г. Санкт-Петербург |
|
23 октября 2015 г. |
Дело N А56-22969/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 октября 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей Н.И.Протас, В.М.Толкунова
при ведении протокола судебного заседания: К.А.Цубановой
при участии:
от истца: предст. Брюзгина М.В. - доверенность N 41-2015 от 01.04.2015
от ответчика: предст. Абрамова Ю.Б. - доверенность N 1.45-3612 от 31.12.2014
от третьих лиц: 1) предст. Конторикова И.С. - доверенность N 09/685 от 19.01.2015, 2) не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20655/2015) общества с ограниченной ответственностью "Развитие и инвестиции" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.06.2015 по делу N А56-22969/2015 (судья Глумов Д.А.), принятое
по иску общества с ограниченной ответственностью "Развитие и инвестиции"
к Санкт-Петербургскому государственному унитарному предприятию "Горэлектротранс"
третьи лица: 1) Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, 2) общество с ограниченной ответственностью "Балтийская сбытовая компания"
о признании недействительными результатов конкурса
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Развитие и инвестиции" (ОГРН 1117847073321; далее - истец, ООО "Развитие и инвестиции") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными результатов конкурса, подтвержденных протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе от 24.03.2015 N РЗ-23/2015, утвержденным конкурсной комиссией Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия городского электрического транспорта (ОГРН 1027809259730; далее - ответчик, предприятие, СПб ГУП "Горэлектротранс").
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - УФАС, антимонопольный орган) и общество с ограниченной ответственностью "Балтийская сбытовая компания" (далее - ООО "Балтийская сбытовая компания").
Решением суда от 30.06.2015 в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Развитие и инвестиции", ссылаясь на несоответствие выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела, неправильную оценку представленных в материалы дела доказательств, просит решение суда от 30.06.2015 отменить и вынести по делу новый судебный акт. По своему содержанию апелляционная жалоба полностью повторяет доводы, приведенные в исковом заявлении при обращении истца в суд первой инстанции.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы жалобы. Представители СПб ГУП "Горэлектротранс" и УФАС доводы жалобы отклонили по основаниям, приведенным в письменных отзывах, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу истца - без удовлетворения.
Третье лицо - ООО "Балтийская сбытовая компания" уведомлено надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направило, однако представило письменный отзыв (вх. от 15.10.2015 N 12116/2015), в котором также выразило несогласие с доводами жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 27.02.2015 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru предприятием (заказчиком) размещено извещение о проведении открытого конкурса на право заключения договора на поставку электроэнергии для нужд СПб ГУП "Горэлектротранс".
Номер извещения 31502080719. Максимальная цена договора - цена гарантирующего поставщика электроэнергии на территории Санкт-Петербурга, к зоне деятельности которого относятся объекты СПб ГУП "Горэлектротранс".
Сроки поставки: с 01.04.2015 по 31.03.2016 с возможностью пролонгации.
На участие в конкурсе были поданы две заявки: ООО "Развитие и инвестиции" и ООО "Балтийская сбытовая компания".
Протоколом от 24.03.2015 N РЗ-23/2015 (далее - протокол NРЗ-23/2015) заявка истца отклонена ввиду несоответствия требованиям конкурсной документации, а именно: представленный договор купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком не заверен надлежащим образом; договор аренды оборудования АИИСКУЭ (автоматизированная информационно-измерительная система коммерческого учета электроэнергии) представлен не в полном объеме и не заверен надлежащим образом; предложен общий процент снижения цены 1 кВт*ч электроэнергии от цены 1 кВт*ч гарантирующего поставщика за отчетный период по третьей ценовой категории.
К участию в открытом конкурсе допущено ООО "Балтийская сбытовая компания". В соответствии с пунктом 6 статьи 14 раздела 4 Тома 1 Конкурсной документации открытый конкурс признан несостоявшимся (пункт 3). В соответствии с пунктом 4 протокола N РЗ-23/2015 заказчику рекомендовано заключить договор с ООО "Балтийская сбытовая компания".
25.03.2015 с ООО "Балтийская сбытовая компания" заключен договор N 15/293 на поставку электроэнергии для нужд СПб ГУП "Горэлектротранс".
Полагая действия заказчика при проведении открытого конкурса на право заключения договора на поставку электроэнергии для нужд предприятия незаконными, ООО "Развитие и инвестиции" 25.03.2015 обратилось с жалобой в УФАС. Решением УФАС от 01.04.2015 по жалобе N Т02-104/15 жалоба истца признана необоснованной (том 2, л.д. 25-30).
Однако, не согласившись с результатами конкурса, 07.04.2015 истец обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, не установив правовых и фактических оснований для признания недействительными результатов рассматриваемого конкурса
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, оценив доводы жалобы и заслушав мнение сторон и третьего лица - УФАС, не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы ввиду следующего.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N223-ФЗ) установлено, что целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
СПб ГУП "Горэлектротранс" относится к унитарным предприятиям, для которых в соответствии с частью 2 статьи 1 Закона N 223-ФЗ установлены общие требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона).
При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки; равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизменяемых требований к участникам закупки (часть 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ).
Согласно части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
При обращении в суд истец сослался на нарушение СПб ГУП "Горэлектротранс" положений Закона N 223-ФЗ и Закона N 135-ФЗ при предъявлении к участникам конкурса следующих требований: участник должен обладать правом собственности на АИИСКУЭ или правом аренды АИИСКУЭ; участник для подтверждения права собственности на АИИСКУЭ должен предоставить документальное подтверждение права собственности; участник для подтверждения права аренды АИИСКУЭ предоставляет копию действующего договора аренды автоматизированной информационно-измерительной системы коммерческого учета электроэнергии, подписанную руководителями сторон по договору (с расшифровкой подписи), одной из сторон которого является гарантирующий поставщик, и заверенную печатями сторон по договору не ранее даты размещения извещения о проведении открытого конкурса. Отсутствие указанных документов, подтверждающих право собственности на АИИСКУЭ или документов, подтверждающих аренду АИИСКУЭ, одной из сторон которой является гарантирующий поставщик, является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, что, по мнению истца, приводит к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Кроме того, истец указал, что в закупочной документации отсутствовали сведения о начальной цене договора, выраженной в денежной форме, что является нарушением части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ.
Действительно, в соответствии с названной нормой Закона N 223-ФЗ в извещении о закупке должны быть указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота); в документации о закупке должен быть указан порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей).
Как пояснил ответчик при рассмотрении дела в УФАС и в суде первой инстанции, в соответствии с требованиями конкурсной документации установлен стоимостной критерий оценки: общий процент снижения цены 1 кВт*ч электроэнергии от цены 1 кВт*ч гарантирующего поставщика. Гарантирующие поставщики рассчитывают значения предельных уровней нерегулируемых цен с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 96 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (вместе с "Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии", "Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии"), по формулам расчета предельных уровней нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) и их составляющих согласно Правилам определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N1179.
Таким образом, ответчиком в договоре установлен ценовой критерий, позволяющий идентифицировать цену, установленную на рынке электроэнергии, а участник размещения заказа должен был указать процент снижения от стоимости, установленной конкретным гарантирующим поставщиком, с которым у него заключен соответствующий договор.
Кроме того, как обоснованно указал суд первой инстанции, истец не оспорил в установленном законом порядке положения конкурсной документации, приводящие, по его мнению, к ограничению или устранению конкуренции, и принял участие в конкурсе на предложенных условиях.
В Протоколе по рассмотрению и оценке заявок от 24.03.2015 N РЗ-30/2015 закупочной комиссией установлено, что в заявке истца выявлено несоответствие требованиям конкурсной документации, а именно:
- истец предложил общий процент снижения цены 1 кВт*ч электроэнергии от цены 1 кВт*ч гарантирующего поставщика за отчетный период только по третьей ценовой категории, в то время как в соответствии с требованиями конкурсной документации требовалось указать процент снижения независимо от ценовой категории.
Истец в судебном заседании пояснил, что им таким образом было понято содержание конкурсной документации в данной части, как предложение процента снижения от выбранной им (участником) ценовой категории.
Вместе с тем такое понимание содержания конкурсной документации противоречит самому ее содержанию, а за разъяснениями содержания конкурсной документации истец к ответчику не обращался;
- истец в составе заявки представил документы, не соответствующие требованиям подпункта "к" пункта 4.2 Тома 2 Документации: договор купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком не заверен надлежащим образом; договор аренды оборудования АИИСКУЭ представлен не в полном объеме и не заверен надлежащим образом. Данное обстоятельство истцом не оспаривается.
Учитывая изложенное, правильным является вывод суда первой инстанции о том, что истец обоснованно не был допущен к участию в конкурсе в связи с несоответствием его заявки требованиям конкурсной документации.
Доводы подателя жалобы о том, что требование конкурсной документации о наличии в собственности или в аренде автоматизированной информационно-измерительной системы коммерческого учета электроэнергии (АИИСКУЭ) именно с гарантирующим поставщиком носит дискриминационный характер и приводит к ограничению конкуренции, так как на сайте Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений имеется информация о единственной системе АИИСКУЭ СПб ГУП "Горэлектротранс" (с индивидуальным номером в реестре), которая может принадлежать на праве собственности только одному лицу, а отсутствие договора аренды АИИС КУЭ не может являться препятствие для заключения договора энергоснабжения в силу пункта 159 Основных положений функционирования розничных рынков, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, не могут быть приняты судом при рассмотрении настоящего спора ввиду того, что содержание конкурсной документации истцом в установленном порядке обжаловано не было, как уже было установлено выше.
Довод истца о нарушении конкурсной комиссией заказчика Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд Санкт-Петербургского унитарного предприятий городского электрического транспорта, утв. 29.12.2013 (опубликовано на официальном сайте РФ под номером 1120004153), а именно пунктов 2.1.40 и 2.1.41 раздела 2, согласно которым открытый конкурс признается несостоявшимся в том числе в случае, если по итогам рассмотрения конкурсных заявок к участию в конкурсе допущен один претендент и договор может быть заключен только в случае, если конкурс признан несостоявшимся вследствие поступления конкурсной заявки только от одного претендента, является несостоятельным и основан на неправильном прочтении и толковании данных положений.
Так, пунктом 2.1.41 Положения установлено, что если открытый конкурс признан несостоявшимся вследствие поступления конкурсной заявки от одного претендента, с таким претендентом при условии, что он будет признан участником и его конкурсная заявка соответствует требованиям, изложенным в конкурсной документации, может быть заключен договор по цене, согласованной комиссией заказчика, но не выше цены, указанной в финансово-коммерческом предложении участника.
Как следует из материалов дела, победителем конкурса признан участник конкурса, предложивший лучшие условия исполнения договора и заявка которого соответствовала требованиям конкурсной документации.
Нарушений Закона N 223-ФЗ и вышеназванного Положения при определении победителя апелляционным судом не установлено.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований истца, не установив правовых и фактических оснований для признания недействительными итогов рассматриваемого конкурса.
Оснований для отмены решения суда от 30.06.2015 и удовлетворения апелляционной жалобы ООО "Развитие и инвестиции" не имеется.
В соответствии со статей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине в сумме 3000 руб. подлежат оставлению на подателе жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30 июня 2015 года по делу N А56-22969/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Развитие и инвестиции" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-22969/2015
Истец: ООО "Развитие и инвестиции"
Ответчик: Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие "Горэлектротранс"
Третье лицо: ООО "Балтийская сбытовая компания", Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу