г. Томск |
|
22 октября 2015 г. |
Дело N А45- 7720/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 октября 2015 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е. И. Захарчука
судей: О.Ю. Киреевой
О.Б. Нагишевой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.В. Бабенковой
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тепловодоснабжающая компания" (07АП-9717/2015) на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 11 сентября 2015 года по делу N А45- 7720/2015
(судья И.В. Нефедченко),
по иску общества с ограниченной ответственностью "Тепловодоснабжающая компания", г. Новосибирск (ОГРН 1135476117831) к муниципальному образованию рабочего поселка Краснозерское в лице Администрации рабочего поселка Краснозерское Краснозерского района Новосибирской области (ОГРН 1025405011752)
о взыскании 7404112 рублей основного долга, 1307195 рублей 98 копеек пени, а также процентов по день фактической оплаты суммы долга,
по встречному иску администрации рабочего поселка Краснозерское Краснозерского района Новосибирской области к обществу с ограниченной ответственностью "Тепловодоснабжающая компания" о признании недействительным пункта 8.10 концессионного соглашения в отношении объектов коммунального хозяйства от 19.08.2013,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Тепловодоснабжающая компания" (далее - истец по первоначальному иску, ООО "ТВК") обратилось в арбитражный суд с иском, измененном в ходе судебного разбирательства в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в сторону увеличения, к муниципальному образованию рабочего поселка Краснозерское в лице Администрации рабочего поселка Краснозерское Краснозерского района Новосибирской области (далее- ответчик по первоначальному иску, Администрация) о взыскании 7404112 рублей субсидии, суммы пени в размере 1307195 рублей 98 копеек, а также суммы процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 21.04.2015 по день фактической оплаты суммы долга.
Заявленные требования основаны ссылками на статьи 309, 310, 395 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы ненадлежащим исполнением Администрацией обязательства по предоставлению субсидии по п. 8.10 концессионного соглашения в отношении объектов коммунального хозяйства от 19.08.2013 в целях компенсации убытков ООО "ТВК", возникших в результате эксплуатации и обслуживания объектов концессионного соглашения по причине снижения годового отпуска тепловой энергии ниже 36000 Гкал.
Администрацией заявлено встречное исковое заявление к ООО "ТВК" о признании недействительным пункта 8.10 концессионного соглашения в от-ношении объектов коммунального хозяйства от 19.08.2013.
Требования по встречному иску основаны ссылками на статью 78 Бюджет-ного кодекса Российской Федерации, статьи 168, 180 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы несоответствие спорного пункта концессионного соглашения указанным нормам, так как предоставление субсидии возможно лишь после соответствующего решения представительного органа, которое как при заключении концессионного соглашения, так и в после-дующем принято не было.
Решением Арбитражного суда в удовлетворении первоначальных исковых требований было отказано. Встречные исковые требования были удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, истец по первоначальному иску обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении первоначальных заявленных требований и об отказе во встречных исковых требований.
Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу. Просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Более подробно доводы изложены в отзыве на апелляционную жалобу.
Ответчик по первоначальному иску, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем размещения публичных извещений о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте, а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет") явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителя ответчика по первоначальному иску.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Между муниципальным образованием рабочего поселка Краснозерское Краснозерского района Новосибирской области в лице администрации рабочего поселка Краснозерское Краснозерского района Новосибирской области (концедент) и обществом с ограниченной ответственностью "Тепловодоснабжающая компания" (концессионер) заключено концессионное соглашение в отношении объектов коммунального хозяйства (далее - концессионное соглашение), согласно условиям которого концессионер обязуется за свой счет ре-конструировать и модернизировать имущество, состав и описание которого приведены в разделе 2 Соглашения, право собственности на которое будет принадлежать концеденту, и осуществлять производство, передачу, распределение тепловой энергии, обеспечение работоспособности тепловых сетей на территории рабочего поселка Краснозерское Краснозерского района Новосибирской области; с использованием объекта Соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный настоящим соглашением, права владения и пользования объектом соглашения для осуществления указанной деятельности (пункт 1.1. концессионного соглашения).
В соответствии с пунктом 8.10 концессионного соглашение концедент (Администрация) обязана предоставить субсидию для компенсации убытков концессионера (ООО "ТВК"), возникших в результате эксплуатации и обслуживания объекта соглашения в случае снижения годового объема полезного отпуска тепловой энергии ниже 36000 Гкал или снижении тарифа на тепловую энергию регулятором ниже уровня установленного на момент заключения на-стоящего соглашения. Расчет величины субсидии определяется из расчета (36000 - фактический объем полезного отпуска) х тариф на тепловую энергию. Субсидия должна быть предоставлена в срок не позднее начала отопительного сезона.
Ссылаясь на ненадлежащим исполнением Администрацией обязательства по предоставлению субсидии по п. 8.10 концессионного соглашения в отношении объектов коммунального хозяйства от 19.08.2013 в целях компенсации убытков ООО "ТВК", возникших в результате эксплуатации и обслуживания объектов концессионного соглашения по причине снижения годового отпуска тепловой энергии ниже 36000 Гкал. - общество с ограниченной ответственностью "Тепловодоснабжающая компания", г. Новосибирск обратилось с первоначальным иском.
Ссылаясь на недействительность указанного пункта концессионного соглашения как несоответствующего нормам Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон N 115-ФЗ), нор-мам Бюджетного кодекса Российской Федерации, Администрация обратилась со встречным иском в арбитражный суд.
Встречные исковые требования были удовлетворены
Отказывая в удовлетворении первоначальных и удовлетворяя встречные исковые требования суд первой инстанции указал, что в связи с тем, что муниципальный правовой акт, регулирующий предоставление субсидий с целью компенсации расходов концессионера, возникающих при эксплуатации системы теплоснабжения, при применении регулируемых тарифов, в случае снижения полезного отпуска ниже определенного соглашением гарантируемого минимума полезного отпуска тепловой энергии на момент действия концессионного соглашения от 19 августа 2013 года отсутствовал, суд приходит к выводу о ничтожности положений пункта 8.10 концессионного соглашения от 19 августа 2013 года в части "обязательства концедента путем предоставления субсидий, компенсировать расходы концессионера, возникающие при эксплуатации системы теплоснабжения, при применении регулируемых тарифов, в случае снижения полезного отпуска ниже определенного настоящим соглашением гарантируемого минимума полезного отпуска тепловой энергии в размере 36 тыс. Гкал в год"... "в срок не позднее начала отопительного сезона" в силу части 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Не согласиться с указанными выводами у суда апелляционной инстанции оснований не имеется исходя из следующего.
Согласно части 3 статьи 3 Закона N 115-ФЗ, в редакции, действующей на момент заключения соглашения, концедент вправе принимать на себя часть расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения и предоставлять концессионеру государственные или муниципальные гарантии в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Раз-мер принимаемых концедентом на себя расходов, а также размер, порядок и условия предоставления концедентом концессионеру государственных или муниципальных гарантий должны быть указаны в решении о заключении концессионного соглашения, в конкурсной документации, в концессионном соглашении.
Как обоснованно указано судом первой инстанции, в целом концессионное соглашение соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от 5 декабря 2006 г. N 748 "Об утверждении примерного концессионного соглашения в отношении систем коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, в том числе объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, объектов, на которых осуществляется обращение с отходами производства и потребления, объектов, предназначенных для освещения территорий городских и сельских поселений, объектов, предназначенных для благоустройства территорий, а также объектов социального обслуживания населения".
Согласно части 13 статьи 3, пункту 9 части 2 статьи 10 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ (в редакции, на момент подписания концессионного соглашения) "О концессионных соглашениях" Концедент вправе принимать на себя часть расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения и предоставлять концессионеру государственные или муниципальные гарантии в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Размер принимаемых концедентом на себя расходов, а также размер, порядок и условия предоставления концедентом концессионеру государственных или муниципальных гарантий должны быть указаны в решении о заключении концессионного соглашения, в конкурсной документации, в концессионном соглашении; обязательства концедента по финансированию части расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, расходов на использование (эксплуатацию) указанною объекта по предоставлению концессионеру государственных или муниципальных гарантий, размер принимаемых концедентом на себя расходов, а также размер, порядок и условия предоставления концедентом концессионеру государственных или муниципальных гарантий.
В соответствии с пунктом 8.10 концессионного соглашение концедент (Администрация) обязана предоставить субсидию для компенсации убытков концессионера (ООО "ТВК"), возникших в результате эксплуатации и обслуживания объекта соглашения в случае снижения годового объема полезного отпуска тепловой энергии ниже 36000 Гкал или снижении тарифа на тепловую энергию регулятором ниже уровня установленного на момент заключения на-стоящего соглашения. Расчет величины субсидии определяется из расчета (36000 - фактический объем полезного отпуска) х тариф на тепловую энергию.
Субсидия должна быть предоставлена в срок не позднее начала отопи-тельного сезона.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона N 115-ФЗ концессионное соглашение помимо предусмотренных частями 1 и 1.1 данной статьи существенных условий может содержать иные не противоречащие законодательству Российской Федерации условия.
Вместе с тем, как обоснованно указано судом первой инстанции пунктом 8.10 соглашения предусмотрено предоставление субсидий на компенсацию убытков концессионера, однако, данный вид возмещения не установлен ни нормами Закона N 115-ФЗ, ни нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации, ни муниципальными правовыми актами представительного органа местного самоуправления о местном бюджете, ни муниципальными правовыми актами исполнительного органа местного само-управления о порядке предоставления такого рода субсидий.
В силу пункта 3 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - БК РФ) (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных обстоятельств) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.
При этом согласно части 3 статьи 78 БК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных обстоятельств) нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Из буквального толкования пункта 3 части 2 статьи 78 БК РФ следует, что предоставление субсидий осуществляется по решению представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемым в соответствии с ним муниципальным правовым актом местной администрации. Следовательно, предоставление субсидии только на основании решения о местном бюджете без муниципального правового акта недопустимо, и возможно только при наличии двух правовых актов (решения о бюджете и акта местной администрации, регламентирующего предоставление субсидий).
Между тем, муниципальный правовой акт, регулирующий предоставление субсидий на момент действия концессионного соглашения, отсутствовал.
Выводы суда первой инстанции в данной части являются верными.
Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" не предусмотрено предоставление муниципальных субсидий.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" при исполнении концессионного соглашения концессионер обязан:
1) осуществить в установленные концессионным соглашением сроки создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения и приступить к его использованию (эксплуатации);
2) использовать (эксплуатировать) объект концессионного соглашения в целях и в порядке, которые установлены концессионным соглашением;
3) осуществлять деятельность, предусмотренную концессионным соглашением, и не прекращать (не приостанавливать) эту деятельность без согласия концедента;
4) обеспечивать при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, возможность получения потребителями соответствующих товаров, работ, услуг;
5) предоставлять потребителям установленные федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, нормативными правовыми актами органа местного самоуправления льготы, в том числе льготы по оплате товаров, работ, услуг, в случаях и в порядке, которые установлены концессионным соглашением;
6) поддерживать объект концессионного соглашения в исправном состоянии, проводить за свой счет текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на содержание этого объекта, если иное не установлено концессионным соглашением.
Учитывая, что пункт 8.10 концессионного соглашения является ничтож-ным и не влечет никаких юридических последствий, требований ООО "ТВК", основанное на данном пункте удовлетворению не подлежит.
Таким образом, доводы апеллянта подлежат отклонению.
Поскольку нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, не допущено, обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
При таких обстоятельствах, у апелляционного суда в соответствии со ст. 270 АПК РФ отсутствуют основания для отмены (изменения) решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 11 сентября 2015 года по делу N А45- 7720/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
Е.И. Захарчук |
Судьи |
О.Ю. Киреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-7720/2015
Истец: ООО "Тепловодоснабжающая компания"
Ответчик: Муниципальное образование рабочий поселок Краснозерское Краснозерского района Новосибирской области администрация рабочего поселка Краснозерское