании ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация ограничений (обременении) права собственности и иных вещных прав правами третьих лиц может проводиться по инициативе правообладателей или приобретающих указанные права лиц. Если ограничение (обременение) регистрируется не правообладателем, его регистрация проводится по правилам, предусмотренным статьей 16 настоящего Федерального закона для регистрации договоров и сделок, при обязательном уведомлении правообладателя (правообладателей) о зарегистрированном ограничении (обременении).
Собственник земельного участка и правообладатель не были уведомлены о зарегистрированных ограничениях (обременениях) права.
В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие правомерность установления ограничений (обременении) на разделяемый земельный участок с кадастровым номером 32:02:0000000:86.
Ссылка заявителя жалобы на то, что сведения о регистрации права собственности РФ и право постоянного (бессрочного) пользования ФКУ Упрдор Москва-Бобруйск на вновь образованный земельный участок с кадастровым номером 32:02:0180405:2 внесены ошибочно в связи с отказом в государственной регистрации права отклоняется как несостоятельный в связи со следующим.
Регистрационная запись о праве собственности РФ на земельный участок с кадастровым номером 32:02:0180405:2 была совершена 20.06.2008.
Уведомление о приостановлении государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок с кадастровым номером 32:02:000000:0086 и государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 32:02:0180405:2 датировано 27.06.2008.
Сообщения об отказе в государственной регистрации прекращения права на земельный участок с кадастровым номером 32:02:000000:0086 и права собственности на земельный участок с кадастровым номером 32:02:0180405:2 датированы 24.10.2008.
Из вышеизложенного следует, что уведомление о приостановлении совершения регистрационных действий и сообщение об отказе в совершении регистрационных действий были вынесены после внесения регистрационной записи в ЕГРП о земельном участке.
Таким образом, был совершен юридический акт признания и подтверждения государством возникновения права собственности на земельный участок с кадастровым номером 32:02:0180405:2, на основании которого информация была впоследствии внесена в ГКН.
Заявителем не представлено доказательств наличия технической ошибки в записях ЕГРП о регистрации права собственности и права постоянного (бессрочного) пользования в отношении земельного участка с кадастровым номером 32:02:0180405:2, определение которой дано в ст. 21 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ.
Совершение со стороны регистратора действий, а именно осуществление регистрационной записи не может быть расценено как техническая ошибка.
Доводы жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не подтверждают неправильное применение судом норм материального и процессуального права, в связи с этим не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 27.07.2015 по делу N А09-6295/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Г. Тучкова |
Судьи |
Л.А. Капустина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-6295/2015
Истец: Управление Росреестра по Брянской области
Ответчик: Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Брянской области, Федеральное казенное учреждение "Управление автомобильной магистрали Москва-Бобруйск Федерального дорожного агенства"
Третье лицо: Управление Росреестра по Брянской области, ФГБУ " Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Брянской области, Федеральное Дорожное агентство