г. Вологда |
|
19 октября 2015 г. |
Дело N А05-5676/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2015 года.
В полном объёме постановление изготовлено 19 октября 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Ралько О.Б. и Смирнова В.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Куликовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Агентства по тарифам и ценам Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 13 августа 2015 года по делу N А05-5676/2015 (судья Хромцов В.Н.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Транспортное и Техническое Обслуживание Населения - Архангельск" (ОГРН 1072901008344, ИНН 2901165072; место нахождения: 163020, город Архангельск, улица Красных партизан, дом 12, корпус 1, офис 210; далее - ООО "ТриТОН- Архангельск", общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Агентству по тарифам и ценам Архангельской области (ОГРН 1042900033780, ИНН 2901128698; место нахождения: 163000, город Архангельск, улица Выучейского, дом 18; далее - агентство) о признании недействительным распоряжения от 13.03.2015 N 3р-о/з об отказе в рассмотрении предложений об установлении тарифов и возврате представленных материалов.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 13 августа 2015 года по делу N А05-5676/2015 заявленные требования удовлетворены.
Агентство с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на неправильное применение норм материального права, в частности Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406, и Регламента установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденного приказом ФСТ России от 16.07.2014 N 1154-э (далее - Регламент N 1154-э).
ООО "ТриТОН- Архангельск" отзыв на жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, 06.03.2015 ООО "ТриТОН-Архангельск" обратилось в агентство с заявлением об установлении тарифа на оказание услуг по транспортировке горячей воды, представив пакет документов, поименованных в приложении 1 к данному заявлению (том 1, листы 26-27).
Рассмотрев указанное заявление и представленные к нему материалы, агентство, в соответствии с пунктом 10 Регламента N 1154-э издало распоряжение от 13.03.2015 N 3р-о/з "Об отказе в рассмотрении предложений об установлении тарифов и возврате представленных материалов" (том 1, лист 25), которым отказало обществу в рассмотрении предложения по установлению тарифов в связи с предоставлением неполного пакета документов и материалов, предусмотренных пунктом 17 Правил регулирования, а именно по причине непредъявления копии договора на оказание услуг по транспортировке горячей воды, заключенного с организацией, осуществляющей горячее водоснабжение.
Не согласившись с данным распоряжением агентства от 13.03.2015 N 3р-о/з, общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Из части 1 статьи 198 АПК РФ следует, что для признания ненормативного правового акта государственного органа недействительным необходимо наличие двух факторов: несоответствия оспариваемого акта действующему законодательству и нарушения в результате его принятия прав и законных интересов заявителя.
На основании части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 названного Кодекса обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами оспариваемых актов, решений, возлагается на соответствующие органы.
В силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 416-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относится установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Частью 4 статьи 31 названного Закона определено, что к регулируемым видам деятельности в сфере горячего водоснабжения при осуществлении горячего водоснабжения с использованием закрытых систем горячего водоснабжения относятся:
1) горячее водоснабжение, в том числе:
а) приготовление воды на нужды горячего водоснабжения;
б) транспортировка горячей воды;
2) подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе горячего водоснабжения.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона N 416-ФЗ регулированию подлежат следующие тарифы в сфере горячего водоснабжения:
1) тариф на горячую воду (горячее водоснабжение);
2) тариф на транспортировку горячей воды;
3) тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе горячего водоснабжения.
В пункте 1 Положения об Агентстве по тарифам и ценам Архангельской области, утвержденного постановлением правительства Архангельской области от 18.12.2009 N 214-пп, предусмотрено, что агентство является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим функции в сфере государственного регулирования тарифов (цен).
Согласно подпункту 26 пункта 9 названного Положения к полномочиям агентства относится в том числе установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Таким образом, рассмотрение вопросов по установлению тарифов в сфере горячего водоснабжения, в том числе рассмотрение представленного обществом заявления об установлении тарифа на транспортировку горячей воды с пакетом обосновывающих материалов, относится к компетенции агентства.
Пунктом 3 Регламента N 1154-э определено, что регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляет в орган регулирования тарифов предложение об установлении тарифов.
Предложение об установлении тарифов, согласно пункту 5 названного Регламента, состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов, в том числе по отдельным регулируемым видам деятельности (далее - заявление об установлении тарифов), и определении необходимых обосновывающих материалов, указанных в пункте 17 Правил регулирования тарифов.
В пункте 7 Регламента N 1154-э предусмотрено, что заявление об установлении тарифов подписывается руководителем или иным уполномоченным лицом регулируемой организации, скрепляется печатью регулируемой организации и содержит опись прилагаемых к нему документов и материалов, при этом перечень документов и материалов приведен в пункте 17 Правил регулирования и является исчерпывающим.
В соответствии с подпунктом "м" пункта 17 Правил регулирования тарифов к заявлению об установлении тарифов прилагаются копии договоров о реализации товаров (работ, услуг), являющихся результатом осуществления регулируемой деятельности (в том числе договоры водоснабжения, водоотведения, договоры о подключении (технологическом присоединении), или реестр таких договоров - в случае если такие договоры утверждаются по единой форме, в том числе в соответствии с типовыми договорами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. В указанном реестре должны быть отражены сведения о лице, с которым заключен договор, предмете договора, дате заключения договора, сроке действия договора, объеме товаров (работ, услуг), реализуемых по договору.
В соответствии с пунктом 10 Регламента N 1154-э основанием для принятия решения об отказе в рассмотрении предложений об установлении тарифов и возврате представленных документов и материалов является несоблюдение заявителем сроков представления предложения об установлении тарифов, установленных настоящим Регламентом, и (или) представление в орган регулирования тарифов неполного объема документов и материалов, предусмотренных пунктом 17 Правил регулирования тарифов, кроме случаев, указанных в пункте 18 настоящего Регламента.
Принятие решения об отказе в рассмотрении предложений об установлении тарифов и возврате представленных документов и материалов по иным основаниям не допускается.
Как было отмечено ранее, отказывая обществу в рассмотрении предложений об установлении тарифов, агентство сослалось на непредъявление обществом копии договора на оказание услуг по транспортировке горячей воды, заключенного с организацией, осуществляющей горячее водоснабжение.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции представитель агентства пояснил, что обязанность предоставить такой договор установлена в подпункте "м" пункта 17 Правил регулирования тарифов.
Однако конкретный перечень договоров, а также организации, с которыми заключаются такие договоры, в подпункте "м" пункта 17 Правил регулирования тарифов не приведен.
Из буквального содержания подпункта "м" пункта 17 названных Правил следует, что к заявлению необходимо приложить копии договоров, свидетельствующих уже о реализованных (реализующихся) товарах (работах, услугах), являющихся результатом осуществления регулируемой деятельности, лица, обращающегося с заявлением об установлении тарифов.
Из материалов дела следует и агентством не опровергается, что ранее общество не оказывало услуги по транспортировке горячей воды и для ООО "ТриТОН-Архангельск" не осуществлялось государственное регулирование тарифов по данному виду деятельности.
С заявлением об установлении тарифа общество обратилось в связи с заключением с предпринимателями Прудиевым В.М. и Комаровой Н.А. (арендодатели) договоров аренды имущества, а именно объектов коммунального хозяйства/оборудования для нужд горячего водоснабжения в Северном территориальном округе города Архангельска (том 1, листы 9- 22).
Кроме того, согласно пункту 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
В пункте 2 статьи 426 ГК РФ установлено, что в публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей.
При этом в соответствии с пунктом 4 статьи 426 названного Кодекса в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
В силу статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В соответствии с частью 2 статьи 16 Закона N 416-ФЗ существенными условиями договора по транспортировке воды являются сроки и порядок оплаты по договору.
Согласно части 3 данной статьи оплата услуг по транспортировке воды осуществляется по тарифам.
В части 5 статьи 16 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что договоры по транспортировке горячей воды заключаются в соответствии с типовым договором по транспортировке горячей воды, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Пункт 8 типового договора по транспортировке горячей воды, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 643 "Об утверждении типовых договоров в области горячего теплоснабжения", предусматривает обязательное указание в составе цены услуг по транспортировке горячей воды тарифа на транспортировку воды.
Таким образом, невключение в договор по транспортировке горячей воды существенного условия - порядка оплаты, который предусматривает наличие утвержденного агентством тарифа, является неправомерным и может служить основанием для признания такого договора недействительным, а также свидетельствует об отсутствии у заявителя самой возможности заключения данного договора.
С учетом вышеизложенных норм права и обстоятельств дела суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в данной ситуации при обращении заявителя в качестве транзитной организации с заявлением в агентство об установлении тарифа на оказание услуг по транспортировке горячей воды на первый период регулирования (что имеет место в данном случае) требование о приложении к заявлению копии договора по транспортировке горячей воды, предусмотренного подпунктом "м" пункта 17 Правил регулирования, не является обязательным.
Аналогичная позиция изложена также и в письме Минстроя России от 24.11.2014 N 26623-ГБ/04 "О разъяснении отдельных положений Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644".
В связи с этим апелляционная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что отсутствие у заявителя копии договора на оказание услуг по транспортировке горячей воды, заключенного с организацией, осуществляющей горячее водоснабжении, в данном случае не может служить основанием для отказа в рассмотрении предложений об установлении тарифа на транспортировку горячей воды и возврата представленных материалов обществу.
Доводы, приведенные агентством в апелляционной жалобе, были предметом исследования суда первой инстанции, им в соответствии со статьей 71 АПК РФ дана надлежащая оценка.
Оснований для отмены судебного акта не усматривается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 13 августа 2015 года по делу N А05-5676/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Агентства по тарифам и ценам Архангельской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
О.Б. Ралько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-5676/2015
Истец: ООО "Транспортное и Техническое Обслуживание Населения - Архангельск"
Ответчик: Агентство по тарифам и ценам Архангельской области