Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 марта 2016 г. N Ф07-3095/15 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
23 октября 2015 г. |
Дело N А56-25247/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 октября 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Загараевой Л.П.
судей Дмитриевой И.А., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Сердюк К.С.
при участии:
от заявителя: Силеева А.В. по доверенности от 28.05.2015 N 9
от ответчика: 1) Конториковой И.С. по доверенности от 19.01.2015 N 09/685,
2) не явился, извещен
от 3-го лица: Лаврениковой К.И. по доверенности от 10.06.2015 N 311
рассмотрев в открытом судебном заседании
заявление ООО "Северное Ремонтно-строительное объединение"
к 1) Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу,
2) Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
3-е лицо: СПб ГУП "Петербургский метрополитен"
об оспаривании заключения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 25.12.2014 N Т02-495/14 на основании которого принято решение о включении сведений в отношении Общества в реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением от заключения договора; заявитель также просит исключить его из реестра недобросовестных поставщиков
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Северное ремонтно-строительное объединение" (далее - ООО "Северное РСО", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании заключения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - Управление, УФАС) от 25.12.2014 N Т02-495/14 на основании которого принято решение о включении сведений в отношении Общества в реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением от заключения договора; заявитель также просит исключить его из реестра недобросовестных поставщиков.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено СПб ГУП "Петербургский метрополитен" (далее - заказчик закупки).
Решением суда от 15.06.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество, не согласившись с решением суда, направило апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просило решение суда отменить.
В ходе рассмотрения апелляционной жалобы в порядке пункта 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено обстоятельство для безусловной отмены обжалуемого судебного акта, так в абзаце втором пункта 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" разъяснено, что если судом апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы в порядке апелляционного производства будет установлено, что при рассмотрении дела в суде первой инстанции лицо заявляло ходатайство в соответствии со статьей 49 АПК РФ об изменении предмета или основания иска, увеличении или уменьшении исковых требований и суд неправомерно отказал в удовлетворении такого ходатайства или рассмотрел заявление без учета заявленных изменений либо по какому-то другому требованию лица, участвующего в деле, не принял решения и утрачена возможность принятия дополнительного решения, то суд апелляционной инстанции, исходя из положений части 1 статьи 268 АПК РФ о повторном рассмотрении дела, в силу части 6.1 статьи 268 АПК РФ переходит к рассмотрению дела по правилам, установленным настоящим Кодексом для рассмотрения дела в суде первой инстанции, в рамках которого рассматривает не рассмотренные ранее требования, принимает измененные предмет или основание иска, увеличенные (уменьшенные) требования.
При таких обстоятельствах, суд усматривает безусловные основания для отмены решения суда в связи с рассмотрением заявления без учета уточнений.
Кроме того, на основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что судом принято решение о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле (пункт 4 части 4 статьи 270 АПК РФ).
Определением от 29.07.2015 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции. К участию в деле в качестве соответчика привлечена Федеральная антимонопольная служба, юридический адрес: 125993, Москва, ул. Садовая-Кудринская, дом 11.
В судебном заседании представитель Общества поддержал заявленные требования, просил признать ненормативным и отменить решение Федеральной антимонопольной службы о внесении ООО "Северное РСО" в реестр недобросовестных поставщиков Р1500663/30.03.2015, основанное на заключении от 25.12.2014 N Т02-495/14, вынесенным УФАС по Санкт-Петербургу; признать незаконным включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков и обязать ФАС России исключить сведения об Обществе из реестра недобросовестных поставщиков.
Представитель ФАС России представителя в судебное заседание не направил о времени и месте рассмотрения заявления Общества извещено надлежащим образом.
Представители УФАС по Санкт-Петербургу и СПб ГУП "Петербургский метрополитен" возражали против удовлетворения заявленных требований.
Исследовав собранные по делу доказательства в совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, 06.11.2014 СПб ГУП "Петербургский метрополитен" на официальном сайте закупок в сети Интернет опубликовало извещение о проведении запроса предложений в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту строительных элементов главного производственного корпуса, в части зенитных фонарей, панелей, плит покрытий и перекрытий. На официальном сайте также размещена документация о проведении конкурентной процедуры закупки - запроса предложений в электронной форме на право заключения названного договора.
На дату окончания приема заявок (14.11.2014) было подано 2 коммерческих предложения. В соответствии с протоколом заседания закупочной комиссии от 21.11.2014 победителем запроса предложений признано ООО "Северное РСО", как участник, предложивший наименьшую цену.
Протокол заседания закупочной комиссии опубликован 21.11.2014 на официальном сайте, на сайте ОАО "Единая электронная торговая площадка" и на официальном сайте СПб ГУП "Петербургский метрополитен".
Документацией о закупке была предусмотрена обязанность участника, признанного победителем, заключить договор в соответствии с прилагаемым к требованиям запроса предложений проектом договора. ООО "Северное РСО" приняло данные условия документации о запросе предложений, о чем указало в подписанном со своей стороны коммерческом предложении от 12.11.2014
26.11.2014 СПб ГУП "Петербургский метрополитен" направило в адрес Общества проект договора и приложения к нему по адресу электронной почты, указанной участником закупки в своем коммерческом предложении.
В соответствии с п. 2.1.3.1 Положения о закупках ГУП "Петербургский метрополитен", договор должен быть подписан и направлен победителем в адрес заказчика не позднее трех календарных дней со дня его получения.
Письмом от 03.12.2014 исх. N 148 Общество сообщило о невозможности подписания договора с ГУП "Петербургский метрополитен" в связи с задержкой платежей по выполненным работам со стороны иных заказчиков и образовавшимся в связи с этим кассовым разрывом, а также в связи с отсутствием авансового платежа на приобретение материалов по спорному договору. Обществом выражено сожаление по поводу сложившейся ситуации.
04.12.2014 СПб ГУП "Петербургский метрополитен" составлен акт об уклонении Общества от заключения договора по результатам процедур закупок на выполнение работ по капитальному ремонту; 05.12.2014 данный акт направлен в адрес Общества.
В соответствии с Приказом ФАС России от 18.03.2013 N 164/13 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на комиссию ФАС России и соответствующие комиссии территориальных органов ФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) возложены полномочия по проверке сведений, предоставляемых в ФАС России в соответствии с Правилами направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1211.
Комиссия антимонопольного органа по результатам проверки сведений, направленных организатором торгов о недобросовестном участнике закупки ООО "Северное РСО", руководствуясь п. 2.1 Приказа от 18.03.2013 N 164/13 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", заключила направить в Федеральную антимонопольную службу сведения представленные СПБ ГУП "Петербургский метрополитен" выдала заключение N Т02-495/14 от 25.12.2014 в отношении ООО "Северное РСО" для включения в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением от заключения договора.
Действия комиссии в полной мере соответствуют законодательству, регламентирующему спорные правоотношения.
На основании данного заключения сведения в отношении Общества включены в реестр недобросовестных поставщиков.
Не согласившись с решением ФАС России о внесении ООО "Северное РСО" в реестр недобросовестных поставщиков Р1500663/30.03.2015, основанное на заключении от 25.12.2014 N Т02-495/14, вынесенным УФАС по Санкт-Петербургу Общество обратилось в арбитражный суд. Кроме того Общество просит признать незаконным включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков и обязать ФАС России исключить сведения об Обществе из реестра недобросовестных поставщиков.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) целями регулирования названного закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 указанной статьи, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Согласно частям 1 и 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки. Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с пунктом 2.1.3.1 Положения о закупках ГУП "Петербургский метрополитен" (утв. Приказом начальника метрополитена N 151 от 29.02.2012) составленный заказчиком договор направляется победителю в течение пяти календарных дней с момента составления протокола закупочной комиссии; договор должен быть подписан и направлен победителем в адрес метрополитена не позднее трех календарных дней со дня его получения адресатом.
Пунктом 2.1.3.2 Положения о закупках предусмотрено, что в случае ненаправления победителем подписанного договора в установленный пунктом 2.1.3.1 срок, победитель считается уклонившимся от заключения договора, о чем, в соответствии с пунктом 2.1.3.4 Положения, заказчик составляет соответствующий акт.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона N 223-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров.
Документацией о запросе предложений предусмотрена обязанность участника, признанного победителем, заключить договор в соответствии с прилагаемым к требованиям запроса предложений проекта договора. ООО "Северное РСО" приняло данные условия документации, о чем указало в подписанном со своей стороны коммерческом предложении.
При подготовке к участию в данной закупке, Общество изучило и ознакомилось с извещением и условиями документации, с положением о закупках СПб ГУП "Петербургский метрополитен", приняло установленные в них требования и условия, выразив свою волю и свое согласие путем направления оферты заказчику, тем самым согласившись с установленным порядком проведения закупки и возможными последствиями.
Однако впоследствии от заключения договора Общество отказалось, что правомерно расценено антимонопольным органом как умышленное уклонение от заключения договора.
Согласно части 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Применительно к Закону о закупках лицо, принимая решение об участии в процедуре проведения закупки, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных указанным Законом.
Уклонение от заключения договора может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения договора, то есть создает условия, влекущие невозможность его подписания.
Юридическое лицо, принимая решение об участии в процедуре закупки и подавая соответствующее предложение, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о закупках, в том числе, приведших к невозможности заключения контракта с ним как лицом, признанным победителем конкурса.
ООО "Северное "РСО" направило письмо (от 03.12.2014 N 148), в котором указало на отсутствие финансовой возможности подписать договор по капитальному ремонту строительных элементов главного производственного корпуса, в части зенитных фонарей, панелей, плит покрытий и перекрытий.
В своих пояснениях по вопросу уклонения от заключения договора (исх. N 154 от 24.12.2014) Общество также подтвердило данный факт, указав, что вынуждено было отказаться от подписания договора в связи со сложной финансовой ситуацией, вызванной задержками платежей по выполненным работам.
В связи с уклонением Общества от заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту строительных элементов главного производственного корпуса, в части зенитных фонарей, панелей, плит покрытий и перекрытий, закупочной комиссией предприятия 05.12.2014 принято решение о заключении договора на выполнение данных работ с участником, занявшим второе место, и заключен договор от 05.12.2014 N 110/14 с ЗАО "Управление-20 Метрострой".
При изложенных обстоятельствах, решение ФАС России о внесении ООО "Северное РСО" в реестр недобросовестных поставщиков Р1500663/30.03.2015, основанное на заключении от 25.12.2014 N Т02-495/14, вынесенным УФАС по Санкт-Петербургу принято антимонопольным органом в пределах предоставленных ему полномочий, соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя, оснований для отмены обжалуемого решения ФАС России суд не установил. Также суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для признания незаконным включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков и обязании ФАС России исключить сведения об Обществе из реестра недобросовестных поставщиков.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При изложенных обстоятельствах в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.06.2015 по делу N А56-25247/2015 отменить.
В удовлетворении требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.П. Загараева |
Судьи |
И.А. Дмитриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-25247/2015
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 марта 2016 г. N Ф07-3095/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Северное Ремонтно-строительное объединение"
Ответчик: Управление Федеральной антимономольной службы по Санкт-Петербургу
Третье лицо: СПб ГУП "Петербургский метрополитен", Федеральная антимонопольная служба